Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика русской художественной культуры рубежного времени↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные направления московского модерна. Шехтель, Кекушев и др. Пример раннего модерна – гостиница «Метрополь» (арх. Вальконт). Эффектное здание с затейливыми башенками и волнообразным завершением фасада. Сочетание различныз отделочных материалов – цветной штукатурки, кирпича, керамики, красного гранита. Верхние части фасадлов украшены майоликовыми панно «Принцесса Греза» Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. Ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» Андреева. Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции, жанры и направление развития русского модерна, был работавший преимущественно в Москве Ф.О.Шехтель (1859—1926). Творчество этого мастера обнимает, по существу, все виды архитектурного строительства — частные особняки, доходные дома, здания торга фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна является особняк С. П. Рябушинского 1900-1902 г. В планировке здания торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию, рассчитанную на выразительную контрастную игру светотени. Это свободное развитие объемов в пространстве полемически заострено против уплощенно-фасадного понимании архитектуры. Здесь сказывается свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме — своими прихотливо асимметричными выступами крылец, эркеров, балконов, сандриков над окнами, сильно вынесенного карниза. Здание, подобно растению, «пускает корни», как бы органически врастает в окружающее пространство. Вместе с тем здание тяготеет к монолитности, успокоенности в себе, вызывая ассоциации с небольшим замком, как бы символизируя тем самым принцип частного буржуазного жилища «мой дом — моя крепость». Широкие оконные проемы, пропорции которых удачно соотнесены с пропорцями стен, не нарушают цельности и единства стенной плоскости. Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Строгое соотношение горизонталей и вертикалей оживляется криволинейными очертаниями арочных проемов и пилонов крылец. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов, объединяющий разнохарактерные по композиции фасады. Прихотливо-капризные извивы органической линии являлись излюбленным орнаментальным мотивом модерна, наиболее ценимой им «линией красоты». Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморных перил мраморной же лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны, несущей светильник. Оформление интерьеров — мебель и декоративное убранство — также выполнено по проектам Шехтеля. Чередование сумрачно-затененных и светлых пространств, разнообразие фактурных контрастов в сопоставлениях хрупкого и массивного, обилие материалов (мрамор, стекло, полированное дерево), создающих причудливую игру отражений, окрашенный свет оконных витражей, наконец, каждый раз иная конфигурация Ярославский вокзал 1902-1904г. – переход к интернациональному модерну, готические элементы. Особняк Морозовой 1893-1896г. – готические архитектурные мотивы – сказочный замок. Во многих элементах интерьера и декоративного убранства – мебели, светильниках решетчатых перилах парадной лестницы угадываются фантастические существа – грифоны, драконы. Врубель сделал панно, рисунки для витражей. Л.Н. Кекушев построил в Москве немало зданий, в том числе особняк на улице Остоженке, принадлежавший его жене. Формы дома заимствованы из европейского средневековья, но переосмыслены в духе модерна: это и угловая граненая башня с шатровой кровлей, и узкие вытянутые окна, и криволинейные очертания дверных рам. Некогда постройку венчала фигура льва – символического стража жилища. Выражение основной проблематики русского искусства рубежного времени в творчестве Валентина Серова С. любил театр драматич., оперный, балетный, любой (связь с петербуржцами) «Анна Павлова в балете «Сильфиды»» 1909 1905 г С. видел из своего окна расстрел: - создан целый ряд политич. рисунков. Он уходит из академиков пишет протест правит-ву. Его политич. графика публиковалась во многих журналах того времени Историч. графика: - жизненность, порыв, динамика - уход от пространства - героизация героев, а не принижение их - обращение к античным сюжетам (после поездки в Грецию) - изысканность, монументальность - стилистика модерна (картина-панно «Похищение Европы») - возвышенная красота Деревенский Серов: - бессобытийные, но оч. яркие пейзажи (союз рус. худож) - полнота жизни, жизнерадостность - все просто и естественно - искание отрадного Острота психологической и социальной характеристики в портретном творчестве Серова. Был послед. представителем большого портрета. Завершает развит. парад. портрета. Серов декоратор, иллюстратор, портретист, реалистич. мастер. С. всегда стремился вперед сохраняя традиции предыдущ. эпох. - учился у И. Репина - схватывание хар-ра чел. энергичными чертами - в Ак. Худ. поступает, когда еще не было 15 лет. В 1885 г. начинает самост. работу не закончив А.Х., т.к. полностью овладел и живописью и композиц-ми построениями «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»: - влияние франц. импрессионизма - ощущение, что работа написана легко и свободно (но это огромное кол-во сеансов) - свежесть впечатления - ощущение солнца и радости - новаторское мастерство худож.: стремление высветить палитру - связанность фигур с пейзажем Оч. быстро С. становится придворным живописцем. Писал портреты царской семьи: внутренний и внеш. чел. взаимосвязаны, т.е. чел. как целостность (детали одежды и тщательно прописан. лицо) - вводит в портрет. изобр. животных, помогая харак-ки чел. - нет банальных, второстепен-х мест в портретах - модели аристократичны, они холодны - никто из заказчиков не смел диктовать Серову ни позу, ни антураж и т.д. - порывистость, неоднозначность образов - передача основных черт хар-ра Портреты тв-кой интеллигенции: философов, писателей, артистов и т.д. Детские портреты: - в основном мальчики (но есть и девочки) - непосредственность, чистота
Искания в области национальной и религиозной темы Михаила Нестерова - искания в области нац. темы - сюжеты искал вне повседневности - совмещение реальных и мистич. элементов (Видение отроку Варфоломею) - совершенно конкретный пейзаж с четко прописанными травками - обращение к жизни Сергия Преподобного - интерес к рус. истории (Русь святая, подвиги монахов) - тема приюта (успокоение души в земном мире) - тишина находит отражение в монастырской тематике Нестерова - слияние человека и пейзажа - спасение Руси Н. видел в религиозном возрождении («Святая Русь. Душа народа» 1915). В таком контексте появляются церковные росписи - «Я искусство воспринимаю, как молитву» /Нестеров/ - обращался к образу рус. женщины («На горах», «Великий постриг») Творчество М.В. Нестерова можно поделить на два больших периода – дореволюционный период (1877-1917) и советский период (1917-1927). Советский период (1917-1927) После Октябрьской революции жанр портрета начинает доминировать по отношению к другим жанрам в творчестве М.В. Нестерова, становится основным для мастера. Самая распространенная тема портретного жанра этих лет – образ деятеля науки, искусства, культуры. Первое время Нестеров находился в кругу своей старой темы ухода из суетного мира и приемов изображения («Путник», «Молитва», «Пророк», «За Волгой» («Странники»), «Весна красна» («Пастушок»), «Монашенки», «Тихие воды»). В эти годы М.В. Нестеров делает ряд повторений своих старых работ. Пишет работы «Отцы пустынники и жены непорочны», «Страстная седмица». Повторение старых работ и появление в новых мотива элегии, то есть воспоминания об ушедшем, выражает тоску художника по тем временам, когда вера была жива в возможность найти Бога в единении с природой. Преобладание же жизненности, экспрессии в портретах, говорит об изменениях в мировоззрении, теперь за деятельным в миру человеком Нестеров видит будущее. Приемы в поздних картинах: Черты Модерна: плоскостность, тяготение к панно, линейность. Черты импрессионизма: письмо мелкими расчлененными мазками. В пейзаже появляется отстраненная холодность, напряженность, обреченность.
Общая характеристика русской художественной культуры рубежного времени - одно искусство использует язык другого. Постоянно возникают синтетические теории. А. Белый – корни всех искусств музыкальны, т. к. музыка не подражательна, она абстрактна; - черты мессианства – пересоздание мира путем искусства; - соборность через искусство. Идея искусства, красоты, творчества. Храмовое действо, храм как синтез искусств; - русский религиозный Ренессанс. В символике храма выражена идея жизнестроения, возможности духовно-нравственного возрождения; - возвращение России к своим истокам (византийские формы); национальное рассматривалось как единственная форма общечеловеческого. Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства". Искусство рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отразило в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры. Происходит понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией. Оно распространено в общественном сознании и среди художников. Возникновение пессимистических = эсхатологических = настроений, чувство наступления конца мира. В русском искусстве многое развивалось синхронно, взаимно воздействуя или противоборствуя, при этом намечаются контуры основных школ – московской и петербуржской, и в то же время проступают тенденции общеевропейские. Происходит развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, что способствовало соединению в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. В художественной культуре рубежа веков отразилась социальная и идейная острота эпохи, возросший интерес к личности, ее духовному миру, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Хотя общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных художников. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, период переосмысления. Получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась уйти от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики (символизм?). Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Символизм с большей отчетливостью отразил эстетические тенденции, возникшие на рубеже. Он был закономерным этапом художественного развития, через который прошли и литература, и изобразительное искусство, и театр. Для всех этих областей культуры символизм стал мировоззренческой основой. Он сформировался в 90-е гг. и получил преобладающее распространение в первом десятилетии XX в. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей, возрождается идея о воплощении вечной гармонии, законы которой должны восторжествовать на земле. За реальностью открывается высшая реальность, абсолютная идея, истина. В изобразительном искусстве предоктябрьских десятилетий появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911). Творчество художников, участвовавших в этих группах, несло в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к романтизму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы. К 1913 г. относится возникновение русского авангардизма сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К. Малевич (1878-1935), создатель этого направления, определил его как искусство чистых форм, беспредметности. В авангарде нашли выражение творческие искания таких художников, как Р. Фальк, М. Шагал, К. Петров-Водкин. Они искали в окружающем мире воплощение идеи мирового устройства. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи. В реализме этого времени также появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Одной из идей рубежа веков была идея единства и взаимодействия всех сфер духовной культуры. Утрата единства духовной культуры человека и, как следствие, целостности самого. Для спасения культуры и человека от разъедающей дифференциации мышления ищутся пути к органическому единству. Только на путях возврата в лоно идеи синтеза могло состояться рождение нового целостного мировидения. В человеке видится связующее звено между Богом и материальным бытием, соединяющую дух и материю (модерн). Понятие "модернизм" включало многие явления литературы и искусства XX в., рожденные в его начале, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Русский модернизм - явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. В целом:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.011 с.) |