Н. К. РЕРИХ О МИРЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. К. РЕРИХ О МИРЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ



Жизнь и судьба

Необычайно драматична жизнь Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Его творческое наследие богато и многообразно: автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополеми­ческой публицистики.

Он известен также многочисленными экспе­дициями в страны Востока, археологическими и этнографическими исследованиями. Как об­щественный деятель он выступил с инициати­вой утверждения Знамени Мира и Пакта о за­щите культурных ценностей, а его девиз «Мир через Культуру» приобрел всемирное значение.

Н. К. Рерих был центром семейного созвез­дия талантов: жена, Елена Ивановна Рерих (1879-1955), не только разделяла его взгляды, сопровождала во всех путешествиях, но и была соавтором книг «Учение Живой Этики» и других трудов. Верным и неутомимым последователем был их сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мысли­тель, просветитель. Другой сын, Юрий Николаевич Рерих (1902— 1960), был известным востоковедом, лингвистом, историком. Фено­мен «семьи Рерихов» еще предстоит разгадать. Это были люди высо­кой духовности, гуманистических идеалов, любви к России; вопло­щение взаимной преданности и совершенства.

В «Слове об отце» С. Н. Рерих писал:

Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство люб­ви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру1.

1 Рерих Н. О вечном. М., 1991. С. 3.

Добрый и терпеливый, никогда не тративший попусту ни секун­ды времени, гармонично сочетавший напряженность ритма жизни и благожелательность к окружающим, всегда думавший о благополу­чии людей, он как личность являет собой совершенный образец че­ловека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким слу­жением, — таковы лишь некоторые черты портрета Н. К. Рериха.

Весь мир был полем его деятельности, культура каждой страны представляла для него интерес. Но особая любовь, преданность и по­читание были отданы России и Индии. На Родине он провел 42 года (1874-1916), а в Индии - 24 (1923-1947). Есть некая тайна в этих перевернутых числах, так же как в годах рождения и смерти.

Сохранилось немало фотографий, портретов членов этой удиви­тельной семьи. Их объединяют общие черты высокой духовности, необыкновенной красоты и доброты, пророческой мудрости и люб­ви. При взгляде на их изображения возникает желание общения, рас­пространяется воздействие магнетического притяжения и светлой. ауры обаяния. «Жизнь полна зова», — пишет Н. К. Рерих, и это в полной мере относится к его учению.

Философское творчество Н. К. Рериха отличается особым лите­ратурным стилем. Оно органично соединяет нравственно-философ­ское и поэтически-образное видение и осмысление Мира и Культуры. Многие его книги изложены в форме откровения и притчи, афориз­мов и мудрых высказываний, они органично связаны с символи­ческими сюжетами его картин. Многогранность и универсальность творческого самовыражения Н. К. Рериха, уникальность его индиви­дуальности будет долго привлекать исследователей и почитателей.

Судьба идей и книг во многом сходна с его жизнью и образно мо­жет быть выражена как Уход-Возврат. Были периоды забвения и не­признания, восхищения и благоговения. Теперь настало время, когда его книги, хотя и далеко не полностью, но все же пришли к читателю благодаря усилиям государственных и коммерческих издательств. Возникли общества и фонды, открыт в Москве музей Н. К. Рериха, создан Международный центр семьи Рерихов, его картины представ­лены во многих музеях России и мира.

Анализу жизни и творчества Н. К. Рериха посвящена обширная литература. Среди многих книг можно отметить работы П. Белико­ва, В. П. Князевой, Е. И. Поляковой, В. М. Сидорова, Л. Шапош­никовой. Они многое сделали уже в предшествующие годы, чтобы донести учение Н. К. Рериха о культуре, пробудить интерес к его идеям. Такое отношение к личности и творчеству Н. К. Рериха об-

условлено актуальностью и современностью его наследия. Возникает впечатление, что он пишет «здесь и сейчас», дает совет, как разре­шить наши духовные проблемы. Все его труды содержат идею возвы­шения духовности как главного предназначения человека, освобож­дение общества от социальных и нравственных пороков. Он призы­вал бережно относиться к природе как к источнику духовной силы человека. Ему были присущи проникновение в мудрость Востока и бесконечная любовь к русской культуре, почитание Красоты и Света как ценностей жизни. Его тревожили проблемы будущего русской культуры, сохранения мира и культурных ценностей, объединения всех прогрессивных сил под знаменем Культуры.

Таковы лишь некоторые идеи гуманистической культурологии Н. К. Рериха. Передать, а тем более пересказать его взгляды очень трудно. Переложение на современный жесткий язык приводит к не­восполнимым утратам содержания идаже смысла его идей. Н. К. Ре­риха надо читать, постигать вместе с ним его учение. Впрочем, как и многих других мыслителей, но его — в особенности. Поэтому в этом очерке можно лишь обозначить его взгляды и позиции. Но вначале о его жизненном пути.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Пе­тербурге, на Васильевском острове. Предки Н. К. Рериха принадле­жали к древнему датско-норвежскому роду и переселились в Россию в начале XVIII в. Отец его был владельцем нотариальной конто­ры, видным юристом, человеком большой культуры иширокой эру­диции. Н. К. Рерих учился в гимназииК. И. Мая, известной гумани­тарными традициями. В годы учебы у него проявились способность к рисованию, интерес к археологическим раскопкам.

В 1893 г. он становится студентом Академии художеств и юриди­ческого факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, является членом Русского ар­хеологического общества, изучает древние летописи, грамоты, рисунки.

В Академии художеств он занимается под руководством и в мас­терской А. И. Куинджи.Когда в 1897 г. его учителя незаслуженно увольняют, он в знак протеста вместе с другими студентами покида­ет Академию. Уже в те годы он создает серию картин «Начало Руси. Славяне». Эта тема стала ведущей в его творчестве на протяжении ряда лет.

В 1901 г. Н. К. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошнико­вой, дочери известного археолога, правнучке полководца М. И. Голе-нищева-Кутузова, очаровательной и одаренной женщине.

Е. И. Рерих известна в мире как создатель многих культурно-фи­лософских обществ, собиратель и комментатор книг «Агни Йога», автор и переводчик ряда религиозных и теософских трактатов. Она была почетным президентом Гималайского института научных ис­следований «Урусвати», а близкие и друзья звали ее так же, что в пе­реводе с санскрита означает «Свет Утренней Зари». Это имя вполне соответствовало ее облику и мыслям.

Вместе с женой Рерих путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поез­док было свыше 90 картин, посвященных истории Руси.

В 1910 г. он стал председателем общества «Мир искусства», объ­единившего А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. А. Сомова, В. Э. Бо­рисова-Мусатова, 3. Е. Серебрякову, Е. Е. Лансере.

С 1916 г. начинается новый, заграничный, период в жизни Н. К. Рериха. Судьба сложилась так, что в 1916 г., как вспоминает его сын С. Н. Рерих, Н. К. Рерих заболел воспалением легких и доктора-рекомендовали уехать из Петербурга в края с более сухим климатом. Он выбрал Сердоболь (Сортавала) на севере Ладожского озера.

События Первой мировой войны и революции 1917 г. отрезали семью от России. Так Н. К. Рерих оказался в эмиграции.

Поскольку его картины были на выставках в Финляндии, Шве­ции, Норвегии, он вначале выехал в эти страны. Затем по приглаше­нию С. Дягилева, который проводил Русские сезоны в Лондоне, приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для рус­ских опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Царь Салтан».

В 1920 г. Рерих принял предложение Чикагского университета об организации выставки. В США он пробыл три года, встречался там с художником Рокуэллом Кентом, ученым Альбертом Эйнштейном, русскими композиторами С. Рахманиновым и С. Прокофьевым.

В эти годы он проявил свой талант как организатор Художествен­ного университета, международного художественного центра «Венец мира», цель которого — культурное сотрудничество народов мира. В эти же годы создается Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке.

Но давней мечтой Н. К. Рериха был Восток. Еще в Лондоне он по­знакомился с индийским поэтом и философом Рабиндранатом Таго­ром, который в те годы получил международную премию. Тагор на­стойчиво приглашал его в Индию, но у Н. К. Рериха на тот момент не было достаточных средств.

Начиная с 1923 г., в течение 5 лет, Н. К. Рерих и Е. Н. Рерих вме­сте с сыновьями предпринимают большое путешествие по Индии

и Центральной Азии, в Тибет, Китай, на Алтай, в Монголию. За эти годы было написано около 500 картин, исследованы памятники ис­кусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные куль­ты. Рерих создает образы проповедников вечных норм нравственно­сти — Будды, Кришны, Магомета, Франциска Ассизского и Сергия Радонежского, философов Конфуция и Лао-цзы, цикл картин «Твер­дыни Тибета». Именно в эти годы были заложены основы его учения о культуре.

В 1928 г., в долине Кулу в Индии, он организует Гималайский ин­ститут научных исследований — «Урусвати». Это место становится постоянным для всей семьи.

В 1926 г. он побывал в Москве, встречался с Г. В. Чичериным и А. В. Луначарским, подарил России несколько своих картин, но за­тем продолжил путешествие по Азии. В эти годы Н. К. Рерихом была написана книга «Сердце Азии», в которой он представил путь своей экспедиции вместе с женой и детьми через 35 горных перевалов, су­мел прикоснуться к тайнам Шамбалы, проникнуть в пророчества и легенды, идущие из незапамятной древности.

Умер Н. К. Рерих 13 декабря 1947 г. в Индии, в долине Кулу, и на месте его кремации установлен памятник с надписью: «Здесь было предано огню тело великого русского друга Индии Махариши Нико­лая Рериха. ОМ RAM1».

Гуманистическая сущность культуры

О Шамбале было известно из тибетского манускрипта, переведен­ного профессором Грюнведелем, под названием «Путь в Шамбалу». Книга написана Таши-Ламой Третьим, духовным вождем Тибета. Шамбала — буддийское наименование места пребывания в Гимала­ях, на границе Индии и Непала, общины великих Махатм. Этим по­нятием обозначают в индийской философии душу мира, а также на­зывают Махатмами наиболее духовно развитых Учителей — Гуру, способных к высшему познанию. Есть и еще одно толкование поня­тия «Шамбала» — как будущей эпохи духовности, культуры, разума и мировой общины. В ней воплощены мечты о земном Рае, будущем всеобщем братстве. Вход в эту священную страну известен лишь не­многим избранным. Но вся мудрость, вся слава, весь свет мира куль­туры собраны там. Ее населяют мудрые Махатмы, они управляют миром с помощью волевых усилий, телепатии, применения магнит-

«Да будет мир».

ных токов и различных лучей. В понятии Шамбалы выражено пред­ставление о новой эре могучих энергий, которыми может овладеть человек. Это относится к наступлению века Агни — космического Огня, который создаст новые условия жизни. Таково было пророче­ское предсказание. «Нужно учиться организации психической энер­гии», — учит Агни Йога. Психическая энергия обладает огромной, но непознанной силой, поэтому и используется лишь частично.

Она заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения — научить человечество обращаться с этим сокро­вищем1.

Человечество с трудом воспринимает новые явления. Вспомним, как совсем недавно считали электрический свет опасным для зрения, а телефон — для слуха. В этом проявляется инерция сознания. Шам­бала объединяет Восток и Запад, Север и Юг в едином порыве взаи­мопонимания народов во имя культуры. «Мировое единение», вза­имное понимание — эти принципы создадут искренний и общий язык.

«Учение Шамбалы, — пишет Н. К. Рерих, — чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев»2.

Нельзя довериться упрощенному пониманию Шамбалы, поиску точного места на географической карте. Это пути благословения, не­устанного труда и подвига духа, любви и веры, надежды и радости, которые откроют Врата новой жизни. В последние годы философ-ско-культурологические труды Н. К. Рериха, прежде изданные лишь за рубежом на многих языках мира, вернулись в Россию: «Учение Живой Этики» (в 3 т., СПб., 1993-1994), «О вечном» (М., 1991), «Не­рушимое» (Рига, 1991), «Твердыня Пламенная» (Рига, 1991), «Врата в будущее» (Рига, 1991), «Священный дозор» (Рига, 1991) и ряд дру­гих публикаций. Эти книги доставляют нам духовную радость по­знания и откровения.

Особенно высокое напряжение интеллектуальных сил вызывает постижение глубинных смыслов «Учения Живой Этики». Оно изло­жено в форме афоризмов и откровений, на основе восточной фило­софской мудрости и эзотерических озарений. В нем переданы на­ставления Великих Гуру о единстве Человека и Космоса, о скрытых возможностях психической энергии, о комплексе энергетических из­лучений, исходящих от всего земного (людей, событий, а также рас-

1 Рерих Н. К. Сердце Азии. М, 1991. С. 94.

2 Там же. С. 95.

тений, животных, минералов), создающих ауру, своеобразную защит­ную оболочку Света от Тьмы, Добра от Зла. В «Живой Этике» Огонь символизирует основное качество психической энергии. С этим свя­зано и другое название этого учения — Агни Йога.

Знание внутренних источников совершенствования духа укреп­ляет жизненные силы человека, расширяет его возможности, вселяет веру и надежду на обновление и исцеление от недугов, указывает путь обретения гармонии с собой и миром:

Энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всемирной энер­гии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселен­ной. Так, когда говорю, что мыслящие существа принимают участие в ми­роздании, можно понять это прямо, не иносказательно. Но тем более на­кладывается ответственность на человека за качество мысли.

Добрая, сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками1.

Идеи легкокрылы, они обладают способностью «напитывать» пространство, и распространение полезных идей приносит искрен­нюю радость, вызывая сердечный трепет. Злые идеи и мысли могут произвести отравление атмосферы, нарушить защитный слой ауры. Такое напряжение вызывает эпидемии и телесные заболевания, каж­дый может ощутить физические недомогания. Но еще больше это от­ражается на общественных потрясениях. Зараза одолевает человека не только по причине предрасположенности его к определенной бо­лезни, но и от потери равновесия. Единение и согласие будут лучшей профилактикой, и опасные часы могут миновать без вреда. Неурав­новешенный путник не пройдет по опасной тропинке. Он будет под­вержен ужасам и продолжит свой путь при великом безумии. Чело­век и сам себя поразит, и заразит окружающих. Такие периоды не раз бывали. Надо их знать и собрать всю силу равновесия. «Самая гроз­ная буря не может продолжаться вечно», — утверждает Агни Йога.

Настроения, помыслы обладают способностью закрепляться в про­странстве. Стоит человеку воскликнуть «Я несчастен!», и он немед­ленно умножает свои бедствия, будто магнитом притягивая к себе злые силы. Даже имя может звучать как удар молота, и тогда для ох­раны равновесия следует не упоминать его напрасно. Каждая челове­ческая мысль не исчезает в пространстве, но различие велико между мыслями, вылетевшими без определенного назначения, и мыслью,

1 Агни Йога. Надземное. Л., 1991. С. 145.

посланной с целью. Проклятья, заклинания, заговоры могут усили­вать воздействие и даже приводить к гибельным последствиям. По­этому так опасны ругань, злословие, сквернословие, кощунства, они «пачкают» человека и все вокруг него.

Мысль можно назвать «поглотительницей времени». Человек, по­груженный в свои занятия, часто не замечает Время, он продлевает свою жизнь. «Явление мысли есть лучший очиститель организма»1. Тот, кто ведет уравновешенную мыслительную жизнь, способствует собственному долголетию. Сила людей связана с радостью, востор­гом, восхищением. Радость — это особая мудрость, ее нужно созда­вать, замечать и распознавать. «Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидеть радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они по­мочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о вреде уныния»2.

Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости, тем­ные помыслы лишили источника силы. Слепцы уныния — жалкие люди. Радость служит притоку мощи. Когда мы говорим — радость спешит, она действительно приближается.

«Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. При­звать эту покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасны­ми. Не вздумайте угрожать ей и требовать, она приходит путем прекрас­ным», — учит Агни Йога3.

Можно видеть отличия радости — лица приобретают иное выра­жение, они «светятся», «пылают», излучают счастье, блаженство. Действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Тако­вы лишь некоторые жизненные наставления учения Агни Йога.

Есть одно важное обстоятельство, о котором необходимо упомя­нуть. Дело в том, что Н. К. Рерих и Е. И. Рерих не называли себя ав­торами «Живой Этики», считая, что они являются проводниками и передатчиками Учения Махатм. Следует подчеркнуть: это не означа­ет, что названные труды были написаны «под диктовку» свыше как явление медиумизма. Это было результатом их совместной работы над текстами духовно-философского наследия Востока, но изложен­ными в новой форме.

1 Агни Йога. Надземное. С. 154.

2 Там же. С. 157.

3 Там же. С. 158.

Первая книга «Учения Живой Этики» — «Зов» — вышла в 1924 г., вторая — «Озарение» — в 1925 г. Они объединены общим названием «Листы сада Мории», их отличает особый литературный стиль: ино­гда это притчи, иногда «белые стихи», иногда молитвы, афоризмы, напутствия. Начало датировано 1920-1921 гг., и затем следуют поч­ти ежедневные даты, напоминающие запись особо важных мыслей в дневнике. Можно их сравнить с беседами Учителя с Учеником, с передачей диалога мудрого наставника и последователя. Но это не обычный внешний диалог в форме «вопрос—ответ», а некий внут­ренний «праздник духа», требующий углубленного размышления. Поэтому столь непривычно и затруднительно чтение этих книг, тре­бующих не просто «скольжения глазами», а сосредоточенного уси­лия, своеобразного мысленного «вживания» в текст, и тогда непо­нятное сегодня станет понятным завтра.

Главный призыв «Учения Живой Этики» состоит в обращении к развитию духовных возможностей человека, которые могут стать катализатором спасительного Возрождения Культуры, поддержания Мира и Согласия.

Мир через Культуру

Н. К. Рерих много размышляет о Культуре, охране культурных со­кровищ, высоком духовном предназначении искусства, о культурном сотрудничестве народов, о величии Русской культуры.

Культура строится на фундаменте неограниченного познания, просвещенного труда, неустанного творчества и благородной жизни. На вершине Культуры — подлинная, самоотверженная любовь к че­ловечеству и отечеству, к природе и каждой личности как высшей ценности.

«Мир через Культуру» — таков девиз, провозглашенный Н. К. Ре­рихом и ставший основой его культурологической концепции. В этом сочетании «Мир» и «Культура» не случайно написаны с большой буквы. Их роднит единство, нерасторжимость существования, вза­имная необходимость для будущего и настоящего, общность гумани­стических идеалов.

«Жизнь преображается подвигами Культуры. Трудны они во времена уз­кого материализма, но тем не менее мы знаем, что лишь эти подвиги со­ставляют двигательную силу человечества», — писал Н. К. Рерих1.

Рерих Н. К. Избранное. М., 1972. С. 263.

Из многочисленных определений культуры он выбирает те, кото­рые в наибольшей степени соответствуют его гуманистическому ми­ровоззрению:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Куль­тура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть серд­це», — учит Н. К. Рерих1.

^ Восхождение духа — главное предназначение Культуры. Именно она способствует духовному изменению человека и общества, освобожде­нию от пороков невежества, злобы, зависти, мстительности, нетерпи­мости. Культура содействует «осветлению» жизни, утверждает взаи­мопонимание между людьми, ведет к взаимному обогащению народов на основе обмена культурными ценностями. Культура укрепляет благо­родство духа, охраняет достоинство личности от унижения и несправед­ливости, раскрывает богатство и неповторимость индивидуальности..

Необходимо всемерно укреплять в общественном сознании тра­дицию почитания Культуры, ибо в самом ее значении содержится широкий синтез усилий человечества, сотрудничества и солидарно­сти в борьбе за прогрессивные идеалы. «Культура, как истинная ду­ховная ценность, бессмертна»2, — писал Н. К. Рерих. Движение за культуру должно приобрести широкий общественный размах, вы­звать сочувствие и поддержку у всех слоев населения, преодолеть ограниченность национализма и узкого практицизма. По словам Н. К. Рериха, предстоит проделать два вида работы: просветительскую н охранительную. Кружки, общества, организации должны предо­стеречь от опошления движение за культуру, чтобы драгоценное по­нятие Культуры не попало в число модных заголовков. Это демокра­тическое движение может столкнуться с немалыми трудностями: «нельзя», «не вовремя», «невозможно», «об искусстве ли думать» — таковы возражения, которые прежде и теперь звучат довольно часто. Н. К. Рерих отвечал на них страстно и убежденно: «Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в са­мые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух че­ловеческий»3. Нельзя откладывать строителю его замыслы, пока не соберутся все средства для их осуществления. Нужно помнить, что средства растут вместе с процессом созидания. В развитии культу-

1 Рерих Н. К. О вечном. С. 86.

2 Там же. С. 263.

3 Там же. С. 321.

ры особенно опасны неподвижность, застой, стагнация, которые ста­новятся предвестниками разложения и распада. Именно поэтому в развитии культуры так необходим новый прилив энергии, инициа­тивы, творчества.

Н. К. Рерих с большим почтением относился к благородной дея­тельности работников культуры. Он не только считал их просветите­лями народа, но и активными борцами против невежества, пороков, социальных недугов и болезней общества. Труд работника культуры подобен работе врача, ибо он заботится о духовном оздоровлении жизни, борется со старыми эпидемиями и распознает симптомы но­вых несчастий:

Терпим ко всем, для каждого имеет ободряющее слово, открыт сердцем ко всему, где его опыт и знания могут быть полезны. Культура как символ света направлена против тьмы, жестокости, насилия. Пароксизмы неве­жества прежде всего устремлены на самое высокое: оно приветствует без­грамотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой по­шлостью и подлостью1.

Особенно непримиримо Рерих относится к грубости и жестоко­сти, которые могут порождать в молодых поколениях черствость, без­различие к бедам другого человека, проникать во все поры общест­венной жизни. К сожалению, привычка к грубости, сквернословию, кощунству и варварскому отношению к ценностям культуры полу­чила довольно широкое распространение. Грубость в воспитании должна быть осуждена, ибо она поддерживает осквернителей обще­ственной морали, памятников культуры и не дает никаких полезных результатов. Культура не выносит зла и злонамеренных действий, они разрушают дух благородства и милосердия, ей присущие.

Идеи Н. К. Рериха о гуманистической направленности культуры органично соединялись с необходимостью создания Пакта об охране культурных ценностей. Пакт для защиты культурных сокровищ ну­жен не только как официальный документ, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение на благородных идеях о сохранении истинных ценностей всего человечества, подчеркивал Н. К. Рерих.

Предложение Н. К. Рериха о создании Пакта получило широкую поддержку в различных странах. Юридические основы этого доку­мента разрабатывались доктором международного права и полити­ческих наук Парижского университета Г. Г. Шклявером совмест-

Там же. С. 317.

но с профессором Ж. Праделем, членом Гаагского мирного суда. В 1930 г. проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций и одобрен Международной комиссией интеллекту­ального сотрудничества. Важнейшим условием для реализации Пак­та об охране ценностей культуры является предотвращение войны, мирное сотрудничество между всеми странами. В обращении к наро­дам мира в 1930 г. Н. К. Рерих писал:

Многообразно устремляется человечество к миру. Каждый в сердце сво­ем познает, что это сознательное действо выражает Новую Эру. Неумест­но звучат суждения о предпочтении известному типу пуль или конвен­ции, определяющие, что ближе к Мировому Единению — один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но факт все же остается, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут также уничто­жить величайшие сокровища искусства и науки, как и целый флот... Против этих заблуждений и невежества мы должны принять немедлен­ные меры1.

Не надо много слов, чтобы понять, насколько современно звучит ' этот призыв.

Борьба за всеобщее разоружение, против опасности термоядер­ной войны подтверждает необходимость объединения усилий чело­вечества в борьбе за мир.

Идея Пакта об охране ценностей культуры возникла у Н. К. Рери­ха еще в 1903 г., когда он выступил с докладом в Обществе русских архитекторов в Петербурге. «Обыкновенно у нас принято все валить на неумолимое время, а неумолимы люди», — говорил он. «Тихими погромами» называл Н. К. Рерих невежественные реставрации, рав­нодушное отношение к памятникам культуры, общественную пас­сивность и безразличие к окружающей среде:

Погром страшен не только в шуме и свисте резни и пожаров, но еще хуже погром тихий, проходящий незаметно, уносящий за собой все то, чем лю­ди живы2.

Символом Пакта об охране ценностей культуры стало Знамя Ми­ра. Оно представляет собой развернутое белое полотнище, на кото­ром изображено большое красное кольцо и внутри него посередине на белом фоне три красных круга. Существует немало толкований этой символики. В ней заложена идея исторической преемственно­сти культурного наследия, передачи ценностей культуры от прошло­го к настоящему и будущему. Связь времен осуществляется на осно-

1 Князева В. П. Н. К. Рерчх. М., 1963. С. 93.

2 Там же. С. 190.

ве культуры. Важнейшими ценностями культуры, определяющими духовно-нравственный прогресс человечества, являются Мир, Исти­на, Красота, Любовь.

Смысл человеческой жизни — в достижении гармонии, в стремле­нии к самосовершенствованию. Подобно Красному Кресту, который символизирует милосердие, сострадание, Пакт Рериха призван изме­нить отношение людей к ценностям культуры. Обращаясь к участни­кам первой конференции сторонников Пакта Мира в Брюгге, Н. К. Ре­рих писал:

Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеко­любия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокро­вищ, если оно и не всегда спасает драгоценные памятники, то все же оно постоянно напоминает о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя несет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволю­цию человечества1.

История создания Организации Красного Креста была драматич­ной, а ее создатель — швейцарец доктор Дюнан был даже осужден. Теперь уже мало кто вспоминает об этих событиях. Как утверждал Н. К. Рерих, если человечество признало Красный Крест для ране­ных и больных, то также признает оно и Знамя Мира как символ преуспевания и здоровья духа.

Пакт Мира поддержали выдающиеся деятели культуры Р. Тагор, С. Радхакришнан, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс. Индийский писатель Рабиндранат Тагор писал Н. К. Рериху:

Я зорко следил за Вашей великой гуманистической работой во благо всех народов, для которых ваш Пакт Мира с его Знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комиссией Лиги Наций по де­лам музеев, и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромное последст­вие для культурного взаимопонимания народов2.

Пакт Мира заложил основы нового мышления, о котором так на­стойчиво и много говорят наши современники. Изменение сознания требует долгих и упорных усилий, оно не происходит так быстро, как хотелось бы. Существуют большие трудности в преодолении инер­ции, старых стереотипов, шаблонных схем, косности и консерватиз­ма. Но новое, прогрессивное мышление, основанное на преодолении

1 Там же. С. 100.

2 Петербургский Рериховский сборник. Вып. IV. СПб., 2001. С. 27-28.

10 Зак. 1050

антагонизма во имя Мира на Земле, несомненно, служит будущему. Этому содействует творческое наследие Н. К. Рериха, ибо оно при­зывает к гуманистическим идеалам, объединяющим общечеловече­ские интересы.

Н. К. Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, которые происходят сегодня во всем мире. Он писал о возрастании роли Культуры в духовном развитии человечества, показывая те от­рицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отно­шений с природой. Н. К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличе­ния потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей.

Глава 11



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.016 с.)