Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1-3. Культурология в системе социально-гуманитарного знания↑ Стр 1 из 38Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: культурология; искусствоведение; психология культуры; этнология; социология культуры; функции культуры.
Особенности культурологии
Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин " культурология " состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, выяснить, какое содержание вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы в "рукотворные", очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта. В работах немецких просветителей XVII – XVIII вв. С. Пуфендорфа, И. Гердера этот термин приобретает более широкий смысл, включает в себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII – XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецием и др., согласно представлениям которых не только материальное производство, но и общественные отношения, формы государственного устройства, состояния нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX – XX вв., понятие "культура" обогащалсь все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются:
1)специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей; 2)система идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении; 3)историческая память человечества, воплощенная в традициях, обрядах, стандартах повеления; 4)духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества. Все изложенное дает основание для заключения о том, что культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене. Однако культуру изучают, как уже говорилось, несколько наук. Чем же от них отличается культурология? Отвечая на этот вопрос, определим, как подходят к исследованию культуры различные науки. Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры – способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой, - как регулирующую роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов. В отличие от этого, искусствоведение исследует особенности и тенденции развития художественной культуры в контексте общеисторического процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества, всю совокупность содержания, форм, стилей художественных произведений. Этнология сосредотачивает свое внимание на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявлении и интерпретации национальных особенностей различных культур – "французская", "немецкая", "белорусская" культура и т.п. Социология исследует социальную обусловленность культурной деятельности и ее роль в развитии человека и общества, социальную сущность культуры, ее структуру и функции. Философия изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеческой жизни, вычленении ее качественных характеристик – духовность, гуманистичность, просвещенность, цивилизованность, высоконравственность, созидательность, творческая ориентированность, нормативность.
Культурология как интегративная научная дисциплина Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и нор, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях. Сказанное дает основание для определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологи, как вытекает из изложенного, целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности. Выяснив своеобразие объекта культурологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их синтезирования в более или менее четко очерченную предметную область данной науки. Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новейшего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в ХХ столетии. Впервые термин "культурология" ввел в употребление выдающийся немецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913г. Спустя 16 лет американский социологи Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями "социология" и "экология человека". Однако в значении, близком к вышеприведенному, впервые употребил этот термин в 1939г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лесли Уайт. Он трактовал культурологию как "ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам". За шестьдесят с лишним лет, прошедших после применения такого именно словоупотребления данного термина, представления о предметной области культурологии существенно расширились. В нее ныне включаются представления о культуре как специфической деятельности по созиданию символических форм, как регулятивно-нормативной системе, как совокупности культурных функций, идеалов, норм, стандартов поведения, как динамическом социальном процессе, протекающем в исторически конкретных социально-экономических и духовных условиях определенной эпохи.
Все сказанное позволяет уточнить определение предмета рассматриваемой науки. Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи. Уточнение объекта и предмета изучаемой научной дисциплины дает возможность сформулировать определение культурологии как науки. Культурология есть интегральная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.011 с.) |