Фарміраванне рабочага класа Беларусі. Рабочы рух у другой палове XIX – пачатку XX ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фарміраванне рабочага класа Беларусі. Рабочы рух у другой палове XIX – пачатку XX ст.



Развитие капитализма привело к формированию значительных кадров рабочего класса Беларуси. В силу наличия здесь множества мелких предприятий положение рабочего класса Беларуси было более тяжелым, чем в России. 13 – 14-часовой рабочий день, низкая зарплата, штрафы, отсутствие страхового и пенсионного обеспечения толкало рабочих к разным формам борьбы. Вначале это было бегство, а в 70-е гг. основной формой социального протеста становиться стачка. В 70-х – первой половине 80-х состоялось 23 забастовки. Принятое в 80 – 90-х гг. законодательство об ограничении использования детского и женского труда, размеров штрафа, продолжительности рабочего дня, введение фабричной инспекции существенно не повлияло на положение рабочих Беларуси, ибо его сфера была ограничена лишь частью промышленных предприятий.

В 80-е годы стали создаваться кружки среди рабочих, где изучались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый кружок был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось 130 рабочих. Качественно новый этап в распространении марксизма связан с возникновением группы «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Рабочее движение Беларуси сливается с общероссийским социал-демократическим движением. Членами группы были уроженцы Беларуси И. Гецев, А. Гуринович, С. Левков, А. Трусов и др. На активизацию социал-демократического движения в Беларуси оказал влияние созданный в 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его членами были уроженцы Беларуси: Л. Лепешинский, М. Левашкевич, Т. Максимов и др. В сентябре 1895 г. в Вильно для переговоров с местными социал-демократами приезжал В.И. Ленин. Во второй половине 90-х гг. социал-демократические организации действовали в Минске, Гомеле, Витебске, Сморгони, Ошмянах, Брест-Литовске, Гродно, Пинске. Члены социал-демократических организацией проводили политическую агитацию среди рабочих, распространяли листовки и революционную литературу, руководили стачечной борьбой рабочих.

Активизация революционного движения, количественный рост социал-демократических организаций делали насущным создание единой всероссийской организации. В марте 1898 г. в Минске состоялся I съезд социал-демократических организаций России, и было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В рабочем и социал-демократическом движении Беларуси в конце 90-х гг. появились свои специфические черты: стремление еврейских, литовских и польских социал-демократов создавать рабочие организации по национальному признаку. Были созданы социал-демократические организации Королевства Польского (в 1900 г. социал-демократия Королевства Польского и Литвы), «Всеобщий еврейский союз в Литве, Польше, России» (Бунд).

Промышленный подъем 90-х годов сменился мировым экономическим кризисом 1900 – 1903 гг. и депрессией до 1908 г. Кризис затронул промышленность Беларуси. В 1901 г. производство сократилось в сравнении с 1900 г. на 10%. Однако кризис не имел решающего значения для развития края. По-прежнему промышленность развивалась главным образом на базе использования лесных богатств, переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. Преобладали небольшие и мелкие предприятия, где в 1905 г. было занято 137 тыс. ремесленников, рабочих и производилось 58,3% всей промышленной продукции.

Экономический кризис усилил процесс концентрации капитала, способствовал росту акционерных товариществ и обществ. В 1900 – 1908 гг. в Беларуси образовалось 13 акционерных товариществ и обществ с участием местного, российского и иностранного капиталов. Семнадцать крупных промышленных предприятий, в том числе Витебская льнопрядильная фабрика, Минская конно-железная дорога, табачная фабрика в Гродно и др., в 1908 г. принадлежали акционерным товариществам. Возникли монополистические объединения. В 1905 – 1907 гг. были созданы синдикат спичечной промышленности при Минском отделении Северного банка, дрожже-винокуренный синдикат, Союз лесопромышленников Северо-Западного края и др. Крупный, преимущественно иностранный капитал, проникал в текстильную промышленность. За 1900 – 1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали три четверти всей продукции отрасли. Количество винокуренных заводов увеличилось с 470 в 1900 г. до 603 в 1908 г. Они производили 10% спирта в общем объеме его производства в России.

Рабочий класс Беларуси был многонациональным по своему составу. В него входили белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи и др. Социально-экономическое положение рабочих было тяжелым, жизненный уровень – низким. Около 50% их было неграмотными. В условиях кризиса рабочие опасались бастовать, потому что каждый боялся потерять работу и заработок. Стачки носили вынужденный, оборонительный характер.

1-ые вы­ступления раб. в форме побегов со стро­ительства железных дорог, забастовок и вол­нений с выдвижением требований эк-го хар-ра. В 1876 крупн. волнение на сукон­ной фабр. помещика Пусловского. Раб. движ. б еще сти­хийным и неорганизованным. В 80-е кол-во стачек б сравнитель­но невелико, но они б уже более организованны­ми. Самой крупной б стачка 1500раб в 1884 на строи-тве железной дорогиВильно-Барановичи в Лидском уе. Вилен. губ. Раб добились того, что подрядчи­ки рассчитались с долгами и выдали им деньги для проезда до­мой. В 1886 10дней длилась стачка раб. го­мельских железнодор-ых мастерских (треб. повышения расценок сверхурочных работ, отмены некот. пунктов правил приема на работу). В 90-езабастов-ое движ. усилилось. В Б произошло 59 стачек.Во главе движения шли желез­нодорожники. Главной при­чиной забастовок недовольство произволом админ-ии в обл. распорядка дня, распоряжений об удержании с раб-их в обязательном порядке денег в пенсионные кассы и др.

1ым про­паганд-ую работу среди раб-их начали народники. Позже эту роль взяли на себя социал-демократы, кот. и создали пер­вые политические партии.

В кружках, раб заним-сь самообразован., читали рев-ую лит-ру. Много распростр.марк-зма в Б сделали польск. партия "Пролетариат" и групп."Освобождение труда", в кот участвовали бел-ие народник Трусов, писатель Гуринович. 1ые маркс-ие кружки в Б б немногочисл. и слабо связаны с массовым раб. движ. Новый этап распростр маркс. 2п90-х когда образ-сь в Петерб "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" раб.движ. Б. соединилось с общерос-им соц-дем-м движением. Они проводили полит-ую агитацию среди раб, распростр листовки и рев-ую лит-ру. Под влиян. соц-дем со 2п90-х активизир-ся стачечное движ. бел-их раб.

24. Этнічная тэрыторыя беларусаў. Фарміраванне беларускай нацыі (другая палова XIX – пачатак XX ст.).

Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Решающую роль в преобразовании народности в нации играет общность территории и экономической жизни, общие черты национального характера, самосознания, культуры и единого литературного языка, а также становления государственности..

В конце XIX в. на территории пяти белорусских губерний проживало 8,5 млн. человек, в том числе 5,4 млн. белорусов, 1,2 млн. евреев, 493 тыс. русских, 424 тыс. поляков, 377 тыс. украинцев, около 8 тыс. татар. Согласно переписи 1897 г. удельный вес жителей коренной национальности превышал 73%. Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности. В составе городского населения доля белорусов составляла 14,5%. Примерно 40-50% городского населения составляли евреи. Белорусы в Могилевской губернии составляли 82,4%, в Минской – 76%, в Виленской – 56%, в Витебской – 52% и в Гродненкой – 44%. Значительная доля белорусов была в Велижском (87,5%), Усвятском (84,0%) уездах Витебской губернии, Сокольском (83,9%) уезде Гродненской губернии, Красненском (90,0%) уезде Смоленской губернии, Суражском (около 70%) уезде Черниговской губернии и некоторых других, которые находятся за пределами современного белорусского государства.

Особенностью белорусского этноса был раздел их по вероисповеданию на православных и католиков, что не способствовало консолидации белорусского этноса. Православная церковь и католический костел не признавали белорусов как народ, а исходили из того, что православные – это русские, а католики – поляки. Однако такое разделение по религиозному признаку не помешало становлению общности экономической и культурно-духовной жизни белорусского этноса, ибо позади у белорусов была тысячелетняя история. Все это время они проживали на одной территории, в объективно существующих здесь природно-климатических условиях. Здесь вырабатывались характер трудовой деятельности белорусов, их материальная и духовная культура, складывался и развивался язык, формировались особенности быта, обычаев, традиций и норм морали. Веками у белорусов, независимо от их государственно-политических отношений с соседними народами складывался свой, отличный от других народов исторический менталитет. Все это вместе взятое явилось основой для возникновения и развития национального самосознания белорусского народа. Объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса, его языка и культуры работы И. Носовича, М. Никифоровского, А. Сементовского, особенно трехтомное исследование «Белорусы» Е. Карского и др. Работы этих исследователей способствовали формированию национального самосознания белорусского народа.

В конце XIX в. термин «Белорусы» и этноним «белорусы» окончательно закрепились за всей этнической территорией белорусов. Однако термин «белорусы» не приобрел еще общенационального содержания. Существовали региональные названия (полешуки), конфессионализмы (русские и поляки), жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми».

Ускорение темпов экономического развития, расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона, что сыграло основополагающую роль в формировании белорусской нации, хотя этот процесс тормозился рядом факторов. Запрещение евреям селиться вне городов, невозможность найти в них работу для большого количества безземельных и малоземельных крестьян деформировали национальный и социальный состав городского населения. Белорусская национальная буржуазия представляла лишь небольшую прослойку в местной многонациональной буржуазии. Земельный, торговый, промышленный и банковский капиталы находились в собственности польских, русских и еврейских промышленников и купцов. 84,5% купцов пяти западных губерний составляли евреи, 10,7% - русские и только 1,7% были белорусами. 51% фабрик и заводов являлись собственностью еврейской буржуазии. Белорусская аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и католиков, в значительной степени полонизированная, не осознавала своей национальной принадлежности и часто враждебно относилась к проявлениям национального движения. Буржуазия сформировалась под патронажем государственной власти и царской бюрократии, поэтому экономическая и политическая независимость ее мало интересовали. Слабость национальной экономической элиты – буржуазии и дворянства – стала причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.

Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики – расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Православный священник, государственный чиновник, школа, официальная печать настойчиво доказывали белорусам, что они - русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектных. В этом направлении важную роль сыграла идеология «западнорусизма», которую во второй половине XIX в. возглавил профессор Петербургской академии, белорус по происхождению, М. Коялович.

Важнейшим признаком нации является наличие единого языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение государственного занял русский язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка явился запрет в конце 50-х годов XIX в. печатания белорусских книг латинским шрифтом.

В новых исторических условиях источником развития белорусского языка явилось устное народное творчество, а формирование его происходило в жанрах художественной литературы и публицистики. Создание экономической общности и развитие хозяйственных связей привели к постепенному стиранию различий местных диалектов, появлению единого, понятного всей нации языка. Помимо этого, он обогащался новыми словами и терминами. Постепенно шел процесс создания графической системы, правописных и грамматических норм, обогащения лексики белорусского литературного языка. В целом процесс этот шел медленно. Только в начале XX в. появилась белорусская периодическая печать. Быстрое развитие белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм произошло с приходом в литературу Ф. Богушевича, Я. Лучины, Л. Гуриновича, Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки и др.

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условия, сформировались основные признаки белорусской нации, консолидации которой не помешали ни социально-классовые противоречия, ни борьба, обострившаяся с появлением рабочего класса и буржуазии.

С процессом формирования белорусской нации непосредственно связано также развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в, отразившей характер и место национального направления.

25. Культура Беларусі ў другой палове XIX – пачатку XX ст. Развіццё навуковага беларусазнаўства.

Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика – этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 – 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит – не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича (1840 – 1900 гг.), Я. Лучины (1851 – 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 – 1894 гг.), А. Обуховича (1840 – 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители – певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально-экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.

Культура Беларуси в начале века развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национально-освободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса. Белорусская культура, не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов.

В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 гг. количество начальных и общеобразовательных школ увеличилось с 6297 до 7682. Увеличилось и количество учащихся в них – с 248 тыс. до 490 тыс. Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. Несмотря на рост числа учебных заведений, в 1911 г. в школах обучалось только 18,4% детей школьного возраста.

В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Белорусский учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка).

В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров.

Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на территории Беларуси в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др.

Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На белорусском языке – 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей-классиков. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Белорусский календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли белорусские издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на белорусском языке. За десять лет было издано 80 книг тиражом почти 230 тыс. экземпляров. В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы.

Получила значительное развитие и белорусская музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. Большую работу по собиранию и пропаганде белорусской песни провел минский хор под управлением В. Теревокого. Известны своим творчеством композиторы Л. Роговский, М. Чуркин, А. Гриневич и др.

В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.Таким образом, культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов.

В 1902 г. в Петербурге студенты из Беларуси Антон и Иван Луцкевичи создали Кружок белорусского народного просвещения и культуры, который пропагандировал национальную культуру, вел поиск путей ее возрождения. В конце 1902 – начале 1903 гг. представители белорусских народных кружков организовали Белорусскую революционную громаду (БРГ). Братья Луцкевичи, В. Ивановский, Э. Пашкевич (Тетка), К. Кастравицкий, А. Бурбис и др. выступили с идеей создания социально-политической организации трудового народа. В 1903 г. на первом съезде партия была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Этот съезд принял программу партии, которая декларировала необходимость ликвидации самодержавия и капиталистического строя. БСГ выступала за переход всех основных средств производства, земли в общественную собственность, право каждого человека на обработку земли без использования наемного труда, восьмичасовой рабочий день, бесплатную медицинскую помощь. В политической области она требовала равноправия людей, прямого, всеобщего, равного избирательного права с тайным голосованием, свободы печати, слова, собраний и т. д. БСГ выступала за национальную свободу, признание прав всех народов на автономию, создание независимых демократических республик.

 

26. Беларускі нацыянальны рух у канцы XIX – пачатку XX ст.: асноўныя напрамкі развіцця.

Подавление восстания 1863 г., развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам, фактическое запрещение белорусской печати надолго задержали развитие национального движения. Оно оживилось вновь только в конце 70-х годов, когда в борьбу вступило новое, народническое поколение. Во главе его оказались разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, разработанного А. Герценом и Н. Чернышевским. Народничество Беларуси идейно и организационно явилось частью общероссийского движения. Известными представителями этого движения были уроженцы Беларуси М. Судзиловский, А. Бонч-Осмоловский, будущий цареубийца И. Гриневицкий и др. В 1874 – 1884 гг. землячества и нелегальные группы белорусских студентов существовали во многих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций часто были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Слуцке и других городах. Идейно и организационно они были связаны с «Землей и волей», созданной в Петербурге в 1876 г. После ее раскола в 1879 г. большинство белорусских кружков поддержало сторонников «Черного передела». Лидер его Г. Плеханов дважды посещал Беларусь. В Минске в 1881 г. были изданы три номера газеты «Черный передел» и газета для рабочих «Зерно». После распада «Черного передела» в 1882 г. белорусские народники перешли на позиции «Народной воли». «Народовольцы» пытались объединиться в единую региональную Северо-Западную организацию «Народной воли», но в конце 1882 г. аресты привели к ее распаду.

В начале 80-х гг. центром белорусских народников был Петербург. Белорусское землячество при Петербургском университете в 1881г. обратилось с призывом «К белорусской молодежи», «Письмо про Беларусь», «К белорусской интеллигенции», «Послание к землякам-белорусам». В начале 1884 г. с инициативой объединения в единую организацию всех народнических кружков выступила группа «Гомон», которой руководили А. Марченко и Х. Ратнер. Были изданы два номера газеты «Гомон», которая пропагандировала идеи областной автономии Беларуси в федеративной республиканской России. «Гомоновцы» впервые заявили о существовании белорусской нации, отстаивали ее права на национальную самостоятельность. Однако создать единую организацию в Беларуси гомоновцы не смогли, что объясняется репрессиями властей и кризисом народничества, которое сходило с исторической арены и уступало дорогу марксизму.

В последующие годы народничество приобретало либеральный характер. Отказавшись от революционной борьбы с правительством, либеральные народники сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, надеясь задержать процесс обезземеливания крестьян. Они предлагали укрепить общинное землепользование, дать крестьянам льготные кредиты, развивать крестьянские промыслы и т.д.

Начало ХХ. в. отмечено подъемом белорусского национального движения. Однако слабость белорусской буржуазии не позволила ему оказать решающее влияние на развитие общественно-политических процессов в Беларуси. Особенность Беларуси была в многонациональном составе городов, где белорусы составляли меньшинство населения. Поскольку подавляющую часть белорусского населения составляли крестьяне, развитие национального движения шло под флагом неонароднических идей «крестьянского социализма». Вначале на первый план выдвигались культурно-просветительские идеи, которыми заинтересовалась некоторая часть белорусской молодежи.

В 1902 г. в Петербурге студенты из Беларуси Антон и Иван Луцкевичи создали Кружок белорусского народного просвещения и культуры, который пропагандировал национальную культуру, вел поиск путей ее возрождения. В конце 1902 – начале 1903 гг. представители белорусских народных кружков организовали Белорусскую революционную громаду (БРГ). Братья Луцкевичи, В. Ивановский, Э. Пашкевич (Тетка), К. Кастравицкий, А. Бурбис и др. выступили с идеей создания социально-политической организации трудового народа. В 1903 г. на первом съезде партия была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Этот съезд принял программу партии, которая декларировала необходимость ликвидации самодержавия и капиталистического строя. БСГ выступала за переход всех основных средств производства, земли в общественную собственность, право каждого человека на обработку земли без использования наемного труда, восьмичасовой рабочий день, бесплатную медицинскую помощь. В политической области она требовала равноправия людей, прямого, всеобщего, равного избирательного права с тайным голосованием, свободы печати, слова, собраний и т. д. БСГ выступала за национальную свободу, признание прав всех народов на автономию, создание независимых демократических республик.

Усилила активность БСГ. Она издала листовку под названием «Царское жниво», в которой утверждала, что надеяться на царя нельзя, а поэтому «Долой царя, долой царское правительство». В марте 1905 г. в Минске состоялся крестьянский съезд БСГ, который заявил, что получить землю можно только силой, путем объединения со всем крестьянством России и свержения царского правительства. БСГ требовала добиваться созыва сейма в Беларуси.

Летом 1905 г. наблюдался подъем рабочего и крестьянского движения. В августе царь опубликовал закон о созыве совещательной Думы, подготовленный Министром внутренних дел Булыгиным. По этому закону рабочие и другие лица, работающие по найму, не получали избирательного права. Либералы согласились участвовать в выборах. Все партии социалистической ориентации бойкотировали выборы в Думу.

В октябре 1905 г. страну охватила всероссийская стачка. В Беларуси в результате стачки была парализована вся железная дорога. В разгар этой стачки, 17 октября 1905 г., царь подписал манифест, в котором народу были обещаны свобода слова, собраний, союзов, а также созыв законодательной Думы.

В это же время власти перешли к репрессиям. 18 октября по согласованию с губернатором П. Курловым в Минске на привокзальной площади был расстрелян двадцатитысячный митинг. В результате до 100 человек было убито, около 300 ранено. В ответ эсеры решили провести ряд террористических актов. Эсер И. Пулихов совершил неудачное покушение на П. Курлова и был расстрелян.

После манифеста 17 октября либеральная буржуазия стала активно поддерживать царизм. В конце 1905 г. была создана партия «Союз 17 октября» («октябристы»). Она поддерживала царизм и его программу, выступала за необходимость сохранения единства России. «Октябристы» допускали возможность дать некоторую автономию только Финляндии. В ноябре 1905 г. либералы создали Конституционно-демократическую партию (кадеты). Они выступали за конституционную монархию, выкуп части помещичьей земли крестьянами, демократические свободы, но против права народов на национальное самоопределение. Правда, в ее программе было обещано дать автономию Царству Польскому. Широкой поддержки деятельность кадетов в Беларуси не получила. До весны 1906 г. небольшие группы кадетов оформились только в Могилеве и Пинске. Союзницей кадетов выступала Конституционно-католическая партия Литвы и Беларуси, которая была создана в конце 1905 г. по инициативе виленского католического епископа Э. Роппа.

Крайне правые силы образовали «Союз русского народа», членов которого начали называть «черносотенцами». В конце 1905 г. – начале 1906 г. черносотенные организации оформились в Минске, Гомеле, Витебске, Пинске.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.054 с.)