Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции в культурном пространстве РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Россия занимает особое геополитическое положение в мире благодаря своей истории, природным ресурсам, культурным достижениям, перспективному развитию и реализации творческих потенциалов. В осуществлении этих стремлений важную роль играет общность культурного пространства. В современных условиях идет интенсивный процесс преобразования культурного пространства России. Не все здесь можно оценить однозначно. Сокращение территории, разрушительные межнациональные конфликты и столкновения, распад экономических, политических и культурных связей, традиционно сложившихся между регионами, отсутствие общей идеи, поддерживающей настроение людей и веру в будущее, — все это тяжело переживается нашими соотечественниками, вызывая ностальгию по прошлому, высвечивая в нем только позитивные черты и вытесняя из сознания утраты, потери, боль и несправедливость ушедших лет. Но было бы неверным не замечать новых позитивных тенденций в культурном пространстве России. К ним следует отнести развитие социальной и экономической инициативы, свободу печати и массовых коммуникаций, расширение международных культурных контактов, возможность свободного посещения разных стран, знакомство с памятниками культуры, получение образования во всемирно известных университетах. Эти контакты изменили ментальность современника, показали доступность благополучной жизни, из сознания постепенно исчезает «образ врага», возникло стремление к пониманию и толерантности других культур и народов. И это немалые сдвиги в общественном и индивидуальном сознании и поведении людей. Необходимо отметить также такую особенность культурного пространства России, как освобождение от запретов идеологической цензуры. В результате возник колоссальный «вал» литературы по различным отраслям гуманитарного знания. Среди этой литературы есть разные по интеллектуальному достоинству книги. Но к нам с опозданием почти в столетие пришли труды философов, культурологов, историков, психологов, экономистов, которые давно приобрели всемирное признание, а мы узнавали об их взглядах «из вторых рук», и то не всегда профессионально честных. Если бы не было столь жесткой цензуры в прошлом, это духовное наследие значительно раньше обогатило бы российскую гуманитарную науку. Особую роль в становлении национального самосознания имела публикация научных трудов, публицистики, прозы и поэзии, дневников и воспоминаний деятелей культуры русского зарубежья. Они донесли до нас «эхо Серебряного века», сохранили богатого русскр-го языка, передали преданность российским духовным ценностям, умение выстоять перед опасностью и сберечь любовь к Отечеству. Соединение двух потоков значительно обогатило культурное пространство России. В течение многих десятилетий целый пласт русской культуры был изолирован от соотечественников. Ныне времена изменились, и открылись новые перспективы в освоении философских, культурологических, религиозных трудов, произведений литературы и искусства. Создание в Москве Национальной библиотеки русского зарубежья, в которой сосредоточены публикации, архивы, письма, дневники и другие документы, способствует включению этого потока в культурное пространство. Следует отметить также издание энциклопедического биографического словаря «Золотая книга эмиграции» (М., 1997), в которой представлены имена выдающихся деятелей русской культуры первой трети XX в. Исследователям еще предстоит изучить взаимовлияние этих потоков на культурное пространство, включить данное духовное наследие в реальный культурный процесс, в систему образования и научной деятельности. Процесс возрождения культуры оказал значительное влияние на изменение отношения к православию и другим конфессиям. Восстановление храмов, открытые праздничные богослужения, проповеди и выступления священнослужителей по телевидению и радио, свободно издаваемая религиозная литература — приметы нового времени. Отношение к вероисповеданию ныне является глубоко личным делом. Стало стыдно и больно видеть храмы, разрушенные не войной, а человеческим варварством. И тем более отрадно получать истинное наслаждение от восстановленной красоты, которой так не хватало в культурном пространстве. Постепенно меняется и облик городов. Более бережно стали относиться к историческому центру, сохраняя в нем прежний облик, подчеркивающий неповторимость и уникальность его архитектурного стиля и образа жизни. Радуют глаз восстановленное кружево решеток, козырьков над дверьми, защищенные от непогоды крытые остановки городского транспорта, искусные зеленые насаждения, ухоженные дворы и здания, витрины магазинов, ресторанов, отелей, светящиеся в зареве реклам. Особенно красива в Санкт-Петербурге подсветка памятников архитектуры — Эрмитажа, Русского музея, Смольного, Исаакиевского и других соборов, дивных мостов над Невой, Невского проспекта. В каждом городе можно обнаружить новые перемены в культуре. Появилось немало новых театральных коллективов, оркестров, картинных галерей, новых кумиров. Ставятся новые спектакли, проходят гастрольные концерт, проводятся юбилейные торжества, различные конкурсы и выстави. Мне могут возразить, что все это лишь отдельные черты. Но и они радуют, ибо свидетельствуют о необратимости перемен. Кроме того, ведь ничего не происходит вдруг, особенно если это касается возрождения и обновления. Поэтому так важно отмечать каждое продвижение вперед как праздничное событие, радоваться и гордиться переменами. Конечно, еще предстоит сделать очень много. Необходимо восстановить нарушенные культурные связи и контакты между бывшими республиками, а ныне самостоятельными государствами. Участие в конференциях и праздниках, совместные научные проекты и публикации, подготовка специалистов и деятелей науки, проведение художественных конкурсов и фестивалей — все это и многое другое было традицией, утрата которой значительно сократила возможности межнационального общения и развития. Уменьшились масштабы туризма внутри страны, и целые поколения лишились прекрасной возможности увидеть воочию памятники отечественной культуры. Но постепенно восстанавливается и эта очень важная сфера культурного пространства.
Культурное пространство как Дом
Культурное пространство страны — это Дом, среда повседневного обитания людей. В нем они живут, общаются, учат детей и работают, ходят за покупками, посещают храмы и театры, отдыхают и занимаются спортом. Люди любят дом прочный и безопасный, надежный и открытый, добрый и теплый, красивый и интересный. Культурное пространство как Дом выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима человеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости петербуржцев-ленинградцев, которая стала знаком городской культуры. Культурное пространство — это не только родные просторы и памятники культуры, но и чувство родственной близости населяющих его людей. Образы культурного пространства как «семейного гнезда», спасительного ковчега прочно укоренились в народном самосознании. Духовная оторванность от дома, утрата связи и близости, даже при сохранении места обитания, порождает чувство «бездомности». В петербургском журнале «Ступени» опубликованы материалы «Круглого стола», посвященного проблеме Дома. В выступлениях обсуждались несколько моделей для описания специфики организации жизни в культурном пространстве. Приведем некоторые из них. Дом-очаг. Это наше маленькое солнце, его лучи связывают нас невидимыми нитями. В таком доме нет места бездействию и лени, так как очаг нужно постоянно поддерживать, заботиться о нем. Он дает человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой. Идея культурного пространства как домашнего очага есть у всех народов мира. И сейчас эта идея близка многим: построить Дом как универсальное здание нашего микро- и макрокосмоса. Дом-очаг — пока далекий идеал, но его достижение возможно, хотя бы в пределах родного дома, края или города как малой родины. Другую модель представляет Дом-крепость. Его главное назначение — охрана культурного пространства от внешних влияний и посягательств. В его основе заложен архетип врага, который может нарушить покой, нанести вред, унизить достоинство. Поэтому основной заботой его обитателей является возведение крепостных стен, сторожевых постов, смотровых башен и пограничных полос. Идея «железного занавеса» тоже выражает архетип Дома-крепости. Еще более отчужденную модель культурного пространства представляет Дом-тюрьма. Его двери плотно заперты и все обитатели живут в «запечатанном» пространстве. Жизнь в таком пространстве заторможена, резкие перемены опасны, труд бессмыслен, очаг не греет. Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг — тот, кто покушается на эти нерушимые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и желание действовать. Покой и лень порождают равнодушие ко всему, человек влачит существование, находясь между жизнью и смертью. Дом-вокзал выражает отношение к культурному пространству как к временному пристанищу, укрытию во время скитаний. Это «казенный дом», где лишь пользуются услугами, не внося ничего своего. В нем человек пребывает, а не живет полноценной жизнью. Он подчиняется заранее установленному порядку, зная, что его нарушение приведет к расплате. Ожидание перемен и желание покинуть временный приют определяют душевное состояние человека. Дом-келья — тоже своеобразное одиночество и заточение. Созданное пространство намеренно отгорожено от внешнего мира. Довольствуясь малым, обитатели все помыслы направляют на служение идее личного духовного совершенствования, творчества, но их мало трогают бури и невзгоды за пределами укрытия. Больше всего ценятся покой и возможность погружаться в привычные занятия и размышления. Дом-чаша воплощает стремление людей к максимальному насыщению пространства многочисленными полезными и бесполезными вещами. Накопительство, стремление не отстать от других, «быть как все», и при этом полное отсутствие заботы о духовном благополучии — это тоже способно сделать дом холодным временным пристанищем. Дом-как-любовь является наиболее точным отражением самого главного назначения культурного пространства. Важен не только тот материал, из которого строится Дом, но и духовно-душевные отношения, дающие возможность ощутить радость бытия. Такой Дом начинают создавать с тех духовных ценностей, которые обеспечивают взаимное притяжение людей. Дом-как-любовь определяет весь спектр человеческих отношений: к природе и материальному обустройству жизни, детям и старикам, историческим традициям и современному новаторству. Он выявляет духовные потенциалы человека и способствует их реализации. Культурное пространство должно быть овеяно любовным отношением, только тогда оно становится желанным. Культурное пространство — своеобразное зеркало, отражающее множественные модели Дома. Некоторые из них весьма прочно укоренились в жизни, другие мелькают пунктиром, третьи — вообще призрачные тени прошлого. Дом может быть богатым и бедным, ухоженным и запущенным, желанным и нелюбимым, добрым и злым, теплым и холодным, открытым и закрытым. Важно иметь в виду как насыщенность культурного пространства ценностями, так и динамику перемен. Поверхностный прагматизм и вульгарный материализм нанесли большой ущерб культурному пространству России, вызвав распространение примитивизма и варварства. Разрушение городских и сельских храмов, осквернение исторических памятников, опрощение и засорение русского языка, беспорядочность и захламленность застройки, загубленные водоемы и мертвые ландшафты, уничтожение старинных жилых кварталов, пренебрежение к русским национальным истокам и традициям народной культуры — все это нанесло колоссальный ущерб культурному пространству России. Потребуется немало сил и времени для его восстановления. ** Культурное пространство — национальное достояние России, и каж- ■ дый несет ответственность за его сохранение и развитие. Преодоление • социально-политических барьеров, усиление культурных контактов: могут стать основой процесса интеграции. Культура обладает колос- ■ сальной притягательной энергией и силой сплочения людей. Она дает • радость личного общения, постижения культурных ценностей как не-: обходимого условия человеческого существования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.008 с.) |