Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, сегодня можно констатировать, что культура – явление очень сложное, многомерное, и именно поэтому подойти к определению сущности культуры можно с разных сторон. В современной литературе существует много разных подходов: 1) антропологический, при котором культура понимается как выражение сущности человеческой природы; 2) деятельностный, когда культура интерпретируется как результат человеческой творческой деятельности; 3) социологический, когда культура понимается как фактор организации жизни общества; 4) аксиологический (ценностный), определяющий культуру как систему ценностей, которые придают различным явлениям культуры определенный смысл; 5) нормативный, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь человека и общества; 6) функциональный, когда культуру характеризуют через ее важнейшие функции в обществе: например как систему знаков, выполняющих коммуникационную функцию между людьми; и т.д.
Все эти подходы (как и некоторые другие) оправданы, и соответствующие определения культуры имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга. В качестве рабочего определения можно пользоваться любым из них. Однако мы хотели бы выделить определение, связывающее культуру с реализацией сущности самого человека, выделяющее человека из мира животных, которые биологически приспосабливаются к меняющимся природным условиям существования. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него. Культура – это специфически человеческий способ жизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования и этикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).
Таким образом, о культуре можно говорить как о специфической целостности, основой которой является творческая деятельность человека. Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:
1) Адаптивнаяфункция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным условиям, к окружающей среде; в природе живые организмы приспосабливаются к среде, биологически изменяясь, человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями и создает вокруг себя искусственную, культурную среду. 2) Познавательная функция – культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке; наиболее полно эта функция проявляется в науке (получение объективных знаний о мире является здесь важнейшей и осознанной целью), но, разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры (вненаучные формы познания), где они являются побочным результатом человеческой деятельности. 3) Интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять люде, порождая противостояние и даже конфликты. 4) Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах, благодаря чему она отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти – она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями. 5) Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними; культура есть условие и результат общения людей: условие – потому что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки; результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредмечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей. 6) Знаковая функция – культура это и определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явления не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то эти явления не имеет значения, а следовательно их как бы и нет для человека; культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию в уже упорядоченном и структурированном виде; любой предмет или явление внешнего мира воспринимается и понимается человеком через эту сетку образов и значений, ему находится место в этой системе и дается оценка как полезного, опасного или безразличного для человека – через культурную картину мира мы видим мир и понимаем его. 7) Регулятивная (нормативная) функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия интересов внутри определенной общности и, следовательно, для сохранения самой общности и индивидов как членов этой общности; делается это, прежде всего, с помощью системы социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д. Нормы поведения представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. Нормы могут быть разрешительными, запретительными, побудительными. Посредством этих норм общество регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов. 8) Аксиологическая (оценочная) функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность поколений, их опыта;
9) Преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию.
10) Релаксационная (рекреативная или компенсаторная) функция – культура организует восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще; культурные формы, выполняющие эту функцию, весьма разнообразны: например, семейные и народные праздники, различные формы досуга и развлечений, традиции спортивных единоборств и т.д. 11) Гуманистическая (функция социализации или человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего свою деятельность и общение в определенных культурных формах. Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм и социальных форм, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, что обеспечивает сохранение и функционирование общества. Инкультурация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в определенной культуре. Эти процессы безусловно пересекаются, взаимопроникая друг в друга, но каждый имеет свои особенности и назначение. Безусловно, мы не назвали всех функций, выполняемых культурой, а выделили только самые главные. В целом функции культуры столь же многообразны, как сама жизнь человека.
Характеристика феномена культуры, его сущности будет не полной без рассмотрения взаимоотношения культуры и природы. Природа человека двойственна: человек существо биосоциальное. Выделившись из природной среды, человек продолжает оставаться ее частью – он есть биологический организм, включенный в сферу действия биологических процессов. В то же время деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию искусственной среды или «второй природы» - материальной формы существования культуры. Таким образом, культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная, преобразованная природа, а с другой – она составляет с ней единство, так как в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более безопасной и удобной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, появлением морали, права, религии, искусства… - словом, с рождением духовной культуры. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические климатические и ландшафтные особенности всегда были и являются факторами, определяющими характер трудовой деятельности и особенности жилища, особые обычаи и религиозные верования, особый строй мышления и языка, особый национальный характер того или другого народа и т.д. Этим определяется, что культура существует как множество культур разных стран и народов, разных «этносов» со своими специфическими особенностями, неповторимыми чертами менталитетов. Опираясь на этот факт влияния природы на культуру народов, известный русский историк и культуролог Л.Н.Гумилев предложил свою теорию этногенеза как результат «пассионарного заражения». Данная теория является попыткой объяснить культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом. По Гумилеву, этнос – это народ в его природной среде, за счет энергии которой этнос существует. То есть этнос – не столько социальный феномен, сколько биофизический, то есть природный. Для него этнос – замкнутая система, которая в момент своего образования получает заряд энергии – результат космических излучений, через которые Земля проходит несколько раз за тысячелетие. Это вызывает особые мутации, приводящие к появлению людей, способных воспринимать большее количество энергии из окружающей среды, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности, обеспечивающей выживание этноса. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарностью – повышенным стремлением к действию (активностью). После «пассионарного заражения» (или пассионарного толчка) происходит рождение нового этноса, который захватывает территории, создает свое государство, свою своеобразную культуру и т.д. Энергетического заряда хватает приблизительно на 1500 лет, и процесс его расходования имеет свои закономерные этапы. Воздействие природы на культуру – это лишь одна сторона взаимодействия природы и культуры. Существует и воздействие культуры на природу, следствием которого стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу (результат воздействия человека на почву, животный и растительный мир) и техносферу (совокупность элементов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу). В настоящее время воздействие культуры на природу приобретает все более ярко выраженный негативный характер. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе, результатом чего стал экологический кризис. Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений. Это нашло отражение в понятии ноосфера, введенном В.Вернадским еще в первой половине ХХ века. Ноосфера – это новое эволюционное состояние биосферы Земли, при котором разумная (культурная) деятельность человека становится решающим фактором ее сохранения и развития. Природные катаклизмы последних десятилетий показывают, что современная культура экологической деятельности человечества явно не соответствует потребностям ноосферы, и, следовательно, человечество стоит перед необходимостью создания новой «экологической культуры». ЛИТЕРАТУРА: 1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2006. 2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2007. 3. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Часть 1, глава 1. 4. Культура. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т.2. М., 2001. 5. Культура. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. 6. Культурология: Учебник для вузов. (Под ред. Б.А.Эренгросса).М., 2007. Гл. 3. 7. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (Под ред. Г.В.Драча). Ростов-на-Дону, 2004. Раздел 1. 8. Уайт Л. Наука о культуре.// Антология исследований культуры. М., 1997. Лекция 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.207 (0.009 с.) |