Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Культура и личность.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Личность как субъект культуры. Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. Культура формирует тип личности, а личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. Назовем некоторые факторы, которые влияют на формирование личности в культуре: общее историческое прошлое, историческая память, пространственно – временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, система общезначимых моделей – образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, групповая совесть, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т.д. При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек»обозначает общие свойства человеческого рода. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека. Индивидом является каждый из нас. Понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо – физиологическими и психологическими качествами). Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет исследование качеств личности, которые формирует в ней культура – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяют принципы его социального выбора, сферу его деятельности. Личность выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: - как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе социализации и инкультурации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания. - как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми,пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоиндетификации и социальной самореализации в данном сообществе; - как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие – либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям. - как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретировании «собственной оценки» может быть квалифицировано как акт творчества. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира. Сама личность как ценность, по сути, и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально – духовной, нравственной, творческой личностью.
2. Социализация и ее типы. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфические человеческие качества: речь, сознание и т.д., он усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми. Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общения, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и т.д. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание – это процесс целенаправленного психолого – педагогического воздействия на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у него определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что – то выбирает, что – то отвергает). Процесс социализации в конечном итоге всегда становится процессом самоопределения. В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически – конкретной структуры общества и от типа культуры. Рассмотрим три типа социализации личности: 1. социализация в традиционном обществе, 2. социализация в индустриальном обществе, 3. социализация в постиндустриальном обществе. Сделаем это на примере института детства и юношества. В традиционном обществе не существовало специализированных институтов социализации. Человек не делал ничего такого, чего бы не делали его предки. Он наследовал от своих предков трудовые навыки и способности, уяснял себе полезность работ, начинал ощущать свою связь с культурой прошлого. Это вырабатывало у него способность добровольно и свободно выполнять общественно необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в развитии культуры. Постепенно изменяются отношения и в семье - той главной среде, в которой оформляется индивидуальность. Прежде всего эти изменения проявились в отношении к детям. На детей начинают обращать внимание в связи с необходимостью формировать судьбу каждого. Сначала в античной культуре, позже при монастырях в средневековье, затем в эпоху Возрождения создаются школы, университеты. Ф. Арьес отмечает, что уже в ХVI в. появляются две концепции детства. В первой ребенок рассматривался как очаровательное существо, нуждающееся в защите и воспитании, во второй – как несформированное создание, имеющее потенциал стать хорошим или плохим, а взрослые должны заботиться о том, чтобы он вырос хорошим. В ХVIII в. с развитием индустриального общества оформляется интерес к детству как особому этапу жизненного пути. Создаются различные философские и религиозные доктрины, стремящиеся спасти детские души. Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо определили детство как уникальный этап человеческой жизни. Распространяется так называемый «навязчивый стиль» воспитания ребенка. Полный контроль, тренировка воли, подготовка к будущей жизни – неотъемлимые ценности быстро набирающего темпы и власть процесса обучения. В условиях возрастания значения субъективного фактора в обществе и недостаточной эффективности прежних механизмов социализации рождается новый институт – всеобщая и обязательная школа. В ХIX в. впервые появляются концептуальные подходы к исследованию юношества как особой жизненной категории. Юношество – особое время для истории. Категории «юношество» возникает в 1870 – 1900гг. Концепция юности появляется не случайно. Существенно усложнились задачи, стоящие перед молодежью. Необходимость выбора профессии, супруга или супруги, друзей предъявляет новые требования к качествам личности. Теперь моральный и религиозный выбор профессии уступил место «выбору характера».
3. Инкультурация. Культурная антропология изучает процесс инкультурации гораздо более сложный, чем социализации. Понятие инкультурация означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Другими словами, это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Это происходит в процессе взаимообмена между личностью и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, а, с другой – личность сама влияет на свою культуру. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы в жестовой, телесной коммуникации, устной речи, письме и чтении. Содержание процесса инкультурации составляет личностное развитие, социальные коммуникации, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения. Инкультурация включает в себя следующие социально – культурные элементы: - языковая система; - ценностно – смысловые ориентиры, - процедура развития творческой деятельности, - совокупность накопленных достояний в культуре, - традиции и формы преемственности. Первым условием инкультурации является самоутверждение личности во времени. Для этого ей необходимо присваивать обретенные умения, способности, готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных условий в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени личностью происходит через создание автономного культурного пространства. Следующим условием инкультурации становится присвоение различных способов овладения пространством, его «видение». Иметь возможность видеть – значит иметь возможность предсказывать, бежать впереди времени и путем «чтения» пространства. Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладение знанием, опытом, нормами, умениями для того, чтобы переводить неопределенности истории в понятные человеку время и пространство мира культуры. Основными механизмами инкультурации являются имитация, т.е. повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей, и идентификация, в ходе которой детьми усваивается поведение родителей. Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина. Основными агентами инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации. На разных этапах жизни эти факторы действуют по – разному. В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы. Процесс инкультурации долговременный, действует на протяжении всей жизни человека. В результате его человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.
4. Культура (доминирующая, субкультура, контркультура) как способ саморазвития и самореализации личности. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей (базовой, основной) культурой. Ее содержание составляет общечеловеческий символ ценности и образцы поведения. Система ценностей, традиции, обычаи, присущие той или иной социальной группе, – часть общей культуры, называемой субкультурой. Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородной. Формирование субкультур происходит этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признаком на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльностью, к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по – своему приспосабливаются к ней. Но в обществе нередко появляются элементы, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам культуры или полностью их отрицают. Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обозначаются понятием «контркультура». Этот термин появился в научной литературе во второй половине XXв. Он был введен американским социологом Т. Роззаком, который пытался объединить различные духовные явления, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная субкультура. На определенном этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения религиозных различных сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т.д. Возникновение контркультуры – явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, тем не менее воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 4826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.77 (0.009 с.) |