Эпическое, лирическое и драматическое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпическое, лирическое и драматическое.



ЭПИ́ЧЕСКОЕ (через франц. épique от греч. epos — "слово, повествование, героическая песнь") — категория эстетики. Качество возвышенного, значительного, идеального, величаво-спокойного, отрешенного от мелочных эмоций и субъективных пристрастий.

ЭПИ́ЧЕСКОЕ (через франц. épique от греч. epos — "слово, повествование, героическая песнь") — категория эстетики. Качество возвышенного, значительного, идеального, величаво-спокойного, отрешенного от мелочных эмоций и субъективных пристрастий.

ЛИРИ́ЧЕСКИЙ, ая, ое [фр. lyrique < греч. — см. лирика]. 1. Относящийся к лирике (в 1-м знач.). Лирическая поэзия. 2. Чувствительный, с преобладанием душевных переживаний над рассудочным началом.

ДРАМАТИЧЕСКОЕ (от греч. drama - буквально действие; жанр серьезной остроконфликтной пьесы или наименование пьесы вообще) — эстетическая категория систем нового и новейшего времени, отражающая напряженное противоборство различных сил, тенденций, сторон во взаимоотношениях человека с природой, в жизни общества и личности, а также формы эмоционального переживания и художественного воплощения этой борьбы.

 

Объективную основу драматического составляют процессы вызревания, многообразного проявления и разрешения противоречий действительности, среди которых особое, исключительно важное место занимают противоречия социальные.

 

Категория драматического имеет два значения - узкое и широкое.

 

Драматическое в узком смысле связано со спецификой той области, которая расположена между трагическим, с одной стороны, и комическим — с другой: двумя крайними проявлениями эстетической шкалы. Различие между событием драматическим и трагическим не сводится к характеру развязки, сравнительно благополучной в первом случае и катастрофической во втором. Различие драматического в узком смысле и трагического связано с характером лежащих в их основе конфликтов, с их глубиной, что, в свою очередь, зависит от отношений драматического и трагического к сфере человеческой свободы. Драматические конфликты, отличаясь значительной остротой, в то же время сопутствуют сфере уже достигнутого или достигаемого господства над определенными силами природы, общества и личности. В отличие от этого трагические конфликты возникают там, где степень обретенной человеком свободы обнаруживает свою историческую ограниченность, где человек сталкивается с неподвластными ему, превосходящими пока что его возможности силами и обстоятельствами; отсюда — жертвы, страдания. Что касается наиболее существенных комических конфликтов, то они — проявление противоречий «перезревшей», «пережившей самое себя» действительности, над которой человек возвышается духовно, субъективно.

 

Художественное освоение области драматического в узком смысле означало расширение предмета искусства за счет включения в него конфликтов повседневной, обычной жизни.

 

Изящное и грациозное.

Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

ИЗЯЩНЫЙ, красивый, прекрасный, художественый, согласованный с искусством, художеством; вообще, сделанный со вкусом. Изящное ср. отвлеченное понятие о красоте, соразмерности и вкусе. Изящные искусства: музыка, живопись, ваянье и зодчество; присоединяют к сему и поэзию, мимику, пляску и пр. Изящность жен. свойство, качество, принадлежность всего, что изящно. Изящность работы этой вещи замечательна. Изящество ср. то же, изящность, но более ·в·знач. самостоятельном и отвлеченном; красота. Изящество, это союз истины и добра. Изяществовать, красоваться изящностью. Изящесловие ср. эстетика, наука об изящном.

 

Интересное как эстетическая категория.

Истина, добро и красота в античной эстетике.

Эстетика средневековья.

В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота - лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются. Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом.

Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического. Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.

Романский стиль был господствующим в VI-XII вв. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого это искусство казалось подобием "римского" стиля (Roma - Рим). Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объемы зданий. Храм в этом случае предстает не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. Скульптура и рельефы вписаны в пространство храма и демонстрируют преобладание духа над телесностью.

Готический стиль (XII-XIV вв.) сформировался тогда, когда изменились функции собора. Он стал не только культовым зданием, но и центром светской жизни, символом богатства города, мощи его власти. Термин "готический" был опять-таки придуман идеологами Возрождениями, ибо в сравнении с романским, "классическим" стилем, он представлялся "варварским" (готы - одно из варварских племен). Готика характеризуется устремленностью здания ввысь, что достигалось за счет особой конструкции архитектуры. Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. В результате нагрузка на стены уменьшалась, их можно было строить очень высокими. Готическая архитектура богато декорирована: резные башенки, балконы, витражи, розетки, скульптура внутри и снаружи здания делали храм изысканным произведением искусства

Эстетика Ренессанса.

Термин Renissance (Возрождение) принадлежит Джорджо Вазари, автору "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550 г.). Вазари считал античность идеальным образцом искусства и полагал необходимым возродить ее образцы. Как и в античности, главной темой в искусстве становится не Бог, а человек, эстетика приобретает антропоцентрический характер. Даже для постижения божественной красоты лучше всего подходят человеческие чувства, в особенности зрение. Таким образом, Бог стал ближе к миру, сформировался интерес не к трансцендентной ("запредельной"), а к природной красоте.

Результатом стал расцвет визуальных искусств, в особенности живописи, в которой возник жанр пейзажа (в средневековом, да и в античном искусстве природа не была предметом изображения, но лишь условной средой, в которую помещались персонажи). Леонардо да Винчи считал живопись царицей всех наук.

Такое сближение искусства и науки предполагало, что искусство способно дать истинное знание о сущности вещей, оно выделяет эту сущность, делает ее явной. Чтобы искусство давало знание, в основе изображения должны лежать математические закономерности. В частности, Альбрехт Дюрер разрабатывал учение о числовых пропорциях человеческого тела, ту же цель преследовал Леонардо своим чертежом человека, вписанного в круг и в квадрат. В своих построениях они ориентировались на правило "золотого сечения". Художники Возрождения открыли секрет построения прямой перспективы, т.е. изображения объема на плоскости. Итак, творцы эпохи Возрождения стремились выработать четкие, почти научные правила для художника, "поверить алгеброй гармонию". При этом они избегали слепого копирования действительности, их художественный метод - идеализация, изображение реального таким, как оно должно быть. Следует подражать природе, но только прекрасному в ней. В сущности, такой подход весьма близок идее Аристотеля о том, что искусство, подражая природе, должно запечатлевать идеальную форму в материале.

Эстетика Возрождения уделила значительное внимание категории трагического, в то время как средневековая мысль тяготела к анализу категории возвышенного. Философы Возрождения ощущали противоречие античных и христианских оснований своей культуры, а также неустойчивость положения человека, опирающегося только на себя, свои способности и разум.

Классицистская эстетика.

Это направление сложилось в XVII веке под влиянием рационалистической традиции в философии Нового времени, согласно которой мир устроен логично, соразмерно разуму, а потому постижим с помощью разума. В частности, Р.Декарт полагал, что художественное творчество должно подчиняться разуму, произведение должно иметь ясную внутреннюю структуру; задача художника - убеждать силой мысли, а не воздействовать на чувства.

Теоретиком французского классицизма стал Никола Буало, написавший трактат "Поэтическое искусство". В нем эстетическим идеалом было провозглашено античное искусство, рекомендовалось следовать сюжетам греческой мифологии, ибо в них отражена жизнь в ее идеальном облике. Термин "классицизм" означает "образцовый стиль", который приписывался античной культуре. Стиль произведения должен быть высоким и изящным, простым и строгим. В соответствии с рационалистической установкой Буало полагал, что в искусстве фантазия и чувства должны быть подчинены разуму.

Характер героя в классических произведениях рассматривался как неизменный и лишенный индивидуальных черт. Каждый персонаж должен быть целостным воплощением каких-то качеств, быть законченным злодеем, либо примером добродетели. Еще одним признаком классического стиля стал принцип единства места, времени и действия, который особо строго прослеживался в драматическом искусстве. Большой вклад в создание пьес в духе классицизма внесли Пьер Корнель, Расин, Жан Батист Мольер.

Целью искусства классицизма считалось воспитание, формирование правильного (сообразного разуму) отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Следует заметить, что искусство того времени существовало по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика XIV и его любовью к украшению своего двора.

Эстетика барокко.

Барокко - еще одно художественное направление XVII века, широко распространенное в Италии и в России (поскольку в ней работали многие итальянские архитекторы). Название происходит от понятия "жемчужина неправильной формы", таким образом, подразумевается, что барокко - это нечто вычурное. Термин был придуман эстетами XVIII века в насмешку над стилем XVI-XVII веков, барокко считалось упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому иногда полагают, что в каждой культуре есть свое барокко, упадок, тяготение к странным формам в ущерб содержанию (к нему относили архитектуру Римской империи III-IV вв.; позднюю, "пламенеющую" готику; знаменитую Сикстинскую капеллу).

Барокко - очевидная антитеза классицизму: цель искусства - создавать чудесное и поражающее, необычное и фантастическое. Искусство противно науке, оно зиждется не на разуме, а на вдохновении, игре воображения. Из всех интеллектуальных способностей ближе всего к искусству стоит остроумие, т.е. не гармоничный и логичный разум, а изощренный, соединяющий несоединимое.

К художественным приемам барокко относится метафора, иносказание, эмблема; этот стиль позволяет изображать гротескное и даже безобразное, смешивает различные приемы изобразительности. Барокко выдвинуло идею синтеза искусств, главным достижением которого стало возникновение оперы. Прекрасной демонстрацией синтеза искусств стало творчество Джованни Лоренцо Бернини, построившего и оформившего многие здания в Ватикане. Теоретики барокко выдвинули идею о том, что архитектура - это застывшая музыка, а художники практиковали создание архитектурных иллюзий живописными средствами. В целом искусство барокко отличается пышность и декоративностью, замысловатостью форм и страстностью выражения. По своим социальным функциям оно оказалось средством прославления католической церкви и королевской абсолютной власти. Если достижения классицизма связаны в основном с литературой и театром, то барокко нашло наибольшее выражение в архитектуре и скульптуре.

Эстетика рококо.

Дело в том, что именно относительная свобода от утилитарной нагрузки сообщает вещам подобного рода семиотическую потенцию, обеспечивает возможность служить средством передачи и хранения специфической информации. «Безделушка - памятник мимолетным и нематериальным переживаниям, эмоция, зафиксированная в пространстве и подлежащая хранению во времени. Это снимок, фиксация осуществленного или желанного (последнее, надо признать, еще более нематериально) эмоционального контакта».

В ситуации, когда эстетизируется сфера интимного (дружеского, любовного) общения, возрастает и роль безделушек, а само слово претендует на высокий культурный статус. «Милые пустяки», «прелестные безделицы», будь то фарфоровая статуэтка шкатулка или табакерка, хранят в себе «маленькие счастья» (petites bonheurs) пережитого или ожидаемого приватного общения.

Эстетика рококо - это эстетика нюансов и намеков. В изображении человека гораздо труднее, чем прежде, уловить переход от психологической трезвости взгляда на модель к выгодному для нее сокрытию некоторых черт, от подлинного лица - к светской маске, от жизни - к роли и наоборот. Некая интригующая двойственность образа составляет принципиальную черту многих портретов этой эпохи. И еще один важный момент, опять-таки связанный с игровым началом. Герои портретной галереи XVIII века расположены к общению со зрителем и побуждают его к ответной реакции. Свойственное портрету по самой природе жанра, это качество обретает теперь новую, тонкую специфику.

Эстетика романтизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.015 с.)