Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.) Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина (2 ч.) Введение в дисциплину. Ознакомление со стандартом Министерства образования и науки РФ. Принципы построения и задачи курса культурологии. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре. Обзор учебной и научной литературы по культурологии. Тема 2. Культурология как система знания: формирование, особенности изучения (4 ч.) Проблемы и перспективы. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре. Культурология как поздний этап развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Система образования и воспитания «пайдейя» (paideia) в Древней Греции. «Свободные искусства» в Древнем Риме и средневековой Европе. Системное научное исследование культуры прошлого в эпоху Возрождения. Роль «научных революций» XVII–XX вв. в развитии культурологической науки. Тема 3. Структура и состав современного культурологического знания (4 ч.) Культурология как социально-гуманитарная наука в общей системе научного знания. Смысловое ядро культурологии – теория культуры (история культурологических учений). Культурология и философия культуры. Целенаправленное теоретическое исследование культуры французскими и немецкими просветителями XVIII века. История культуры – «питательная среда», источник доказательств и аргументов для теоретической культурологии. Основные задачи истории культуры. Социология культуры. Культурная антропология. Основные задачи культурантропологии. Прикладная культурология. Главные задачи прикладной культурологии. Тема 4. Методы культурологических исследований. Диахроничекий (сравнение различных культурных единиц во времени). 2) Синхронический (сравнение одновременно существующих культурных единиц). 3) Структурно-функциональный (разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями). 4) Историко-генетический (изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы). 5) Типологический (выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса). 6) Сравнительно-исторический (сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность) и др. Раздел II. Основные понятия культурологии (8 ч.) Тема 5. Понятие культуры (2 ч.) История становления понятия «культура». Анализ термина «культура». Дискуссии о предмете культурологии. Многообразие и сложность определения культуры. КСР (контрольная самостоятельная работа на дом): работа со справочными изданиями по основным понятиям культурологии. Тема 6. Методологические основы культурологии (2 ч.) как отражение трех подходов в исследовании и осмыслении феномена культуры (согласно отечественной научной традиции XX в. изучения культуры). Системный (анализ культуры как социального явления), деятельностный (разнообразные моделикультуры как целостной системы) и ценностный (аксиологический) (культура является функцией человеческого рода) подходы. Многообразие подходов, направлений и школ в западной культурологии в изучении культуры. Антропологический подход, (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Культурантропологический подход (Б. Малиновский, К. Леви-Строс, Э. Фромм, А. Кребер, Ф. Клакхон и др.). Социологический подход или социология культуры (П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.). Системный подход. Структуралистский подход (К. Леви-Строс, М. Фуко). Игровой подход (И. Хейзинги, С. Лем). Семиотический подход (Э. Кассирер, 3. Лангер, Ч. Моррис, Ю. Лотман и др.). Биосферный подход (К. Лоренц, Б. Скиннер и др.). Основные концепции культуры. Самостоятельная работа: Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева. Концепции локальных культур О. Шпенглера. Концепции локальных культур А. Тойнби. Историософская теория К. Ясперса. Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема. Теория суперсистем П. Сорокина. Культурно-исторические концепции евразийцев. Этногенетическая теория Л. Гумилева. Тема 7. Морфология культуры (2 ч.). Критерии выделения структурных элементов в морфологии культуры. Понятие «структура культуры». Материальная (физические объекты, созданные человеческими руками (артефакты) и нематериальная (духовная) культура, созданная разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др.. Девять общих фундаментальных черт (паттернов – структур, образцов) культуры: 1. речь; 2. материальные черты; 3. искусство; 4. мифология и научное знание; 5. религиозная практика; 6. семья и социальная система; 7. собственность; 8. правительство; 9. война. Разделение культуры по ее носителю: мировая культура, национальная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура. Основные модели строения культуры. Культура социальной организации и регуляции: а) хозяйственная (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство); б) правовая; в) моральная; г) политическая и т.д. Тема 8. Основные функции культуры (2 ч.) Гуманистическая, человеко-творческая функция. Защитная функция. Информативная функция. Познавательная (гносеологическая) функция. Коммуникативная функция. Знаковая (семиотическая, или сигнификативная) функция. Нормативная (регулятивная) функция. Ценностная (аксиологическая) функция. Релаксационная функция. Основные функции культурологи. Гносеологическая. Эвристическая (сотворчество, коллективное обучение и изобретение новых форм культуры). Воспитательная ( элементы воспитательной функции: эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. культуру поведения).Мировоззренческая. Объяснительная. Нарративная. Этологическая и др. функции. СМ. далее ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ Вопросы для контроля по дисциплине «Культурология» 2011 (Составитель: Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна – канд. филол. наук, доцент кафедры теории политики факультета Международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)
Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания (10 ч.) Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина (2 ч.) Введение в дисциплину. Ознакомление со стандартом Министерства образования и науки РФ. Принципы построения и задачи курса культурологии. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре. Обзор учебной и научной литературы по культурологии. Тема 2. Культурология как система знания: формирование, особенности изучения (4 ч.) Проблемы и перспективы. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре. Культурология как поздний этап развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Система образования и воспитания «пайдейя» (paideia) в Древней Греции. «Свободные искусства» в Древнем Риме и средневековой Европе. Системное научное исследование культуры прошлого в эпоху Возрождения. Роль «научных революций» XVII–XX вв. в развитии культурологической науки. Тема 3. Структура и состав современного культурологического знания (4 ч.) Культурология как социально-гуманитарная наука в общей системе научного знания. Смысловое ядро культурологии – теория культуры (история культурологических учений). Культурология и философия культуры. Целенаправленное теоретическое исследование культуры французскими и немецкими просветителями XVIII века. История культуры – «питательная среда», источник доказательств и аргументов для теоретической культурологии. Основные задачи истории культуры. Социология культуры. Культурная антропология. Основные задачи культурантропологии. Прикладная культурология. Главные задачи прикладной культурологии. Тема 4. Методы культурологических исследований. Диахроничекий (сравнение различных культурных единиц во времени). 2) Синхронический (сравнение одновременно существующих культурных единиц). 3) Структурно-функциональный (разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями). 4) Историко-генетический (изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы). 5) Типологический (выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса). 6) Сравнительно-исторический (сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность) и др. Раздел II. Основные понятия культурологии (8 ч.) Тема 5. Понятие культуры (2 ч.) История становления понятия «культура». Анализ термина «культура». Дискуссии о предмете культурологии. Многообразие и сложность определения культуры. КСР (контрольная самостоятельная работа на дом): работа со справочными изданиями по основным понятиям культурологии. Тема 6. Методологические основы культурологии (2 ч.) как отражение трех подходов в исследовании и осмыслении феномена культуры (согласно отечественной научной традиции XX в. изучения культуры). Системный (анализ культуры как социального явления), деятельностный (разнообразные моделикультуры как целостной системы) и ценностный (аксиологический) (культура является функцией человеческого рода) подходы. Многообразие подходов, направлений и школ в западной культурологии в изучении культуры. Антропологический подход, (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Культурантропологический подход (Б. Малиновский, К. Леви-Строс, Э. Фромм, А. Кребер, Ф. Клакхон и др.). Социологический подход или социология культуры (П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.). Системный подход. Структуралистский подход (К. Леви-Строс, М. Фуко). Игровой подход (И. Хейзинги, С. Лем). Семиотический подход (Э. Кассирер, 3. Лангер, Ч. Моррис, Ю. Лотман и др.). Биосферный подход (К. Лоренц, Б. Скиннер и др.). Основные концепции культуры. Самостоятельная работа: Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева. Концепции локальных культур О. Шпенглера. Концепции локальных культур А. Тойнби. Историософская теория К. Ясперса. Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема. Теория суперсистем П. Сорокина. Культурно-исторические концепции евразийцев. Этногенетическая теория Л. Гумилева. Тема 7. Морфология культуры (2 ч.). Критерии выделения структурных элементов в морфологии культуры. Понятие «структура культуры». Материальная (физические объекты, созданные человеческими руками (артефакты) и нематериальная (духовная) культура, созданная разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др.. Девять общих фундаментальных черт (паттернов – структур, образцов) культуры: 1. речь; 2. материальные черты; 3. искусство; 4. мифология и научное знание; 5. религиозная практика; 6. семья и социальная система; 7. собственность; 8. правительство; 9. война. Разделение культуры по ее носителю: мировая культура, национальная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура. Основные модели строения культуры. Культура социальной организации и регуляции: а) хозяйственная (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство); б) правовая; в) моральная; г) политическая и т.д. Тема 8. Основные функции культуры (2 ч.) Гуманистическая, человеко-творческая функция. Защитная функция. Информативная функция. Познавательная (гносеологическая) функция. Коммуникативная функция. Знаковая (семиотическая, или сигнификативная) функция. Нормативная (регулятивная) функция. Ценностная (аксиологическая) функция. Релаксационная функция. Основные функции культурологи. Гносеологическая. Эвристическая (сотворчество, коллективное обучение и изобретение новых форм культуры). Воспитательная ( элементы воспитательной функции: эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. культуру поведения).Мировоззренческая. Объяснительная. Нарративная. Этологическая и др. функции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.011 с.) |