Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. Уайт о культурологии как науке

Поиск

Жизнь и творчество

В истории науки всегда возникает вопрос о том, в каких трудах и кем впервые было обозначено новое направление исследований. Не­редко имя ученого остается известным только очень узкому кругу специалистов, но его идеи получают признание и распространение. Обоснованию культурологии как науки посвятил свои труды аме­риканский ученый Лесли Уайт (1900-1975). Именно он в 1949 г. выпустил книгу «Наука о культуре»1, в которой употребил название самостоятельной, интегративной отрасли гуманитарного знания — «культурология». В определенном смысле Л. Уайт — крестный отец культурологии, хотя рассмотрение культуры как целостного явле­ния и динамично развивающейся системы было присуще до него мно­гим ученым.

Его культурологическая концепция в значительной степени опе­редила время и приобрела популярность лишь в 1990-е гг., когда в России возник культурологический «бум». Его имя упоминают в учебниках и словарях, переведены некоторые статьи и главы из его работ. Это позволяет исследовать культурологическую концепцию Уайта достаточно близко к оригинальным текстам.

Однако было бы несправедливым не вспомнить о тех ученых, которые задолго до официальных публикаций содействовали рас­пространению идей Уайта и подготовили почву для возникновения вначале теории культуры, а затем и культурологии в России. Среди них особое место занимают труды Э. С. Маркаряна2, который еще в 1960-е гг. выступал с докладами о системном исследовании культу­ры и изучал взгляды Уайта.

1 Уайт Л. А. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

2 Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Его же. Вопросы системного исследования общества. М., 1972; Его же. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973; Его же. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Немалые заслуги принадлежат Ю. П. Аверкиевой1, которая об­стоятельно изучала историю американской этнографии и культур­ной антропологии.

Благодаря их трудам имя Лесли Уайта стало известно многим отечественным ученым, исследовавшим культуру как общественное явление. Среди теоретиков культуры он был признан как основатель нового направления науки — культурологии.

Изучение его теоретического наследия только начинается, и бу­дущему поколению ученых предстоит более обстоятельно исследо­вать творческую эволюцию его взглядов2.

Лесли Элвин (Алвин) Уайт родился 19 ноября 1900 г. в городе Салид, штат Колорадо, США. Он учился в Луизианском и Колум­бийском университетах, получил фундаментальное гуманитарное об­разование в области истории, философии, психологии, социологии, антропологии. С 1930 до 1970 г. он преподавал в Мичиганском уни­верситете, с 1944 г. возглавлял отделение культурной антропологии, наиболее авторитетное в США. Еще в 1927 г. Уайт защитил доктор­скую диссертацию и приобрел известность в научных кругах. Его лек­ции пользовались популярностью среди студентов и коллег, его при­глашали для чтения курсов в крупнейшие университеты США: Чи­кагский, Йельский, Колумбийский, Гарвардский, Калифорнийский.

Как антрополог он проводил полевые исследования среди племени индейцев пуэбло. Работал в музее науки в городе Буффало. С 1962 г. возглавлял Американскую антропологическую ассоциацию.

Л. Уайт — автор многих научных трудов по проблемам культу­рологии, этнологии, культурной антропологии. Он первым при­менил системный анализ для объяснения культуры, рассматривая ее как особый класс явлений, объединенных символическим значе­нием. На этом основании он определил предметное поле культуро­логии, обосновал три подсистемы культуры, проанализировал их функциональные взаимосвязи. Среди научных трудов Уайта особое значение имеют: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973, в соавторстве), «Концепция куль­турных систем» (1975).

У него было много замыслов, он предполагал исследовать про­блемы культуры XX в. Лесли Уайт скончался 31 марта 1975 г. в Дет-Валли (штат Калифорния, США).

Аверкиева Ю. П, История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Ее же. Историко-философские взгляды Лесли Уайта // Этнография за рубе­жом. М., 1979. 2 Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

Культура как символическая реальность

В течение многих лет продолжаются бесконечные споры ученых о том, «что есть культура».

Одни полагают, что культура — абстракция, существующая лишь в сознании людей и не имеющая объективного выражения. Поэтому у каждого человека свое представление о культуре, и оно в высшей степени субъективно. Культура неуловима, непознаваема и таинст­венна, не поддается описанию и восприятию.

Другие относят к культуре лишь «осязаемые», материальные пред­меты: каменные топоры, керамические сосуды и подобные объекты, созданные человеком.

Далее следуют понимание культуры как защитного механизма; совокупности социальных сигналов; научаемого поведения и многие другие, не менее запутанные подходы и определения.

Ц Становится очевидным, что имеется целый класс явлений, которые подлежат особому рассмотрению, ибо они связаны со способностью человека к символизации..

Любое явление или предмет могут быть представлены в различ­ных контекстах: астрономическом, физическом, психологическом, культурологическом. К примеру, слово или каменный топор, отно­шение к теще или употребление молока, произнесение молитвы или участие в голосовании могут рассматриваться в разных аспектах ис­следования в различных науках.

«Когда же символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их культурой, а исследующую их науку — культурологи­ей», — утверждает Уайт1.

Человек обладает уникальной способностью придавать предме­там и явлениям окружающего мира определенное значение, наделять их смыслом, создавать символы. Именно эта способность к символи­зации образует мир культуры. Данная проблема подробно рассмот­рена Уайтом в статье «Символ: исток и основа поведения человека».

К этому классу явлений относятся идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда,

1 Уайт Л. Понятие культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. С. 20-21.

механизмы, утварь, фетиши, заговоры и т. д. Уайт называет их сим-волатами.

Подобный подход намеренно фиксирует внимание исследовате­лей не на эфемерных и непознаваемых абстракциях, а на реальных предметах и явлениях, но рассмотренных в аспекте тех символиче­ских значений, которыми их наделил человек.

хт""...............................................................................■..............

Символ является исходным элементом для понимания человеческого поведения и культуры. Уайт выделяет три рода символов: 1) идеи и от­ношения; 2) внешние действия; 3) материальные объекты. Все они от­носятся к культуре и выражают способность к символизации реально­сти, присущей только человеку. Именно этот класс явлений и должна изучать культурология. ^

Уайт подразделял культуру как целостную систему на три взаи­мосвязанных, хотя и относительно автономных сферы.

Первую он назвал технологической. Она состоит из инструментов и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности человека, а так­же материалов для постройки жилищ, средств нападения и защиты, транспорта и связи. Данная сфера обеспечивает взаимодействие с при­родной средой и способствует физическому выживанию человека.

Вторая сфера названа социальной. Она включает в себя отношения между людьми, типы родства; экономическую, политическую, воен­ную, профессиональную системы.

Третья сфера — идеологическая. Ее образуют идеи,, верования, знания, а также мифология, религия, искусство, философия, наука, народная мудрость.

Между обозначенными сферами культуры в истории человечест­ва складываются различные отношения. Важно не просто описать своеобразие каждой сферы культуры в ее материальном воплоще­нии, но выявить символику, создаемую человеком. Именно система значений будет отличать системы родства, верования или средства передвижения, используемые разными социальными группами и по­тому имеющими разную культуру.

Символизация является общим свойством, создающим культуру в «экстрасоматическом контексте». Это «мудреное» слово означает, что человеческая культура не является прямой функцией организма. Она изменяется в зависимости от способности человека восприни­мать и истолковывать мир с помощью символов и значений. Это рас­ширяет диапазон творческих возможностей человека, не связывая их только с биологическими особенностями организма.

Даже объединение людей в группы определяется не «стадными» инстинктами, а культурной традицией — будь то семья или клан, ремесленная гильдия или рыцарский орден. Все эти факторы Уайт относит к категории «экстрасоматических детерминант», напрямую не связанных с организмом человека. Это утверждение также послу­жило основанием для определения предметного поля культурологии как науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.014 с.)