Тема I . Культура как основное понятие науки культурологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I . Культура как основное понятие науки культурологии.



1. Культурология. Место культурологии в системе гуманитарного

знания.

Культурология – одна из молодых дисциплин, формирующихся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии, истории мировых религий, истории искусств и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры.

Впервые, данный термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909г., который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Лесли Алвину Уайту. Обоснованию культурологии он посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949г.).

Предметом науки являются происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни через взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий как разумных форм человеческого существования.

Культурология стремится понять и объяснить закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

Среди основных задач культурологи выделяют:

1) полное и целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков и функций;

2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

8) исследование проблем социокультурной динамики.

Культурология активно взаимодействует с другими науками и представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний. В данной науке выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология и прикладная культурология. Система культурологических знаний находится в развитии.

 

2. Культура как система. Функции культуры.

В современном научном знании существует более 500 определений понятия «культура». Самое простое и ёмкое определение предложил американский учёный М.Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и мораль, и многое другое). Условно выделяют материальную (продукты человеческого труда, техника, жилища и т.д.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

В учебных целях используют определение: культура (от лат. «возделывание», «воспитание», «развитие») – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний.

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняя многообразные функции. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.

Как технология деятельности (без учёта временного фактора) культура выступает средством очеловечивания мира. Отсюда её функции:

– адаптивная функция представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Задача данной функции состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве;

– преобразовательная – культура побуждает человека создавать свой мир артефактов, обогащает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя;

– функция трансляции социального опыта состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к другой. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма);

– регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.;

– познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества;

– ценностная (аксиологическая) функция определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека;

– коммуникативная функция – форма и процесс общения и связи – осуществляется с помощью языка и общения людей, а также специфических языков науки, искусства, техники.

Культура несёт в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии и т.д.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности, способствует посредством этого развитию творческих способностей человека. Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.

 

3.Культура: этимология слова и история понятия.

Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere – «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. «Пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека, поэтому надо у него развить разумную способность суждений, эстетическое чувство, способность жить в гармонии с природой, в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать на себя ответственность при принятии решений).

В средние века складывается христианская культура, и культура понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, его постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом.

В ХVII в. «культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то что возвышает человека».

В ХХIII-ХIХ вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Немецкий просветитель И.Г.Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, через развитие науки и просвещенности. В данной трактовке культура синонимична «прогрессу». Карл Маркс рассматривал материальное производство как основу культуры общества, которое имеет связь со всеми сферами социальной жизни. Некоторые исследователи (А.Тойнби, О.Шпенглер) рассматривали общество и культуру как живой организм, в котором социальные институты являлись органами и частями тела, а социокультурные процессы – физиологическими. Культура подобно биологическому организму, проходит свой цикл от рождения до смерти.

В ХХв. стали популярны иные воззрения, например антропологический функционализм: исследование культуры – это исследование того, как функционируют её составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Во второй половине ХХ столетия выдвигается идея равенства культур. Современные концепции культуры – «постклассическая модель» культуры – выражает разочарование в возможностях разума. Данная модель строится на следующих положениях:

– ориентируется на повседневную жизнь человека;

– культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;

– характерны пессимизм, идея абсурдности;

– приоритет отдается личному над общественным в жизни человека;

– скептическое отношение к преобразованию мира;

– понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через какое-то одно определение, полученное с помощью формально-логической процедуры.

 

4.Формы культуры.

Любая культура многогранна и многолика, её содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, направленный на изучение типичных форм культуры, характеризующий её внутреннее строение как целостность.

Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология – одна из ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражающие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Тотемическая мифология: люди верили, в родственную связь с животными, растениями, скалами, явлениями природы. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтон – земля): основанная на вере людей в могущественных существ с человеко-звериным обликом. Позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.

Мораль – форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (появляются табу – первые моральные запреты).

Искусство – как форма культуры, возникла уже в первобытном обществе, отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. Первоначально все виды искусства были слитны, едины (синкретичны–соединены в единый процесс – обряд ритуал). Эпоха античности выделила отдельные виды искусства:танец, песня, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Религия – форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с Богом, воплощающем в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на: монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного Бога); языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культуры); трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространения в мире выделяют: мировые религии (буддизм, христианство, ислам), имеющие широкое распространение; локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Право – форма культуры, направленная на деятельность государства по регулированию общественных отношений между людьми, на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению, всеми гражданами данного общества.

Идеология – форма культуры, система жизненных, социально-культурных, политических идей, обобщающих отношение людей друг к другу, к обществу и миру.

Наука – форма культуры, производящая новые знания о мире и человеке.

Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н.э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

Экономика – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение жизни человека в обществе в результате активноговоздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.013 с.)