Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Беларуси на современном этапе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С середины 1980-х гг. начинаются перемены в области культуры Беларуси. В период перестройки важное значение приобрел вопрос о роли и месте белорусского языка в обществе. За расширение сферы применения белорусского языка выступала интеллигенция, а также неформальные объединения молодежи. Кроме языкового вопроса, общественность поднимала проблему сохранения историко-культурного наследия и всестороннего возрождения белорусской культуры. 1991 год положил начало новому этапу истории белорус- ской культуры. Конституция Республики Беларусь обязывает уважать национальные традиции, беречь историко-культурное наследие белорусского народа, гарантирует свободное развитие всех национальных общностей, живущих в стране. Вместе с тем существенным препятствием для культурного развития стал экономический кризис, приведший к сокращению государственных расходов на потребности культуры. Либерализация общественно-политической жизни способствовала появлению новых тем в литературе и искусстве. Развитие образования и науки. С середины 1980-х гг. в СССР началась реформа общеобразовательной, профессио-нальной и высшей школы. При реформировании системы образования обеспечивались преемственность и свободный доступ к любой ее ступени, разнообразие содержания и форм обучения, расширение возможностей для индивидуального развития личности. Обеспечивались более тесные контакты обучения и производственной деятельности, включение учеников в систематический, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд. Несмотря на кризисные явления в социально-экономической сфере, белорусское образование сохранило свой потенциал. В общеобразовательных школах был введен курс основ информатики и вычислительной техники, созданы специализированные средние учебные заведения - лицеи и гимназии. Они должны были обеспечить более основательную подготовку учащихся по избранным областям знаний (гуманитарной, технической или природоведческой). На разных уровнях проводились предметные олимпиады по физике, математике и другим дисциплинам. Победители республиканского этапа имели право поступать в высшие учебные заведения без всту-пительных экзаменов по дисциплине олимпиады. Практико-валось совмещение выпускного экзамена за среднюю школу с вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы, связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения в средней школе. Она предусматривала переход к обязательной десятилетней базовой школе. Среднее образование предполагалось получать в последних 11-ми 12-м классах или путем профессионального образования. Последние классы имели целью специализиро- ванную подготовку учеников по разным направлениям (природоведческо-математическим, гуманитарным,технологическим, общеобразовательным). В связи с невозможностью реализовать в полном объеме намеченное реформой и недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу по переходу к двенадцатилетнему обучению и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. Более 10 профессиональнотехнических училищ объявили себя учебными заведениями, которые дают одновременно профессионально-техническую и среднюю специальную подготовку. Средние специальные учебные заведения обеспечивают подготовку кадров для хозяйства и культуры. Часть техникумов была преобразована в колледжи, где одновременно осущест-влялась подготовка специалистов средней квалификации и специалистов повышенного уровня. Последние имели возмож-ность поступать сразу на III курс высшего учебного заведения. В высших учебных заведениях были введены новые специальности, связанные с научно-техническим прогрессом - по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям и др. Расширилась подготовка специалистов в области экономики, права, социальной работы. Белорусские ученые проводят важные исследования практически во всех областях знаний. Постепенно возобновляются утраченные ранее связи с учеными России и стран бывшего СССР, осуществляются контакты с научной общественностью зарубежных стран. Развитие науки должно обеспечить устой- чивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение уровня жизни населения. Литература. Перемены в социально-экономической и общественно-политической жизни Беларуси нашли отражение в литературе. Политика гласности и демократизации жизни способство-вала появлению произведений, посвященных проблеме поли-тических репрессий. Были опубликованы повести-воспомина-ния С. Граховского, Ф. Олехновича и др. Тему репрессий под-нимал в своих произведениях В. Быков. Белорусы получили возможность ознакомиться с произведениями белорусских пи-сателей-эмигрантов, ранее не публиковавшимися в Беларуси. Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия явились важной темой художественной литературы. И. Шамякин соз-дал роман «Злая зорка», где совершил попытку осмыслить значение этой катастрофы. Ряд писателей также развивали чернобыльскую тему в своем творчестве. Вторая половина 1980-х - 1990-е гг. - период возрастания интереса писателей и поэтов к историческому прошлому. Не случайно в это время возникает ряд художественных произ-ведений, посвященных различным событиям и лицам из исто-рии Беларуси. Не обходят современные авторы и тему Вели-кой Отечественной войны, хотя она и не является доминиру-ющей, как в предыдущие десятилетия. Новые произведения вышли из-под пера белорусских поэтов Н. Гилевича, Г. Буравкина и др. Театр, музыка. В сложных экономических условиях сере-дины 1980-1990-х гг. развивалось театральное искусство Бела-руси. Количество профессиональных театров в Беларуси даже увеличилось с 17 в 1985 г. до 21 в 1991 г. В 1990-е гг. возникли новые профессиональные и любительские драматические теа- тры. Главную роль в театральном искусстве играли профессио-нальные государственные коллективы. На высоком уровне работали Национальный академический театр имени Я. Купа- лы, Национальный академический театр имени Я. Коласа (в Витебске), Национальный академический театр оперы, Нацио-нальный академический театр балета, Национальный акаде- мический драматический театр имени М. Горького, Государ- ственный музыкальный театр, Белорусский республиканский театр юного зрителя, Белорусский государственный театр ку- кол, областные драматические и кукольные театры. Основу репертуара белорусских театров составляет драма- тургия белорусских авторов, русская и зарубежная классика. Современная белорусская драматургия отразила интерес к исторической тематике, фольклорным сюжетам. Дальнейшее развитие получило музыкальное искусство. Много сделали и продолжают делать для развития музыкаль- ной культуры Беларуси такие известные композиторы, ру- ководители музыкальных коллективов и исполнители, как В. Ровдо, М. Дриневский, М. Козинец, С. Кортес, Д. Смоль- ский, В. Солтан и др. В центре концертной деятельности сегодня находятся Бе- лорусская государственная филармония и областные филар- монии. В Республике Беларусь работают высокопрофессио- нальные коллективы: Академический хор Национальной теле- радиокомпании, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Государственная академическая хоро- вая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академиче- ский симфонический оркестр, Государственный академиче- ский народный оркестр имени И. Жиновича, хореографиче- ский ансамбль «Хорошки» и др. Широкую популярность в Беларуси и за ее пределами приобрел Государственный кон- цертный оркестр Республики Беларусь под руководством М. Финберга. В последние годы были созданы Государствен- ный камерный хор, Минский оркестр духовых инструментов «Немига» и другие творческие коллективы. Значительное ме- Культура Беларуси на современном этапе 509 сто в музыкальной жизни страны занимают лучшие образцы эстрадного песенного творчества. Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно со- вместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъе- му уровня мастерства молодых исполнителей содействует фе- стиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным. Изобразительное искусство и архитектура. Важные изме- нения произошли и в тематике произведений изобразитель- ного искусства. Одной из основных тем стала историческая, которая имеет выраженный национально-романтический уклон. Главными героями произведений являются идеализи- рованные персонажи из национальной истории. Часть худож- ников обращается к очень популярной сегодня экологической тематике, прежде всего чернобыльской катастрофе. Для монументального искусства характерен отказ от гран- диозных монументов абстрактно-символического смысла. В 1990-е гг. характерным признаком времени стали памятни- ки в честь воинов-интернационалистов. В 1996 г. в Минске был открыт памятник воинам, погибшим в Афганистане, ко- торый известен как «Остров слез». Памятники и мемориаль- ные доски в честь воинов-афганцев установлены в Орше, Ре- чице, Барановичах. Обращение к исторической тематике на- блюдается в белорусской скульптуре. Так, были установлены памятники Кириллу Туровскому в Турове, Франциску Скори- не в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Евфросинье Полоц- кой в Минске и Речице. Ряд памятников посвящен деятелям белорусской науки и культуры более поздних времен. Современная белорусская архитектура характеризуется воз- рождением исторических и национальных традиций в сочета- нии с новыми материалами и строительными технологиями. Архитекторы активно используют элементы, присущие бело- русскому зодчеству предыдущих эпох: зубчатые или криволи- нейные завершения стен, полуциркульные окна, ниши, арки, колонны и др. Современные архитектурные тенденции отчет- ливо проявляются в спортивных сооружениях, вокзалах, бан- ковских комплексах, а также в жилищной архитектуре. К наи- более интересным сооружениям можно отнести Дворец Ре- спублики, автовокзал «Московский», новый железнодорож- ный вокзал и здание Национальной библиотеки в Минске, ле- довые дворцы в Минске, Витебске, Гродно, Гомеле. В послед- ние годы возводится много культовых сооружений различных конфессий. Одной из важнейших задач политики государства в области культуры является сохранение памятников отече- ственной истории и культуры. В последние годы в республике проводится целенаправленная работа не только по возвраще- нию историко-культурного наследия, но и по реставрации па- мятников истории и культуры Беларуси. Большие реставра- ционные работы в конце 1980-х - 1990-е гг. проводились в Мирском замке. В соответствии с постановлением Совета Ми- нистров Несвиж получил статус Национального заповедника Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводи- лась реставрация памятников архитектуры на Новогрудчине, Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Ста- рого замка в Гродно, Благовещенской церкви в Витебске, исто- рической застройки древнебелорусских городов. В Минске на площади Свободы было восстановлено здание ратуши. Физическая культура и спорт в Республике Беларусь. За- нятия молодежи и всего населения физической культурой и массовым спортом рассматриваются в Республике Беларусь в качестве одного из средств укрепления здоровья нации, фор- мирования здорового образа жизни. Министерством спорта и туризма была разработана Государственная программа по формированию здорового образа жизни на 2002-2006 гг., одо- бренная Советом Министров Республики Беларусь. Обеспечению возможности заниматься физической куль- турой и массовым спортом всем категориям населения содей- ствует функционирование в стране 226 стадионов, 26 спортив- ных манежей, 231 плавательного бассейна, 4778 спортивных залов, 715 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждени- ях. К услугам населения также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ле- довые дворцы, более 9,6 тыс. открытых спортивных площа- док. В Республике Беларусь работают свыше 23 тыс. специали- стов физической культуры и спорта, в их числе около 7,5 тыс. преподавателей физической культуры. Физическое воспитание около 3 млн дошкольников, уча- щихся и студентов осуществляется во время проведения учеб- ных занятий по физической культуре. В соответствии с про- граммой «Дети Беларуси», утвержденной Президентом Респу- блики Беларусь, проходят республиканские фестивали «Спорт и искусство», «Олимпийцы среди нас», слеты «Рождественские старты» детей из школ-интернатов, детей-сирот и детей из рай- онов, пострадавших от последствий чернобыльской катастро- Республика Беларусь в международном сообществе 511 фы. Популярность среди детей и подростков приобрели сорев- нования по футболу «Кожаный мяч» и по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь, республи- канские зимние и летние спартакиады по месту жительства. Проводятся также зимние и летние спартакиады допризывной молодежи по многоборью комплекса «Защитник Отечества». На промышленных и сельскохозяйственных предприяти- ях, в организациях созданы коллективы и клубы физической культуры. Около 1 млн (почти 10% населения страны) зани- маются физической культурой по месту учебы, труда и жи- тельства в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах и физкультурно-оздоровительных центрах. Физическая культура и массовый спорт в Республике Бела- русь - это здоровый образ жизни населения, здоровье нации, будущего поколения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 8908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.013 с.) |