Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символизм в русском изобразительном искусстве. Преодоление натурного видения у Борисова-МусатоваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Виктор Борисов-Мусатов — выдающийся русский живописец. Прожил короткую жизнь, всего тридцать пять лет, но успел создать оригинальный стиль, который может быть назван элегическим. Родом из Саратова. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, затем, в 1891-1894 гг. в Петербургской Академии художеств и частной мастерской П. Чистякова. В 1895-1898 гг. В Париже у Ф. Кормона. Борисов-Мусатов восторгался искусством П. Пюви де Шаванна и мечтал у него учиться, но получил отказ. Очевидно влияние на его творчество французской живописи его современников, художников группы наби, с которыми Борисова-Мусатова впоследствии сравнивали, хотя непосредственного контакта между ними, вероятно, не было. Но бесспорно главное: самобытность художника. Возвратившись из Парижа, Борисов-Мусатов поселился в Саратове. Затем работал в Подольске и Тарусе. Поэтический склад его души и красота родной природы создали особый стиль картин, отличающихся трогательной нежностью и грустью. Б. – М. и Врубель являются наиболее яркими представителями русского символизма Ключевые принципы творчества В.Э. Борисова-Мусатова. Творчество пронизывают идеи пантеизма, воплощенные в женских образах 18 в. - Художник разрабатывает проблему цикличности природы в следующих категориях: жизнь-смерть, творение-умирание. - Важную роль играет природа как соединение основных стихий в единое мироздание: небо, облака, деревья, вода, земля. Природа успокоена, в мерном ритме движения. Часто используется мотив «мирового древа» (чаще дуб), которое соединяет своей вертикалью все слои пространства. Персонаж каждой работы – женщина, органичная с природным началом. Женщина – олицетворение «души» природы, она задает движение по кругу, спирали, является также осью мироздания. Женские образы визуализируют разные этапы творения мира, цикла: рождение, зачинание («Водоем»), сон природы, завершение цикла жизни («Отблеск заката», «Прогулка при закате»), в позднем творчестве мастера – полноценный цикл с выходом на новый виток («Реквием», серия работ – аллегорий времен года, «Венок васильков»). - На идею цикличности работают такие элементы композиции, как круговое движение вокруг оси, мотив шествия как процесс, разворачивание цикла, мотив дороги – символ жизни, диагональные и ромбовидные линии – аналог линиям творящей природы; отражение как наглядный союз земли, воды и неба. - Мотив плодородия и цветения: весенне-летняя пора с цветущими яблонями, созревшими одуванчиками. Изображены женщины среднего возраста (детородные), часто с расцветшей розой в руках. Иконография женщины 18 в. выбрана в качестве эталона. 18 век при российских императрицах Елизавете и Екатерине – «золотой век» в истории России, когда церковь и государство в союзе создавали благоприятную почву для развития искусства и расцвета культуры. Ранние работы В. Борисова-Мусатова свидетельствуют о его сомнениях в истинности новых идеалов индустриальной эпохи. Художник обращается к идеальному времени, в котором осуществлялось гармоничная связь человеческого и божественного. Одним из путей к этой связи в 18 в. был сенсуалистский, пантеистический. - Женщина вне индивидуальности, конкретности (отвлечённый символ). Пышное округлое платье лишает ее чувственности и придает женственность, подчеркивая ее качество красоты и творящие способности. - За жестами, взглядами и позами закреплены определенные смыслы. Руки могут быть сложены на уровне чрева, подчеркивая животворящее начало девушки. Могут быть опущены, сцеплены в замок – закрытие, завершение жизни. Живописные группы образуют развертку поз как последовательное движение солнца, движение жизни в целом. Вектор взглядов характеризует девушек: девушка-природа смотрит на землю, девушка-водоем – на небо. - Художник использует символистскую атрибутику в контексте пантеизма: веер, накидка, роза, ожерелье. Веер – образ цикла, сложенный – преддверие его начала, раскрытый – полнота жизненного процесса. Роза – в символизме образ амбивалентности жизни и смерти, что наделяет девушку качеством преходящести и мгновенности (характерно для временного цикла). С помощью накидки выражаются различные состояния природных явлений: шаль, покрывающая женщину зрелого возраста («Прогулка при закате») олицетворяет закат, заключительную фазу жизни, накидка на девушке, символизирующей сотворенную природу («Водоем»), говорит о ее силе, потенции плодородия. Ожерельем наделены девушки творящие, находящиеся в самом жизненном процессе. - Архитектура решена обобщенно, она гармонично встроена в природу. Каменное и живое не противопоставлены, а представлены как взаимосвязанные элементы одной картины мира. - Фиксируется особое самопогруженное состояние каждой женщины. Приемами театрального построения создается атмосфера отстраненности и ирреальности происходящего, атмосферы созидания земного бытия на уровне природных стихий, воплощенных в женщинах. - не делает различия между символом и символическим мышлением худ-ка - ряд различных стилевых вариантов - вершина развития романтизма, продолжение романтических тенденций - слияние мира внешнего и внутреннего (внешний мир – выражение внутреннего) - мир предметов – преодоление и выход в другой мир - не было теории и специального журнала - нет общности - были отдельные группы - возносит к-ру на одну из самых высоких точек - от мира конкретного к миру идей, образов - определяющая роль интуиции. Ключевые принципы творчества В.Э. Борисова-Мусатова. Творчество пронизывают идеи пантеизма, воплощенные в женских образах 18 в. - Художник разрабатывает проблему цикличности природы в следующих категориях: жизнь-смерть, творение-умирание. - Важную роль играет природа как соединение основных стихий в единое мироздание: небо, облака, деревья, вода, земля. Природа успокоена, в мерном ритме движения. Часто используется мотив «мирового древа» (чаще дуб), которое соединяет своей вертикалью все слои пространства. Персонаж каждой работы – женщина, органичная с природным началом. Женщина – олицетворение «души» природы, она задает движение по кругу, спирали, является также осью мироздания. Женские образы визуализируют разные этапы творения мира, цикла: рождение, зачинание («Водоем»), сон природы, завершение цикла жизни («Отблеск заката», «Прогулка при закате»), в позднем творчестве мастера – полноценный цикл с выходом на новый виток («Реквием», серия работ – аллегорий времен года, «Венок васильков»). - На идею цикличности работают такие элементы композиции, как круговое движение вокруг оси, мотив шествия как процесс, разворачивание цикла, мотив дороги – символ жизни, диагональные и ромбовидные линии – аналог линиям творящей природы; отражение как наглядный союз земли, воды и неба. - Мотив плодородия и цветения: весенне-летняя пора с цветущими яблонями, созревшими одуванчиками. Изображены женщины среднего возраста (детородные), часто с расцветшей розой в руках. Иконография женщины 18 в. выбрана в качестве эталона. 18 век при российских императрицах Елизавете и Екатерине – «золотой век» в истории России, когда церковь и государство в союзе создавали благоприятную почву для развития искусства и расцвета культуры. Ранние работы В. Борисова-Мусатова свидетельствуют о его сомнениях в истинности новых идеалов индустриальной эпохи. Художник обращается к идеальному времени, в котором осуществлялось гармоничная связь человеческого и божественного. Одним из путей к этой связи в 18 в. был сенсуалистский, пантеистический. - Женщина вне индивидуальности, конкретности (отвлечённый символ). Пышное округлое платье лишает ее чувственности и придает женственность, подчеркивая ее качество красоты и творящие способности. - За жестами, взглядами и позами закреплены определенные смыслы. Руки могут быть сложены на уровне чрева, подчеркивая животворящее начало девушки. Могут быть опущены, сцеплены в замок – закрытие, завершение жизни. Живописные группы образуют развертку поз как последовательное движение солнца, движение жизни в целом. Вектор взглядов характеризует девушек: девушка-природа смотрит на землю, девушка-водоем – на небо. - Художник использует символистскую атрибутику в контексте пантеизма: веер, накидка, роза, ожерелье. Веер – образ цикла, сложенный – преддверие его начала, раскрытый – полнота жизненного процесса. Роза – в символизме образ амбивалентности жизни и смерти, что наделяет девушку качеством преходящести и мгновенности (характерно для временного цикла). С помощью накидки выражаются различные состояния природных явлений: шаль, покрывающая женщину зрелого возраста («Прогулка при закате») олицетворяет закат, заключительную фазу жизни, накидка на девушке, символизирующей сотворенную природу («Водоем»), говорит о ее силе, потенции плодородия. Ожерельем наделены девушки творящие, находящиеся в самом жизненном процессе. - Архитектура решена обобщенно, она гармонично встроена в природу. Каменное и живое не противопоставлены, а представлены как взаимосвязанные элементы одной картины мира. - Фиксируется особое самопогруженное состояние каждой женщины. Приемами театрального построения создается атмосфера отстраненности и ирреальности происходящего, атмосферы созидания земного бытия на уровне природных стихий, воплощенных в женщинах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.007 с.) |