Общая характеристика русской художественной культуры рубежного времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика русской художественной культуры рубежного времени



Основные направления московского модерна. Шехтель, Кекушев и др.

Пример раннего модерна – гостиница «Метрополь» (арх. Вальконт). Эффектное здание с затейливыми башенками и волнообразным завершением фасада. Сочетание различныз отделочных материалов – цветной штукатурки, кирпича, керамики, красного гранита. Верхние части фасадлов украшены майоликовыми панно «Принцесса Греза» Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. Ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» Андреева.

Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции, жанры и направление развития русского модерна, был работавший преимущественно в Москве Ф.О.Шехтель (1859—1926). Творчество этого мастера обнимает, по существу, все виды архитектурного строительства — частные особняки, доходные дома, здания торга фирм, вокзалов, театров, кинематографов.

Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна является особняк С. П. Рябушинского 1900-1902 г. В планировке здания торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию, рассчитанную на выразительную контрастную игру светотени. Это свободное развитие объемов в пространстве полемически заострено против уплощенно-фасадного понимании архитектуры. Здесь сказывается свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме — своими прихотливо асимметричными выступами крылец, эркеров, балконов, сандриков над окнами, сильно вынесенного карниза. Здание, подобно растению, «пускает корни», как бы органически врастает в окружающее пространство. Вместе с тем здание тяготеет к монолитности, успокоенности в себе, вызывая ассоциации с небольшим замком, как бы символизируя тем самым принцип частного буржуазного жилища «мой дом — моя крепость».

Широкие оконные проемы, пропорции которых удачно соотнесены с пропорцями стен, не нарушают цельности и единства стенной плоскости. Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Строгое соотношение горизонталей и вертикалей оживляется криволинейными очертаниями арочных проемов и пилонов крылец. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов, объединяющий разнохарактерные по композиции фасады. Прихотливо-капризные извивы органической линии являлись излюбленным орнаментальным мотивом модерна, наиболее ценимой им «линией красоты». Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморных перил мраморной же лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны, несущей светильник.

Оформление интерьеров — мебель и декоративное убранство — также выполнено по проектам Шехтеля. Чередование сумрачно-затененных и светлых пространств, разнообразие фактурных контрастов в сопоставлениях хрупкого и массивного, обилие материалов (мрамор, стекло, полированное дерево), создающих причудливую игру отражений, окрашенный свет оконных витражей, наконец, каждый раз иная конфигурация пространственных ячеек и асимметричное расположение дверных проемов, многократно изменяющее направление светового потока,— все это превращает бытовую среду вархитектурный спектакль, где мир предстает в аспекте своей способности к непредсказуемым метаморфозам, вовлекая обитателя в неуловимо-зыбкую игру настроений.

Ярославский вокзал 1902-1904г. – переход к интернациональному модерну, готические элементы. Особняк Морозовой 1893-1896г. – готические архитектурные мотивы – сказочный замок. Во многих элементах интерьера и декоративного убранства – мебели, светильниках решетчатых перилах парадной лестницы угадываются фантастические существа – грифоны, драконы. Врубель сделал панно, рисунки для витражей.

Л.Н. Кекушев построил в Москве немало зданий, в том числе особняк на улице Остоженке, принадлежавший его жене. Формы дома заимствованы из европейского средневековья, но переосмыслены в духе модерна: это и угловая граненая башня с шатровой кровлей, и узкие вытянутые окна, и криволинейные очертания дверных рам. Некогда постройку венчала фигура льва – символического стража жилища.

Выражение основной проблематики русского искусства рубежного времени в творчестве Валентина Серова

С. любил театр драматич., оперный, балетный, любой (связь с петербуржцами) «Анна Павлова в балете «Сильфиды»» 1909

1905 г С. видел из своего окна расстрел: - создан целый ряд политич. рисунков. Он уходит из академиков пишет протест правит-ву. Его политич. графика публиковалась во многих журналах того времени

Историч. графика:

- жизненность, порыв, динамика

- уход от пространства

- героизация героев, а не принижение их

- обращение к античным сюжетам (после поездки в Грецию)

- изысканность, монументальность

- стилистика модерна (картина-панно «Похищение Европы»)

- возвышенная красота

Деревенский Серов:

- бессобытийные, но оч. яркие пейзажи (союз рус. худож)

- полнота жизни, жизнерадостность

- все просто и естественно

- искание отрадного

Острота психологической и социальной характеристики в портретном творчестве Серова.

Был послед. представителем большого портрета. Завершает развит. парад. портрета.

Серов декоратор, иллюстратор, портретист, реалистич. мастер.

С. всегда стремился вперед сохраняя традиции предыдущ. эпох.

- учился у И. Репина

- схватывание хар-ра чел. энергичными чертами

- в Ак. Худ. поступает, когда еще не было 15 лет. В 1885 г. начинает самост. работу не закончив А.Х., т.к. полностью овладел и живописью и композиц-ми построениями

«Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»:

- влияние франц. импрессионизма

- ощущение, что работа написана легко и свободно (но это огромное кол-во сеансов)

- свежесть впечатления

- ощущение солнца и радости

- новаторское мастерство худож.: стремление высветить палитру

- связанность фигур с пейзажем

Оч. быстро С. становится придворным живописцем. Писал портреты царской семьи: внутренний и внеш. чел. взаимосвязаны, т.е. чел. как целостность (детали одежды и тщательно прописан. лицо)

- вводит в портрет. изобр. животных, помогая харак-ки чел.

- нет банальных, второстепен-х мест в портретах

- модели аристократичны, они холодны

- никто из заказчиков не смел диктовать Серову ни позу, ни антураж и т.д.

- порывистость, неоднозначность образов

- передача основных черт хар-ра

Портреты тв-кой интеллигенции: философов, писателей, артистов и т.д.

Детские портреты:

- в основном мальчики (но есть и девочки)

- непосредственность, чистота

 

Искания в области национальной и религиозной темы Михаила Нестерова

- искания в области нац. темы

- сюжеты искал вне повседневности

- совмещение реальных и мистич. элементов (Видение отроку Варфоломею)

- совершенно конкретный пейзаж с четко прописанными травками

- обращение к жизни Сергия Преподобного

- интерес к рус. истории (Русь святая, подвиги монахов)

- тема приюта (успокоение души в земном мире)

- тишина находит отражение в монастырской тематике Нестерова

- слияние человека и пейзажа

- спасение Руси Н. видел в религиозном возрождении («Святая Русь. Душа народа» 1915). В таком контексте появляются церковные росписи

- «Я искусство воспринимаю, как молитву» /Нестеров/

- обращался к образу рус. женщины («На горах», «Великий постриг»)

Творчество М.В. Нестерова можно поделить на два больших периода – дореволюционный период (1877-1917) и советский период (1917-1927).

Советский период (1917-1927)

После Октябрьской революции жанр портрета начинает доминировать по отношению к другим жанрам в творчестве М.В. Нестерова, становится основным для мастера. Самая распространенная тема портретного жанра этих лет – образ деятеля науки, искусства, культуры.

Первое время Нестеров находился в кругу своей старой темы ухода из суетного мира и приемов изображения («Путник», «Молитва», «Пророк», «За Волгой» («Странники»), «Весна красна» («Пастушок»), «Монашенки», «Тихие воды»).

В эти годы М.В. Нестеров делает ряд повторений своих старых работ. Пишет работы «Отцы пустынники и жены непорочны», «Страстная седмица».

Повторение старых работ и появление в новых мотива элегии, то есть воспоминания об ушедшем, выражает тоску художника по тем временам, когда вера была жива в возможность найти Бога в единении с природой. Преобладание же жизненности, экспрессии в портретах, говорит об изменениях в мировоззрении, теперь за деятельным в миру человеком Нестеров видит будущее. Приемы в поздних картинах:

Черты Модерна: плоскостность, тяготение к панно, линейность.

Черты импрессионизма: письмо мелкими расчлененными мазками.

В пейзаже появляется отстраненная холодность, напряженность, обреченность.

 

Общая характеристика русской художественной культуры рубежного времени

- одно искусство использует язык другого. Постоянно возникают синтетические теории. А. Белый – корни всех искусств музыкальны, т. к. музыка не подражательна, она абстрактна;

- черты мессианства – пересоздание мира путем искусства;

- соборность через искусство. Идея искусства, красоты, творчества. Храмовое действо, храм как синтез искусств;

- русский религиозный Ренессанс. В символике храма выражена идея жизнестроения, возможности духовно-нравственного возрождения;

- возвращение России к своим истокам (византийские формы); национальное рассматривалось как единственная форма общечеловеческого.

Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства".

Искусство рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отразило в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

Происходит понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией. Оно распространено в общественном сознании и среди художников. Возникновение пессимистических = эсхатологических = настроений, чувство наступления конца мира. В русском искусстве многое развивалось синхронно, взаимно воздействуя или противоборствуя, при этом намечаются контуры основных школ – московской и петербуржской, и в то же время проступают тенденции общеевропейские.

Происходит развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, что способствовало соединению в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств.

В художественной культуре рубежа веков отразилась социальная и идейная острота эпохи, возросший интерес к личности, ее духовному миру, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Хотя общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных художников. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, период переосмысления.

Получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась уйти от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики (символизм?). Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Символизм с большей отчетливостью отразил эстетические тенденции, возникшие на рубеже. Он был закономерным этапом художественного развития, через который прошли и литература, и изобразительное искусство, и театр. Для всех этих областей культуры символизм стал мировоззренческой основой. Он сформировался в 90-е гг. и получил преобладающее распространение в первом десятилетии XX в. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей, возрождается идея о воплощении вечной гармонии, законы которой должны восторжествовать на земле. За реальностью открывается высшая реальность, абсолютная идея, истина.

В изобразительном искусстве предоктябрьских десятилетий появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911). Творчество художников, участвовавших в этих группах, несло в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к романтизму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1913 г. относится возникновение русского авангардизма сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К. Малевич (1878-1935), создатель этого направления, определил его как искусство чистых форм, беспредметности. В авангарде нашли выражение творческие искания таких художников, как Р. Фальк, М. Шагал, К. Петров-Водкин. Они искали в окружающем мире воплощение идеи мирового устройства. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.

В реализме этого времени также появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Одной из идей рубежа веков была идея единства и взаимодействия всех сфер духовной культуры. Утрата единства духовной культуры человека и, как следствие, целостности самого. Для спасения культуры и человека от разъедаю­щей дифференциации мышления ищутся пути к органическому единству. Только на путях возврата в лоно идеи синтеза могло состояться рождение нового целостного мировидения. В человеке видится связующее звено меж­ду Богом и материальным бытием, соединяющую дух и материю (модерн).

Понятие "модернизм" включало многие явления литературы и искусства XX в., рожденные в его начале, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Русский модернизм - явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры.

В целом:

  • Сложная актуально-историческая ситуация. - Признаки эсхатологизма: мысли о конце света, о грядущем новом. Происходит кризис классической культуры
  • тенденция освобождения творчества от любых неэстетических задач; "русский культурный ренессанс". Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства". Возрастает интерес к личности, ее духовному миру, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
  • одно искусство использует язык другого. Постоянно возникают синтетические теории. А. Белый – корни всех искусств музыкальны, т. к. муз. не подражательна, она абстрактна;
  • Идейная целостность передвижничества ушла.
  • Интерес к искусству. Этому способствовали народные выставки в разных городах – литературно-описательная линия, просветительская. Но это же вело и к снижению восприятия и качеству. Выставки из других стран – стирание грани недоступности искусства.
  • Сильная интеллектуализация, усложнение искусства.
  • Открытое отношение к жизни не исчезает, а трансформируется. Искусство для искусства, в искусстве можно обрести гармонию. Искусство не хочет отображать, оно хочет быть самой жизнью.
  • Красота пользы и польза красоты: любой предмет должен быть красивым, обладать эстетическими качествами; если что-то красивое, то оно будет способствовать преображению человек, мира (модерн).
  • Уравнивание в правах всех видов искусств. Период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, период переосмысления. Синтеза искусств (модерн)
  • Каждый вид искусства действует разнонаправлено.
  • возвращение России к своим истокам (византийские формы); национальное рассматривалось как единственная форма общечеловеческого. Обращение к православным, национальным мотивам. В национальной идее – новые акценты – духовные православные. Отсюда бум церковного строительства (5500 храмов), храм как синтез искусств - соборность через искусство.
  • Живопись очень многослойна: стилистические направления существуют параллельно, иногда смешиваясь (импрессионизм – везде, кроме архитектур; модерн – везде - всеохватность); некоторые художники вступают в противоречие с традиционным развитием; художники создают новые формы – некоторые индивидуальности творят стиль, одновременно разрушая старое.
  • Множество художественных объединений – «Мир искусства», неоакадемизм, «Голубая роза», «Ослиный хвост», «Бубновый валет».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.188.171 (0.039 с.)