Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гісторыя Беларусі ад старажытнасці да канца XVIII ст. : этапы вывучэння.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гісторыя Беларусі Подъем белорусского национального движения после победы Февральской революции. Отмена Временным правительством 3 марта 1917 г. национальных, сословных и религиозных ограничений дала возможность организоваться белорусским партиям, различным по своей социально-классовой сущности и политической ориентации. Возобновила свою деятельность Белорусская социалистическая громада. Ее политический курс отражал интересы средних слоев общества, которые были заинтересованы в проведении демократических преобразований. Конференция БСГ 25 марта 1917 г. выступила в поддержку Временного правительства, солидаризировалась с лозунгом «революционного оборончества», выдвинула требование автономии Беларуси в составе Федеративной Российской Республики и высказалась за общенародную собственность на землю, передачу ее для пользования в соответствии с трудовой нормой. Однако окончательное решение аграрного вопроса относила к компетенции краёвого сейма автономной Беларуси и предостерегала от стихийных выступлений крестьян. В рабочем вопросе выдвигала требования восьмичасового рабочего дня и гарантированного минимума зарплаты. БСГ расширила свое влияние среди интеллигенции, крестьян, горожан, беженцев. К середине 1917 г. она насчитывала 5тыс. членов, а в конце 1917 г. около 10 тыс. В апреле-июне БСГ издавала газету «Громада», имела представителей в Советах, городских думах, участвовала в работе Совета национальных партий народов России. В июне 1917 г. очередная конференция БСГ рассмотрела и приняла проект новой Программы, в которой объявила окончательной целью партии «введение социалистического порядка через развитие классовой борьбы и социальную революцию». Повторялись установки БСГ о национальной территориальной автономии Беларуси в составе Федеративной Российской Республики и национально-персональной автономии для национальных меньшинств, о развитии национальной белорусской культуры, языка. Конференция избрала Временный ЦК БСГ. В президиум ЦК вошли Д. Жилунович (председатель), П. Бодунова, К. Душевский, А. Борисенок, В. Лузгин. С программой краёвой автономии в рамках Российской демократической республики выступили, образованные весной 1917 г., Белорусская партия народных социалистов (БПНС), Белорусская народная громада (БНГ), Белорусская христианская демократия (БХД). Консервативные, помещицко-клерикальные партии и организации – Белорусский союз земельных собственников, Союз белорусского православного духовенства, Западно-Русское товарищество в Петрограде выражали интересы крупных и средних землевладельцев, православного духовенства и высшего чиновничества. Основой идеологии этого типа организаций был так называемый «Западнорусизм». 25-27 марта 1917 г. в Минске состоялся съезд представителей белорусских национальных организаций, в котором участвовало 150 делегатов. Съезд приветствовал Февральскую революцию, поддержал Временное правительство. Делегаты признали необходимым создание в Минске Белорусской краёвой рады. До ее выборов съезд объявил себя «высшей краёвой инстанцией», а своим исполнительным органом – Белорусский национальный комитет (БНК). Комитет избрал президиум из 5 человек: Р. Скирмунт (председатель), П. Алексюк и В. Фальский (заместители), Л. Заяц (казначей) и Б. Тарашкевич (секретарь). Съезд поручил БНК созвать крестьянский и учительский съезды, организовать издание газеты, основать товарищество «Просвещение», высказался за создание белорусских школ. С целью точного определения этнографических границ Беларуси, съезд создал специальную комиссию в составе известных ученых: М. Любавского, М. Довнар-Запольского, Е. Карского и А. Шахматова. БНК была предпринята попытка организации переговоров с Временным правительством в Петрограде о признании БНК в качестве высшего органа государственной власти в Беларуси. Однако конкретные предложения делегации не нашли поддержки в правительственных кругах. Общеполитические взгляды руководителей БНК не выходили за пределы программы кадетов. БНК не получил открытой поддержки крестьян, рабочих и значительной части интеллигенции. Первый съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний (апрель 1917 г.) и I съезд учителей Минской губернии (май 1917 г.) отклонили предложения БНК относительно государственного и культурного статуса Беларуси. 8-10 июля 1917 г. в Минске состоялся второй съезд белорусских партий и организаций. Вместо БНК была создана Центральная рада белорусских организаций. Право посылать своих делегатов в Раду имели только те организации, которые признавали автономию Беларуси в составе Российской федеративной демократической республики, передачу земли крестьянам без выкупа и развитие белорусской культуры. Председателем Рады стал один из лидеров БСГ И. Лесик. Перед Радой была поставлена задача объединить национальное движение. Однако справиться с этой задачей Центральная Рада не смогла. В октябре 1917 г. раскололась Белорусская социалистическая громада. На основе Петроградской организации БСГ образовалась Белорусская социал-демократическая рабочая партия (БСДРП), председателем которой стал А.Г. Червяков. 15-25 октября 1917 г. в Минске состоялась II сессия Центральной рады белорусских организаций, на которой вместо Центральной была избрана Великая белорусская рада, в ее состав дополнительно вошли представители Белорусской рады Западного фронта. Несмотря на эти меры, белорусское национальное движение накануне октябрьских событий 1917 г. оставалось разобщенным и ослабленным. Политика белорусизации. Национальная политика разрабатывалась в высших партийных структурах и проводилась с учетом каждого региона. На местах она получила название белорусизация, украинизация, татаризация и т.д. В резолюции Х съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркивалось, что необходимо добиваться доверия угнетенных наций, развивать на их родном языке органы власти, судебные органы, курсы и школы как общеобразовательные, так и профессионально-технические, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр. XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.) исходил уже из факта существования СССР. Он определил конкретные мероприятия: формирование органов власти национальных республик из числа местных жителей, которые бы владели языком, знали быт, обычаи народов, обеспечили бы употребление родного языка во всех государственных органах и учреждениях и т.д. Политика национально-культурного строительства имела истоки в белорусском национально-освободительном движении, в идеях национального возрождения. Во время революции и гражданской войны в КП(б)Б влилось много деятелей национально-освободительного движения. Многие из них вошли в состав высших партийных и советских органов. Среди них А. Червяков, Д. Жилунович, В. Игнатовский и др. Они создали ядро, вокруг которого объединилась творческая интеллигенция и стала генератором идей белорусизации. До конца 1921 г. около 300 человек вернулись из вынужденной эмиграции. Среди них С. Некрашевич, М. Громыко, М. Пиятухович и др. При проведении белорусизации необходимо было учитывать некоторые особенности национального состава населения и их долю в правительственных структурах. В национальной структуре республики белорусы составляли 80%, евреи – 8,2%, русские – 7,7%, поляки – около 2%, украинцы – 0,7%, латыши – 0,3%, татары – 0,1%, другие – 0,2% населения. Белорусы преимущественно жили в деревне, евреи в городах и составляли от 40 до 60% жителей. Это вносило специфику в языковую ситуацию: русскоязычный город и белорусскоязычная деревня. Многолетняя полонизация и русификация привели к относительной неразвитости форм культуры, формировали у крестьян комплекс неполноценности родного языка. Доля белорусов в составе партийных, советских и хозяйственных органов не достигала и половины. Так, из 13 членов ЦБ КП(б)Б в 1922 г. белорусов было 5, евреев 6, других – 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 (41,8%) были белорусами, 34 (45,9%) – евреями, 9 (12,1%) – других национальностей. Эти обстоятельства осложняли проведение белорусизации. В феврале 1921 г. ЦИК БССР принял ряд постановлений, которые предопределяли последующий ход белорусизации. Был подтвержден декрет правительства ЛитБел о равноправии в качестве государственных белорусского, русского, еврейского и польского языков, определены меры по созданию системы образования на родном языке. В 1921 г. открылся Белорусский государственный университет, при Наркомате просвещения была создана Научно-терминологическая комиссия, на базе которой в следующем году был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). С основанием издательств «Беларусь» и «Белтрестпечать» стали издаваться газеты, журналы, учебники на белорусском языке и языках других народов, населявших Беларусь. Белорусизация набирала силу, принимала целенаправленный характер, становилась официальной политикой. В марте 1923 г. на VII съезде КП(б)Б и в июле на Пленуме ЦК КП(б)Б были сформулированы основные принципы белорусизации, определен комплекс мероприятий по возрождению края, развитию белорусского языка и культуры, выдвижению и воспитанию кадров. Пятнадцатого июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР приняла постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в результате чего белорусизация стала государственной политикой. Была сформирована специальная комиссия по осуществлению национальной политики во главе с А. Хацкевичем. Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Белорусизацию ЦИК, Совнаркома, Наркомата образования, Наркомзема планировалось завершить за один год, все остальные организации и учреждения за 2-3 года. Сотрудники этих аппаратов изучали белорусский язык, и на нем велось делопроизводство. В 1927 г. 80% работников центральных учреждений уже владели белорусским языком. Основные республиканские документы печатались на четырех языках: общесоюзные – на белорусском и русском, общественно-правовые – на белорусском и одном из трех равноправных языков. К 1928 г. около 80% школ было переведено на белорусский язык обучения. Вместе с тем открывались школы с родным языком обучения для национальных меньшинств. В 1927 г. преподавание в школах БССР велось на восьми языках. На рабфаках, в вечерних школах, школах рабочей и крестьянской молодежи, а также в советско-партийных школах вводилось обязательное изучение истории, экономики и географии Беларуси, белорусского языка и литературы. Широкое развитие получило краеведение. Одним из центральных направлений белорусизации была так называемая «коренизация», воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу. Ставилась задача выдвижения представителей коренного населения не по национальному признаку, а по деловым качествам, знанию языков и особенностей Беларуси. Поэтому доля белорусов в этих органах в 1929 г. почти не изменилась в сравнении с 1925 г. В 1929 г. доля белорусов в административных органах по-прежнему составляла 51,3%, русских – 18%, евреев – 24,8%, поляков – 0,1 %, других – 5,8%. В хозяйственных органах доля белорусов равнялась 30,8%, русских – 13,1%, евреев – 49,3%, поляков – 1,1%, других – 5,7%. Темпы белорусизации, административные методы ее проведения, нарушение принципа добровольности использования того или иного языка давали основание для недовольства этой политикой. Несмотря на некоторые недостатки и перекосы, белорусизация помогла населению республики осознать себя нацией, пробудила его политическую и общественную активность. В конце 20-х гг. в национальной политике определилась тенденция к ее свертыванию. Об этом свидетельствует кампания по разгрому так называемого «национал-демократизма». На съезде КП(б)Б (ноябрь 1927 г.) было решено, что мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Беларуси, который в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием, в условиях диктатуры пролетариата превратился в контрреволюционное явление. Поэтому против него необходимо вести борьбу. Мысль об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма пронизывала все решения XII съезда КП(б)Б (февраль 1929 г.). Предписывалось твердо проводить пролетарскую линию в культурном строительстве. В скором времени термину «национал-демократизм» была дана новая трактовка. Под ним стали пониматься правая опасность в культурном строительстве и тенденция ставить национальные интересы выше классовых. Национал-демократизм стали приравнивать к национал-фашизму, объявлять враждебной Советской власти идеологией и практикой, которые имели целью реставрацию капитализма. Социальной основой «нацдемовщины» было объявлено кулачество. Первых секретарей ЦК КП(б)Б Я. Гамарника, М. Пиляра, которые выступали против поиска врагов народа, отозвали из Беларуси. На их место прислали К. Гея и Р. Рапопорта, которые запустили машину борьбы с врагами народа. Первыми жертвами стали А. Червяков, Д. Жилунович и В. Игнатовский. Любовь к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет. Середине 80-х гг. В середине 50-х гг. в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т.д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси. На основе решений июльского (1955) Пленума ЦК КПСС в шестой пятилетке (1956-1960) в республике ускоренными темпами развивалось машиностроение, энергетика, происходило внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. За 1955-1958 гг. на предприятиях республики было установлено около 200 поточных линий, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Минский автомобильный завод начал выпуск 25-тонных самосвалов. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был выпущен первый белорусский прокат. Новая продукция появилась на многих других предприятиях. Происходили изменения в управлении промышленностью. Вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы, которые руководили промышленностью по территориям (1957). В Беларуси был создан один совнархоз. После решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры по экономическому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машино-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам. В силу ряда причин шестая пятилетка не была доведена до конца. Последние два года шестой пятилетки объединялись со следующей, и в результате был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965). Аналогичным планом по БССР предусматривалось увеличение объема промышленной продукции на 80%. В годы семилетки в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Вступили в строй Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и др. Несмотря на то, что промышленность в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Значительное количество предприятий выпускало продукцию устаревших образцов. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности, снизилась производительность труда. Не оправдали себя попытки перестройки промышленности по территориальному принципу. В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохозяйственной продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохозяйственных продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. В середине 60-х годов были проведены экономические реформы. В промышленности вернулись к отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых “сверху” плановых показателей (вместо 109 только 9). Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции. В сельском хозяйстве предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 50%. Доводились стабильные планы закупок сельскохозяйственной продукции, которые не должны были пересматриваться каждый год. Была списана задолженность за купленную технику, уменьшены налоговые обязательства колхозов перед государством. Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель. В целом реформы 60-х гг. не достигли цели и к началу 70-х гг. были фактически прекращены. Отрицательную роль здесь сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической. За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений. Вместе с тем, в 70-80-е гг. экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. В 1982 г. среднегодовой прирост национального дохода составил 3,4%. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Увеличилось отставание технического уровня Беларуси от уровня промышленно развитых стран. Противоречиво развивалось и сельское хозяйство Беларуси. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, а с другой – снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. Росло количество нерентабельных хозяйств. Этому способствовал рост стоимости техники, отчуждение крестьянина от средств производства, низкая заработная плата, плохие социально-культурные условия и т. д. Все это привело к оттоку мужского населения в города, “старению” деревни. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе. Несмотря на то, что изменилась система управления сельским хозяйством, что создавались агропромышленные комплексы, что в сельское хозяйство вкладывались огромные средства - аграрная проблема осталась нерешенной. Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких социально-экономических и политических реформ. Образование, наука и культура середины 50-х – середины 80-х гг. В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. – около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ – интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование. Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них – с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов. Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965–1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период “оттепели” содействовало появлению новой плеяды литераторов – А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова “Альпийская баллада”, “Журавлиный крик”, “Третья ракета” и др. Известными стали романы И. Шамякина “Сердце на ладони”, “Возьму твою боль” и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича “Дикая охота короля Стаха”, “Черный замок Ольшанский” и др. В 70-е – первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др. Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка “Лявониха на орбите”, “Извините, пожалуйста”, И. Мележа “Люди на болоте”, А. Адамовича “Война под крышами”, И. Чигринова “Плач перепелки”, А. Дударева “Порог” и “Вечер”. В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича “Шахтеры Солигорска”, М. Савицкого “Хлеб”, Г. Ващенки “Август”. Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева “Генерал Доватор”, М. Савицкого “Партизанская Мадонна”, “Витебские ворота”, “Поле” и др. Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина “Первые испытания”, “Москва - Генуя”, “Крушение империи”. Популярностью у зрителей пользовались фильмы “Альпийская баллада”, “Отец”, “Полонез Огинского” и др. На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы “Колючая роза и “Когда опадает листва” Ю. Семеняки, “Тропою жизни” Г. Вагнера, “Алеся” Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”, вокально-хореографический ансамбль “Хорошки”. В настоящее время всем известны мемориальные комплексы “Хатынь (открыт в 1969 г.), “Брестская крепость-герой”, Курган Славы под Минском. Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность. Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг. были значительны.
Политика перестройки. С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР. Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной. На рубеже 80-90-х годов обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики. Разрыв экономических связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, производство продукции сельского хозяйства – на 27%, объем капитальных вложений – на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги. В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О праве собственности на землю”. Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции – 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились. В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. Кризисное положение переживал потребительский рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны – для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны. Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы. Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата – более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными. На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально-экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения. Эліністычная цывілізацыя. Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во вновь завоеванные земли. Созданная Александром Македонским держава простиралась от Египта на западе до берегов Инда на востоке, от Черного моря на севере до Персидского залива на юге. Социально-экономические, политические, этнические и культурные различия внутри этой империи предопределили ее скорый распад. Преемники Александра, бывшие его полководцы — диадохи несколько десятилетий вели борьбу за обладание этими территориями. В итоге на развалинах державы Александра возникли самостоятельные государства, которые получили название эллинистических. Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья и Передней Азии. В политической структуре эллинистических государств сочетались элементы как восточной монархии, так и полисной организации. Здесь существовали царская власть и обширный центральный аппарат управления, но крупные города имели самоуправление и определенную автономию. Их подчинение центральной власти выражалось в уплате налогов и в отсутствии права на ведение самостоятельной внешней политики. Здесь проживало в основном греко-македонское население. Это были ремесленники, купцы, торговцы. Греко-македонские колонисты являлись носителями полисных порядков и культуры, греческого языка и норм права. В городах действовали совет, магистраты и народное собрание. Крупнейшими эллинистическими городами были Александрия, Пергам, Антиохия и др. Земледельческая территория целиком входила в государственный сектор экономики, а ее население было сведено до уровня подневольных работников. В эллинистический период получила широкое распространение сдача земли, угодий и доходов в аренду и на откуп. Устанавливаются более прочные внутренние хозяйственные и культурные связи, расширяется торговый обмен между странами Ближнего Востока и Грецией, происходит рост ремесленного производства. Развиваются судостроение и мореходство, военная техника и градостроительство. Формируются целые научные школы и создаются библиотеки, наиболее известной из которых был Александрийский мусейон. От философии отделяются астрономия, математика, география, ботаника, медицина, филология. ДР.ШПОРА. На севере Балканского пол-ва расположена Македония. В IV в. до н.э. к власти пришел Филипп II (359-336 гг. до н.э.), к-й овладел Фракией, Грецией. Однако во время войны с Грецией, к-я не хотела признать зависимость от Македонии, был убит. Преемником царя стал его сын Александр (336-323 гг. до н.э.). Когда до Афин долетела весть об убийстве Филиппа, в ряде полисов начались антимакедонские выступления. Александр переправил армию в Грецию и подавил все очаги сопротивления. Город Фивы, центр антимакедонского мятежа, был уничтожен до основания, а его жители проданы в рабство. Казнив убийц отца, Александр приступает к тщательной подготовке похода против Персии, который начался в 334 г. до н.э. Александр сначала подчиняет западные части Малой Азии, а затем |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.018 с.)