Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фарміраванне ідэалогіі буржуазнага грамадства: Гуманізм, Рэфарміцыя, Асветніцтва.

Поиск

В противовес церковному взгляду на чел как на ничтожество,возникло новое мировоззрение- гуманизм (куль человека,интерес к его личности,неогр возможн разума) Гуманизм-философская основа,идеология Европ Возрождения.Характ.интерес к античности.(недостаток-ориентац на высш соц круги)Антифеодальная,антиплебейская направленность гумм.

.Гум. движение было важнейшей идеологич предпосылкой Реформации.Реформац-социально-политич. движение 16в,борьба за реформир катол.церкви.В широком смысле –это борьба буржуазии против феодализма и его идеолог. основы-кат. церкви.

Реф нач в Германии:М.Лютер открыто выступил против симании,торговли индульгенциями,отпущ.грехов за деньги.95тезисов Лютера: отриц роль духовенства как высш религ авторитета,посредника.Призывал к секуляризации церк.земель.Его учение выражало взгляды богатого бюргерства,князей,стрем к ослаблению папства и овлад церк умущ. Лютер не поддержал крест.войну1524-25:истинный христианин должен подчиняться власти. Лютер. церковь: главой ц. в своем княж станов сам князь.

Реф в Швейцарии. У.Цвингли.Его церк реф носила радик характер: был уничтожен статус свящ.как особого сословия,церк земли передав гос-ву,ликвид.церк обряды.Резонанс в обществе привел к религ войне,Цвингли убит.

2-я волна связ с Ж.Кальвином:учение о предопределении-богатство и нищета-все от бога. Кальвин.церк жестко преслед.противников.

Реф в Англии. 1534-Генрих8 -глава церкви.Образов национ англиканская церковь,подчин королю.Церк.влад сканфиск,но догматы,обычаи нетронуты.Король преследовал как католиков,так и англ.кальвинистов-пуритан,требующих полной реформы.

Реф во Франции. Франц.кальвинисты-гугеноты. «гугенотские» воины 1562-92:гугенотам помогала Англ,католикам-Испания.1572-Варфоломеевская ночь-убийство дворян-гугенотов в Париже.Гугенот Генрих Бурбон принял католичество и стал королем.(уст дин Бурбонов)-1598-Нантский эдикт-заверш религ воины:катол=гос религия,но катол=гугенот в правах.

Реф в Нидерландах,нах под испан. господством.Двор.протест оппозиц-гёзы исп габбсбургам.Нач борьба,в итоге:на севере Нидерл образ протест Республика Соед провинций-Голандия(1581),южн.ост у испанцев.Итог реф-Европа разд на 2 лагеря

Просвещение-идейное движение,преобр о-во на принц свободы…Опора на философию здравого смысла,чел. разум.Теория ест.права:власть не должна наруш ест права; теор нар. суверенитета:народ-1 источник власти;теор разд властей.Локк,Вольтер(автор термина Просвещ),Руссо (лучш форма власти-республика; «Исповедь»)Дидро.Франц просветители-идейн база ВФР.Просв в Герм:более умеренно-предлагали реформы при сохранении монархии(Лессинг,Гердер,Гёте)

Просвящ абсолютизм:проведение монархами ряда умер реформ 2п18в с целью приспособить феод-абс порядки к интересам буржуа.

 

На рубеже 15-16 вв. феод-ые отн-ия начинают вытесняться капиталистическимиàизменение экон-их, пол-их, соц-ых и кул-ых отношений в обществе. Складывается тип деятельного и прак­тичного человека. В противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — гуманизм. Чел-к рассматривался как творец своего счастья, всех ценностей, идущий вперед и добивающийся успеха силой сво­его разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом.

Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знамени­тое происхождение, а личные качества отдельного человека обеспечивают успех в жизни.

В 14-16 вв. гуманизм стал философской основой европейского Возрождения (Ренессанса). Наиболее полно гум-ие принципы были вопло­щены в творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Сандро Боттичелли, Т. Мор, Ф. Бэкон, Кампанелла. Кул-ра Ренессанса носила антицерковный характер. Б-ба за реформирование римско-католической церкви неотделима от гуманизма, который является ее предпосылкой.

Новые экон-ие отношения àновые классы (буржуазия и наёмные рабочие)à создание новой идеологии, к-ая выражала их потребности и пол-ие требования – Реформация - общественное дв-ие в Зап. и Центр. Европе в 16 в., направленное против католической церкви. В широ­ком смысле — это б-ба против догматов феод-го об-ва. Реформация как дв-ие была поддержана всеми слоями населения в Западной Европе. Бюр­герская оппозиция ставила своей целью упразднить пол-ую церковь как учреждение и создать взамен ее «дешевую церковь» без поборов и платы за обряды. Но гл. было то, чтобы эта церковь не мешала им богатеть.

Толчком к началу Реформации послужило выступление М. Лютера, он отвергал церковь как посредника между Богом и людьми. Большинство немцев приняло реформу Лютера. Особенно в этом были заинтересованы князья, тат как, уничтожая епископства и монастыри, они завладевали церковными землями.

Расширение реформационного дв-ия и вовлечение в него все более широких слоев населения привело к разделению Реформации на несколько направлений. Наряду с княжеской появилась народная Реформация, к-ую олицетворял Т. Мюнцер. Он требовал установления всеобщего соц-го и экон-го равенства.

В первой половине XVI в. реформационное движение охва­тило ряд евр-их гос-тв. Особенно широко оно рас­пространилось в Швейцарии. В Женеве Жан Кальвин создал свое учение, в основе к-го лежал догмат об абсолютном предопределении, согласно к-му участь человека раз и на­всегда предопределена.

В Англии антикатолическое движение возглавил король Генрих VIII, к-ый и стал главой англиканской церкви. Широкое распространение идеи Реформации получили в Нидерландах, б-ба за к-ые вылилась в 1-ую буржуазную революцию.

В ответ на антикатолическое выступление папство активно повело Контрреформацию, гл. действующей силой к-ой стало основанное Игнасием Лайолой «Общество Иисуса» (орден иезуитов). Ордену дозволялись любые действия, если они были направлены во благо католической церкви.

Просвещение — 3-ий после Возрождения и Реформации духовный переворот, полностью покончивший со средневеко­вой с-ой ценностей. Просвещение как течение общ-ой мысли ставило своей целью преобразование общества на принципах свободы, пол-го равенства и братства. Про­свещение зародилось в Англии в конце XVII в., а свое название и высшее развитие получило во Франции в XVIII в.

Характерными чертами Просвещения являются кри­тика существующего строя, создание теорий и програм­мы изменений, а также выработка методов переустрой­ства общества. Просветители критиковали на позициях разума абсолютистские порядки, засилье церкви, амо­ральные поступки монархов и высших церковных иерар­хов. Они подвергали критике все существующие рели­гии. Они возлагали надежду на реформы, к-ые прове­дет просвещенный «государь-философ». Средствами воз­действия на реформаторство они считали такие, как мас­совое неповиновение, неуплата налогов и др. Просветители создали ряд революционных политичес­ких теорий: естественного права, народного суверенитета и разделения властей. По мнению просветителей, если власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, т. е. право на жизнь, свободу, собственность и т. д., то она должна быть заменена другой властью любым спо­собом, включая насильственный (теория естественного права). Народ вправе это сделать, так как он является един­ственным источником власти (теория народного сувере­нитета). Для обеспечения свободы граждан просветители предлагали осуществить разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную (теория разделе­ния властей).

Представители: Ш. Монтескьё, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Шиллер, И. Гете.

В 18 в. во многих евр-их странах стал назревать кризис абсолютизма, вызванный развитием капит-ого уклада. Это потребовало преобразований, и мно­гие евр-ие монархи провели ряд умеренных реформ. Эта пол-ка приспособления феодально-абсолютистских поряд­ков к интересам буржуазии получила название просвещенного абсолютизма (не меняя по существу гос-ых форм абсолют­ных монархий, сверху проводить реформы в экон-ой, пол-ой, кул-ой областях, направленные на модер­низацию устаревших явлений феодального порядка). Например, Фридрих 2 в Пруссии, Мария Терезия и Иосиф 2 в Австрии.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту рев-ых настроений в обществе.

15. Эвалюцыя дзяржаўна-палітычных сістэм еўрапейскіх краін у XVI-XVIII ст. ст. Абсалютызм.

В средневек преобл сосл-предст монархии.Мон опир на сосл-предст учреждения(парлам,ген.штаты)В новое время ситуация изменилась.Переход от сосл-пр монархии к абсолютной.

16в-отказ от принципов провиденциализма(обяснеия всего волей Бога).Политику определяет не воля бога,а интересы человека,его потребности. Государство восприним как сила,призванная защищ.интересы людей.

Идеи реформации,религ.войы привели к обр республик- 1581-Голандия-первая бурж.республика в Европе. Существ и олигархические республики- Венеция

Возникла идея сильной гос.власти-абсолютизм,способный преодолеть внутреннюю разобщенность и противостоять диктату церкви.Представитель теории абс- Макиавелли(«Государь»: создание сильной централизованной власти любыми средствами,),Боден.Оба выступали за централизов.гос-во во главе с абсол.правителем.

Возникли и утопические учения: был создан идеал общ строя,основ на коллект собственности(Т.Мор,Т.Кампанелла) В кажд стране абсол. имел свои особенности.Ярковыраженный абсолютизм –во Франции врем. Людовика14(1643-1715),король-1 источник власти.Политика централизации имела положит.роль:г-во поддерж.промышленность,торговлю,упоряд финансы.Но буржуазия требовала изменения формы правления,демократизации.Это вызвало падение абсол.путем буржуазных революций.В Англии,в рез бурж револ в 1649г уст. Республика(дикт.Кромвеля)

В средневековье господствующим строем была сословно-представительная монархия. Власть монарха была ограничена парламентом в Англии – сословно-представительное учреждение, окончательно сложился к концу 13 в. Во Франции – Генеральные штаты возникли в к. 13-нач. 14 в. – высшее судебно-админ. Учреждение. Кортесы – сословно-представительные органы в Испании.

В европейских странах в 17 в утвердился абсолютизм – новая форма феодальной монархии, при которой монарх концентрировал в соих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Она сменила сословно-представительную форму организации пол-й власти. Монарх, лавируя между старыми силами – дворянством и дух-м и новым классом – буржуазией.

Абсолютистские режимы отличало вмешательство в экономическую жизнь. Из финансовых и военных соображений монархи были вынуждены поддерживать предпринимательство, создавать благоприятные возможности для развития внутренней и внешней торговли. Признаки абсолютизма:

- налогообложение – монарх мог сам назначать размер налога.

- регулярная армия из солдат наемников

- унификация правовой системы

- регламентация соц-эконом-й с-мы

Законченные, классические для европейских стран формы абсолютизм приобрел во Франции при Людовике 14. В Англии – Елизавета 1 – Тюдоры.

В XVIII в. назревает кризис абсолютизма во многих европейских странах, вызванный развитием капиталистического уклада. Чтобы приспособиться к новым условиям, устранить отдельные преграды для хозяйственной деятельности буржуазии и таким образом сохранить дворянскую монархию, абсолютистские режимы при­бегли к политике просвещенного абсолютизма, т. е. к проведению реформ, призванных поддержать эко­номическое развитие, отменить некоторые сословные привилегии, уничтожить религиозную нетерпимость. В тех странах, где буржуазия была недостаточно силь­ной для захвата власти, она поддерживала эту поли­тику. Во Франции же, где противоречия между бур­жуазией и дворянством достигли предела, оказались беспочвенными попытки реформ в духе просвещен­ного абсолютизма, здесь разразилась революция. В Португалии также реформы были не успешны.

Примером торжества политики просвещенного абсолютизма является правление прусского короля Фридриха II (1740 — 1786), который прослыл про­свещенным монархом. Он состоял в переписке с Воль­тером и даже считался его другом, но вся его дея­тельность была направлена на защиту феодального государства, интересов дворян. В целях повышения доходов казны был запрещен сгон крестьян с земли, ибо они являлись главными налогоплательщиками, но не было отменено крепостное право. Правитель­ство упразднило таможни, ограничило цеховые мо­нополии, поддерживало создание мануфактур, за­претило вывоз промышленного сырья и ввоз в страну готовых изделий почти 500 наименований. В Прус­сии было введено обязательное начальное обучение, подтверждены веротерпимость и свобода выбора ре­лигии. Была проведена реорганизация системы управ­ления, финансов, суда. Эти реформы были призваны обеспечить потребности дворянства, нуждавшегося в деньгах и товарах, но в определенной мере содейство­вали развитию капиталистических отношений.

В России – Екатерина 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.009 с.)