Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Строение (морфология) культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: материальная культура; духовная культура; культурный комплекс; нравы; ценности; классификация ценностей.
Если представить культуру в виде сложной системы, а именно такой она является, то найдем исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называются элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные. Совокупность материальных создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, храм, жилой дом и др. Артефакты – отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Совокупность нематериальных элементов образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др. Они – тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Черты одной культуры выражаются через черты другой. Знания – через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов. Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов. В данном случае говорят о культурном комплексе. Это совокупность культурных черт, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Например, спортивная игра: с ней связана спортивная одежда, болельщики, стадион и т.д. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей.
Материальная культура
Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства. Производственная культура – это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства. Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда. Вооружение и военная техника – это особая область материальной культуры. Материальная культура – результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в 18-19 вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой. Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры. Источники изучения материальной культуры: Реальные предметы (включают археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру). Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы). Макеты и модели, соответствующие оригиналу (включают макеты и модели известны с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.). Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию – о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры). Многие памятники материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, «катюши» символизируют для нескольких поколений ВОВ). Корабли – тоже символы эпохи: парусный – символ петровской эпохи; каравелла – Колумб открыл Америку. Важная часть материальной культуры – постройки – жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека. Костер как первый «культурный» источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества. Жилище – это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; с другой – создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жилище – защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (строились дома-крепости). С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социального назначения – дом вождя, дворец правителя, который, кроме утилитарной роли, стал играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства – архитектуре. Появились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось. Появлялись многоэтажные дома, но большинство людей мечтают жить в собственном доме. Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она также служит социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовенство, военный). Большое значение имели и отдельные элементы одежды – пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала его шапка. Чем знатнее, тем выше шапка. Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на «европейское платье», некоторые люди сохраняют в одежде какой либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка). С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине 20 века самостоятельную роль стала играть молодежная мода (раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые), ибо не было понятия молодежь – в 12-15 лет считались взрослыми. Производители создали огромную индустрию молодежной моды. СМИ, рекламы сформировали рынок молодежной одежды, которую носят не только молодые. Детская одежда. Вначале ее не было. Дети одевались как и взрослые. Детская одежда появилась в конце 19-нач. 20 ст. Сегодня наблюдается обратный процесс – некоторые формы «взрослой» одежды шьются для детей. Две тенденции прослеживаются в истории костюма: усложнение и разнообразие и унификация (джинсовая ткань). Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это – часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов (др. германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода «орудием труда», источником дохода. Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей – это признак «благородного мужа». Техника поставила перед человеком множество проблем, породила противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации. Происходит унификация, стирание национального своеобразия.
Духовная культура
К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи; нравы; законы ценности
Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе. Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (Дуэль – культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде). Ценности - не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают. Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Привычка – это повседневная сторона социальной действительности, обычаи – более редкий, «праздничный» ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры. Нравы – обычаи, приобретающее моральное значение. В Древнем Риме понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов: обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания. На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.009 с.) |