Российская империя в эпоху просвещенного абсолютизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская империя в эпоху просвещенного абсолютизма.



Фёдор Алексеевич 1676 – 1682. С 1682 г -борьба Софьи и Петра. 1689г. – устранение Софьи. Пётр I Великий 1682 – 1725 гг. Победа в Северной войне 1700-1721. 1703- Основал Спб. 1709 г – Полтавская битва. Провел много реформ. Ввел Табель о рангах. С 1721 г. – Русское царство (Россия) – Стало Российской Империей.

Екатерина I 1725-1727 гг – жена Петра I. Пётр II Петрович 1727-1730 гг – много болел. 1730-1740 гг – Анна Иоанновна. 1740 – Иван VI Антонович при регентстве своей матери Анны Леопольдовны. 1741 г – дворцовый преворот и приход к власти дочкери Петра I Елизаветы Петровны. Снова реформы. Вела политику отца. Восстания в Башкирии. Правила до 1761 г.

1761 на трон всходит её сын – Пётр III. Увлекался Пруссией. Преклонялся перед дядей – Фридрихом II. Настроил против себя духовенство. Плохо высказывался о жене – Екатерине. Началиь скрытая конфронтация и недоверие. Хотел отправит Екатерину в монастырь, но Екатерина оказалась расчётливее. 28 июня 1762 года – приближённые Екатерины II во главе с Орловым совершают переворот. На трон всходит императрица Екатерина II Великая 1762 – 1796 гг.

Термин «Просвещение» в западноевропейском обществе воз­ник после появления в 1784 г. статьи Иммануила Канта «Что такое Просвещение».

Просвещение было широким идейным течением в годы, ког­да стало очевидным несовершенство отживавшей в странах За­п. Европы феодальной системы. Его теоретические основы заложили и разработали философы, ученые и писатели Франции Ш. Монтес­кье, Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.

Идеологи европейского Просвещения в своем учении строго исходили из теории «естественного права», основным постула­том которого было утверждение о свободе и равенстве всех людей от рождения. Все пороки существующего феодального строя объяснились ими невежеством народа, в силу этого неспособного понять несправедливость законов. Из этого следовал вывод — надо просветить всех и каждого. Народу надо осознать, что никому не дано право его угнетать. Существенным элементом в утопической конструкции просветителей был расчет на то, что пониманием несовершенства строя и несправедливости законов проникнется сам монарх и аннулирует такие законы.

Идеи Просвещения быстро распространились по всей Европе. В России они получили хождение под понятием «вольтерьянство». Этому способствовало издание большими тиражами трудов франц. философов — Вольтера, Монтескье, Руссо.

Однако между теорией «просвещенного абсолютизма» и по­пыткой Екатерины II реализовать ее на практике была огромная дистанция. С года­ми она увеличивалась и в конеч­ном счете привела к практическому отказу Екатерины от воплоще­ния в жизнь идей Просвещения. Два события стали на этом пути — восстание Пугачева и Французская революция. По мнению историков, «просвещенный» либерализм императрицы не
выдержал этого двойного испытания. Если еще в 60-е гг. XVIII в. и в самом начале следующего десятилетия императрица, считая себя последовательницей, ученицей европейских просветителей, пропагандировала их учение, то летом 1790 г., под впечатлением происходивших во Франции революционных событий, она жестко отвергает право народа на свободу волеизъяв­ления, на равенство сословий. Подобные оценки появились еще во время восстания Пугачева, разрушавшего, на взгляд императрицы, создаваемое ею «государ­ственное благоденствие».

Екатерина II придавала огромную роль законодательству. Преследуя цель установить тишину и спокойствие в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Ко­миссии 1767 г. императрица подготовила "Наказ" - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. "Наказ" Екатерины II. "Наказ" представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.Целью самодержавия Екатерина II объявила благо всех подданных. Равенст­во людей понималось как право каждого сословия обладать дарованны­ми ему правами: для дворян свои установления, для крепостных - свои.

Губернская реформа 1775 г. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Было принято "Учреждение для управления губер­ний Всероссийской империи". Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся императрице. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчи­нен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд.

Екатерина ІІ отделила судебные органы от исполнительных. Каж­дое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан -городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь - на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все колле­гии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была лик­видирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

Б ыли изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с "Грамотой дврянству" оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных на­казаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков,. Дворяне могли судиться только с равными себе. Губернские и уездные дворянские соб­рания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Господствующему сословию присваивалось наименование "благородное".

"Грамота городам " опреде­ляла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане составляли "градское общество". Городское население делилось на шесть разрядов (дворяне и духовенство; купцы; цеховые ремесленники; иностранцы; именитые горожане; посадские). Жители города избира­ли орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голо­ву и судей.

Екатерина II вместе с пре­зидентом Академии И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых со­словных учебных заведений. По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Школьной реформой 1782-1786 гг. В уездных городах учрежда­лись двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлет­ние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера­тура, единые учебные планы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.005 с.)