Особенности эстетики садово-паркового искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эстетики садово-паркового искусства.



искусство создавать пейзажные парки, сады, озеленяемые участки для удовлетво­рения культурных, эстетических и бытовых нужд и потребностей человека. Его глав­ным отличием от других видов искусства является то, что материалом для него слу­жит живая природа и природные ланд­шафты.

Человек здесь завершает то, что начала сама природа: устраняет случайное, добав­ляет недостающие части ландшафта (ис­кусственные дорожки, водоемы, беседки, статуи и т. д.).

Главным является объеди­нение элементов природы и архитектурных сооружений в единое гармоническое целое. В процессе исторического развития воз­никало много приемов и стилей в компози­ции садово-паркового искусства, учитывавшего изменение эсте­тических идеалов, своеобразие бытовых и культурных традиций своего времени.

Основными видами садово-паркового искусства являются регулярный и пейзажный. Для регулярного характерно геометрическое построение, строгая рациональная схема. Красота есте­ственной природы при устройстве этого типа парка имеет второстепенное значение в силу ее «хаотичности», «неправильности», т. е. нерегулярности. Для пейзажного вида садово-паркового искусства характерно живописное рас­положение композиционных элементов, большей частью созданное самой природой. Регулярные парки часто называют «фран­цузскими», пейзажные — «английскими».

В рабовладельческом и феодальном об­ществе преобладали частные сады, парки при дворцах и культовых постройках и т. д. Регулярные сады появляются уже в Древ­нем Египте и в Вавилоне («висячие сады» Семирамиды). В городах Древней Греции зародились общественные сады — для про­гулок, игр, состязаний. Подъем садово-паркового искусства в Европе отмечается в эпоху Возрождения в основном в Италии и Франции; здесь актив­но использовался рельеф местности с монументальными лестницами, каскадами, мно­гочисленными скульптурами (итальянские виллы в стиле барокко). В XVII в. эстетические идеалы классицизма (строгая гармония, рационализм, симметрия) нашли отра­жение и в планировочных принципах пар­ковых ансамблей. В это время и создаются т. наз. регулярные («французские») парки Центральное место в их планировке зани­мает дворец, перед его фасадом располагается партер — открытая часть парка с га­зонами, водоемами, кронами деревьев, ко­торой придается геометрическая форма (например, Версаль, Сен-Клу и др.). Во второй половине XVIII в. появляются сво­бодно и естественно планируемые пейзаж­ные («английские») парки. С утвержде­нием просветительских идей, особенно Руссо с его стремлением к «естественной жизни», классицизм теряет свои позиции, начинает преобладать новый эстетический идеал. Складывается культ «естественного человека», которому нечего делать в рас­черченных аллеях подстриженных деревь­ев, рациональная симметрия не удовлетво­ряет его. Склонность к уединенным размышлениям определяет планировку парков. Партер становится простой лужайкой пе­ред усадебным дворцом, часто с асиммет­рично расположенными группами неподстриженных деревьев, аллеи извилисты, со всевозможными романтическими «сюрпри­зами» — павильонами, гротами,- скульпту­рой и т. д. Регулярный парк сменяется пей­зажным с контрастным сочетанием архи­тектуры и паркового искусства, которые дополняют друг друга, оттеняют и обога­щают.

Первые русские сады — это княжеские усадьбы в Киеве, Владимире. Возобно­вляется садово-парковое искусство на Руси после монголо-татарского ига в XV в. главным образом в Москве. Позже, в XVII в., появляются крас­ные, или верховые, сады, которые распола­гались в верхних этажах зданий (сады Кремлевского дворца), а также регулярные сады загородных усадеб. В начале XVIII в. вокруг Петербурга начинают создаваться великолепные дворцово-парковые ансамб­ли (Петергоф, Летний сад и пр.) с исполь­зованием водных поверхностей и рельефа местности. В середине и конце XVIII в. уже по всей России начинают создаваться пей­зажные парки. Расцвет садово-паркового искусства в России связан с дворянской усадьбой. Часто пейзажные парки сочетаются с регулярны­ми, дополняя друг друга (парки в Царском Селе под Петербургом; в Кускове, Архан­гельском, Знаменском-Садках под Мо­сквой; Софиевке на Украине и многие другие).

Позже садово-парковое искусство приобретает новые фор­мы: возникают городские общественные са­ды. В социалистическом обществе садово-парковое искусство проникнуто идеей заботы о человеке, все­цело служит интересам народа. Появляют­ся крупные парки для отдыха трудящихся, скверы, бульвары, парки культуры и отды­ха, детские парки и др. Вокруг больших промышленных городов создается сеть лесопарков.

С целью сохранения ценных природных комплексов, а также для образовательных, культурных целей, организации отдыха и туризма населения создаются природные (национальные) парки.

 

Глоссарий основных определений дисциплины

1. Эстетика – наука о прекрасном и выразительном в искусстве, природе и в человеческой деятельности.

2. Эстетические категории – основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.

3. Прекрасное – главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.

4. Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.

5. Величественное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.

6. Комическое – эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».

7. Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.

8. Драматическое – эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.

9. Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

10. Интересное – эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.

11. Содержание и форма (художественные) – понятия философского происхождения. Применительно к произведению искусства содержание – это внутренняя сущность, смысл произведения, который не следует отождествлять с сюжетом. Художественная форма – проявления данного содержания во внешнем мире, как оно дано нашему восприятию. По аналогии с современной лингвистикой, на сегодняшний день часто употребляются термины «план содержания» и «план выражения», что эквивалентно.

12. Искусство – область творческой деятельности, ставящая своей целью воплощение мировосприятия, воздействующая на человека в первую очередь эмоционально-непосредственно. Главной особенностью искусства считается «бескорыстие», т. е. отсутствие утилитарной заинтересованности. В современной науке приняты положения, что искусство не только отражает действительность, но и пересоздает, проектирует ее.

13. Бифункциональные искусства – виды искусства, выполняющие собственно художественную и утилитарную функцию, причем последняя часто главенствует. К бифункциональным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

14. Эстетическая деятельность – деятельность, которой свойственна выразительность, т.е. воплощение эмоциональной сферы человека, его мировосприятие имиропонимание. Содержание эстетической деятельности не сводится к утилитарным задачам.

15. Арт-практика – современное понятие, под которым понимаются все виды творческой деятельности, вне зависимости от их связанности с традициями и формального совершенства.

16. «Символическая форма» – понятие, введенное философом Э. Кассирером. Впервые применено к искусству его учеником Э. Панофски. Под символической формой понимается такая форма, которая выражает в себе основные особенности духовной атмосферы эпохи.

17. Структурализм (в эстетике) может рассматриваться двояко. Как общая теория искусства структурализм ставит своей главной задачей выявление и изучение структур – объективно данных, типических основных характеристик формы, не зависящих от субъекта. Понятие «структрализм» иногда применяется терминологически нестрого для характеристики искусства, где формально-структурное начало ярко выявлено: это функционализм и конструктивизм в архитектуре и в дизайне, небрутализм и хай-тек, неомодернизм и т. д.

18. Постмодернизма эстетика – это характеристика искусства и культуры последней трети ХХ века. В отличие от предшествующего модернизма, постмодернизм утверждает ценность всех форм культуры, массовых и элитарных, провозглашает сплошную цитатность и интертекстуальность, активно и обычно иронически переосмысляет формы культуры прошлого.

19. Деконструкции эстетика – понятие, базирующееся на теории французского философа Ж. Дерриды. Под деконструкцией понимается демонтаж и переосмысления существа конструкции. В архитектуре и дизайне под влиянием его теории возникло направление деконструктивизма, для которого характерны нарочито искаженные, как бы «сломанные» или деформированные элементы. Художники как бы экспериментируют с физико-механическими возможностями предметов материального мира и с нашим восприятием их.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.16.192 (0.007 с.)