Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. Уайт о культурологии как наукеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнь и творчество В истории науки всегда возникает вопрос о том, в каких трудах и кем впервые было обозначено новое направление исследований. Нередко имя ученого остается известным только очень узкому кругу специалистов, но его идеи получают признание и распространение. Обоснованию культурологии как науки посвятил свои труды американский ученый Лесли Уайт (1900-1975). Именно он в 1949 г. выпустил книгу «Наука о культуре»1, в которой употребил название самостоятельной, интегративной отрасли гуманитарного знания — «культурология». В определенном смысле Л. Уайт — крестный отец культурологии, хотя рассмотрение культуры как целостного явления и динамично развивающейся системы было присуще до него многим ученым. Его культурологическая концепция в значительной степени опередила время и приобрела популярность лишь в 1990-е гг., когда в России возник культурологический «бум». Его имя упоминают в учебниках и словарях, переведены некоторые статьи и главы из его работ. Это позволяет исследовать культурологическую концепцию Уайта достаточно близко к оригинальным текстам. Однако было бы несправедливым не вспомнить о тех ученых, которые задолго до официальных публикаций содействовали распространению идей Уайта и подготовили почву для возникновения вначале теории культуры, а затем и культурологии в России. Среди них особое место занимают труды Э. С. Маркаряна2, который еще в 1960-е гг. выступал с докладами о системном исследовании культуры и изучал взгляды Уайта. 1 Уайт Л. А. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. 2 Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Его же. Вопросы системного исследования общества. М., 1972; Его же. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973; Его же. Теория культуры и современная наука. М., 1983. Немалые заслуги принадлежат Ю. П. Аверкиевой1, которая обстоятельно изучала историю американской этнографии и культурной антропологии. Благодаря их трудам имя Лесли Уайта стало известно многим отечественным ученым, исследовавшим культуру как общественное явление. Среди теоретиков культуры он был признан как основатель нового направления науки — культурологии. Изучение его теоретического наследия только начинается, и будущему поколению ученых предстоит более обстоятельно исследовать творческую эволюцию его взглядов2. Лесли Элвин (Алвин) Уайт родился 19 ноября 1900 г. в городе Салид, штат Колорадо, США. Он учился в Луизианском и Колумбийском университетах, получил фундаментальное гуманитарное образование в области истории, философии, психологии, социологии, антропологии. С 1930 до 1970 г. он преподавал в Мичиганском университете, с 1944 г. возглавлял отделение культурной антропологии, наиболее авторитетное в США. Еще в 1927 г. Уайт защитил докторскую диссертацию и приобрел известность в научных кругах. Его лекции пользовались популярностью среди студентов и коллег, его приглашали для чтения курсов в крупнейшие университеты США: Чикагский, Йельский, Колумбийский, Гарвардский, Калифорнийский. Как антрополог он проводил полевые исследования среди племени индейцев пуэбло. Работал в музее науки в городе Буффало. С 1962 г. возглавлял Американскую антропологическую ассоциацию. Л. Уайт — автор многих научных трудов по проблемам культурологии, этнологии, культурной антропологии. Он первым применил системный анализ для объяснения культуры, рассматривая ее как особый класс явлений, объединенных символическим значением. На этом основании он определил предметное поле культурологии, обосновал три подсистемы культуры, проанализировал их функциональные взаимосвязи. Среди научных трудов Уайта особое значение имеют: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973, в соавторстве), «Концепция культурных систем» (1975). У него было много замыслов, он предполагал исследовать проблемы культуры XX в. Лесли Уайт скончался 31 марта 1975 г. в Дет-Валли (штат Калифорния, США). Аверкиева Ю. П, История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Ее же. Историко-философские взгляды Лесли Уайта // Этнография за рубежом. М., 1979. 2 Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004. Культура как символическая реальность В течение многих лет продолжаются бесконечные споры ученых о том, «что есть культура». Одни полагают, что культура — абстракция, существующая лишь в сознании людей и не имеющая объективного выражения. Поэтому у каждого человека свое представление о культуре, и оно в высшей степени субъективно. Культура неуловима, непознаваема и таинственна, не поддается описанию и восприятию. Другие относят к культуре лишь «осязаемые», материальные предметы: каменные топоры, керамические сосуды и подобные объекты, созданные человеком. Далее следуют понимание культуры как защитного механизма; совокупности социальных сигналов; научаемого поведения и многие другие, не менее запутанные подходы и определения. Ц Становится очевидным, что имеется целый класс явлений, которые подлежат особому рассмотрению, ибо они связаны со способностью человека к символизации.. Любое явление или предмет могут быть представлены в различных контекстах: астрономическом, физическом, психологическом, культурологическом. К примеру, слово или каменный топор, отношение к теще или употребление молока, произнесение молитвы или участие в голосовании могут рассматриваться в разных аспектах исследования в различных науках. «Когда же символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их культурой, а исследующую их науку — культурологией», — утверждает Уайт1. Человек обладает уникальной способностью придавать предметам и явлениям окружающего мира определенное значение, наделять их смыслом, создавать символы. Именно эта способность к символизации образует мир культуры. Данная проблема подробно рассмотрена Уайтом в статье «Символ: исток и основа поведения человека». К этому классу явлений относятся идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, 1 Уайт Л. Понятие культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. С. 20-21. механизмы, утварь, фетиши, заговоры и т. д. Уайт называет их сим-волатами. Подобный подход намеренно фиксирует внимание исследователей не на эфемерных и непознаваемых абстракциях, а на реальных предметах и явлениях, но рассмотренных в аспекте тех символических значений, которыми их наделил человек. хт""...............................................................................■.............. Символ является исходным элементом для понимания человеческого поведения и культуры. Уайт выделяет три рода символов: 1) идеи и отношения; 2) внешние действия; 3) материальные объекты. Все они относятся к культуре и выражают способность к символизации реальности, присущей только человеку. Именно этот класс явлений и должна изучать культурология. ^ Уайт подразделял культуру как целостную систему на три взаимосвязанных, хотя и относительно автономных сферы. Первую он назвал технологической. Она состоит из инструментов и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности человека, а также материалов для постройки жилищ, средств нападения и защиты, транспорта и связи. Данная сфера обеспечивает взаимодействие с природной средой и способствует физическому выживанию человека. Вторая сфера названа социальной. Она включает в себя отношения между людьми, типы родства; экономическую, политическую, военную, профессиональную системы. Третья сфера — идеологическая. Ее образуют идеи,, верования, знания, а также мифология, религия, искусство, философия, наука, народная мудрость. Между обозначенными сферами культуры в истории человечества складываются различные отношения. Важно не просто описать своеобразие каждой сферы культуры в ее материальном воплощении, но выявить символику, создаемую человеком. Именно система значений будет отличать системы родства, верования или средства передвижения, используемые разными социальными группами и потому имеющими разную культуру. Символизация является общим свойством, создающим культуру в «экстрасоматическом контексте». Это «мудреное» слово означает, что человеческая культура не является прямой функцией организма. Она изменяется в зависимости от способности человека воспринимать и истолковывать мир с помощью символов и значений. Это расширяет диапазон творческих возможностей человека, не связывая их только с биологическими особенностями организма. Даже объединение людей в группы определяется не «стадными» инстинктами, а культурной традицией — будь то семья или клан, ремесленная гильдия или рыцарский орден. Все эти факторы Уайт относит к категории «экстрасоматических детерминант», напрямую не связанных с организмом человека. Это утверждение также послужило основанием для определения предметного поля культурологии как науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.012 с.) |