Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные эстетические категории.

Поиск

Основные эстетические категории.

К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.

Эстетические категории – основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.

Прекрасное – главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.

Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.

Величественное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.

Комическое – эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».

Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.

Драматическое – эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.

Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

Интересное – эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.

 

Прекрасное как базовая категория эстетики.

Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Современная эстетика рассматривает категорию прекрасного как одно из наиболее общих эстетических понятий, в котором не только фиксируются реальные свойства предметов и явлений действительности и выражается отношение к ним, но и воплощаются представления о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов реальной природной и социальной действительности с позиций превосходной степени красоты.

 

Величественное и возвышенное.

Величественное, Возвышенное - все наиболее значительное, поскольку благодаря ему душа возвышается над всем незначительным и мелочным; согласно Канту, это то, что превосходит любые требования познания (благодаря своим огромным размерам и своей огромной силе) и любые требования воления (благодаря большой и высокой цели). Кант различает математическое величие монументальности и динамическое величие носителя огромной энергии. Шиллер (“О возвышенном”, 1793) рассматривает переживание возвышенного как возникающее, “с одной.стороны, из чувства нашей беспомощности и ограниченности в познании предмета, а с другой – из чувств нашего превосходства, которое не страшится никаких границ и покоряется духовно тому, чему подведомственны силы нашей души”.

 

Возвышенное — категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания.

Категория возвышенного характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают особенной положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи пока не могут быть освоены обществом и личностью. В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, смерч, извержение вулкана и т.д. В социальной жизни яркие проявления возвышенного содержатся в служащих делу прогресса выдающихся деяниях как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как грандиозность, масштабность, монументальность. В истории искусства сформировался ряд специальных жанров, посвященных отражению возвышенного: эпопея, героическая поэма, ода, гимн, оратория, кантата, монументальные жанры живописи и скульптуры.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.

В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.

 

Трагическое.

 

Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма Драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании внутреннего равновесия его психики.

Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано первоначально в художественной форме — в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в эстетике в трудах Аристотеля, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, А. Шлегеля, Г. Гегеля, Н. Чернышевского и др.

 

Комическое.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.

В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.

Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.

Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.

Между юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков комического, что отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Это — шутка, каламбур, ирония, сарказм, гротеск, бурлеск, гэгг и др.

 

Изящное и грациозное.

Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

ИЗЯЩНЫЙ, красивый, прекрасный, художественый, согласованный с искусством, художеством; вообще, сделанный со вкусом. Изящное ср. отвлеченное понятие о красоте, соразмерности и вкусе. Изящные искусства: музыка, живопись, ваянье и зодчество; присоединяют к сему и поэзию, мимику, пляску и пр. Изящность жен. свойство, качество, принадлежность всего, что изящно. Изящность работы этой вещи замечательна. Изящество ср. то же, изящность, но более ·в·знач. самостоятельном и отвлеченном; красота. Изящество, это союз истины и добра. Изяществовать, красоваться изящностью. Изящесловие ср. эстетика, наука об изящном.

 

Эстетика средневековья.

В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота - лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются. Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом.

Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического. Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.

Романский стиль был господствующим в VI-XII вв. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого это искусство казалось подобием "римского" стиля (Roma - Рим). Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объемы зданий. Храм в этом случае предстает не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. Скульптура и рельефы вписаны в пространство храма и демонстрируют преобладание духа над телесностью.

Готический стиль (XII-XIV вв.) сформировался тогда, когда изменились функции собора. Он стал не только культовым зданием, но и центром светской жизни, символом богатства города, мощи его власти. Термин "готический" был опять-таки придуман идеологами Возрождениями, ибо в сравнении с романским, "классическим" стилем, он представлялся "варварским" (готы - одно из варварских племен). Готика характеризуется устремленностью здания ввысь, что достигалось за счет особой конструкции архитектуры. Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. В результате нагрузка на стены уменьшалась, их можно было строить очень высокими. Готическая архитектура богато декорирована: резные башенки, балконы, витражи, розетки, скульптура внутри и снаружи здания делали храм изысканным произведением искусства

Эстетика Ренессанса.

Термин Renissance (Возрождение) принадлежит Джорджо Вазари, автору "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550 г.). Вазари считал античность идеальным образцом искусства и полагал необходимым возродить ее образцы. Как и в античности, главной темой в искусстве становится не Бог, а человек, эстетика приобретает антропоцентрический характер. Даже для постижения божественной красоты лучше всего подходят человеческие чувства, в особенности зрение. Таким образом, Бог стал ближе к миру, сформировался интерес не к трансцендентной ("запредельной"), а к природной красоте.

Результатом стал расцвет визуальных искусств, в особенности живописи, в которой возник жанр пейзажа (в средневековом, да и в античном искусстве природа не была предметом изображения, но лишь условной средой, в которую помещались персонажи). Леонардо да Винчи считал живопись царицей всех наук.

Такое сближение искусства и науки предполагало, что искусство способно дать истинное знание о сущности вещей, оно выделяет эту сущность, делает ее явной. Чтобы искусство давало знание, в основе изображения должны лежать математические закономерности. В частности, Альбрехт Дюрер разрабатывал учение о числовых пропорциях человеческого тела, ту же цель преследовал Леонардо своим чертежом человека, вписанного в круг и в квадрат. В своих построениях они ориентировались на правило "золотого сечения". Художники Возрождения открыли секрет построения прямой перспективы, т.е. изображения объема на плоскости. Итак, творцы эпохи Возрождения стремились выработать четкие, почти научные правила для художника, "поверить алгеброй гармонию". При этом они избегали слепого копирования действительности, их художественный метод - идеализация, изображение реального таким, как оно должно быть. Следует подражать природе, но только прекрасному в ней. В сущности, такой подход весьма близок идее Аристотеля о том, что искусство, подражая природе, должно запечатлевать идеальную форму в материале.

Эстетика Возрождения уделила значительное внимание категории трагического, в то время как средневековая мысль тяготела к анализу категории возвышенного. Философы Возрождения ощущали противоречие античных и христианских оснований своей культуры, а также неустойчивость положения человека, опирающегося только на себя, свои способности и разум.

Классицистская эстетика.

Это направление сложилось в XVII веке под влиянием рационалистической традиции в философии Нового времени, согласно которой мир устроен логично, соразмерно разуму, а потому постижим с помощью разума. В частности, Р.Декарт полагал, что художественное творчество должно подчиняться разуму, произведение должно иметь ясную внутреннюю структуру; задача художника - убеждать силой мысли, а не воздействовать на чувства.

Теоретиком французского классицизма стал Никола Буало, написавший трактат "Поэтическое искусство". В нем эстетическим идеалом было провозглашено античное искусство, рекомендовалось следовать сюжетам греческой мифологии, ибо в них отражена жизнь в ее идеальном облике. Термин "классицизм" означает "образцовый стиль", который приписывался античной культуре. Стиль произведения должен быть высоким и изящным, простым и строгим. В соответствии с рационалистической установкой Буало полагал, что в искусстве фантазия и чувства должны быть подчинены разуму.

Характер героя в классических произведениях рассматривался как неизменный и лишенный индивидуальных черт. Каждый персонаж должен быть целостным воплощением каких-то качеств, быть законченным злодеем, либо примером добродетели. Еще одним признаком классического стиля стал принцип единства места, времени и действия, который особо строго прослеживался в драматическом искусстве. Большой вклад в создание пьес в духе классицизма внесли Пьер Корнель, Расин, Жан Батист Мольер.

Целью искусства классицизма считалось воспитание, формирование правильного (сообразного разуму) отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Следует заметить, что искусство того времени существовало по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика XIV и его любовью к украшению своего двора.

Эстетика барокко.

Барокко - еще одно художественное направление XVII века, широко распространенное в Италии и в России (поскольку в ней работали многие итальянские архитекторы). Название происходит от понятия "жемчужина неправильной формы", таким образом, подразумевается, что барокко - это нечто вычурное. Термин был придуман эстетами XVIII века в насмешку над стилем XVI-XVII веков, барокко считалось упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому иногда полагают, что в каждой культуре есть свое барокко, упадок, тяготение к странным формам в ущерб содержанию (к нему относили архитектуру Римской империи III-IV вв.; позднюю, "пламенеющую" готику; знаменитую Сикстинскую капеллу).

Барокко - очевидная антитеза классицизму: цель искусства - создавать чудесное и поражающее, необычное и фантастическое. Искусство противно науке, оно зиждется не на разуме, а на вдохновении, игре воображения. Из всех интеллектуальных способностей ближе всего к искусству стоит остроумие, т.е. не гармоничный и логичный разум, а изощренный, соединяющий несоединимое.

К художественным приемам барокко относится метафора, иносказание, эмблема; этот стиль позволяет изображать гротескное и даже безобразное, смешивает различные приемы изобразительности. Барокко выдвинуло идею синтеза искусств, главным достижением которого стало возникновение оперы. Прекрасной демонстрацией синтеза искусств стало творчество Джованни Лоренцо Бернини, построившего и оформившего многие здания в Ватикане. Теоретики барокко выдвинули идею о том, что архитектура - это застывшая музыка, а художники практиковали создание архитектурных иллюзий живописными средствами. В целом искусство барокко отличается пышность и декоративностью, замысловатостью форм и страстностью выражения. По своим социальным функциям оно оказалось средством прославления католической церкви и королевской абсолютной власти. Если достижения классицизма связаны в основном с литературой и театром, то барокко нашло наибольшее выражение в архитектуре и скульптуре.

Эстетика рококо.

Дело в том, что именно относительная свобода от утилитарной нагрузки сообщает вещам подобного рода семиотическую потенцию, обеспечивает возможность служить средством передачи и хранения специфической информации. «Безделушка - памятник мимолетным и нематериальным переживаниям, эмоция, зафиксированная в пространстве и подлежащая хранению во времени. Это снимок, фиксация осуществленного или желанного (последнее, надо признать, еще более нематериально) эмоционального контакта».

В ситуации, когда эстетизируется сфера интимного (дружеского, любовного) общения, возрастает и роль безделушек, а само слово претендует на высокий культурный статус. «Милые пустяки», «прелестные безделицы», будь то фарфоровая статуэтка шкатулка или табакерка, хранят в себе «маленькие счастья» (petites bonheurs) пережитого или ожидаемого приватного общения.

Эстетика рококо - это эстетика нюансов и намеков. В изображении человека гораздо труднее, чем прежде, уловить переход от психологической трезвости взгляда на модель к выгодному для нее сокрытию некоторых черт, от подлинного лица - к светской маске, от жизни - к роли и наоборот. Некая интригующая двойственность образа составляет принципиальную черту многих портретов этой эпохи. И еще один важный момент, опять-таки связанный с игровым началом. Герои портретной галереи XVIII века расположены к общению со зрителем и побуждают его к ответной реакции. Свойственное портрету по самой природе жанра, это качество обретает теперь новую, тонкую специфику.

Эстетика романтизма.

Эстетика модерна.

Толкование этих явлений в науке неоднозначно; если говорить обобщенно, модернизм понимается как художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с начала XX в. и продолжавшаяся вплоть до второй мировой войны. Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть художественного творчества модернизма и постмодернизма принципиально различна. Стало уже общим местом противопоставлять созидательную природу модернизма постмодернизму с его игрой мертвыми формами.

Модернизму, безусловно, был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был и своего рода созидательной работой. Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, Д. Джойса, М. Шагала и других авторов, не наследовавших формы классического искусства, была устремлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, была броском в будущее. Модернизм строил свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссальной работы, которая привела в итоге к установлению новых отношений между человеком и миром. Вот как описывает работу, проделанную модернизмом, Ж.-Ф. Лиотар (р. 1924), известный французский философ и культуролог: «Пациент психоаналитика пытается переработать расстройство, от которого он страдает в настоящем, проводя свободные ассоциации между его элементами, на первый взгляд исключенными изо всякого контекста, и какими-то пережитыми в прошлом ситуациями, что позволяет ему раскрыть тайный смысл своей жизни, своего поведения». Точно так же работа Сезанна, Делоне, Кандинского, Мондриана, наконец, Дюшана может рассматриваться как некая проработка современностью собственного смысла.

Эстетика авангарда.

Авангардизм совершил переворот в мировом искусстве и в культуре в целом. Главный вопрос эстетики - отношение искусства и действительности - был решён в искусстве авангарда совершенно иначе, нежели в искусстве предшествовавших эпох. Один из теоретиков футуризма Николай Чужак так сформулировал это фундаментальное отличие: "Искусство, как метод познания жизни (отсюда - пассивная созерцательность), - вот наивысшее... содержание старой, буржуазной эстетики.

Искусство, как метод строения жизни (отсюда - преодоление материи), - вот лозунг, под которым идёт... представление о науке искусства" [2].

Такое понимание искусства выходит за границы традиционной эстетики, это эстетика особого рода, так как понятия "прекрасного" и "безобразного" здесь впервые не являются ключевыми, не функционируют или функционируют не всегда. Задача искусства мыслится в том, чтобы переструктурировать пространство культуры, создать новые (или воплотить в жизнь уже известные) нормы, ценности и идеалы не только в сфере искусства, но и, шире, в сфере личной и общественной жизни, создать новую модель личности, нового человека. Такого рода устремления стали осознанной тенденцией не в первые годы существования российского и немецкого авангардизма (первая половина 1910-х годов), а позднее, в конце 1910-х - начале 1920-х гг., хотя, например, положительная программа зауми формировалась уже в 1913 г., а первые выступления дадаизма относятся к 1916 г. Тем не менее эту общую направленность искусства авангардизма можно проследить от времени его зарождения до периода упадка.

Для художников-авангардистов принцип художественного моделирования, лежащий в основе любого литературного творчества [3], важен как выражение их осознанного творческого отношения к действительности. Новая культура, а значит, и новый мир должны быть построены по тем же законам, по каким строятся их произведения; смысл художественного произведения - в том, чтобы показать, как должен строиться и каким должен быть новый мир.

Эстетика структурализма.

В С. предпринята попытка снять противоположность чувственного и рационального примирить строгость и последовательность ученого с парадоксальностью и метафизичностью художника, что сказалось на усилении эстетизации философской мысли. Важная особенность С. заключается в радикальном пересмотре всей проблематики человека, понимаемого в качестве субъекта познания творчества и иной деятельности, что нашло выражение в его антисубъектной направленности. Традиционный субъект в структуралистских исследованиях либо «теряет свои преимущества», либо «загоняется в складки бытия» и полностью «выводится из игры», либо «добровольно уходит в отставку», уступая свое место действию всевозможных структур, систем, полей и правил, которые не оставляют за субъективным фактором сколько-нибудь существенного значения. Такая «ирреализация» субъекта иногда объясняется намерением достичь полной или «тотальной объективности». Применительно к искусству и эстетике редукция субъекта означает исключение или принижение роли всего того, что связано с художником как непосредственным создателем художественного произведения. Барт называет психологические теории искусства «таинственной алхимией творчества». Сторонники С. выступают против традиционных понятий «автор» и «произведение», лишая первого «прав собственности» на продукт своей деятельности, предпочитая второму более современное понятие «текст». Действительным автором произведения становится не столько художник, сколько универсальные и трансцедентные по отношению к нему и его творению структуры и законы. У Леви-Строса таковыми выступают «ментальные структуры», у Барта — «письмо», у Фуко — «письмо» и «эпистемы», у Дерриды — «письмо» и «деконструкция» и т. д.

Помимо затронутых установок и подходов в структуралистских исследованиях используются многие другие принципы, методы и подходы. Один из них — принцип имманентности, согласно которому при изучении какого-либо объекта все внимание направляется на его внутреннее строение, абстрагируясь от его генезиса, эволюции и внешних функций. Леви-Строс по этому поводу замечает: «Было бы иллюзией представлять себе,... что маска, скульптура или картина могут быть объяснены через то, что они изображают, или же через эстетическое или ритуальное применение, которому они предназначены».

Эстетика деконструкции.

Эстетика постмодернизма.

Основные эстетические категории.

К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.

Эстетические категории – основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.

Прекрасное – главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.

Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.

Величественное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.

Комическое – эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».

Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.

Драматическое – эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.

Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

Интересное – эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 22570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.012 с.)