Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Культурология как наука. Ее предмет и структура↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ теория и история культуры Учебное пособие МОСКВА ЭКСМО УДК 008(075) ББК 71-я7 С 14 Об авторе: Садохин А.П. — кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского психолого-социального института Рецензенты: Кондаков И.В. — доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Логунова Л.Б. — кандидат философских наук, доцент кафедры философии факультета государственного управления МГУ им. М.Б. Ломоносова С 14 Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007. — 624 с. — (Образовательный стандарт XXI). ISBN 978-5-699-21102-9 Предлагаемое учебное пособие представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных вопросов культурологического знания в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В целостном виде представлено содержание современных культурологических знаний. Показана история становления и развития культурологии. Очерчен категориальный аппарат данной дисциплины. Раскрыто существо основных проблем современной культурологической науки. Во второй части книги рассмотрено развитие культур стран Востока, Запада и России с древности до современности. При этом автор не ограничился освещением основополагающих фактов культурной истории человечества, а привлек яркие дополнительные материалы, которые могут способствовать более глубокому изучению заинтересованным читателем излагаемых тем данного учебного курса. Для студентов высших учебных заведений, специалистов-гуманитариев, учащихся старших классов средних школ, лицеев и колледжей, а также для широкого круга читателей. УДК 008(075) ББК 71-я7 ISBN 978-5-699-21102-9 © ООО «Издательство «Эксмо», 2007
Электронное оглавление Электронное оглавление СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА Становление культурологии как науки Место культурологии в системе других наук Культурология и философия. Культурология и история Культурология и социология. Культурология и культурная антропология. Предмет культурологии Структура культурологии Методы культурологии 1. Генетический — 2. Компаративный — 3. Системный — 4. Структурно-функциональный — 5. Социологический — 6. Деятелъностный — 7. Аксиологический (ценностный) — 8. Семиотический — 9. Герменевтический — 10. Биосферный — 11. Просветительский (гуманитарный) — ЛИТЕРАТУРА Раздел I. Культурология: основные школы и направления ГЛАВА 1. ПРЕДЫСТОРИЯ 1.1. Античные представления о культуре Античное понимание культуры 1.2. Средние века 1.3. Эпоха Возрождения и Новое время 1. Век богов — это золотой век, 2. Век героев — серебряный век — 3. Эпоха людей — железный век, Просветительские концепции культуры Жан Жак Руссо. Иоганн Готфрид Гердер. Идеалистические концепции культуры Концепция культуры И. Канта. Концепция культуры Г. Гегеля. ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XIX ВЕКА 2.1. Марксистская концепция культуры 2.2. Концепция культуры в социальной и культурной антропологии 2.3. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 2.4. Философия жизни о культуре Концепция культуры Фридриха Ницше. ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА 3.1. Культурологическая концепция О. Шпенглера 3.3. Социологические концепции культуры Теория культурных суперсистем П. Сорокина. Идеациональная культура Чувственная (сенситивная) культура Сенситивная личность Смешанные личности 3.4. Психоанализ и культура Концепция коллективного бессознательного К. Юнга. 3.5. Функциональная теория культуры 3.6. Символические теории культуры 3.7. Игровая концепция культуры 3.8. Этологическая теория культуры 3.9. Биосферные концепции культуры ЛИТЕРАТУРА Раздел II. Теория культуры ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ 4.1. Определение культуры Суть антропологического подхода Социологический подход Философский подход В первую группу они включили описательные определения, Вторую группу составили исторические определения, В четвертую группу вошли психологические определения, В первой подгруппе упор делается на процесс адаптации человека В определениях второй подгруппы обращается внимание на процесс научения человека, Третья подгруппа определений говорит о формировании у человека привычек И наконец, четвертую подгруппу составляют собственно психологические, Пятую группу составили структурные определения культуры, Первая подгруппа определений исходит из того, что культура — это продукты человеческой деятельности, Определения второй подгруппы сводят культуру к совокупности и производству идей, В третьей подгруппе генетических определений упор делается на символическую человеческую деятельность. Последнюю, четвертую, подгруппу составляют своего рода отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из не-культуры. Социологические определения понимают культуру как фактор организации общественной жизни, В четвертую группу вошли психологические определения, подчеркивающие связь культуры с психологией поведения людей В первой подгруппе упор делается на процесс адаптации человека к окружающей среде, В определениях второй подгруппы обращается внимание на процесс научения человека, Третья подгруппа определений говорит о формировании у человека привычек. И наконец, четвертую подгруппу составляют собственно психологические, точнее, психоаналитические определения. Пятую группу составили структурные определения культуры, ставящие акцент на структурной организации культуры. В последнюю, шестую, группу входят генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Социологические определения понимают культуру как фактор организации общественной жизни, 4.2. Культурогенез и начало культуры Основные теории культурогенеза. 4.3. Биосоциальная гипотеза культурогенеза 4.4. Культура и цивилизация Понятие «цивилизация» и его аспекты. По характеру политической власти Природно-географический фактор Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Морфология культуры — это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, 5.1. Артефакты — культурные формы — культурные системы 5.2 Материальная и духовная формы культуры 5.3. Национальные (этнические) культуры — мировая культура 5.4. Массовая и элитарная культуры 5.5. Контркультура и субкультуры 5.6. Функции культуры ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 6. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ 6.1. Модели (формы) динамики культуры Циклическая модель. Инверсия Концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби Линеарная модель динамики культуры. Девиантная модель динамики культуры Волновая модель динамики культуры Так, первый сверхдолгосрочный цикл Второй сверхдолгосрочный цикл — Подлинный расцвет культуры наблюдается в третьем сверхдолгосрочном цикле, Четвертый сверхдолгосрочный цикл Шестой цивилизационный цикл 6.2. Типы динамики культуры 6.3. Источники (механизмы) культурной динамики 6.4. Факторы культурной динамики Фактор взаимодействия культур и культурных систем, Фактор пространственного размещения культурных центров Фактор социальных институтов и социальной активности. Фактор структурных связей в культуре. Фактор рациональных изменений и управленческой активности Фактор индивидуальной активности 6.5. Модернизация традиционных обществ и культур 6.6. Глобализация культуры современного мира ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 7. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 7.1. Культура и природа 7.2. Культура и язык 7.3. Культура и личность. Культурная идентичность Социализация и инкультурация. Культурная идентичность. ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 8. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 8.1. Понятие и сущность межкультурной коммуникации Межкультурная коммуникация на макроуровне. Этнический уровень взаимодействия культур. Национальный уровень взаимодействия культур. Цивилизационный уровень взаимодействия. 8.2. Структура и детерминанты межкультурной коммуникации Отношение ко времени. Отношение к пространству. Отношение к личной свободе. Отношение к природе человека. Отношение к межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации. Непосредственная и опосредованная формы коммуникации Контекст межкультурной коммуникации. 8.3. Аккультурация как освоение чужой культуры Понятие и сущность аккультурации. Основные стратегии аккультурации: Сепарация — Маргинализация Интеграция Результаты аккультурации. Психологическая адаптация — Социокультурная адаптация 8.4. Культурный шок при освоении «чужой» культуры Механизм развития культурного шока 8.5. Стереотипы в межкультурной коммуникации Понятие и сущность стереотипа. Механизм формирования стереотипов. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации, 8.6. Предрассудки в межкультурной коммуникации Понятие и сущность предрассудка. Механизм формирования предрассудков Типы предрассудков. Корректировка и отказ от предрассудков. 8.7. Межкультурные конфликты и пути их преодоления 8.8. Результаты межкультурной коммуникации 8.9. Толерантность как результат межкультурной коммуникации Понятие толерантности. ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 9. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР 9.1. Историческая типология культур Каменный век — Медный век — Бронзовый век — Железный век 9.2. Формационная типология культур 9.3. Цивилизационная типология культур 9.4. Линейная типология культур К. Ясперса 9.5. Современные концепции типологии культур В дописьменном обществе Письменные культуры Информационная, или экранная, культура Традиционные культуры Становление модернизированной культуры Восточный тип культуры Западный тип культуры ЛИТЕРАТУРА ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КУЛЬТУРА XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Модернизм (от франц. «модерн» — новый, «современный») Постмодернизм. ЛИТЕРАТУРА СОДЕРЖАНИЕ Введение. Культурология как наука. Ее предмет и структура..............5 Раздел I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.... 23 Глава 1. Предыстория.........................................................25 Глава 2. Культурологические теории XIX века...............................43 Глава 3. Культурология ХХ века..............................................60 Раздел II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ....................................101 Глава 4. Культура как предмет изучения...................................103 Глава 5. Морфология культуры. Функции культуры.......................125 Глава 6. Динамика культуры................................................151 Глава 7. Онтология культуры................................................181 Глава 8. Межкультурная коммуникация...................................197 Глава 9. Типология культур.................................................242 Раздел III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ.................................. 253 Глава 10. Рождение культуры и искусства в первобытном обществе.....255 Глава 11. История и культура древних цивилизаций Месопотамии.....269 Глава 12. Древний Египет: культура, обращенная к вечности.............283 Глава 13. Культура Древней Индии: единство и многообразие...........296 Глава 14. Культура Древнего Китая: сочетание символа и ритуала.......321 Глава 15. «Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству___342 Глава 16. Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации... 368 Глава 17. Христианская культура византийской цивилизации...........382 Глава 18. Арабо-мусульманская культура Средневековья.................398 Глава 19. Западноевропейская культура Средних веков..................411 Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения.....432 Глава 21. Гуманистическая культура Нового времени.....................457 Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века.................473 Глава 23. Русская культура раннего Средневековья.......................486 Глава 24. История и культура Московской Руси...........................508 Глава 25. Два лика русской культуры XVIII века...........................534 Глава 26. «Золотой век» русской культуры.................................558 Заключение. Культура XX века: основные направления.................586 Краткий словарь специальных терминов............................605 Культурология и философия. Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов. Культурология и история Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности изменения и развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования. Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Культурология и социология. Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле- ний не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание. Предмет культурологии Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология. В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занима- ются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию. С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено многочисленными дисциплинами. Среди них: · • история культурологии, которая занимается изучением многочисленных культурологических концепций, существовавших в прошлом; · • культуроведение — практическое руководство культурой, существующее в конкретных прикладных дисциплинах (например, в музееведении, литературоведении, театроведении и т.д.); · • социология культуры изучает реальные процессы функционирования культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять зависимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной социологической информации и составляет ту часть культурологического знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры; · • экология культуры охватывает все области жизнедеятельности современного человека, прежде всего его взаимоотношения с природой. Ведь культура — это та искусственная среда, которая создана человеком, и у нее очень сложные и неоднозначные отношения с миром природы — естественной средой нашего обитания. Отсюда важная задача культурологии — изучение активных связей человека с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нормы и ценности людей, типы культуры; · • психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества. Кроме того, большое внимание уделяется изучению ценностей разных типов культур; · • этнология (этнография) изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру; · • богословие культуры рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма; · • история культуры изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях; · • изучение художественной культуры разных народов позволяет показать всю совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. В изучении искусства культурологию интересуют прежде всего художественные вкусы того или иного общества, типичные художественные образы и символы. При таком широком подходе к предмету культурологии она предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собственного предмета исследования и становится частью названных выше дисциплин. Поэтому более взвешенным представляется второй подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика человека, условие и способ его жизнедеятельности. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации. Основными задачами культурологии являются: · • глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; · • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; · • определение места и роли человека в культурных процессах; · • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; · • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; · • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; · • исследование развития отдельных культур. Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: · • факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; · • связи между элементами культуры; · • динамику культурных систем; · • способы производства и усвоения культурных феноменов; · • типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); · • культурные коды и коммуникации между ними. Структура культурологии Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология — из философии природы, а социология и политология — из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое познание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и предварительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом — формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне. Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два вида — фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм — к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, фи- 3) культуроохранные институты — организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские. Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее большая часть культурологического знания вписывается в приведенную классификацию и подробнее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного пособия. Методы культурологии Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или метод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения действительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно избранного метода исследования. Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и осмыслить сущность культуры в целом Решение такого рода задач предполагает применение самых различных общенаучных методов познания — наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существуют и собственно культурологические исследовательские методы и подходы. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным типам. Генетический — 1. Генетический — позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Его использование позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до угасания или гибели. Компаративный — 2. Компаративный — требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специ- фику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры. Системный — 3. Системный — предлагает рассматривать культуру как универсальное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный феномен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры — материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества. Структурно-функциональный — 4. Структурно-функциональный — рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это позволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кроме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечить специфически человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека. Социологический — 5. Социологический — изучает культуру и ее феномены как социальный институт, придающий обществу системное качество и позволяющий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы. Деятелъностный — 6. Деятелъностный — понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры. Семиотический — 8. Семиотический — исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание — текст, который и должен быть прочитан исследователем Герменевтический — 9. Герменевтический — характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отличаются друг от друга Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов. Биосферный — 10. Биосферный — характеризуется глобальным пониманием проблем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной. ГЛАВА 1. ПРЕДЫСТОРИЯ Несмотря на то что культурология — молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена. Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре. Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии: · • доклассический (античность, Средневековье); · • классический (Возрождение, Новое время, XIX в.); · • неклассический (конец XIX — первая половина XX в.); · • постнеклассический (вторая половина XX в.). Данная периодизация непосредственно соотносится с развитием не только науки, но и с развитием человечества, в истории которого традиционно выделяются названные исторические этапы. Поскольку культурология является детищем только европейской традиции познания мира, постольку принято рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов, правда, без использования каких-либо понятий, аналогичных понятию «культура». Философия жизни о культуре Стремясь открыть истоки культуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие закономерности развития, многие представители европейской творческой элиты конца XIX в. стали создавать свои концепции общей теории культуры, расширяя тем самым предмет культурологического знания. Появились научные школы с направленностью, отражавшей специфические интересы того или иного ученого. В русле этого процесса в Европе в то время сложилось новое направление в философии, решительно порывавшее с рациональными европейскими ценностями разума, науки и просвещения, а также с традиционной христианской моралью. Это направление получило название философия жизни. Его представители ставили перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизнь». С помощью этого понятия создавалось представление о мире как о чем-то целом, о способах его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают ей этот смысл. В рамках этого направления была выдвинута идея о том, что философия при построении картины мироздания не должна опираться только на естественные науки, что здесь следует отдать приоритет художественному видению мира, которое способно запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни. Заложил основы «философии жизни» и определил ее культурно-философскую ориентацию немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844— 1900). Игровая концепция культуры Еще Платон говорил об игровом космосе, Кант — о теории эстетического состояния игры, Шиллер — об игре как о заменителе культуры. Такое внимание к игре не случайно, ведь игра наряду с трудом и учебой от- носится к основным видам человеческой деятельности. В детстве игра стоит на первом месте, но и взрослые продолжают играть — в карты, в шахматы, в лотерею, в футбол, на бирже, в театре и кино и т.д. Поэтому игра — это культурная деятельность человека, в которой он преобразовывает природу и социальный мир, формирует себя как личность. Голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872—1945) посвятил игре свою книгу «Homo Ludens» — «Человек играющий» (1938). Ее основным лейтмот
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.017 с.) |