ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика языческой культуры. Культ и верования восточных славян.



Специфика языческой культуры. Культ и верования восточных славян.

Период язычества восточных славян не входит в историю культуры, скорее это предыстория культур, некое ее исходное состояние,которое могло продолжаться не изменяясь весьма длительное время.

Для начала мы отметим периодизацию Руси1: 1. Древняя Русь (9-13гг). 2. Московское Царство (14-17гг). 3.Имперская Россия (1721-1917гг). 4.Период советской России (1917-1991гг). 5. Постсоветский период (с 1991-по настоящее время). Периодизацию Руси2: 1.Древнерусский период(9-сер 12) 2.Удельный период феодальной раздробленности (30гг 12в-кон 15в; 13в – татарское иго) 3.Московский период (к 15-17вв) 4.Советский период (1917-1991гг) 5.Постсоветский период (с 1991 по сегодня)
Периодизация Беларуси (по Игнатовскому«НАРЫС АБ ГІСТОРЫІ БЕЛАРУСІ»): 1.Полоцкий период – 9 в. – 30-40 гг. 13 в. (Образование ВКЛ); 2.Период ВКЛ - 30-40 гг. 13 вв. – 1569 г. (Речь Посполитая образовалась); 3.Период Речь Посполитой – 1569 г. (Люблинская уния) – 1772, 1793, 1795 (Разделы Речи Посполитой); 4.Состав Российской империи – кон. 18 в. – 1917 г.; 5.Советский период - 1917 – 1991; 6.Период суверенной РБ, иногда период называется постсоветским – 1991 г. – по настоящее время.

Языческая культура возникла и развивалась на протяжении многих веков. Рыбаков говорит, что боги в разных славянских культурах схожи и выделяет периоды развития языческой культурыопираясь на «Слово Григоря Богословца» и «Слово об иолах»-12в:

1. Господство культа упырей и берегинь (русалки);

2. Культ Рода как божества вселенной и природы плодородия;

3. Культ Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства.

Поклонялись: лесным богам, водным божествам (они поселялись в домах и нужно было сними подружиться), духом воды.

Языческая картина мира- это единство космоса, природы и жизни человека. Время - годичный круг – всё проистекает исходя из календарного цикла и оно выражается в пространстве, которое выражается, в свою очередь, во времени и должно быть чётко очерченным (например, ставили столбы, тем самым обозначая, что это территория поселения).

Душа после смерти оставалась на земле. Жизнь и смерть – аппозиционны, но они пересекаются.

На ряду культом рода играли божества женского начала. «Культ Лады» - богини люби, радости и высоты. Её дочка – Лёля или Леля или Ляля – юность, красота, весенняя зелень.

На смену женским приходили мужские божества. Перун и Хорс – сыновья Сварга, они воплощали свет, солнце и огонь. ДаждьБог – воплощение света. Ярило и его ипостась Купало. Мокошь или Макошь – почиталась как мать урожая, богиня жизненных благ и изобилия. Таких разных богов были огромное количество.

То есть мы видим своеобразный переход от матриархата к патриархату.

Очень важны были Боги:домовые, лешие, водяные, полевые, русалки, вилы, вурдалаки, упыри, кикиморы и тп. Одни покровительствуют человеку, оберегают его везде(домовые, вилы, берегини), но есть и которые вредят(лешие, водяные, русалки).

Исследователи русской культуры говорят: своеобразие древнерусских мифологических представлений сводится к представлениям о предопределенности человеческой жизни. Жизнь зависит от: 1)Судьбы, заданной свыше (Мокош, счастливая звезда и тп). 2)от Случая, от встречи с Долей, неДолей. 3)от собственной активности. Судьбой заведовали: Лихо, горе-злосчастье, Суд, Суденицы,Правда и Кривда, Смерть.

Мифология восточных славян архаична и восходит к праиндоевропейским корням (похожие Боги: Перун-громовержец, Макош (плодородие), подземный Змей Валес, Стрибог(урожай,скотоводство). Однако восточно-славянская мифология была ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской).

Восточно0-славянская мифология включает 3 уровня: 1)верхний- космические,небесные силы (Перун, даждьБог, Хорс, Стрибог). 2) средний- покровители людей,семьи (Доля, Судьба, Род). 3)нижний – хтонические силы (идущие из подземного мира: Валес, Мокош, Ярило, Ящер, Кощей). Они все взаимодействуют и многие функции богов переплитаются, повторяются.

Мифы: 1) о громовержцу-змееборце, высвечивающего в соперничестве Перуна и Валеса из-за жены Перуна Макоши или обладания стадом небесных коров, которые Валес украл у Перуна (ср:«представление о сражении св. Григория Победоносца о Змие»).

Мифология была и в форме сказаний, песен, в обрядах и ритуалах, магии и т.п

Очень важны были Боги:домовые, лешие, водяные, полевые, русалки, вилы и тп. Одни покровительствуют человеку, оберегают его везде(домовые, вилы, берегини), но есть и которые вредят(лешие, водяные, русалки).

Тоже важно: культ предков (охранят род), магия, культ «заложных покойников»(самоубийцы, убитые – они становятся русалками, вурдолаками, упырями и возвращаются в наш мир, чтобы отомстить).

После принятия Владимиром в 980гг - 1 религиозная рефора, при которой нужно ыбло упорядочить пантеон. Пантеон Владимира: глава- Перун(бог грозы, войны) +Хорс (бог-солнцасветила)+ Даждьбог (податель небесных благ)+ Стрибог и Сварог+ Семаргл (связующий небо и замлю)+Див, Макош. Реформа не дала результатов.

(а в 988 – 2 религиозная реформа о принятие Христианства)


Монгольский период в развитии русской культуры.

Периодизацию Руси2:

1.Древнерусский период(9-сер 12)

2.Удельный период феодальной раздробленности (30гг 12в-кон 15в; 13в – татарское иго)

3.Московский период (к 15-17вв)

4.Советский период (1917-1991гг)

5.Постсоветский период (с 1991 по сегодня)

13 в- территория северо-восточной Руси и Киевщины попадает под власть монголо-татар.

Нашествия Батына на земли было ужасным. Иго- это духовное порабощение, а только не захват и порабощение. Монголо-татары были на ступени родоплеменных отношений, уровень развития духовной и материальной культуры был низким.

Влияние на нашу культуры было оказано, скорее всего, негативное в аспекте государственности и власти. Формируется тиранический тип власти, в военно-тиранической форме, происходит варваризация культуры.

Нашествия монголо-татар рассматривалась как кара небесная, за грехи, за неповиновение и т.п.

Новый тип власти был организован - деспотизм, т.к раньше была уже развита демократия.

При деспотизме народ нуждался в защите, в армии, а защиту мог дать только князь, который должен был прибегать к каким-то жестким методам, т.о. единства мы не видим, существовала очень много княжеств. Ситуация осложнялась тем, что все княжества воевали друг с другом, претендуя на верховную власть.

К 14 в – на первых план выходит Московское Княжество, которое отдалено было от набегов монголо-татар. Тут властью обладать начинает князь Иван Калита («калита» в народе – кошелек). Он понимал, что нужен ему авторитет, т.о. он ходил по улице и раздавал деньги бедным, т.о получал любовь народом. Но он был коварным, сталкивал лбами князей княжеств и стал главной. Со времени его правления роль Москвы, как духовного центра начинает возрастать, т.к: 1)Митрополит Петр завязывает с ним дружбу и вместе с ним закладывает в Москве первую каменную церковь – Успения Пресвятой Богородице (Успенский собор). Митрополит из Киева переехал в Москву, тем самым более подчеркнул влияние и статус Москвы.

2) Псков и Новгород остались независимы и в условиях 13 века сумели отстоять свою свободу перед угрозой тевтонского ордена.

1240 и 1242г – сражения на реке Нева и На Чужском озере ( ледовое побоище), командир – Александр Невский(прозвали после битвы на Неве), который олицетворял своей фигурой преданность православия, стал национальный героем.

14-15вв – обращение к древнерусской истории, ко временам князя Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

В 14 веке- популярны эпосы, образы фольклорные сюжеты, связанные с фигурами Илья Муромца, Добрыни Никитича, Кожемятич.

Все осуществляет на основе православия и на объединительных усилиях Москвы. Усиливается в национальном русском сознании архетип, базирующийся на противопоставлении «мы-они», «православие-латинство», «православие- ислам».

Чувствуется недоверие к иноверцам, истинным объявляется свое и православие.


 

Литература и философия Беларуси 15-16вв

Этодеятели Белорусского Ренессанса, кот. В Беларуси возникает во второй половине 15 века и охватывает 16, некоторые тенденции в начале 17 века.

Ренессансная культура реабилитировала человека в 2 ипостасях – духовной и телесной.

Наиболее истинная – жизнь человека в духовном измерении средневековье. Ренессанс объединил 2 подхода, ведь в античности – телесный аспект. Человек, как творец, как создатель красоты. Индивид, который познаёт красот, созданию Богом.

Истина, красота и добро – черты мировоззрения, установки.

Обращение к человеку как к создателю, творцу самого себя, индивиду, который может постигать красоту, чувствует себя частью мира и космоса. Проблематика космоса. Человек ощущал себя частью космоса гармоничного.

Литература и искусство Московского царства XVI – XVII вв.

Становление русского централизованного гос-ва сопровождалось литературой, обосновывающей необходимость деспотической власти: «Послание о Мономахе-венце» метрополита Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», в центре которого- вымышленная легенда о происхождении московских князей от римского императора Августа. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Еразма, посвященное муромскому князю и его жене.

Еще одна тема повестей – это сильная и жестокая державная власть: «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле» Феофана Курицына, «Сказание о магмете-салтане» Ивана Пересветова, в кот. говориться, что царь должен всегда держать царство в грозе.

Все повести обосновывают желание в централизованном правлении, в противном случае страну ожидают анархия, произвол и раскол.

Сюжеты: В это время Москва провозглашает себя 3 римом («Повесть о начале Москвы»). «Строительная жертва»- пожертвование сыном властителя («Житие Константина Муромского с сыновьями его»).

Историческая повесть «О Гневе Грозного на сына».

Летописи сходят на нет, вместо них – хронографы. В литературе одна из главных тем – тема судьбы человека и ценности человеческой личности. Тема бренности человеческого бытия, размышление на тему несправедливости человеческой жизни. Литература преимущественно анонимна.

Сатирическая литература: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»

«Архангельский собор»,А. Новый в начале 16 в. Сочетает в себе черты древнерусского зодчества и классическая ордерная система. «Архангельский» - в честь Архангела Михаила, а не в честь Архангельска. Раковины в качестве декора. Кокошник в виде раковины. Раковина – символ Девы Марии, она скрывает дится Марии как жемчужину. Это храм-усыпальница!!! «Благовещенский собор»,строился с привлечением итальянских мастеров. Трёхкупальный Храм, в котором совмещались черты псковской архитектуры. Был перестроен – стал девятиглавым. «Колокольня Ивана Великого»,Бон-Фрязин в начале 16 века. Затем она достраивалась в конце 16 века. «Грановитая палата»,Марко Руффо и Пьетро-Антонии Солари в конце 15 века. От слова «грань». Эта палата выполняла функцию приёма различных послов.

Возникает шатровая архитектура.

Художественная культура 17 в. основывается на базе раскола церковного.

Печатный двор в Кремле – попросту типография, учебная литература имела массовый характер, в основном, это грамматика М. Смотрицкого и букварь Бурцова, ну и конечно же печатался Псалтири и вся эта; грамоте учили всех; книга становится источником знаний; книжное знание во многом обладала практической направленностью и не смотря на разрозненность сведений и знаний в целом подрывала средневековую картину мира; появляется религиозная, учительная и развлекательная книга; престиж знаний возрос; в 17 в. Попов и Дежнёв отправились из ледовитого океана в Тихий и пришли к выводу, что Азия отделена от Америки, Хабаров совершает путешествия по реке Амур, Поярков исследует охотское море; деятельность гос. деятелей при дворе Алексея Михайловича – Ордин-Нащокин, Ртищев, Матвеев, КрижаничИ. Хворостынин, «Словеса царей и дней» - вольнодумец и его труд, здесь говорится об ответственности царей перед людьми и всевышним, он также открыто заявлял об ошибках в церковном учении).

Приобретает огромное значение художественная культура (многие черты барочной культуры проявились и в русской культуре 17 века, барокко попало через очень разнообразную деятельность и творчество С. Полоцкого, А. Белобоцкого, Карион, Стомин).

Со второй половины 17 века появляется нарыжкинское (Московского) барокко. В архитектуре барокко проявилось интересно. Обильный декор и лепнина. Из барокко была заимствована идея «дивного узора» - богатая и активная резьба и орнаментальность. Образцы нарыжкинского барокко: Храм «Покрова» в Филях (конец 17 в.) и церкви Новодевичьего монастыря. Симеон Полоцкий являлся инициатором создания театров, активно учувствовал в полемике с протокопом Аввакумом, был учителем детей Алексея Михайловича, находился у истоков сознания. В литературе мы не видим уже летописей. Но вместо этого появляются хронографы. В них существует попытка оценить происходящие события, связываются события всей России, связываются события всего мира. Одна из главных тем в литературе – тема судьбы человека и ценности человеческой личности. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Сказание о роскошном житии и веселье», «Повесть о горе злосчастия» - это решаемая проблема выбора между страстью и разумом. Возвращается житие, «Житие протокопа Аввакума».

Архитектура:запрет строительства Храмов в стиле шатровой архитектуры, но тем не менее элементы шатровой архитектуры. Строение Нового Иерусалима на реке Истра. Храм был огромный, монументальный, богат узорчатостью. Этот монастырь поражает воображение. Дворец Алексея Михайловича. Теремной дровец московского Кремля (30-е гг. 17 в.) – Божен Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Ларион Ушаков (архитекторы). Продолжение не только иконописи, но и появление светского жанра в живописи. Родоначальником такого светского рода в живописи – С. Ушаков. «Князь Скопеншуйский», С. Ушаков. В 17 веке появляются свои школы, которые показывают сплетение некоторых иных концептов в иконописи. Две школы – Строгановская и Годуновская.

1. Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

2.Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг. )Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). В XVII в. в русской живописи появляется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой.

3.При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.

4.Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги.

5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.

6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведениеСлавяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.) Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре.

7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители начиная с Ивана IV считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни — «Домострой» — составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады.

Развивается народная культура — фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.


Беларусь

Народничество – идеи К. Калиновского (что говорилось в Мужицкой правде).Во втор.пол .19 в. – проблема поиска национальной идентичности.Рубеж 19-20 ст. – период национального возрождения.- К концу 19 в. – оформление белорусской нации.- бел.язык и культурно-историческая память реставрируется.

В 80-е гг. 19 в. – образуется группа Гоман. Издают т.н. Письма. Пишутся они подпольно - «Да беларуская моладзи», «Письмы пра Беларусь», «Послания да землякоу-беларусау»- подпись ШчырыБеларус, «Письмы Данилы Баравика». Издают 2 номера газеты Гоман. Авторы констатировали отличие белорусов от поляков и русских.

Протестовали против полонизации и русификации. 3- вскрывали реакционнность взглядов на бел.народ «як на нейкиматэрыял для усемагчымыхэксперыментау, а не як на жывуюнароднасць, здольнуюсамастойнараспараджаццасабою». В качестве тех, кому придется «реставрировать» национально-культурную память рассматривалась молодежь и интеллигенция, именно они должны пробуждать национальное самосознание и осознавать себя в качестве белорусского народа как самостоятельного, а не части русского или польского.

Национальное движение, которое актуализирует идею самостоятельности, а также критика идей западно-русизма. Хождение в народ – идеи учительства, просвещения, обучения детей на белорусском языке.«Першыя чытанни для дзетак-беларусау» - Э. Пашкевич и Я. Колас. Беларуский букварь «Беларуский лемантар, аб опершая навукачытання» - по инициативе К. Каганца. «Заглянесонца и у наша оконца» - периодич. издание, воглавляемое Эпимахом Шепило. Наша Нива – полемические статьи, произведения Купалы, Коласа,тетки, Гаруна, Гарецкого, Богадновича. Еврейское рабочее движении БУНД – а в Беларуси БСГ (бел соцграмада). Народничество. В Петербурге – кружок молодежи польской литовской и беларсукой – во главе с Адамом Гуриновичем. В Минске братьями Луцкевичами был организован кружок по изучению Беларуси и нац. вопроса. Питер – гурток Беларсуская народнай асветы. Витебская школаПенн, Шагал, Белыницкий-Беруля. Товарищества любителей ваяния, живописи и т.д. Первые концерты Рахманинова – в Минске. Создание профессиональной театральной труппы во главе с Игантом Буйницким.

 


 

Особенности русского и польско-белорусского романтизма. Литература и искусство романтизма.

Скорее всего – белорусско-польский. Многие выходцы из бел причисляли себя и к бел и к польской культуры; процесс денационализации шляхты, бел к-ра вытесняется на периферию.

Первая треть 19 века – политика с позицией полонизацией. Бел вошла в состав Р.И вследствие раздела РП. С 20ых гг явление русификации даёт о себе знать в сфере образования. В частности-1823г –указ,согласно которому выходцы из литвы и бел запрещалось учится в зарубежных университетах. В 30е – процесс образования переходил на рус яз. Явление симблиоза контекстов идентичности бел и польского объясняется тем, что вхождение в составр Р.И рассматривалось как трагедия. Идеи нац освобождение Княжества лит и Польши сближали бел и польскую шляхту.

В нач 19 века, при Александре 1ом многое сделано для распространения образования и науки на бел-лит землях. 1803г – основание виленского университета, просуществовал до 1832,подготовил много талантливых людей. Университет входил в виленский учебный округ во главе с Адамом Чартарыйским. Это польский род, чрезвычайно богатый, приближен к Александру 1ому – либералу с множеством проектов, особенно в области образования.

Проект возрождения ВКЛ в рамках РИ, соединение земель,некогда туда входивших. Чартарыйский – главный преемник главной лит школы ВКЛ, она в свою очередь – преемница изуитской академии. В университете – высой ур образования, устойчивые традции зап-европейского образования. В ней – первый в пределах РИ зоологич университет.

Преподавали профессура: Боянус, Франк, Почобут-Адляницкий(открыл обсерваторию), снядетский. Атмосфера университета проникнута идеями свободомыслия.-

Нач 19 века – период общения культур, 1812г – наполеоновская война,которая для шляхты была не отечественной войной,а явлением освобождения от российского владычества. В университете существовала художественная школа, сложившаяся вокург факультета искусств. В университете образованы тайные общества – товарищество филаматов (Томаш Зам, Адам Мицкевич, Ян Чачот - организаторы) – любителей наук, филаматы – привеженцы нравственной и моральной чистоты. Писали и обсуждали трактаты широких взглядов: о софокле, о классицызме, о двух разновидностях власти, математические науки, об электричестве, о положении христиан.

С 1817гг – в россии так же организуются тайные товарищества, подозрения у власти, Ян Чачот, Томаш зам – высланы в отдалённые губернии России. Адам Мицкевич – имигрирован во франци, известен в полскокультурной диаспоры,многие польские роды выбрали эмиграцию; популярен в Петербурге,знаком с Пушкиным,события 1830-31 разрушила эту связь. Брец за независимость,пламенный революционер в борьбе за неависимость РП.

Виленский уни-т1803г – «рассадник» свободомыслия. Огромное значение предавалось изучению и исследованию родного края и родного языка – беларусского. Изучение традиций и обычаев. Планы расширения народного образования. Малевский – филомат, в Щорсах организовал ланкастарскую школу для крестья.

Парадигма романтизма вплодь до 40-50гг доминировавшая в польско-бел к-ры – практическообщественная деятельность. Романтизм тесно переплетался с просвещенческими идеями – ЧЕРТА бел-польского романтизма. Несмотря на колнизацию первые 4ре десятилетия вновь подняли вопрос о бел нац идентичности и бел языке. Поиск глубоких корней, культ явлений,свидетельствующих от отличности к-ры. Маркёром оказываются фольклор, традиции, обячаи. Актуально исследование и обращение к фольклору – маркёр нац культуры и идентичности. В рамках романтизма объявляется неотъемлимой частью ис-ва как и професиональное ис-во вцелом.

В России на протяжении 19 века действует ряд комиссий, собирающих инфу о беларуси. 1923г – Григаровичем издаётся архив Беларусскийх древних грамот. В нём – сведения о беларуси – демонстрируют отличительные черты и кач-ва,док-ва самостоятельности бел этноса среди восточно-славянскх клультур. Повальное увлечение собиранием различных песен, в т.ч. Ян Чачот. На основе фолькл материалов сам сочинял фольк песни, издаёт сборник «Исторические песни».

Любитель аутентичного фольклораЯн Борщевский.Известен как автор произведения. «Шляхтич Завальня, ци Беларусь у вантастычных апавяданнях». Тогдашние критики называли сборник бел циклом тысячи и одной ночи. Борщевский пишет 2 стихотворения Девонька и Гарэлица, по ним созданы песни, музыка написана Антоном Обрамовичем,которого рассматривают в кач-ве 1ого бел профес композитора. Беларускось – в использовании бел народных мотивов.Музыка сочинялась на основе бел мотивов и ритмов – подражание основным мотивам, темам и идеям. Музыкка- авторская.но напоминала нарудную музыку,некая стилизация. Среди произведений – «Вяселле» - по которому можно изучать свадебный обряд,его трёхчасная структура. Произведение – загадочная композиция «Марш Инферналь»(то что сопровождает похоронную процессию, похоронный марш). Рассуждения о смерти, бренности бытия. Глубокий композитор,работал в русле аутентичного фольклора,народной пени.

Различными композиторами писались сочинения подобия историч песен и вокальных миниатюр. На стихи Мицкевича – 21 муз миниатюра. Творчество Станислава Манюшки,жил в минске, дружил с Дуниным-Мартинкевичем, написал на его произведения «Идилия». Оперета – жанр очень популярный к началу 19 века; более серьёзная по звучанию и соц контектсу- опера «Галька». Писал хоралы,контаты, состоял в обществе святой цицилии, сочинял музыку для органа. Переезжает в Вильню, Варшаву. Большую часть деятельности провёл в Беларуси. Считается основателем национальной польской оперы. Манюшко обращался к песням,составленными Яном Чачотом – сборник «Сельские пени из-за нёмана» - на стихотворения Чачота.

Владислав Сыракомля – псевдоним, настоящее имя – Людвик Кондратович – написал знаменитое стихотворение Поштальён («Ямщик») – положено на музыку.Для его стихотворений характеро романтизация образов, стремление осознать роль жизни художника. Стихотворения – на бел языке «Добрыя весци», «Ужо птушки пяюць усюды». Для него характерен гражданский пафос, преветсвование революц 1848-49гг в Европе.

Автор Павлюк Багремом, «зайграй зайграй хлопчык малы». Родился в Барановичском р-не, был кузнецом. В кастёле деревни района - металическа люстра.В деревне Гроши – респ праздники поэзии и кузнечного мастерства.

Адам Мицкевич – поэт борец. Многие стихи написаны по воспоминаниям о бел крае. Многие польские поэты и критики обвиняли его за то что в его поэмах много беларусизмов, т.к. бел язык считался языком крестьян. Поэмма «Пан Тадэвуш», перевдена на бел язык Дуниным-Мартинкевичем,находилась под запретом; «Свитязь», «Дзяды» - самое бел произведение,маркёр в период 80-90ых при расширении нац движения.

В этот же период – анонимные произведения,написаные от руки. «Энеида навыворот» Равинского; поэмма «Тарас на парнасе» Вереницына. В основве – вост-бел диалект,наполненый сочной аппеляцией к нар пословицам, погаворкам,скабрезные нотки, ирония,сарказм,привлечение эффектов театра, рампы. Это – рококо, там встречаются черты рокальной культуры. Романтизм с доминантой рококо.

Хождение имели народные анонимные произведения «Гутарка Данилы со Стяпанам», «Вось яки свет стау», «Паномания» - сочинения глазами крестьян,как они видели образ жизни понов, аристократии. Переплетения фольклора со сказками,создающимися в 19 веке: пан и мужык,пан – польского происхождения, с плохим оттенком. Мужык – сметлив,хитёр,побеждает нехорошего пана. В России у того же пушкина – о попе и работнике его балде – тот же сюжет.

ИСКУССТВО,ЖИВОПИСЬ. Школа на базе виленского ун-та,готовит великих художников, в часности благодаря деятельности Рустема, Смуглевича. Валеньтий Ванькович – своеобразный художник. Родовое имение в степянке, дом ваньковичей – собирательный образ к-ры 19 века. Минск в это время живёт интенсивной жизнью, повальный бум увлечение музыкой, литературой, живописью. Ванькович закончил Полоцкую иезуитскую академию, просуществовала до 20огогода, учился в петербургской академии художеств. /Чарльд Гарольд/. Псещает Европпу,учится у итальянских живописцев, впадает в мистицизм.У него судьба метущегося героя. Гонимый внутреннеми страстями – творит в мистическо-христианском русле.Нам известен как портретист,пафс романтизма.прославляющий героя-освободителя – проявляется в фигуре «Адам Мицкевич на горе Айдак» - много симнволичного,присущего к-ре романтизма. Красный платок-кашне, поверх – ворот рубахи.Когдато такое носили карбонарии,борющиеся за независимость италии.Образ героя,стремящегося освободить польшу от русского ига.

Иосиф Алешкевич. Создал серию портретов,портрет АдамаЧартарыйского,пианисти марии шимановской, магнатов Радзивила и Сапеги.

Ян Дамель.Его работам присуще тяготение к историческому жанру,историч культ героев: «Смерть глинского в неволе». Михаил Глинский – неоднозначная фигура, известен как полководец, разбивший татар под Клецком («Анастасия Слуцкая» фильм). Человек интересной и трагич судьбы, правая рука Александра Ягелончика,затем оказался в неудел,подготовил заговор,убежал в московское гос-во. Его посадили в тюрьму. Картина «Освобождение Тадевушка Костюшки из темницы»,его выпустил павел перый - император россии.

Викентий Дмоховский – представитель романтизма, пейзажист. В позднем твор-ве приближется к реализму. Оставил виды бел-си, её природу: «Озеро Свитязь» - сходство его живописной манеры с творчеством Клода Лорена. Работа «Улица в вильно» - городской пейзаж.

Самый извесный худ Иван Хруцкий. Фактически является основателем нац бел живописи. «Мальчик в соломенной шляпе» - возможно,изображение его сына. Семейные потртреты: «Семейный портрет с женой и детьми», «Цветы и плоды» - сочный яркий натюрморт, за него ему присвоили звание академика.

К сер 19 века доминировать начинает реализм.

 


Художники:

Наполеон Орда –художник. Творчество Силивановича –один из авторов иконостаса Исакиевского собора в Петербурге; «Тайная вечеря», «Старый пастух», «В школу».

Альхемович –«На этапе».Круг интересов живописца концентрируется на историческом и батальном жанрах. Кроме того, работает над пейзажами, портретами, иллюстрирует поэму Мицкевича «Пан Тадэуш». К самым значимым историческим работам относятся «Похороны Гедимина», «Языческие жрецы», «Отдых Кейстута», «Последний жрец Литвы с дочерью Плёнтой». Многие из них были широко известны в Западной Европе, часто экспонировались на выставках.

Исторические произведения Альхимовича были последними среди значительных достижений этого жанра в XIX в.

Фердинанда Эдуардовича РушчицаУченик Шишкина и Куинджи. У него социально окрашенное обращении к чувствам человека, поданное через призму пейзажного мотив. В них природа будто бы живет теми же проблемами и настроениями, проблемами, что и личность: она может, грустить, страдать. Эти качества выделяются в пейзажах «Земля», «В свет», «Эмигранты». Рушчиц всегда оставался лириком, который любил свою родину и опевал ее, чувствуя и передовая тонкие настроения, объединяя их с чувствами человека. Среди известных пейзажей художника «Весна», «Мельница зимой», «Зимняя сказка», «Лесной ручей», «Старые яблони», «Склеп», «Сушылка».

Витольд Коятанович Бялыницкий-БируляЕго живописная манера основывалась на реалистических трактовках окружения, и хотя она определялась легкой, эмоциональной пластикой, художник не был преверженцем импрессионизма. В своих пейзажах Бялыницкий-Бируля любил обращаться к переходным моментам в природе, которые были богатыми га смену оттенков и настроений. Отсюда в его произведениях предстает первое пробуждение когда еще белеет снег, розовеют ветки пока безлиственных деревьев, разливаются реки и ручьи – «Начало весны», «Весна идет», «Изумруд весны».


Литература и искусство Беларуси рубежа XIX в. – ХХ в.

Со 2ой пол 19 века усиливаются тенднции русификации,охватывающей все сферы к-ры беларуси; интенсивные исследования истории и к-ры беларуси. Знаковые события: 1863-1864гг восстание, деятельность Костуся (Константин) Калиновского. Возрос интерес к своей культуре и языку,чувствуется необходимость нац самосознания – масшатбно, с тчк зрения интеллигенции и народа. 80е – рубеж 19 -20века – 1ая волна бел нац возрождения. Черты: 1)рост нац самосознания, 2)научно-исследовательский интерес по поводу бел культуры, языка, истории.

Начало положено белорусским архивом древних грамот. Восстановление историч культ памяти – способствовали научные иследования сотрудников северо-западного отдела русского географического товарищества. После восстания 1863гг територия бел-си называлась северо-зап краем, польское королевство – фигурировало как превислинский край. Сотрудники: Романов, Шейн, Крачковский.Среди изучающих проблемы бел культуры – польский учённый Федоровский – собрал 5 тыс бел нар песен, загадок,пословиц, опубликовал в восьмитомном сборнике «Люд беларусский».

Масштабна в этом плане деятельность Носовича– собирал 16 лет материалы по бел языку, издал Словарь беларусского наречия. Доказал на примере собраного материала самостоятельность бел этноса и языка.

Рубеж 19-20веков – эту же тчк зрения подтвердил Иархим Карский, издал многотомное исследование «Беларусы». Выпуски томов: 1903-1922гг.

Учённые: Игнат Домейко. Участвовал в восстаннии 1930-31гг.

Черновский – разработал первый проект подводного судна, уроженец Червеня.В 1834гг – Шильдер построил подводную лодку.

Ястребский – уроженец Беларуси, был знатоком в области технич наук, математики и механики, издал 2ух томный курс практической математики и механки. Удостоился демидовской премии.

Во 2ой пол 19 века – перемены в области образования. Русификация – общая тенденция. после восстания 1863-64г – закрыты многие уч заведени: Горы-Горецкий земледельческий институт-исследовательский,единственное в рамках рос империи такого рода заведение. Закрыта свислочьская гимназия – кузница кадров – преподавтелей,разносчик свободомыслия, там учился Кастусь Калиновский. В петербурге – мощная бел диаспора.

60-80ее гг реформы рос образования коснулись и нас. Крупномасштабные политич,экономич,соц реформы в россии: 1861г – отмена крепоснова права, реформы на основе либеральный бурж традиций благодаря упорсту Александра второго; судебная реформа. В беларуси после восстания судей лично назначали. Крен в Беларуси на «реальное» естественнонаучное образование. Реальные гимназии и народные училища – при Александре 3ем в 80е годы – стали создаватся особенно активно. Вводились квоты для евреев,католиков,молодёжи и т.д. (дискриминация). Основное внимание – подготовка учительских кадрав в учительских семинариях; открытие нар училищ и гимназий с уклоном в сторону естественно научных предметов. Уровень образования – невысок. Евреи,немцы – самые умные, по териториальному признаку – северозападный край самый учённый.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.021 с.)