Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи курса « Культурология»↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Методические указания по изучению курса «Культурология» для студентов всех специальностей и направлений
Часть 1
Екатеринбург 2008 Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного Факультета. Протокол № 1 от 06.09.2007.
Редактор Е.Л. Михайлова Оператор А.А. Сидорова
Подписано в печать 24.04.08. Поз. 16 Плоская печать Формат 60х84 1/16 Тираж 100 экз. Заказ 152 Печ.л. 2,09
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
Цели и задачи курса «Культурология» Изучение курса «Культурологии» в высшем учебном заведении направлено на формирование общей культуры специалиста. В соответствии с требованиями Государственного стандарта гуманитарной подготовки в системе высшего образования по окончании данного курса студент должен: – знать основные культурологические понятия, понимать и уметь объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры; –иметь представление о специфике культурологического анализа и об основных методологических подходах к нему; знать основные школы, направления и теории принятые в культурологическом знании; –раскрывать взаимосвязи курса культурологии с другими гуманитарными дисциплинами – философией, социологией, историей, психологией, антропологией и др.; – уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста, включаться в межкультурный диалог, объяснять место и роль России в мировой культуре; – уметь выражать и обосновывать свою позицию по данным вопросам, использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Основная учебная литература 1.Багдасарьян, Н.Г. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов/ Н.Г. Багдасарьян. М., 2003. 2. Викторов, В.В. Культурология [Текст]: учеб.пособие / В.В. Викторов. Фин.акад.при правительстве РФ; под ред. Р. П. Трофимовой. М.: Экзамен, 2002. 3. Гуревич, П. С. Культурология [Текст]: учебник для вузов/ П.С. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики,2003. 4. Гуревич, П. С. Культурология [Текст]: учебник для вузов/ П.С. Гуревич. М.: Проект,2005. 5. Кравченко, А. И. Культурология [Текст]: учеб.пособие для вузов/ А.И. Кравченко. 7-е изд. М.: Академический Проект,2007. 6. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. А. Н. Марковой. 3-е изд. – М.:ЮНИТИ, 2006. 7.Культурология [Текст]// История мировой культуры: учебник для вузов / Айсина Ф. О., Андреева И. А., Бородина С.Д. [и др.]; под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ,2002. 8. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Г. В. Драча. 4-е изд., доп., перераб. – Ростов н/Д: Феникс,2001 9.Пигалев, А. И. Культурология [Текст]: учебник для вузов/Волгоградский гос. ун-т. 6-е изд. Волгоград: Либрис, 2002. Тема 4.Культура и природа. 1.Культура как внеприродный, биологически ненаследуемый способ жизнедеятельности человека. Исследования культурологов показывают, что культура внебиологична, её нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вынести и построить, кроме как из природного. Поэтому и говорят о различии и единстве «природного» и «культурного». Культура понимается как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не само по себе, а в результате человеческой деятельности. Природа предшествует культуре и является источником её формирования, своеобразной «границей» жизнедеятельности человека относительно объективных условий существования. С развитием человеческого общества, форм и способов жизнедеятельности человека границы природы непрерывно раздвигаются. Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая – это непосредственное потребление человеком природных ресурсов биологическим, естественным способом. Вторая – главная форма – преобразование природы, создание того, что отсутствует в готовом виде, так называемых артефактов, которые призваны обеспечивать как биологические потребности, так и потребности внеприродные – социальные. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более комфортной и удобной. Отношение в системе «природа – культура» могут быть различным. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять, но более распространенным стало прагматичное отношение к природе – покорение и подчинение её человеком. Активное развитие данного подхода привело современную цивилизацию к экологическому кризису, поставившему под угрозу само существование не только природы, но и человечества.
2.Мыслители о природе и культуре. Человек как живое существо появился на нашей планете многие миллионы лет назад, но его первые культурные проявления имеют возраст не более полумиллиона лет. На этом огромном отрезке времени Н.А.Бердяев выделяет «4 периода в отношении человека к природе: 1)погружение человека в природу; 2) выделение из природы – противопоставление природы и борьба с ней; 3) обращение к природе для овладения ею; 4)восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой». По мнению З.Фрейда, культура возникла как средство защиты человека от природы: «именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь объединились и создали культуру, которая, среди прочего, признана сделать возможной нашу общественную жизнь». С философско-антропологической точки зрения, созданная трудом и мыслью человека искусственная среда, своеобразная система внебиологических культурных механизмов, может рассматриваться как «вторая природа, созданная человеком». Неразрывную связь между культурой и природой раскрыл выдающийся русский мыслитель В.И.Вернадский. Учение Вернадского о «ноосфере», т.е. сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы, по сути дела, рассматривало мировую духовную и материальную культуру, которая возникла из растительного и животного мира («живого вещества») и в течение многих миллионов лет превратилось в геологический фактор, изменяющий лик планеты и ближайшего Космоса. С появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты. Французский ученый Тейяр де Шарден трактовал ноосферу, как идеально «мыслящую» оболочку Земли. Она появилась в конце третичного периода наряду с уже существовавшими барисферой (ядро планеты), литосферой (ее твердая оболочка), гидросферой (водный покров), атмосферой (кислородный покров), стратосферой (верхние слои атмосферы) и биосферой (пленка органической жизни). Воплощением и создателем ноосферы стал человек как единственно разумное и мыслящее существо. По Тейяру, Земля в своей эволюции проходит 4 стадии: «преджизни» (литосфера), «жизни» (биосфера»), мысли (ноосфера) и, наконец «сверхжизни» (божественная сфера). Последняя стадия знаменует собой единение людей с Богом (богочеловечество), которому будут предшествовать слияние религии и опытной науки (изучающей природные феномены).
3.Взаимоотношение природы и культуры в национальном сознании. В процессе становления культуры человек осваивал определенные территории, что было обусловлено расположением в тех или иных климатических поясах. Расселение человека по территории земного шара происходило постепенно от теплых климатических поясов к более суровым и холодным. Благоприятные климатические условия явились одной из предпосылок расцвета античной культуры. Напротив, освоение природы в условиях знойной Африки стало источником формирования древнеегипетской культуры, основанной на изнуряющем труде в системе поливного земледелия. С особенностями климата связаны древнейшие культы природных стихий в аграрных культурах Востока: в Египте – культ Солнца, культ воды – в Индии. Ландшафт в истории культуры также играет большую роль в формировании культур определенного типа: горного или долинного. Культуры горные, как правило, более замкнуты (культура Тибета – ламаизм). Долинные или равнинные культуры, напротив, открыты к влиянию из вне. Например, русская культура, развивалась благодаря мирному или военному взаимодействию с представителями других культур, тюркских, татаро-монгольских, византийских и др. В древнем мире ландшафт определял границы распространения той или иной культуры. Горные реки, хребты, пастбища и рощи в Древней Греции являлись границами городов-государств – полисов, а в средневековой Европе границами королевств. Ландшафт или пейзаж земли, на которой проживает народ, определяет его характер и темперамент нации. Н.А. Бердяев указывает: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразилось в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта». Природой как естественным условием жизни человека определяется и содержание национальной мифологии и народного искусства. Героями фольклора становятся, как правило, тотемные существа того или иного народа. На Руси такими существами чаще всего были птицы, отсюда множество сказочных образов: Жар-птица, вещая птица Гамаюн, Феникс, птица мудрости Сирин, а также зайцы, волки, медведи и другие обитатели русского леса. Элементы флоры и фауны закрепляются в декоративно-прикладном искусстве, природа является не только предметом поклонения, но и становится источником вдохновения для деятелей культуры (В.Васнецов, И.Билибин, И. Репин и др.). Природно-климатические и ландшафтные особенности местности определяют характер традиционного градостроительства и архитектуры (скатная крыша на Руси, открытые террасы в Греции, дом на сваях вблизи водоемов). Специфическое человеческое отношение к природе возникает у человека тогда, когда он перестает воспринимать себя природным существом и становится культурным, то есть отделяет себя от природы, причисляет к социуму. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Методические указания по изучению курса «Культурология» для студентов всех специальностей и направлений
Часть 1
Екатеринбург 2008 Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного Факультета. Протокол № 1 от 06.09.2007.
Редактор Е.Л. Михайлова Оператор А.А. Сидорова
Подписано в печать 24.04.08. Поз. 16 Плоская печать Формат 60х84 1/16 Тираж 100 экз. Заказ 152 Печ.л. 2,09
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
Цели и задачи курса «Культурология» Изучение курса «Культурологии» в высшем учебном заведении направлено на формирование общей культуры специалиста. В соответствии с требованиями Государственного стандарта гуманитарной подготовки в системе высшего образования по окончании данного курса студент должен: – знать основные культурологические понятия, понимать и уметь объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры; –иметь представление о специфике культурологического анализа и об основных методологических подходах к нему; знать основные школы, направления и теории принятые в культурологическом знании; –раскрывать взаимосвязи курса культурологии с другими гуманитарными дисциплинами – философией, социологией, историей, психологией, антропологией и др.; – уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста, включаться в межкультурный диалог, объяснять место и роль России в мировой культуре; – уметь выражать и обосновывать свою позицию по данным вопросам, использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Основная учебная литература 1.Багдасарьян, Н.Г. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов/ Н.Г. Багдасарьян. М., 2003. 2. Викторов, В.В. Культурология [Текст]: учеб.пособие / В.В. Викторов. Фин.акад.при правительстве РФ; под ред. Р. П. Трофимовой. М.: Экзамен, 2002. 3. Гуревич, П. С. Культурология [Текст]: учебник для вузов/ П.С. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики,2003. 4. Гуревич, П. С. Культурология [Текст]: учебник для вузов/ П.С. Гуревич. М.: Проект,2005. 5. Кравченко, А. И. Культурология [Текст]: учеб.пособие для вузов/ А.И. Кравченко. 7-е изд. М.: Академический Проект,2007. 6. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. А. Н. Марковой. 3-е изд. – М.:ЮНИТИ, 2006. 7.Культурология [Текст]// История мировой культуры: учебник для вузов / Айсина Ф. О., Андреева И. А., Бородина С.Д. [и др.]; под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ,2002. 8. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Г. В. Драча. 4-е изд., доп., перераб. – Ростов н/Д: Феникс,2001 9.Пигалев, А. И. Культурология [Текст]: учебник для вузов/Волгоградский гос. ун-т. 6-е изд. Волгоград: Либрис, 2002.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.41.111 (0.007 с.) |