Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Христианская культураСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А) Развитие взглядов на проблему возникновения христианства. 1. Как принято рассматривать христианство в курсе культурологии? 2. Какие аспекты можно выделить при изучении проблемы возникновения христианства? 3. Какие теории относительно возникновения и сущности христианства появились в начальный период изучения данной проблемы? Поясните сущность каждой теории. 4. Когда возникла рационалистическая критика христианства, с чьим именем это связано? В чем заключается сущность рационалистической критики христианства, каков ее недостаток и каковы ее последствия? 5. Как относились к проблеме возникновения христианства представители немецкой классической философии? 6. Охарактеризуйте мифологическую школу в изучении христианства. Назовите представителей данной школы и изложите их взгляды на проблему возникновения и сущности христианства. 7. Что представляет собой исторический подход к христианству? Как соотносятся между собою мифологический и исторический подходы к христианству? Кто из исследователей христианства является наиболее ярким представителей исторического подхода? 8. Какой вывод по проблеме возникновению христианства сделал франко-немецкий мыслитель Альбер Швейцер? 9. Какие периоды и какие три линии можно выделить в изучении проблемы возникновения и сущности христианства? 10. Какой подход к христианству предлагает культуролог А.И. Пигалев в своем учебном пособии «Культурология»?
Б) Возникновение христианства: историко-культурный обзор.
11. Где и когда возникло христианство? Охарактеризуйте мировоззренческую ситуацию накануне возникновения христианства. 12. Охарактеризуйте социально-политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Палестине накануне возникновения христианства. 13. Из каких групп состояла еврейская общественность? Какие взглядов придерживались представители данных групп? 14. Докажите, что в Палестине в конце 1 в. до Р.Х. – начале 1 в. по Р.Х. усилились эсхатологические и мессианские настроения. 15. Кто такой Иоанн Креститель? Чем он занимался и каких взглядов придерживался? Что служило истоком взглядов Иоанна Крестителя? Как закончилась его жизнь и почему? 16. Каковы основные события, связанные с жизнью и смертью Иисуса? 17. Как воспринимались Иоанн Креститель и Иисус сторонниками античной культуры? В каких событиях это нашло отражение? 18. Как называются первые письменные свидетельства об Иисусе? Что они представляют собой? Как складывалась их дальнейшая судьба?
В) Идейная структура христианского учения. 19. Что представляет собой Новый завет? Что подразумевается под термином «новый завет»? Какова структура Нового завета? Охарактеризуйте коротко каждую часть Нового завета. 20. В чем заключается суть евангельского повествования? 21. Как стоит понимать Евангелия и их язык? Какова действительная цель Евангелий? 22. Поясните тезис: Христианство является авраамической религией, теизмом и монотеизмом, религией спасения. Какие другие религии, помимо христианства, обладают данными характеристиками? В чем заключается сущность подобной классификации? 23. Как понимается спасение в иудаизме? Какие новые элементы в понимании спасения привносит христианство? 24. Какие два догмата являются принципиальной особенностью христианства? 25. Поясните суть первого догмата. Что составляет внутреннюю сущность христианского Бога? 26. Что представляет собой христианская любовь? В какой новозаветной книге содержится настоящий гимн любви «самое совершенное определение любви»? Какому автору принадлежит это определение? 27. Какова главная заповедь жизни человеческой души и межличностных отношений, с точки зрения христианства? 28. Поясните суть второго догмата христианства. 29. Каково понимание сущности Церкви в Новом завете? 30. Поясните, какова функция духа в иудаизме и христианстве. Что значит Святой Дух? 31. В чем заключается принципиальное отличие жертвы Христа от жертвоприношений в дохристианских культурах?
Г) Замысел христианской культуры. 32. Какие положения могут служить предварительным условием для выявления замысла христианской культуры? 33. Каков механизм культуры (механизм установления мира внутри человеческой общности) характерен для родовой организации жизни (первобытной культуры)? 34. Охарактеризуйте механизм культуры в «территориальных царствах» (культуре Древнего Востока)? 35. В чем проявляется сходство в механизмах культуры в роду и «территориальных царствах»? 36. В чем заключается принципиальная новизна Израиля в создании механизма установления мира в человеческой общности? Каков неизменный закон Израиля? Какая общность была в итоге создана на основе этого закона? 37. Какое понятие о «мире» характерно для Древней Греции? 38. Каково главное достижение древнегреческой культуры в аспекте установления мира в человеческой общности? 39. Какой механизм объединения человеческой общности создал Древний Рим? В чем достоинство и недостаток этого механизма? 40. Почему именно в недрах римской империи появился импульс к подлинному объединению различных культур? 41. Как решает проблему создания единства человеческой общности Иисус? 42. Каково отношение Иисуса к предшествующим культурам? 43. Как в Иисусе проявляется Сыновство Бога? 44. Как дохристианские культуры относились к Иисусу? 45. Какое отношение к смерти характерно для дохристианских культур? Какое отношение к смерти утверждает Иисус? В чем смыл жертвенной смерти Иисуса? 46. Сравните понимание смерти язычников и христиан. 47. Что есть Pax Christi? В чем заключается замысел христианской культуры?
ТЕМА 8. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ А) Средневековье как культурная целостность. 1. Какая оценка Средневековья существовала с эпохи Просвещения? Назовите наиболее яркие проявления этой оценки. 2. Чему обязан своим появлением термин «средние века»? Как решен вопрос о периодизации Средневековья? 3. Применим ли термин «средние века» к неевропейским культурам? Какую черту/черты исследователи признают в качестве основополагающей для средневековой культуры? 4. Из каких элементов складывалось раннее европейское Средневековье? 5. Как решен вопрос о включении культуры Византии, арабо-мусульманской культуры, культуры Руси (России), Китая, Индии, Японии в период Средневековья? 6. Какие черты характерны европейскому средневековью как культурной целостности?
Б) Античные предпосылки средневековой культуры.
7. Охарактеризуйте ситуацию разрушения Римской империи. С каким событием связывают прекращение существования Римской империи? 8. Как принято оценивать период V–VШ вв. в культурологической литературе? 9. Что подразумевается под варваризацией культуры, в частности, в период V–VШ вв.? Что можно сказать по поводу традиционного деления на свое и чужое, космос и хаос применительно к этому периоду? 10. Каковы последствия варваризации культуры в период V–VШ вв.: а) в демографической сфере; б) в формах организации социальной жизни людей; в) в политической сфере. 11. Как изменился статус и понимание образования в Средневековье по сравнению с Античностью? Что было заимствовано Средневековьем из античной системы образования? 12. Что являлось центром образования в период варваризации культуры? Каково было отношение к образованию светской власти (на примере Карла Великого) и высших слоев общества в этот период? 13. Расскажите о «семи свободных искусствах» Античности. 14. Какие дисциплины из «семи свободных искусств» Античности особенно почитались в V–VШ вв.? (Как изменились акценты в отношении тривиума в этот период?) 15. Сравните античное и раннесредневековое (на примере Рабана Мавра) отношение к математическому знанию? 16. Какую трансформацию прибрела геометрия в период варваризации культуры? В) Христианский и германо-варварский элемент в средневековой культуре. · Христианский элемент 17. Прокомментируйте связь христианства с Античностью, Средневековьем, Новым временем. 18. Какой вопрос будет наиболее продуктивным при попытке выявить связь христианства и Средневековья? 19. Охарактеризуйте мировоззренческий переворот при переходе от античного язычества к христианству. Как изменились мировоззренческие ориентиры человека, воспринявшего христианство (представление о человеке, о высшей реальности, отношение к жизни и смерти, к судьбе, природе, возможностях, высшем достоинстве человека)? 20. Соотнесите следующие индивидуальные типы: а) христианина и героя; б) христианина и раба; в) христианина и человека «золотой середины». 21. Куда направлен путь христианина? Как в связи с этим преодолевается трагическое мироощущение, трагическое восприятие жизни и недоступность блаженства для человека, свойственные Античности? 22. Каковы особенности христианизации римлян и германцев? Как можно назвать феномен, возникший в результате христианизации германцев? 23. Какое свидетельство о христианизации германцев оставил историк VI в. Григорий Турский? Коротко расскажите эту историю. Какой комментарий необходимо дать этому описанию христианизации германцев, которое оставил Григорий Турский? 24. Сравните темпы христианизации на востоке бывшей Римской империи (в Византии) и на западе в VI-VШ вв. Какие вопросы, связанные с христианством, рассматривались в Византии и на Западе? (Пояснить на примере похорон святого Мартина Турского, как об этом свидетельствует Григорий Турский. Какой аналог этой истории есть у античных историков? Как можно объяснить эту аналогию?) 25. Какой подход явится корректным при решении вопроса о соотношении язычества и христианства у средневекового человека? Что представляло собой христианизированное язычество (поясните на примере понимания поединка из свода законов «Саксонское зеркало», составленного юристом XШ в. Эйном фон Реков). 26. Каковы были задачи Церкви в Раннем Средневековье в отношении христианизации язычников (привести в качестве доказательства свидетельство в этом вопросе римского папы Григория Великого)? 27. В чем заключается двойственность отношения Церкви к Античности? 28. Охарактеризуйте феномен монашества. В чем заключается парадоксальность данного феномена? 29. Какую ценность, нехарактерную для античного мира, утверждало монашество, устав его жизни? 30. Какую функцию выполняли монастыри в Раннем Средневековье? Как строилась монашеская жизнь?
· Германо-варварский элемент 31. Как можно оценить роль германцев в первые века после крушения Античности? 32. В чем заключается различие в основополагающих ценностях между греками времен Гомера (поздняя первобытность) и исландскими сагами с одной стороны и германским миром с другой? 33. Сравните греческое язычество и язычество германцев времен крушения Античности. 34. Сравните римские «Законы ХП таблиц», «Законы Урнамму», законы Хаммурапи и «Салическую правду» в аспекте наказания (виды и тяжесть наказания, вершитель наказания). 35. В чем заключается коренное своеобразие германцев? При ответе используйте оценку специфики германцев Гегеля и Тацита. 36. В чем состоит принцип свободы у греков и римлян? 37. Какие социальные группы характерны для германцев? Что такое тинг? В чем состоит принципиальное отличие организации тинга и его участников от организации внутренней жизни Рима и римских ценностей? 38. Какая ценность является верховной у германцев? Как этот принцип встраивался в систему римских ценностей? 39. Охарактеризуйте отношения царя или вождя и дружины соратников у германцев (пояснить на примере свидетельства Тацита). 40. В чем состоит различие между германским и римским героизмом? (Пояснить на примере беседы Харальда и Аудуна из «Саги об Аудуне с Западных Фьордов».) 41. Как соотносятся между собою героическое самоощущение и месть в мировоззрении германца на примере Торстейна из «Саги о Торстейне Битом»? Как изменилось понимание мести у германцев по сравнению с Античностью? 42. Сравните поединок Ахиллеса и Гектора из «Илиады» Гомера и поединок Торстейна и Бьярни из «Саги о Торстейне Битом и выявите смыслы каждого поединка. 43. Какие изменения произошли в понимании принципов верности, служения и героизма у германца под влиянием христианства? Как проявился германский дух верности и служения в «Божественной комедии» Данте, которая считается синтезом всей средневековой культуры, и о чем свидетельствует данное влияние?
Г) Раннее Средневековье.
44. Что подразумевается под «Каролингским возрождением»? 45. Как происходило возрождение римской имперской идеи на Западе (восприятие Западом Античности, схема «Афины и Иерусалим)? 46. Как существовали в Каролингском возрождении Античность, христианство и варварский элемент (пояснить, в частности, на примере самого Карла Великого)? 47. С какими событиями принято связывать начало и конец Раннего Средневековья? 48. В чем заключается суть конфликта между Католической Церковью и имперской властью? Благодаря кому обострился данный конфликт? 49. Как папа Григорий VП (XI в.) обосновал папское первенство (супрематию) над властью императора? 50. Выявите сходство ситуации с супрематией с древневосточными представлениями о божественном царе. 51. Какие тенденции возникли в результате борьбы за инвеституру (возведение в сан)? Как имперская власть со своей стороны обосновывала нелогичность супрематии? 52. Каков итог конфликта между папской и имперской властью? Какие субкультуры образовались в связи с этим? Как обстояло дело с наличием субкультур в Античности? Как соотносились субкультуры и христианство в Средневековье?
Д) Высокое Средневековье. Рыцарская, бюргерская, крестьянская культура. · Рыцарская культура 53. Когда в Западной Европе формируется рыцарское сословие? Наследниками кого являются рыцари? Охарактеризуйте источники и иерархическую структуру рыцарства. 54. В чем состоит аналогия рыцарства с античным полисом? В чем данная аналогия несостоятельна? 55. Как связать самоощущение рыцарства и отсутствие государств в античном и новоевропейском понимании в Западной Европе в Средневековье? Что составляет основу государства в Западной Европе в Средневековье? 56. В чем состоит особенность отношения к законам рыцарского сословия? Что при этом подразумевается под исполнением закона, и как соотносятся необходимость и свобода в менталитете рыцарей? Как меняется статус слуги-вассала и почему? 57. В каких двух аспектах проявляется беспочвенность рыцарства? (Пояснить второй аспект, в частности, на примере Дон Кихота.) 58. Кем сознавал себя рыцарь? Как проявлялось в нем христианское и героическое начало? По какому фундаментальному для самоощущения рыцаря принципу рыцарство несовместимо с христианством? Что в рыцарском понимании героизма от языческого понимания героизма? 59. Какова причина сопряжения героизма и святости рыцарей? (Пояснить на примере подвигов рыцаря Галахада ради обретения Святого Грааля из средневекового романа Т. Мэлори «Смерть Артура» и крестовых походов ради обретения Гроба Господня.) 60. Почему крестовые походы были привлекательными для рыцарства? Каковы две характеристики рыцарского героизма? 61. Какую потребность душевного мира рыцаря призвано исполнить приключение? Почему приключения рыцаря должны многократно возобновляться? В связи с какими тремя обстоятельствами приключения рыцаря обесцениваются? 62. Каковы истоки рыцарского служения даме? Как осмысливается любовь рыцаря к даме? Каков аналог отношения рыцаря к даме? 63. В чем отличие рыцарской любви от любви античного человека? 64. Какую цель преследует рыцарь в любви к даме? Как рыцарь воспринимает свою даму и любовь к ней? Какой результат в любви к даме является максимально желанным для рыцаря?
· Бюргерская культура 65. Почему бюргерство в Средневековье не стало ведущей культурной силой? 66. Что представляет собой город – полис в Античности? Соотнесите земледельческие, военные занятия и управление полисом при характеристике горожанина-гражданина Античности. Какими отношениями определяется жизнь города? Докажите, что полис создает предпосылки для внутренней и внешней мобилизации индивида. 67. Каковы о особенности возникновения средневекового города? 68. В чем состоит различие между средневековым и античным городом? Какой социальной группе более всего соответствует средневековый город и почему? 69. Что представляли собой цехи и цеховой строй жизни в средневековом городе? Как ремесленник воспринимал свой труд? 70. Что можно сказать о явных самобытных проявлениях бюргерской культуры (сравните с рыцарской культурой в этом отношении)? В какой сфере можно найти сведения о самобытности бюргера? Ответ пояснить. 71. Как бюргерство относилось к двум другим ведущим силам Средневековья? Какую роль играло бюргерство в Средневековье, в связи с чем послесредневековая культура пришла из среды горожан?
· Крестьянская (низовая) культура
72. С чем, как правило, ассоциируется «крестьянин» и «крестьянство»? Почему вывод о существовании крестьянства многие тысячелетия не является корректным? Кто такой собственно «крестьянин»? 73. Как меняется ситуация соотношения занятия земледелием и несением воинской службы в послеантичной Европе и в период Высокого Средневековья? 74. Охарактеризуйте положение и самоощущение средневекового крестьянина, отношение к нему рыцаря. В чем состоит особенность крестьянской культуры Средневековья? 75. Прокомментируйте ситуацию с почитанием «святого Гинефора» с целью выявить характер крестьянского сознания. 76. В чем состоит противоречие средневековой культуры? В каких отношениях между собою находились «верх» и «низ» средневековой культуры? 77. В каких двух планах можно рассматривать устойчивость крестьянской культуры (например, во Франции вплоть до буржуазной революции 1789-1793 гг.)? Что стоит понимать под «низовой» культурой? 78. Поясните, насколько соответствовало христианское вероучение действительным религиозным представлениям крестьян, и что служит тому причиной? 79. Какую задачу выполнял священник и как можно определить его статус в крестьянской среде? 80. К каким представлениям могут прийти священники в деле христианизации крестьянства? 81. Приведите примеры проникновения низовой культуры в христианскую религиозность и церковную жизнь. Ответ пояснить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.168 (0.017 с.) |