Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в культурологию. Курс лекций/ Горелова И.Н., Лысенко Н.Н., Мухлынкина Ю.В., Рябова З.А.

Поиск

УДК-008

В 24

 

Введение в культурологию. Курс лекций/ Горелова И.Н., Лысенко Н.Н., Мухлынкина Ю.В., Рябова З.А.

– М.: МИИТ. 2010. - 100 с.

 

Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта. Особое внимание в курсе лекций уделяется дискуссионным проблемам курса: структуре и составу культурологического знания; историко-философским представлениям о культуре в европейской традиции конца XIX – XX в.в.; рассмотрению сущности и функций культуры; типологии культуры, проблеме человека и др.

В курсе лекций раскрывается роль научно-методологических принципов познания проблем культуры, их значимость для объективного рассмотрения философско-культурологических проблем, их благотворное влияние на формирование научного мировоззрения будущих специалистов.

 

 

Рецензенты: к.ф.н., доцент Андрияш Г.С. (МИИТ).

д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (МГТУ гражданской авиации)

 

 

© Московский государственный университет путей сообщения

(МИИТ), 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………. 4

 

Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания

1. Становление культурологии как науки…………………..………….…. 4

2. Предмет и задачи культурологии…………………………..………….. 10

3. Структура культурологии………………………………….………….... 12

 

 

Лекция 2. Сущность и функции культуры.

1. Эволюция термина «культура» как выражение сложности

самого феномена.……………………………………………….………. 15

2. Многомерность культуры и многообразие подходов к

определению ее сущности…………………………………………..….. 18

3. Культура как специфический способ жизни человека и ее

основные функции…………………………………….………………... 20

4. Культура и природа……………………………………………….……. 25

 

 

Лекция 3.Развитие представлений о культуре

В европейской научной мысли. Основные

концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв …………… 28

1. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора……………… 32

2. Концепция культурно-исторических типов

Н.Я.Данилевского…………………………………………………….. 36

3. Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера……………............ 41

4. Концепция «географического детерминизма» или теория

«Вызова - Ответа» А. Тойнби……………………………..………….. 46

5. Религиозная концепция культуры или теория

«Осевого времени» К. Ясперса…………………………..………...… 50

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги и

Х. Ортега-и-Гассета………………….……………………………….. 53

7. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда………..…….. 59

8. Аналитическая концепция культуры К.-Г. Юнга………….……….. 63

9. Социальная концепция культуры Э. Фромма……………….……... 68

10. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва……………………….…………... 71

Лекция 4. Типология культуры.

1. Понятия "тип", "типология"…………………………..…………....... 77

2. Историческая типология культуры…………………………….……. 79

3. Локально-типологическое рассмотрение культуры……................... 83

4. Современные подходы к типологии культуры…………................... 86

Лекция 5. Человек и культура.

1. Человек как субъект и объект культуры…………………………….. 91

2. Основные этапы инкультурации и становление

индивидуальной культуры человека…………………..…………... 99

3. Понятие культурно-исторического типа человека и

личностные образцы разных эпох в истории

европейской культуры……………………………………..………. 100

ПРЕДИСЛОВИЕ

Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений, которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества, на потребности развития личности в современном мире. К таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин, которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.

Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.

Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы, позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен, которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании.

Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала как для студентов, так и для преподавателей: учебников, учебных пособий, методических разработок и программ по курсу культурологии.

Лекция 1.

Культурология в системе гуманитарного знания

План лекции:

1) Становление культурологии как науки.

2) Предмет и задачи культурологии.

3) Структура культурологии.

 

Предмет и задачи культурологии

 

Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы.

Культурология призвана изучать:

· целостность культуры на разных уровнях её существования;

· наиболее общие закономерности формирования функционирования и развития культуры;

· структуру и динамику культуры;

· внутрисистемные связи между важнейшими элементами культуры;

· специфику локальных культур и др.

Цель культурологии - изучение культуры с целью её понимания. Для достижения этой цели необходимо выявить и проанализировать:

· факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

· связи между элементами культуры;

· динамику культурных систем;

· способы производства и усвоения культурных феноменов;

· типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды).

Основные задачи культурологии:

1. наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков и функций;

2. изучение генезиса [5] и динамики культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3. определение места и роли человека в культурных процессах;

4. исследование типологии культур и культурных единиц;

5. исследование культурных кодов и коммуникаций;

6. исследование ментального [6] содержания культуры

7. исследование развития отдельных культур;

8. взаимодействие с другими науками, изучающими культуру.

Структура культурологии

Культурология находится в процессе становления и её контуры пока еще недостаточно четкие. Нельзя говорить о некой строгой организации и четко выделяемой структуре этой системы знаний.

Существует две точки зрения на культурологию, и от того какую из них мы принимаем, будет зависеть то, как выглядит её структура. Первая точка зрения представляет культурологию как комплекс отдельных наук. То есть культурология – это все учения о культуре, её истории, сущности, закономерностях развития и функционирования. При таком подходе культурология лишается своего собственного предмета исследования и становится составной частью таких дисциплин как: философия культуры, социология культуры, экология культуры, психология культуры, этнология, история и др.

Но мы будем рассматривать культурологию со второй точки зрения, представляющей её самостоятельной наукой. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся на знаниях конкретных наук, исследующих различные стороны культуры.

Структура культурологии подразделяется по уровням познания и обобщения. Прежде всего, существует разделение культурологии на фундаментальную и прикладную.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни с целью теоретического и исторического познания этого феномена и разрабатывает основные категории и методы исследования.

Направления фундаментальной культурологии:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ занимается общим осмыслением культуры, выявлением её сущности, структуры, функций, ведущих тенденций (философия культуры).

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ направлены на изучение исторических типов культуры, их достижений, макродинамики, религиозного аспекта культуры, мифологии, культурологические аспекты искусствоведения и эстетики.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ изучает деятельность культурных институтов, занимается социокультурным прогнозированием, исследованиями процессов социализации [7] и инкультурации [8] личности.

ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, культурно-исторические типы личности.

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ направлена на изучение этнических элементов культуры, процессов взаимодействия национальных культур особенностей языков и других средств коммуникации разных народов.

КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА изучает культурные феномены как тексты, т.е. как систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. Основное внимание обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов. Она изучает организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главное направление - разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Основная задача прикладной культурологии – изучение и формирование технологий целенаправленного управления культурными процессами.

Лекция 2.

Сущность и функции культуры

 

План лекции:

1. Эволюция термина «культура» как выражение сложности самого феномена.

2. Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.

3. Культура как специфический способ жизни человека и ее основные функции.

4. Культура и природа.

 

 

Лекция 3.

Игровые концепции культуры

З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Основные работы «Введение в психоанализ», «Я и Оно», «Тотем и табу». Его концепцию можно ещё назвать натуралистической, потому что он видел источник культуры в естественно-биологической природе человека. З. Фрейд высказал гипотезу о существовании бессознательного как особого глубинного уровня человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие.

Фрейд разделил структуру человеческой психики на 3 части:

«Оно» – животные инстинкты, «кипящий котел инстинктов», унаследованных человеком, его безотчётные влечения, первичные желания. Фрейд выделил два основных инстинкта: Эрос – сексуальные влечения и Танатос - стремление к разрушению и смерти направленное вовне. «Оно» живёт по принципу удовольствия и наслаждения.

«Я» – сознание, которому необходимо выбирать. Это посредник между бессознательным и внешним миром, регулирует действия индивида, обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, приспосабливается к объективным условиям. «Я» живёт по принципу реальности.

«Сверх-Я» – это запреты и нормы социокультурного характера (включает простые понятия «можно», «нельзя», «должен», и более сложные социальные предписания и ценности, представляющий для человека моральный закон). Они усваиваются личностью бессознательно в процессе воспитания. «Сверх-Я» - это своеобразная проекция мира культуры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. «Сверх-Я» живёт по принципу совести и защищает общество.

«Оно» - это мир заложенных в человеческой психике инстинктов, неконтролируемых и неосознаваемых желаний, которые активно вмешиваются в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше «Я» является лишь иллюзией, считает Фрейд. Прямое столкновение «Я» и «Оно» неизбежно приведёт к победе бессознательного. Но человек в обществе может выжить, лишь подчинив «Оно» своим важнейшим целям. «Я» откликается, с одной стороны, на потребности «Оно», а, с другой стороны, учитывает нормативные предписания общества (которые представлены в человеческой психике в «Сверх-Я»). И деятельность «Сверх-Я» связана с поиском социально приемлемых методов удовлетворения потребностей. Хотя «Сверх-Я»» тоже может господствовать над «Я», выступая в роли совести или смутного чувства вины.

Фрейд определил три варианта поведения во «взаимоотношениях» с «Оно»:

1. Удовлетворение «Оно» (принцип удовольствия, наслаждения), когда вся энергия тратиться на удовлетворение животных инстинктов. Судьба такого человека трагична, считает Фрейд. Человека, удовлетворяющего свои желания и инстинкты без учёта моральных норм и законов, которые существуют в обществе и определяют жизнь в обществе, изолируют от общества.

2. Подавление «Оно» (поступать по совести), по мнению Фрейда, приводит часто к психическим заболеваниям (неудовлетворенность первичных желаний и инстинктов → чувство несчастности → депрессия и т.д.)

3. Сублимиция «Оно». Фрейд вводил понятие «сублимация». Сублимация - это выработанная в процессе исторического развития способность человека переводить энергию животных инстинктов в разнообразные формы творчества, в различные виды деятельности на благо общества и культуры. З. Фрейд считал, что неудовлетворённые желания, накапливаясь, превращают психику человека в «кипящий котёл инстинктов», поэтому они должны периодически «разряжаться» безопасным для общества способом. И культура предоставляет человеку возможность сублимировать энергию инстинктов. Спорт, наука, искусство, одухотворённая любовь и все виды человеческой деятельности – всё это, по мнению З. Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов. Культура не создаёт жизненную энергию человека, она лишь направляет её на разумные цели и рационально организует её использование в условиях человеческого общежития.

Разыскивая истоки культуры, Фрейд обращается к анализу докультурного состояния человечества и связывает появление культуры с чувством вины за «убийство первобытного отца». Жизнь наших предков представлялась так: первобытное стадо, в котором самому сильному самцу принадлежали все самки, подрастающие сыновья изгоняются из стада, им не разрешается приближаться к самкам. Так они и живут поодаль, пока самый сильный не сменит своего одряхлевшего отца. Но однажды неудовлетворённое влечение сыновей заставляет их объединиться, убить своего отца и съесть его. Но после отцеубийства сыновья испытали огромное чувство вины за сделанное и установили запрет на отцеубийство и на инцест – кровосмешение внутри рода. Эти первые запреты и являются базой культуры, так зарождалась мораль. Момент возникновения культуры – это момент когда агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.

По мнению Фрейда, следы этого сохранились в ритуальных тотемических трапезах-жертвоприношениях у многих первобытных народов. Тотемическое животное, которое торжественно убивалось и съедалось первобытным кланом, заменяло некогда убитого и съеденного отца, и эти тотемические ритуалы, сохранившиеся у некоторых народов, напоминают нам о первородной вине человека.

В своей концепции З. Фрейд противопоставляет человека и общество, и, анализируя влияние культуры на человека, приходит к выводу, что развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворённости из-за подавления желаний. И чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее человек. По мнению З. Фрейда культура носит невротический характер. Особенно негативно Фрейд оценивает европейскую культуру - культуру христианскую с её очень жёсткими запретами (10 заповедей). Сублимацию З.Фрейд оценивал как псевдореализацию человека.

Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли ХХ века. Он первым применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества, хотя в его теории много недостатков (например, он биологизировал происхождение культуры). З.Фрейд основоположник метода психоанализа, организатор психоаналитической помощи в США и Европе.

К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог, психотерапевт, автор работ «Аналитическая психология», «Архетип и символ». Он был учеником З. Фрейда и некоторое время сотрудничал с ним и многое воспринял из психоанализа, но он разошёлся во взглядах с Фрейдом, и его исследования привели к иным выводам. Юнг в человеке видел, прежде всего, существо духовное, способное инстинктам противопоставлять дух. Это, по существу, и составляло основу критики Юнгом З. Фрейда, болезненный разрыв с которым он обосновал в опубликованной в 1929 году работе «Противоречия Фрейда и Юнга». Суть позиции Юнга состояла в том, что он отказался воспринимать человека как существо, движимое инстинктами, подчиняющееся стихии бессознательного. Если З. Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то К. Юнг открыл изначальные культурные истоки бессознательного.

Во-первых, Юнг проявлял интерес к мистическим аспектам культуры, в своих исследованиях он сравнивал состояния медиумического транса, галлюцинаций и помрачения рассудка, Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у поэтов, пророков и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладеть содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция «далеко превосходящая сознательный ум». Они улавливают некие «праформы»: эти «праформы всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир», считал Юнг.

Во-вторых, Юнг обнаружил типичные образы - образы-символы, проходящие через всю историю мировой культуры и выражающие приобщённость человека к таинственной стороне жизни. Эти символические образы «никогда не были в сознании и никогда не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию» (К. Юнг). Т.е. они рождены общим для всех людей бессознательным. Юнг обратил внимание на параллелизм мифологических сюжетов и мотивов, в которых возникают эти образы (о Потопе, о Героях, о преданности, например в греческой культуре это миф о Пенелопе, о неуязвимости, например в греческой культуре миф об Ахиллесе). Это он считал доказательством существования бессознательного.

Исходя их этого, Юнг разделил бессознательное на два слоя: 1) личное бессознательное – это утерянные воспоминания, а также содержания, которые ещё сознательно не созрели; и 2) коллективное бессознательное (не- или сверхличностное бессознательное) – это древнейшие и всеобщие формы представлений человечества, родовая память человечества, это запечатлённое в структурах мозга отражение опыта прежних поколений. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, оно является основой нашей психики. Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которая является общей для всего человечества. Коллективное бессознательное старше сознания человека, поэтому сознание человека формируется и вырастает из коллективного бессознательного.

Первычными структурами коллективного бессознательного являются архетипы (от лат. arche – начало, typos – отпечаток) - своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества.

Архетипы – это образы или мотивы без содержания (но они способны заполняться сознанием) – глубинный слой бессознательного, где дремлют всеобщечеловеческие изначальные образы. Это психический смысл, который сам по себе лишён предметности, например, один из смыслов – жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком. Архетип – это первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. К. Юнг выделил ряд универсальных культурных архетипов, например, мать, ребёнок, старец и другие.

Архетипы никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, передаются по наследству, рождены общим для всех людей бессознательным. Коллективное бессознательное (имеющее культурные истоки) «запускает» процесс инкультурации (это процесс вхождения в культуру, т.е. усвоение культуры предшествующих поколений). Архетипы – это некие врождённые программы под их влиянием находятся не только элементарные поведенческие реакции (безусловные рефлексы), но и восприятие, мышление, воображение. Архетипов столько много, сколько типичных жизненных ситуаций, если в жизни что-то случается, что соответствует архетипу, то он активизируется.

Архетипы неизменны, но их содержание постоянно подвергается влияниям социальной среды и исторических событий. В самом общем смысле архетип - это извечный сюжет или образ, повторяющийся от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, но каждый раз, по-новому переосмысленный в соответствии с духом своего времени и своей культуры. Юнг приводил пример. В XIX веке идея сохранения энергии была высказана Робертом Майером, он был врачом, а вовсе не физиком и не натурфилософом, но она не была создана Майером в полном смысле этого слова. Майер вспоминал, что в нём это «вынырнуло» и привело к выводу, что это так. К. Юнг объясняет, что идея энергии и её сохранения, должно быть, является изначальным образом, который дремал в коллективном бессознательном. В примитивных (динамичных) религиях этот образ энергии выражался мыслью о существовании всеобщераспространённой магической силы, вокруг которой всё вращается. У Гераклита – как мировая энергия, как «вечно живущий огонь». В Евангелиях энергия проявляется в изменениях Святого духа в форме огненных языков, исходящих с неба. В средневековье – как аура, ореол святого, в идее бессмертия души, лежит идея её сохранения. На Востоке – как идея о переселении души.

У Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга, оба являются источником культуры. Для Юнга бессознательная основа человеческой личности, хотя и имеет архаическое происхождение, всё же может жить в мире с культурой.

Юнг также много внимания уделял анализу мышления и его связи с культурой, считая, что культура – это общий и принятый способ мышления. По его мнению, есть два типа мышления логическое и интуитивное.

Логическое мышление – это европейская (западная) культурная традиция, оно развилось в рамках средневековой культуры на базе схоластики. Схоластика подготовила категориальный аппарат науки, когда мышление осуществляется в словесных выражениях, опирается на законы, тождество и непротиворечивость в рассуждении.

Интуитивное мышление – форма мышления основана на озарении, интуиции - это традиция стран Востока, мышление осуществляется в виде потока образов, оно направлено внутрь сознания, оно не продуктивно для индустриального развития, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии и предназначается на приспособление к коллективному бессознательному, устанавливая баланс между сознанием и коллективнымбессознательным.

К. Юнг создатель оригинальной теории психологических типов. Он обозначил два психологических типа: экстраверта и интроверта. Экстраверт – это такой психологический тип интерес и внимание, которого обращены на внешний мир, на приспособление к внешнему миру на познание этого мира, он нацелен на расширение сознания. Интроверт – это такой психологический тип интерес, которого направлен на внутренний мир, на внутренний объект, на углубление сознания – на коллективное бессознательное.

К. Юнг говорит, что индиец всегда помнит не только о собственной природе, а также о том, что он и сам принадлежит природе. Европеец наоборот, располагает наукой о природе и удивительно мало знает о собственной сущности, о своей внутренней природе. И он считает, что для выхода из кризиса европейская культура, с преобладанием в ней экстравертов, у которых нарушается баланс сознания и бессознательного, должна измениться и восстановить утраченное единство человеческой души.

Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синтез которых он считал основой своей гуманистической теории человека и культуры. Его работы «Иметь или быть?» (1976) и «Бегство от свободы» (1941).

Фромм был последователем марксистской концепции, согласно которой способность к творчеству формируется у человека в процессе социально-организованной деятельности, и особенности культурного развития общества всегда зависят от социальных факторов: экономической системы (уровня развития материального производства), социально-классовой структуры общества, характера политических отношений. Он считал, что человек изначально является социальным существом.

Как последователь З.Фрейда, Э.Фромм полагал, что Фрейд сделал важные наблюдения, но дал им неправильное толкование. Фромм пытался улучшить концепцию Фрейда, и он меняет интерпретацию бессознательного. «Оно» у Фрейда чисто биологическое. Фромм полагает, что роль животных инстинктов в бессознательном не так велика и значительна, как считал Фрейд.

Фромм считает, что в человеке соединяются властные потребности самосохранения. Во-первых, физиологические потребности – первичный мотив человеческого поведения – это утоление голода, жажды, потребность во сне. Во-вторых, потребность связи с окружающим социальным миром, духовная связанность с ним, потребность в общении с себе подобными (потребность избежать одиночества). Фромм называет эту потребность обрести товарища по судьбе первой потребностью человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный. По мнению Фромма, человека, как социального существа, подавляет ощущение собственной ничтожности – если он не принадлежит к какой-либо общности.

Итак, эти потребности самосохранения и составляют в концепции Фромма «Оно», состоящее из 2-х частей:

1) «Оно » - животные инстинкты – роль этих «докультурных» стремлений не столь важна.

2) «Оно»- социальный характер – (специфически человеческое) играет главную роль. Социальный характер - это бессознательное приспособление, индивида к социальным структурам общества.

Человек существо социальное,считает Фромм, и подлинно человеческое (культурное) начинается там, где заканчивается природное. Человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное – одиночества, и чтобы не чувствовать себя одиноким, индивид вынужден принять образ жизни, коренящийся в данном обществе. Благодаря включённости человека в культуру, он приобретает определённые социальные черты и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищённости. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и культурой. Социальный характер предопределяет все формы поведения человека, и своеобразие культуры обусловливается господствующим типом такого характера.

Разные общества обладают специфическим характером. Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.

Современную индустриальную культуру второй половины ХХ века Фромм считал обществом тотального отчуждения, породившим рыночный тип социального характера, лишённый внутреннёй ориентации. Ему присущи ложные эмоции, идолизация, искажённое чувство любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, органическим (бездуховным) существованием. С развитием рыночных отношений чувства изоляции и беспомощности усиливаются. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка, человек продаёт не только товары, он продаёт самого себя и ощущает себя товаром.

В работе «Иметь или быть» Э.Фромм объясняет, как проявляется социальный характер в современном ему мире. Социальный характер задаётся обществом, и человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Современный человек всегда стоит перед выбором «иметь или быть». В современном обществе установка на то, чтобы иметь. В нормальном обществе – совершенствование самого себя, т.е. цель человека быть многим, а не обладать многим.

В работе «Бегство от свободы» Фромм отмечает парадокс человеческого существования. Человек как мыслящее существо стремится к свободе и независимости и одновременно в нём живёт потребность в безопасности, т.е. человеку необходимо чувство уверенности, чувство принадлежности и сопричастности к какой-либо общности. Это противоречивое состояние Э.Фромм назвал «бегством от свободы».

Э.Фромм определил, что человек - это продукт окружающей его культуры и в дальнейшем человек воспроизводит культуру, которая его сформировала культура (культура – человек – культура).

Вопросы для обсуждения на семинаре

 

1. В чём суть концепции К.Ясперса?

2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций.

3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга.

4. Преемственность и различия в концепциях З.Фрейда и Э.Фромма.

5. Преемственность и различия в концепциях Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.

6. Проанализируйте сходства и различия концепций О.Шпенглера и А.Тойнби.

7. Проанализируйте те концепции, в которых говорится о причинах гибели культуры.

8. Назовите особенности концепции Л.Н.Гумилёва.

9. Дайте краткую характеристику игровой концепции культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.,1998.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.,2007.

3. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.,2001.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.,1991.

5. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2005.

7. Тойнби А. Постижение истории. - М.,1995.

8. Шпенглер О. Закат Европы. – М.,1994.

9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.,1992.

10. Фред З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб.,1997.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,2004.

12. Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.

13. Хейзинга Й. Человек играющий. – М.,1992.

14. Чернышёва А.В. Генезис культурологической мысли. – М.. 2008.

15. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М..1991.

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Культурология. Для студентов технических ВУЗов. Под редакцией Н.Г. Багдасарьян. М., Высшая школа, 2007 г.

2. Культурология. Под редакцией проф. Г.В. Драча. "Высшее образование", Ростов-на-Дону, 2004 г.

3. Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М., 1996.

4. О.В. Ковалева. Культурология в вопросах и ответах.

Учебное пособие. М., 2006.

5. А.И. Кравченко. Культурология. М., "Академический

проект", 2000.

6. Гуманистические ценности современной культуры.

М., 1988.

7. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А.

М., "Центр", 2000.

 

Основные вопросы для обсуждения на семинарах

1. Что такое "тип" и "типология"? Проблема

типологизации культур.

2. В чем суть исторической (линейной) типологии

культуры?

3. Каковы аргументации исследователей локально-

типологической трактовки культуры?

4. Типология культуры в концепции Н.Я. Данилевского.

5. Типология культуры в концепции О. Шпенглера.

6. Современные подходы исследователей к типологии

культуры.

7. Каковы критерии типологизации культуры?

8. Какие отрасли культуры существуют?

9. В чем особенности профессиональной культуры,

каковы ее компоненты?

10. Какие бывают формы культуры?

11. В чем специфика художественной культуры?

12. В чем особенности европоцентристского подход к

периодизации культур?

Горелова Ирина Николаевна

Лысенко Наталья Николаевна

Рябова Зинаида Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

 

Курс лекций

 

Ответственный за выпуск: Тинякова Н.А.

 

Подписано к печати- Формат 60x84x16 Тираж 100 экз.

Усл.-печ.л. - Заказ №

127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

Типография МИИТа

 


[1] Тайлор Эдуард Бернет (1832-1917) – английский этнограф, религиовед и антрополог, исследователь первобытной культуры. Один из основополож



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.012 с.)