Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Проблема «культурология».↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
Составитель: доцент кафедры культурологии Компаниец Э.Н.
Ижевск 2011 Данные вопросы составлены по курсу культурологии, составленные по материалу лекций, учебным пособиям П.А. Сапронова «Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры» (СПб., 2003) и А.И. Пигалева «Культурология» (Волгоград, 2008). Контрольные вопросы способствуют как усвоению и систематизации изучаемого на лекциях и семинарских занятиях материала, так и активности студентов на семинарских занятиях по курсу культурологии.
ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».
Сущность проблемы «культурология». Причина появления культурологии в отечественной и западной традиции. Подходы к определению культурологии. Варианты определения культурологии.
1. В чем заключается сущность проблемы «культурология»? 2. Как большинство отечественных культурологов объясняют наличие проблемы «культурология»? 3. Охарактеризуйте тенденцию к возникновению культурологии в западной традиции. 4. Как мыслилась культурология «отцом» культурологии? 5. Когда появилась культурология как учебная дисциплина в отечественной высшей школе, и с какими обстоятельствами это связано? 6. Какие подходы к культурологии выделяют отечественные культурологи? Поясните сущность каждого подхода. 7. Какие точки зрения относительно понимания дисциплинарной специфики культурологии существуют у отечественных культурологов? В чем заключается сущность каждой точки зрения и ее ограниченность в понимании культурологии? 8. Какая точка зрения на культурологию признается наиболее перспективной? Почему она оценивается одновременно и как трудная точка зрения?
ТЕМА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК «ФИЛОСОФИЯ» ЭПОХИ, НАРОДА, РЕГИОНА Культурология как самостоятельная дисциплина. Истоки отечественной культурологии. Предмет и метод культурологии. Мировоззренческая функция культурологии. 1. Как оценивает ситуацию, связанную с культурологией, культуролог П.А. Сапронов? 2. Какие истоки отечественной культурологии выявляет П.А. Сапронов? Охарактеризуйте каждый исток. 3. Что, по мнению П.А. Сапронова, является прообразом отечественной культурологии? Ответ пояснить. 4. Как определяет культурологию П.А. Сапронов? Каков характер культурологического знания? (В чем сходство и различие культурологического знания с одной стороны и исторического и философского знания с другой стороны?) 5. Что составляет предмет культурологии, какова ее исследовательская установка и метод/методы, в понимании П.А. Сапронова? 6. Кто в отечественной традиции впервые предложил исследовать данную реальность, которую П.А. Сапронов делает предметом культурологии? Ответ прокомментировать. 7. Каков исследовательский путь культуролога? 8. В чем, с точки зрения П.А. Сапронова, заключается трудность в построении целостного курса культурологии? 9. Что кладет в основу построения целостного курса культурологии П.А. Сапронов и почему? 10. Какой принцип использует П.А. Сапронов для структурирования материала в своем учебном курсе культурологии? 11. В чем заключается мировоззренческая функция культурологии? ТЕМА 3. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА А) Душа первобытного человека. 1. Что является важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека? 2. Какое наказание человека, сопоставимое со смертной казнью, было характерно для первобытности и почему? 3. Как мыслилась смерть первобытным человеком? 4. Что означает гроб в своем исконном понимании? 5. С чем отождествлялась первобытная община? Чему можно уподобить первобытную общину и в связи с этим, как мыслился источник, движущая сила поступков людей? 6. Как проявлялась индивидуальность в первобытном человеке? 7. Как в общине воспринимали проявление индивидуальности и почему? 8. Как можно назвать первобытного и современного человека, исходя из местоположения центра, к которому человек прикреплял мысли, поступки, действия? 9. Какова фундаментальная особенность самоощущения и мировосприятия первобытного человека? 10. Как воспринимал внешний и внутренний мир первобытный человек? С чем отождествлялся душевный аффект? 11. Как оценивался сон в первобытности? 12. Что есть многояйность? Приведите примеры проявления многояйности первобытного человека? Б) Первобытные представления о пространстве и времени.
13. Через какие оппозиции мыслил мир первобытный человек? 14. Что есть хаос и космос для первобытного человека? 15. Как соотносились между собою хаос и космос в мировосприятии первобытного человека? 16. Что есть сакральный и профанный мир? 17. Как соотносились между собою сакральный и профанный мир в мировосприятии первобытного человека? 18. Какова мера восприятия окружающего мира у первобытного человека? 19. Перечислите принципы организации пространства первобытным человеком и дайте их краткую характеристику. 20. В чем принципиальное различие между современным и первобытным восприятием пространства? 21. Какой образ наиболее отчетливо отражает вертикальное устроение мира в первобытной мифологии? 22. Чем обусловлена вертикальная космология первобытности? 23. Почему «проклятые» места присутствовали в освоенном пространстве-космосе, и почему боги могли оставить сакральные места, отдав их во власть демонов? 24. Какова структура времени согласно первобытной мифологии? Охарактеризуйте каждое временное измерение. 25. Поясните выражение: «Пространство временится, а время пространственно или простирается». 26. Какая концепция времени характерна для первобытности: субстанциальная или реляционная? 27. Почему первобытная культура не знает будущего, а есть лишь прошлое и настоящее? (В каком смысле первобытный человек выводил за скобки будущее?)
В) Миф и мифологическое мироотношение. 28. Как переводится с греческого слово «миф»? Соотнесите миф и сказку. 29. Какую реальность отражает миф? 30. Какие аспекты в рассмотрении мифа можно выделить? 31. Что значит гносеологический аспект мифа? 32. Каков язык мифа, или с помощью чего мыслит миф, что отличает миф от науки и сближает с поэзией? 33. Чем отличается миф от поэзии? 34. Какие приемы использует миф для познания явлений? 35. Какова познавательная установка мифа? 36. Что подразумевается под онтологическим аспектом мифа? 37. Каков характер бытия по мифу? 38. Что есть космогония и космология? Как решает миф проблему космогонии? 39. Что стоит за убийством первосуществ и богов в космогонии мифа? 40. Почему в мифе божественное, человеческое и животное соединено? 41. Почему необходимо убийство и последующее расчленение первосуществ и богов при возникновении мира? 42. Какую функцию выполняют боги, полубоги (герои), демоны, карлики согласно космологии мифа? 43. Почему невозможно установить строгую иерархию богов и у богов имеет место смешение функций и вбирание одними богами функций других богов? 44. Кто считался демонами? 45. Почему невозможен культ демонов? 46. Что представляет собой аксиологический аспект мифа? 47. Назовите ценностные шкалы мифа. 48. Соотнести ценностные шкалы мифа с базовой ценностной и онтологической шкалой. 49. Почему Добро нельзя однозначно соотносить с Космосом в мифологической картине мира? 50. Почему у богов нет запретов? В каких поступках богов проявляется отсутствие запретов? Чем руководствуются боги при свершении своих поступков? 51. Почему запреты есть у людей? Как трактуется в мифе нарушение запрета человеком? 52. Почему нет однородности в пантеоне богов с точки зрения добра и онтологического позитива (пример с Локки, богом из скандинавской мифологии). 53. С чем ассоциируется зло в мифологической картине мира?
Г) Первобытный ритуал?
54. Как мы сегодня воспринимаем ритуал, и чем являлся ритуал для первобытности? 55. В чем заключается сходство и различие ритуала и театра? 56. В чем заключается сходство и различие ритуала и мифа? 57. В чем заключается сходство и различие ритуала и науки? 58. На какие сферы жизнедеятельности первобытного человека распространялся ритуал? 59. Какой аспект изучения ритуала является самым важным с точки зрения культурологии? 60. Каков принцип первобытного ритуала? 61. Кому адресован первобытный ритуал? 62. Какова цель первобытного ритуала? 63. Чем чревато несоблюдение ритуала первобытными людьми? 64. В чем заключается парадоксальность ритуала? 65. Каковы этапы ритуала? 66. Что представляет собой очищение и какова его смысловая подоплека? 67. Какова первоначальная семантика процессии? 68. В чем заключается сакральность жертвы? Почему жертву необходимо убить? 69. Как можно определить онтологический статус жертвы? Каков принцип принесения жертвы? 70. В чем проявляется парадоксальность принесения человеком жертвы? 71. Каким образом можно преодолеть парадоксальность ритуала жертвоприношения? 72. Назовите наиболее известные теории, объясняющие ритуал жертвоприношения. Пояснить суть каждой. 73. Почему первобытные ритуалы требовали постоянного повторения? 74. Что являлось вершиной ритуала? В виде чего это происходило и почему? 75. Каким образом быт и бытие в ритуале совпадали? 76. Посредством чего человек причащался к божеству? 77. В чем заключается двойственность вина на стадии трапезы? 78. В чем заключается специфика власти для первобытности? 79. Какую тенденцию в отношении человеческого существования открывал ритуал? 80. Какую функцию выполняет жрец? 81. Что соединяет жреца и жертву? Каким образом жертва связана с жертвователем? 82. Почему жрец, в конечном счете, должен стать жертвой? 83. Почему жрец должен был самоопределяться в первобытной общине?
Д) Магия и магизм.
84. Каковы принципы магии, по Фрезеру? 85. В чем проявляется сходство магии и религии? 86. Что (кто) свидетельствует о первоначальной слитности магии и религии? 87. В чем кроется причина сосуществования магии и религии? 88. К каким областям сакрального мира обращается магия и религия? 89. Посредством чего жрец и маг обращаются к сакральному миру? 90. Каков характер метода каждого? 91. Какой статус имеет жрец и маг в первобытной общине и почему? 92. Какова цель религиозного и магического ритуала? 93. В чем жрец и маг черпают свои знания для контакта с сакральной реальностью? 94. Каково отношение к источнику знаний в религии и магии? 95. Какова цель всей деятельности жреца и мага? А) Древний Восток как культурная целостность. 1. Что подразумевается под понятием «Древний Восток»? 2. Какие культуры входят в данную культурную целостность? 3. Доказать, что географический критерий не является основополагающим для определения культуры Древнего Востока. 4. Что находится в основе культурной целостности «Древний Восток»? 5. Какие термины встречаются в литературе для обозначения культуры Древнего Востока? Что берется в основу каждого термина? 6. Каковы основные черты культуры Древнего Востока?
Б) Монументализм древневосточной культуры.
7. Где, как правило, возникли культуры Древнего Востока? В чем состоит главная особенность их местоположения? 8. В чем проявляется наглядное отличие древневосточной культуры от первобытной культуры? 9. Какую человеческую установку в отношении человека в мире демонстрирует монументализм культуры Древнего Востока? 10. Что относится к монументальным сооружениям? Чем можно объяснить их непомерную громадность, в частности, древнеегипетских пирамид? 11. В чем заключается сущность мировоззренческого переворота в культуре Древнего Востока? 12. Кто является источником монументальных сооружений в культуре Древнего Востока?
В) Фигура божественного царя на Древнем Востоке. 13. Чем обусловлено рассмотрение фигуры божественного царя в курсе культурологии при выявлении специфики древневосточной культуры? 14. В чем сходство и различие между царем-жрецом и царем-богом? 15. Что обуславливает божественность фараона? 16. Каковы взаимоотношения между фараоном и богами, фараоном и людьми? 17. Как трактовались завоевательные походы фараона? 18. Что символизируют драгоценные металлы и камни, и что означало украшение человека ими в культуре Древнего Востока? 19. В чем видится особенность положения египетских жрецов? 20. Какое именование фараона сближало его с подданными, уменьшая степень его божественности, абсолютности? 21. Кто являлся царями в городах-государствах Месопотамии, и как это укладывается в рамки типологического сходства в отношении понимания сакрального на Древнем Востоке? 22. В чем выражается особенность вавилонского царя Хаммурапи в аспекте божественности? 23. В чем заключается особенность возникновения ассирийского государства? 24. В чем видится парадоксальность ассирийского царя? 25. Как можно трактовать ассирийские рельефы со сценами охоты, агонии и гибели животных? 26. Какой принцип лежит в основе войны, и как трактовалось убийство чужих в Первобытности и на Древнем Востоке? 27. В чем заключается особенность статуса вавилонского и ассирийского царей в аспекте божественности? 28. По каким аспектам можно рассматривать фигуры правителей на Древнем Востоке? Распределить фигуры царей по данным аспектам. 29. Как изменяется осмысление человеческого, профанного бытия в связи с появлением фигуры божественного царя?
Г) Раб и рабство как измерение древневосточной культуры.
30. Дать определение раба. 31. Из чего проистекает ничтожество человека? 32. Кто относился к рабам в Первобытности и на Древнем Востоке? 33. Каков критерий градации рабства на Древнем Востоке? 34. В чем состояло земное счастье для древневосточного раба? 35. С кем соотносил себя древневосточный раб, и как в связи с этим проявлялась тенденция к индивидуализации на Древнем Востоке (как происходила идентификация человека)? 36. Проанализировать рассказ Синухета в аспекте тенденции индивидуализации человека. 37. В чем выражалась главная заслуга подданного на Древнем Востоке? 38. На какие две группы можно разделить живописные и скульптурные изображения египтян? Дать их краткую характеристику. 39. Как осмыслялась деятельность подданных, в частности, сановников, жрецов, чиновников, на Древнем Востоке? 40. При каких обстоятельствах раб на Древнем Востоке мог изменить свою природу и статус в профанном мире?
Д) Душа древневосточного человека.
41. Как можно определить статус души согласно древнеегипетским представлениям о ней? 42. Из какого количества оболочек состоит человек, по представлениям древних египтян? Дать их название и охарактеризовать каждую оболочку. 43. Почему египтяне сохраняли тело после смерти человека, мумифицируя его? 44. Почему при бальзамировании сердце не извлекали из тела в отличие от других органов, а мозг удаляли? 45. О каком понимании человека свидетельствует наличие у человека души, нескольких оболочек и нечеткость в понимании их функций? 46. Что было заменителем души египтян в Месопотамии? Поясните, в чем в связи с этим состоит различие в понимании человека в Древнем Египте и Месопотамии.
А) Древние евреи: становление культурной целостности. 1. На каком основании древнееврейскую культуру традиционно рассматривают в рамках культуры Древнего Востока? 2. Какие черты культуры Древнего Востока не характерны древнееврейской культуре? (Что свидетельствует о древнееврейской культуре как ином типе культуры?) 3. Что является «механизмом» создания древнееврейской культуры? 4. В чем заключается специфика культурологического подхода к Библии? 5. Что представляет собой Библия? Какова ее структура? 6. Каковы фундаментальные факты Ветхого завета, что отражает специфику древнееврейской культуры? (Назвать факты и дать их краткое изложение.) 7. Перечислите Десять заповедей. 8. Какие факты и заповеди наиболее ярко характеризуют специфику древнееврейской культуры? 9. В связи с какими обстоятельствами появились у Израиля Судьи, какие функции они выполняли, и почему на смену Судей пришли цари? 10. Кто были царями единого Израильского царства? Чем они знамениты и в чем был грех каждого? 11. Назовите основные этапы становления древнееврейской культуры.
Б) Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры.
12. Что лежит в основе культуры рода (первобытной культуры) и культуры «территориального царства» (культуры Древнего Востока)? 13. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании от Израиля от культуры рода? Прокомментируйте этот эпизод как основное установление родовой организации жизни. В чем проявилась новизна Израиля через данный эпизод? 14. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании Израиля от культуры «территориального царства»? Ответ прокомментировать. 15. Какое представление является фундаментальным в Библии, которое обуславливает все ее другие представления? 16. Что понимается под небом и землей 1-го стиха Библии? 17. Какое представление в Библии указывает на выход из космического цикла как модели времени? 18. Что указывает в Библии на преодоление обожествления человеком мироздания? 19. Как понимается творение в Ветхом завете? 20. Какой характер времени создает Израиль? 21. Что символизирует еврейская суббота? Почему суббота является важным установлением Израиля? 22. Каким образом в субботу человек становится творцом? 23. Как соотносятся Бог Израиля и человек, воля Бога и воля человека, что наиболее выражено еврейской субботой? 24. Почему Бог Израиля не имеет определенной формы? 25. Что понимается под Откровением в Библии? Как понимается будущее? 26. Охарактеризуйте Бога Израиля. 27. Как можно определить веру, характерную для Израиля? 28. Какой ежегодный еврейский праздник соответствует еврейской субботе? Каков смысл этого праздника? 29. Какой институт древнееврейской культуры призван освободить человека от власти прошлого и настоящего в пользу будущего? Дайте характеристику этому институту. Какой путь богопознания явили представители этого института Израиля? 30. Что подразумевается под эсхатологизмом и мессианизмом древнееврейской культуры? 31. Почему евреи не приняли Иисуса в качестве Мессии? 32. Как оцениваются все вещи, все существующее в древнееврейской культуре? 33. Почему возможен и необходим диалог человека и Бога согласно Израилю? 34. Чем создано качественное своеобразие древнееврейской культуры?
В) Израиль и проблема единства человеческого рода.
35. Кого евреи называли язычниками? 36. Каковы два аспекта язычества? 37. Как выглядит история у язычников? 38. Какой метод использует Израиль для отмежевания от язычества и более-менее мирного сосуществования с языческими народами? (Какова суть отношения Израиля к языческим культурам?) 39. Что заимствует Израиль у: а) родовой культуры; б) культуры Древнего Востока; в) античной культуры? 40. В виде какого образа представлено в Библии единство человеческого рода? 41. Что является внутренним импульсом языческой культуры? 42. Что является внутренним импульсом Израиля? 43. Что/кто находится в начальном моменте: а) каждой языческой истории; б) истории, согласно Израилю? 44. Какую мировоззренческую установку удостоверяет культурный герой язычников? 45. Как, с точки зрения Израиля, изначально существовало человечество и почему? 46. Что является высшей ценностью у язычников? Что означает принесение первенцев в жертву у язычников с точки зрения высшей ценности язычников? 47. В чем состоит замысел древнееврейской культуры? 48. Как можно истолковать расселение евреев по всему миру и их пристрастие к торговле, с точки зрения исторической миссии Израиля? 49. О чем в народе или человеке свидетельствует антисемитизм? 50. Как охарактеризовал Вл. Соловьев материализм, присущий менталитету Израиля? 51. Как рассматривалась материя в древнееврейской культуре? 52. К чему, по мнению Вл. Соловьева, была направлена вся религиозная история евреев?
ТЕМА 5. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА А) Античная культура и полис. 1. Чем отличаются античные государства от древневосточных государств в аспекте социально-политического устройства? 2. Какими должны быть оптимальные размеры государства, с точки зрения Платона и Аристотеля, и почему? 3. Почему греческие полисы-победители не присоединяли побежденные полисы? 4. Каков критерий деления на «своих» и «чужих» у греков? 5. Каково отношение греков к древневосточным народам? 6. Кто являлся источником полиса? 7. Как понимался царь у греков? 8. Когда прекращалось царствование граждан в полисе? 9. Что является фундаментальной характеристикой царственности и божественности человека в представлении греков? 10. Как понималась греками свобода? 11. Каковы основные проявления полисной жизни? 12. Поему в греческих полисах не было бюрократии? Чем обусловлено появление бюрократии? 13. Какие занятия не входили в полисную жизнь? 14. Кем являлся исходно полисный человек? 15. Что входило в досуг? 16. Как понимался греками досуг?
Б) Тема судьбы в Античности. 17. О какой тенденции в человеческом бытии свидетельствует появление представления о судьбе? 18. Как изменилось представление о реальности в Античности по сравнению с Первобытностью и культурой Древнего Востока? Как новая реальность изменила представление античного человека о мире? 19. В чем проявляется противоречие греков в отношении понимания феномена рабства? 20. В чем заключается парадоксальность судьбы? 21. Почему, с точки зрения греков, не родиться лучше, чем появиться на свет? 22. В чем заключается вина индивида, живущего под знаком судьбы? 23. Какими способами греки «приручали» судьбу? 24. Почему греки ассоциировали судьбу с женскими образами? 25. О чем свидетельствует нумерическая неопределенность мойр? 26. Какое обстоятельство заставляло усомниться в могуществе языческих богов? 27. Как соотносятся принцип божественности и судьбы у Гомера? 28. Как греки пытались преодолеть непознаваемость судьбы, и какие трудности на этом пути возникали? (Пояснить на примере мифа об Эдипе и истории с лидийским царем Крезом.) 29. В чем заключается законченное выражение судьбы? 30. Как можно совладать с судьбой? (Прокомментировать на примере Ахилла.) 31. Чем можно объяснить сжигание умерших у греков в рамках темы судьбы?
В) Герой, раб, человек «золотой середины».
32. На каком пути в Античности могла быть преодолена зависимость человека от судьбы и созданы предпосылки для его свободы? 33. Каковы предпосылки появления героя? (Каковы варианты трансформации царя-жреца в послепервобытной культуре?) 34. В чем состоит основное сходство и различие между героем, царем-жрецом и царем-богом? 35. Какого рода жертвоприношение характерно для героя? 36. Как появление фигуры героя (царя-героя) способствует процессу индивидуализации в позднепервобытной общине? 37. Каков статус царя-бога в пространстве и во времени? 38. Каким по своему статусу должен быть герой? 39. В чем заключается особенность индивидуализма по линии героя? (Как происходит идентификация героя? С кем должен соотносить себя герой?) 40. Почему Геракла нельзя отнести к героям? 41. Каков путь героя и чем выражалась избранность героя? 42. В чем состоит различие царствования царя-бога и царя-героя? 43. Что значит поединок, битва для героя? (Поясните двойственность поединка, битвы.) 44. Как изменилось представление а) о власти, б) о рабстве (по сравнению с первобытным представлением) с появлением фигуры царя-героя? 45. Как определяет статус раба Аристотель в своем сочинении «Политика»? 46. Как меняется представление о профанном, и в чем состоит парадокс этого представления в связи с появлением царя-героя? 47. Проанализируйте, как соотносятся герой и раб с судьбой: - соотношение раба и судьбы; - соотношение раба и героя; - исходная данность героя и высшее измерение бытия героя. 48. Как понимается человек по преимуществу там, где герой и раб – несовместимые полюсы мира? (Каким путем идет к божественности герой?) 49. Каков принцип бытия человека «золотой середины»? 50. О каком процессе в человеческом бытии свидетельствует появление человека «золотой середины»? 51. В чем состоит своеобразие столкновения человека «золотой середины» с судьбой? (Пояснить путем сравнения отношений с судьбой героя и раба.) 52. В каком отношении к истории находятся человек «золотой средины» и герой? 53.Каковы главные добродетели человека «золотой середины», и, в связи с этим, какая иллюзия о судьбе характерна человеку «золотой средины? 54. Что самое уязвимое в позиции человека «золотой середины»? (Как соотносит принцип божественности и принцип судьбы человек «золотой середины»?) 55. В чем видит цель своего существования человек «золотой середины», и каковы его составляющие? (как пример - ответ Солона о Телле из «Истории» Геродота) 56. Чем герой и человек «золотой середины», с одной стороны, противопоставлены рабу, с другой? 57. С каким/какими из трех типов ассоциировала себя греческая культура? Ответ пояснить.
Б) Возникновение христианства: историко-культурный обзор.
11. Где и когда возникло христианство? Охарактеризуйте мировоззренческую ситуацию накануне возникновения христианства. 12. Охарактеризуйте социально-политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Палестине накануне возникновения христианства. 13. Из каких групп состояла еврейская общественность? Какие взглядов придерживались представители данных групп? 14. Докажите, что в Палестине в конце 1 в. до Р.Х. – начале 1 в. по Р.Х. усилились эсхатологические и мессианские настроения. 15. Кто такой Иоанн Креститель? Чем он занимался и каких взглядов придерживался? Что служило истоком взглядов Иоанна Крестителя? Как закончилась его жизнь и почему? 16. Каковы основные события, связанные с жизнью и смертью Иисуса? 17. Как воспринимались Иоанн Креститель и Иисус сторонниками античной культуры? В каких событиях это нашло отражение? 18. Как называются первые письменные свидетельства об Иисусе? Что они представляют собой? Как складывалась их дальнейшая судьба?
В) Идейная структура христианского учения. 19. Что представляет собой Новый завет? Что подразумевается под термином «новый завет»? Какова структура Нового завета? Охарактеризуйте коротко каждую часть Нового завета. 20. В чем заключается суть евангельского повествования? 21. Как стоит понимать Евангелия и их язык? Какова действительная цель Евангелий? 22. Поясните тезис: Христианство является авраамической религией, теизмом и монотеизмом, религией спасения. Какие другие религии, помимо христианства, обладают данными характеристиками? В чем заключается сущность подобной классификации? 23. Как понимается спасение в иудаизме? Какие новые элементы в понимании спасения привносит христианство? 24. Какие два догмата являются принципиальной особенностью христианства? 25. Поясните суть первого догмата. Что составляет внутреннюю сущность христианского Бога? 26. Что представляет собой христианская любовь? В какой новозаветной книге содержится настоящий гимн любви «самое совершенное определение любви»? Какому автору принадлежит это определение? 27. Какова главная заповедь жизни человеческой души и межличностных отношений, с точки зрения христианства? 28. Поясните суть второго догмата христианства. 29. Каково понимание сущности Церкви в Новом завете? 30. Поясните, какова функция духа в иудаизме и христианстве. Что значит Святой Дух? 31. В чем заключается принципиальное отличие жертвы Христа от жертвоприношений в дохристианских культурах?
Г) Замысел христианской культуры. 32. Какие положения могут служить предварительным условием для выявления замысла христианской культуры? 33. Каков механизм культуры (механизм установления мира внутри человеческой общности) характерен для родовой организации жизни (первобытной культуры)? 34. Охарактеризуйте механизм культуры в «территориальных царствах» (культуре Древнего Востока)? 35. В чем проявляется сходство в механизмах культуры в роду и «территориальных царствах»? 36. В чем заключается принципиальная новизна Израиля в создании механизма установления мира в человеческой общности? Каков неизменный закон Израиля? Какая общность была в итоге создана на основе этого закона? 37. Какое понятие о «мире» характерно для Древней Греции? 38. Каково главное достижение древнегреческой культуры в аспекте установления мира в человеческой общности? 39. Какой механизм объединения человеческой общности создал Древний Рим? В чем достоинство и недостаток этого механизма? 40. Почему именно в недрах римской империи появился импульс к подлинному объединению различных культур? 41. Как решает проблему создания единства человеческой общности Иисус? 42. Каково отношение Иисуса к предшествующим культурам? 43. Как в Иисусе проявляется Сыновство Бога? 44. Как дохристианские культуры относились к Иисусу? 45. Какое отношение к смерти характерно для дохристианских культур? Какое отношение к смерти утверждает Иисус? В чем смыл жертвенной смерти Иисуса? 46. Сравните понимание смерти язычников и христиан. 47. Что есть Pax Christi? В чем заключается замысел христианской культуры?
А) Средневековье как культурная целостность. 1. Какая оценка Средневековья существовала с эпохи Просвещения? Назовите наиболее яркие проявления этой оценки. 2. Чему обязан своим появлением термин «средние века»? Как решен вопрос о периодизации Средневековья? 3. Применим ли термин «средние века» к неевропейским культурам? Какую черту/черты исследователи признают в качестве основополагающей для средневековой культуры? 4. Из каких элементов складывалось раннее европейское Средневековье? 5. Как решен вопрос о включении культуры Византии, арабо-мусульманской культуры, культуры Руси (России), Китая, Индии, Японии в период Средневековья? 6. Какие черты характерны европейскому средневековью как культурной целостности?
Б) Античные предпосылки средневековой культуры.
7. Охарактеризуйте ситуацию разрушения Римской империи. С каким событием связывают прекращение существования Римской империи? 8. Как принято оценивать период V–VШ вв. в культурологической литературе? 9. Что подразумевается под варваризацией культуры, в частности, в период V–VШ вв.? Что можно сказать по поводу традиционного деления на свое и чужое, космос и хаос применительно к этому периоду? 10. Каковы последствия варваризации культуры в период V–VШ вв.: а) в демографической сфере; б) в формах организации социальной жизни людей; в) в политической сфере. 11. Как изменился статус и понимание образования в Средневековье по сравнению с Античностью? Что было заимствовано Средневековьем из античной системы образования? 12. Что являлось центром образования в период варваризации культуры? Каково было отношение к образованию светской власти (на примере Карла Великого) и высших слоев общества в этот период? 13. Расскажите о «семи свободных искусствах» Античности. 14. Какие дисциплины из «семи свободных искусств» Античности особенно почитались в V–VШ вв.? (Как изменились акценты в отношении тривиума в этот период?) 15. Сравните античное и раннесредневековое (на примере Рабана Мавра) отношение к математическому знанию? 16. Какую трансформацию прибрела геометрия в период варваризации культуры? В) Христианский и германо-варварский элемент в средневековой культуре. · Христианский элемент 17. Прокомментируйте связь христианства с Античностью, Средневековьем, Новым временем. 18. Какой вопрос будет наиболее продуктивным при попытке выявить связь христианства и Средневековья? 19. Охарактеризуйте мировоззренческий переворот при переходе от античного язычества к христианству. Как изменились мировоззренческие ориентиры человека, воспринявшего христианство (представление о человеке, о высшей реальности, отношение к жизни и смерти, к судьбе, природе, возможностях, высшем достоинстве человека)? 20. Соотнесите следующие индивидуальные типы: а) христианина и героя; б) христианина и раба; в) христианина и человека «золотой середины». 21. Куда направлен путь христианина? Как в связи с этим преодолевается трагическое мироощущение, трагическое восприятие жизни и недоступность блаженства для человека, свойственные Античности? 22. Каковы особенности христианизации римлян и германцев? Как можно назвать феномен, возникший в результате христианизации германцев? 23. Какое свидетельство о христианизации германцев оставил историк VI в. Григорий Турский? Коротко расскажите эту историю. Какой комментарий необходимо дать этому описанию христианизации германцев, которое оставил Григорий Турский? 24. Сравните темпы христианизации на востоке бывшей Римской империи (в Византии) и на западе в VI-VШ вв. Какие вопросы, связанные с христианством, рассматривались в Византии и на Западе? (Пояснить на примере похорон святого Мартина Турского, как об этом свидетельствует Григорий Турский. Какой аналог этой истории есть у античных историков? Как можно объяснить эту аналогию?) 25. Какой подход явится корректным при решении вопроса о соотношении язычества и христианства у средневекового человека? Что представляло собой христианизированное язычество (поясните на примере понимания поединка из свода законов «Саксонское зеркало», составленного юристом XШ в. Эйном фон Реков). 26. Каковы были задачи Церкви в Раннем Средневековье в отношении христианизации язычников (привести в качестве доказательства свидетельство в этом вопросе римского папы Григория Великого)? 27. В чем заключается двойственность отношения Церкви к Античности? 28. Охарактеризуйте феномен монашества. В чем заключается парадоксальность данного феномена? 29. Какую ценность, нехарактерную для античного мира, утверждало монашество, устав его жизни? 30. Какую функцию выполняли монастыри в Раннем Средневековье? Как строилась монашеская жизнь?
· Германо-варварский элемент 31. Как можно оценить роль германцев в первые века после крушения Античности? 32. В чем заключается различие в основополагающих ценностях между греками времен Гомера (поздняя первобытность) и исландскими сагами с одной стороны и германским миром с другой? 33. Сравните греческое язычество и язычество германцев времен крушения Античности. 34. Сравните римские «Законы ХП таблиц», «Законы Урнамму», законы Хаммурапи и «Салическую правду» в аспекте наказания (виды <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.02 с.) |