Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная политика Республики Беларусь в области культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конце 80-90-х годов начинается новый этап в развити белорусской культуры. В 1990 году был принят Закон “О языках в Белорусской ССР”, который предусматривал поступательное расширение сферы использования белорусского языка. В наибольшей степени он касался системы образования и науки, которые должны были в разные сроки перейти на единый государственный язык - белорусский. Однако со временем выявились трудности и противоречия, сопровождавшие новый процесс белоруссизации. Референдум 1995 года внес поправки в практику реализации Закона о языках. Н аэтом референдуме народ Беларуси высказался за равное использование в белорусском государстве двух языков - белорусского и русского. Так сложилась история Беларуси, что её культура на протяжении столетий существовала и развивалась в многоязыковой среде. Не всегда это было равноправное существование различных языков. Начиная с конца 30-х и до середины 80-х годов, русский язык занимал более основательные позиции, особенно в официальном употреблении. Такое положение естественным образом отразилось, в первую очередь, в языковом оформлении белорусской культуры. Тем не менее, от этого культура не исчезла, она искала и находила способы выражения белорусского национального содержания в различных языковых формах. Думается, что известная белорусская рассудительность и толерантность в полной мере смогла отразиться в разных языковых контекстах. Белорусская наука, как особая часть культуры, достаточно успешно развивалась, используя один из международных языков - русский, и, таким образом, научные достижения входили в общечеловеческую сокровищницу знаний. Работы белорусских математиков (П.Платонов и его школа), физиков (М.Ельятевич, А.Борисевич, А.Севченко и др.), машиностроителей (М.Мацепура и др.), философов (В.Степанов, В.Степин и др.), представителей других отраслей науки занимают достойное место среди ученых, работающих в иных странах мира. Белорусская художественная культура, которая в отличие от научных разработок, находилась ближе к народной белорусской культуре, более тесно связана с белорусским языком. Именно в художественной культуре белорусский язык нашел поддержку, стимулы для своего развития. В 90-е годы началось освоение новых тем в художественной культуре, таких как чернобыльская катастрофа, возрождение истории и культуры народа Беларуси, изучение и возвращение культурного достояния, созданного белорусской эмиграцией. Значительную роль в сохранении национальных культурных святынь, в развитии международных культурных связей сыграла белорусская диаспора. И сейчас продолжают действовать созданные в конце 40-х -начале 50-х гг. Объединения белорусов в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Франции, Бельгии. Появились новые научно- культурные центры (институты, библиотеки, музеи, издательства), расширились белорусские зарубежные периодические издания. Белорусская эмиграция дала миру известных ученых: Б.Кит - специалист в области ракетной техники, академик Международной ака демии астронавтики; И.Пригожин - президент Бельгийской королевской Академии наук, литературы и искусства, директор международного института физики и химии в Сольве, лауреат Нобелевской премии 1977 года в области химии; литераторов (Н.Арсеньева, Л.Гениюш, М.Седнёв, В.Клишевич); художников (В.Жовнерович, З.Чайковский, П.Миронович); композиторов и исполнителей (Н.Забейда-Сумицкий, М.Равенский, Д.Верасов, Б.Андрусишин -Данчик,); Алия Клеч (Пашкевич) - ведущий художник “Диснейленда”, Уейн Грецки - звезда североамериканского хоккея. Существенные изменения в отношении к белорусской диаспоре произошли на государственном уровне в связи с провозглашением суверенитета Беларуси. Произошел переход от конфронтации к сотрудничеству, началось возвращение на Родину культурного достояния, сохранившегося за рубежом. Расширился круг общественных организаций, установивших связи с зарубежными национальными объединениями. В 1990 году в Минске было создано Объединение белорусов мира “Бацькаушчына”.Поддержку правительства получили его инициативы общенационального масштаба - Первый съезд белорусов ближнего зарубежья (1992 г.) и Первый съезд белорусов мира (1993). На современном этапе Республика Беларусь стремится “открыть своё окно в мир” для того, чтобы познакомить зарубежье с культурой белорусского народа, а также получить информацию о других народах. Успешное решение этих задач можно решить с помощью современных информационных технологий. Интернет-культура вовлекает в свой круг все большее и большее число ученых. Предпринимателей. Студентов. Она связана с качественно новыми способами освоения культурных ценностей и их трансляции. Передовые страны уже давно пользуются современными информационными технологиями. Особо быстрое развитие получил не только доступ к банку данных, но еще в большей степени - возможность размещения в сети собственной информации. Начало развитию современных компьютерных технологий на Беларуси было положено в связи с принятием “Программы информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 гг. и на период до 2000 г.”. Одним из первых шагов по реализации этой программы стало создание в 1993 году базового узла университетской связи ЮНИБЕЛ Министерства образования Республики Беларусь, а в 1994 году. Благодаря установлению прямой связи между ЮНИБЕЛ и Варшавским узлом сети NASK Беларуси стали доступны все услуги Интернет. На протяжении 1994-1998 гг. В нашей республике была проведена значительная работа по информатизации, в том числе в сфере культуры и искусства. В частности, в1994 году началась разработка концепции создания научно-исследовательской сети РБ (НИКС РБ), целью которой являлось формирофание единого информационного пространства в сфере науки, образования и культуры. В 1997 году началась подготовка проекта “Государственная национальная программа “Культура”.Один из разделов программы был посвящен внедрению в сфере культуры современных информационных технологий. Сегодня можно подводить уже некоторые итоги по реализации этих программ. И, хотя трудности социально-экономического характера, не позволяют реализовать их в полном объеме -можно с уверенностью говорить о том, что Беларусь вошла в мировое информационное пространство. Круг пользователей Интернет расширяется, в том числе - за счет учебных заведений и учреждений культуры. Интересная работа проводится Белорусским институтом проблем культуры. Его коллектив разрабатывает электронную энциклопедию “Культура Беларуси”, в которой представлены такие разделы, как “Иконопис Беларуси”, “Народный белорусский костюм”, “Исторические памятники архитектуры” и др. Таким образом, в культурной жизни современной Беларуси можно наблюдать процессы, направленные на создание современного социокультурного пространства, воссоединяющего национальные традиции и современные формы межкультурного диалога. Особое место в этом пространстве занимает белорусская национальная культура, выросшая в условиях полиэтничности, так как на исконных белорусских землях всегда мирно жили (и живут по сей день) представители разных этносов и наций. В этом плане белорусская национальная культура, развитие которой в наши дни получает серьёзную государственную поддержку, может служить примером межкультурного диалога.. Очевидно, что большинство существующих ныне государств не являются моноэтническими. История свидетельствует, что в момент своего формирования национальные государства объединяли в своих границах различные этносы, жившие длительное время рядом, но сохранившие особенности своей культуры. Вместе они вошли в единое государственное образование и на этой базе создали новое особое культурное пространство. Пример Беларуси свидетельствует о том, что оно может существовать и развиваться на принципах толерантности и взаимного уважения в отношении всех народов, живущих в едином государстве и имеющих культурные особенности. Такая позиция в сфере межкультурных связей внутри государства может быть вынесена и за его границы и организовать плодотворное сотрудничество в области культуры с другими народами, и тем самым обогатить свою культуру общечеловеческими ценностями, укоренить достижения мировой культуры на родной земле и на равных войти в единое человеческое сообщество, связанное узами мировой культуры. Таким образом, находясь в центре магистралей, ведущих с севера на юг и с запада на восток, а следовательно, испытывая на себе, с самых древних времен, влияние культур не только родственных славянских и близживущих соседних народов, но и народов, территории проживания которых находятся на значительном удалении, народ Беларуси в течение своей многовековой истории создал самобытную культуру, которая вошла в славянскую и общечеловеческую культуры. Формированию как самой белорусской нации, так и её культуры предшествовал длительный период времени со всеми характерными для него противоречиями и сложностями, которые в конечном итоге отразились и в содержании, и в формах культуры. Во все времена существования Беларуси в её духовной жизни, кроме собственно своего, местного, очень отчетливо проявлялись приметы и черты общей для всех восточнославянских племен культуры. И это не удивительно, потому что за долгое время их совместной жизни в составе Киевской Руси успела сформироваться достаточно близкая для всего её населения материальная и духовная культура. Не менее значимым аспектом развития культуры Беларуси являются её контакты с передовыми странами Западной и Центральной Европы, в результате чего осуществлялся процесс взаимовлияния культур и их обогащение. Беларусь не существовала изолированно, передовые представители белорусского народа стремились поддерживать культурные связи как с восточными, так и с западноевропейскими странами. И благодаря тому, что белорусская культура формировалась на границе восточного и западного миров, она оказалась способной к диалогу с другими культурами. С течением времени формировалась и основная идея белорусской культуры - духовно-культурное развитие народа. Его национальное самоопределение должно осуществляться на путях обновления и развития современного белорусского государства, одним из предназначений которого является сохранение и развитие самобытной культуры своего народа, интегрированной в систему современной общеевропейской и мировой цивилизации. В значительной степени эти процессы связаны с исторической памятью народа, умеющего отсеивать недоброе и сохранять лучшее в целях общего процветания. Важной частью нашей истории является память об известных деятелях науки и культуры, которых дала миру белорусская земля. Это такие ученые, как Казимир Семенович - изобретатель многоступенчатой ракеты (17 в.); Якуб Наркевич (Ёдка) - первооткрыватель электрографии; Игнат Дамейко - народный герой Чили, исследователь её природных богатств, основатель университета в Сантьяго; Герман Малиновский - известный немецкий математик и физик; Александр Чижевский - основатель гелиобиологии; Лев Арцимович - известный ученый в области термоядерного синтеза; Софья Ковалевская (Карвин-Крюковская) - известный математик; Анна Тумаркина - первый в Европе и Беларуси профессор философии, получившая свой титул и работавшая в Бёрне. Из древних белорусских родов вышли и такие известные во всем мире люди, как исследователь-путешественник Николай Пржевальский и авиаконструктор Павел Сухой. В области искусства и литературы - это поэт Гийом Апполинер (Костровицкий), композитор Дмитрий Шостакович, Оскар Милош - французский и литовский писатель, Марк Шагал - художник с мировым именем. Каждое поколение вносит свой вклад в историю своего народа. Хочется верить, что нынешние поколения живущих на белорусской земле сохранят и приумножат лучшее, что сделали их предшественники для белорусского народа и всего мира в целом. 1
Контрольные вопросы 1. Какие существуют исторические и современные типы цивилизаций? 2. Что такое европоцентризм? 3. Как можно охарактеризовать натуралистические концепции природы и человека? 4.Что такое «ноосфера»? 5. Как можно определить понятие личность? 6. Что такое социализация личности? 7. Какие есть формы существования языка? 8. Какие функции выполняет язык в обществе? 9. Что определяет государственную политику в области языка в Республике Беларусь? 10. Какие выдающиеся деятели мировой культуры, имеют белорусские корни? 11. Каких известных деятелей современной белорусской культуры вы знаете?
Экзаменационные вопросы 1. Предмет и задачи культурологии. Какое место занимает культурология в системе социально-гуманитарного знания. 2. Что такое культура? 3. Как определяли понятие «культура»в античности? 4. Назовите основные функции культуры. 5. Что такое «массовая культура»? 6. Назовите основные элементы материальной культуры. 7. Определите структуру и сущность духовной культуры. 8. Назовите исторические типы культуры. 9. Назовите социальные типы культуры. 10. Что такое субкультура? 11. Что такое контркультура? 12. Что такое профессиональная культура? 13. Что такое народная культура? 14. Назовите тенденции развития молодёжной культуры в современном обществе. 15. Что такое этническая культура? 16. Каковы признаки национальной культуры? 17. Каковы особенности белорусской национальной культуры? 18. Что такое эконеомическая культура? 19. Что такое политическая культура? 20. Охарактеризуйте особенности нравственной культуры. 21. Какое место занимает религия в жизни общества? 22. Какие религиозные конфессии являются наиболее распространенными на Беларуси? 23. Определите понятие и структуру художественной культуры. 24. Что такое искусство? 25. Какие функции выполняет искусство в обществе? 26. Что такое художественный стиль? 27. Какие существуют художественные стили? 28. Назовите основные черты первобытной культуры. 29. Что такое миф? 30. Какие функции выполнял миф в архаическом обществе? 31. Что такое магия? 32. Какие существуют разновидности магии? 33. Назовите характерные черты древневосточных цивилизаций. 34. Назовите основные культурные достижения в Древнем Египте. 35. Назовите выдающиеся достижения Древней Индии. 36. Перечислите особенности культуры Древнего Китая. 37. Что было характерно для культуры Древней Греции? 38. Что отличало культуру Древнего Рима? 39. Назовите социально-исторические предпосылки возникновения христианства. 40. Охарактеризуйте особенности культуры восточнославянских племен. 41. Что было характерно для культуры Киевской Руси? 42. Опишите символику христианского храма. 43. Назовите характерные черты культуры европейского средневековья. 44. Какое место занимала наука в системе Средневековой культуры? 45. Назовите основные черты романского стиля. 46. Что присуще готическому стилю? 47. Чем отличалась Белорусская культура Эпохи Средневековья? 48. Назовите социально-экономические предпосылки становления культуры Возрождения. 49. Перечислите основные особенности культуры эпохи Возрождения. 50. Назовите отличительные признаки стиля барокко. 51. Чем отличается стиль «классицизм»? 52. Что было присуще белорусской культуре эпохи Возрождения? 53. Чем отличалась западноевропейская культура эпохи Нового Времени? 54. Назовите отличительные черты культуры эпохи Просвещения. 55. Охарактеризуйте стиль «романтизм». 56. Что такое натурализм в художественной культуре? 57. Опишите особенности импрессионизма. 58. Что представляет собой символизм в искусстве? 59. Что было характерно для белорусской культуры в 19в.? 60. Что представляло собой культурно-национальное возрождение на Беларуси в нач.20в.? 61. Что такое «цивилизация? 62. Как вы понимаете соотношение понятий и явлений культура и природа? 63. Определите понятие «личность». 64. Что такое экология? 65. Назовите основные психокультурные типы личности. 66. Что представляет собой культура профессиональной деятельности? 67. Что такое язык? 68. Какие функции выполняет язык в обществе? 69. Какие существуют формы языка? 70. Какие законы регулируют политику в области языка в Республике Беларусь? 71. Каковы основные тенденции в развитии современной культуры? 72. Что такое модернизм? 73. Как можно понимать постмодернизм? 74. Как развивалась белорусская культура в советский период? 75. Каковы проблемы развития белорусской культуры в настоящее время?
Литература
1. Курс лекций «Культурология» под ред. Лапиной С.В. 2. Алпеева Т.М. Введение в культурологию:Учеб.пособие.-Мн.:Веды, 1997. 3. Андрейченко В. Целебная сила духовности//Бел.думка.–1999. № 4.С.3. 4. Античная культура: Словарь-справочник.- М., 1994. 5. Антонович И.И. После современности: Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма. - Мн., 1997. 6. Балакина Т.И. Мировая художественная культура: Россия IХ – начала ХХ вв.: Учеб. пособие. – М., 1999. 7. Беларусазнауства: Навуч. дапаможнiк/П.Брыгадзiн, А.Лойка, Э.Дубанецкi i iнш; пад рэд. П.Брыгадзiна. –Мн., 1997. 8. Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Мн.: Бел.энцыклапедыя, 1996. 9. Бурлина Е. Город. Страна. Планета: Модели гуманизма в художественной культуре.- Самара: Дом печати, 1995. 10. Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. -М.: Ин-т новой экономики, 1996. 11. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. – М., 1997. 12. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1998. 13. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.пособие. - М.: Знание, 1996. 14. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 1996. 15. Жывапiс Беларусi ХII-ХVIII стагоддзяу: фрэска, абраз, партрэт: Альбом. - Мн., Беларусь, 1980. 16. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. -М.: Логос, 1996. 17. История мировой и отечественной культуры. - Саранск, 1994. 18. Карабельнiкава Л. Народнае мастацтва Беларусi: Дыдактычны матэрыял// Роднае слова. - 1999. №7. С.146. 19. Качановский В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. пособие. – Мн., 1998. 20. Кравченко Т.А. Культура и образование накануне ХХI века// Вышэйшая школа. – 1999.№ 3-4.С.171. 21. Крывашэiн Д. У пошуках гарманiзацыi культурных уплывау// Бел думка. - 1999. № 9. С.72. 22. Культурология / Под ред. Марковой. - М., 1996. 23. Культурология ХХ век. Антология. - М., 1995. 24. Культурология. История культуры.- М., 1995. 25. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др.- М.: ЮНИТИ, 1995. 26. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. - Р-на-Д.: Феникс, 1995. 27. Лабачэуская В.А. Зберагаючы самабытнасць: З гiсторыi народнага мастацтва промыслау Беларусi. – Мн., 1998. 28. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау: Вучэб. дапаможнiк.- Мн., 1996. 29. Лапiна С.В., Жарыкава А.А. Культура Беларусi y сусветнай прасторы i гi старычным часе. Мi нск, 2000. 30. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие.- М., 1997. 31. Лыч Л., Навiцкi Ул. Гiсторыя культуры Беларусi.-Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. 32. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998 33. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - Мн., 1997. 34. Мир через культуру: Учеб. пособие по курсу «Культурология».- М., 1993 35. Мировая художественная культура.- М., 1996. 36. Молодёжная культура и организация досуга молодёжи. Под ред.Лапиной С.В. Минск, 2000. 37. Московская А.А. Взаимодействие экономики и культуры: опыт анализа// Общество и экономика, 1994. 38. О Белорусском республиканском научно-методическом совете по вопросам историко-культурного наследия при Комитете по охране историко-культурного наследия при министерстве культуры:Пост.СМ РБ № 1590 от 16.10.98г. //Собрание Декретов,Указов президента и Постановлений Правительства РБ. - 1998.№ 29.Ст.758. 39. О фонде Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства: Указ Президента РБ от 15 апреля 1998 г. № 211// Собрание Декр., Указов Президента и Постановлений Правительства РБ. - 1998.№ 11.Ст.292. 40. Очерки истории, науки и культуры Беларуси IХ-ХХ вв./П.Т.Петриков, Д.В.Карев, А.А.Гусак и др.- Мн.: Навука i тэхнiка, 1996. 41. Очерки по истории мировой культуры: Учеб. пособие/ Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. – Мн., 1997. 42. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.-М.,1997. 43. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1997. 44. Саракавiк Ул. Беларусазнауства. - Мн.,1998. 45. Сасноускi У.У культуры – невычэрпныя крынiцы//Чырвоная змена. - 1999. - 1 студзеня. С.1. 46. Сахута Я. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва: Метадычны дапаможнiк. - Мн., 1996. 47. Словарь искусств.- М.: Внешсигма, 1996. 48. Смелзер Н. Социология.- М., 1994. 49. Смятаннiкау В.С. Беларусазнауства: Вучэбна-метадычны дапаможнiк. - Мн., 1998. 50. Учебно-методический комплекс «Культурология» под ред. С.В.Лапиной. Минск, 2001.Ч.1 Учебное пособие «Культурология».Ч.2 51. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 1997. 52. Чернокозов А.И. История мировой культуры: Краткий курс.- Р-на-Д., 1997.
Учебное издание
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.013 с.) |