Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема I . Культура как основное понятие науки культурологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Культурология. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология – одна из молодых дисциплин, формирующихся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии, истории мировых религий, истории искусств и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры. Впервые, данный термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909г., который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Лесли Алвину Уайту. Обоснованию культурологии он посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949г.). Предметом науки являются происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни через взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий как разумных форм человеческого существования. Культурология стремится понять и объяснить закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей. Среди основных задач культурологи выделяют: 1) полное и целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков и функций; 2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре; 3) определение места и роли человека в культурных процессах; 4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; 5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; 6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры; 7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов); 8) исследование проблем социокультурной динамики. Культурология активно взаимодействует с другими науками и представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний. В данной науке выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология и прикладная культурология. Система культурологических знаний находится в развитии.
2. Культура как система. Функции культуры. В современном научном знании существует более 500 определений понятия «культура». Самое простое и ёмкое определение предложил американский учёный М.Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и мораль, и многое другое). Условно выделяют материальную (продукты человеческого труда, техника, жилища и т.д.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания). В учебных целях используют определение: культура (от лат. «возделывание», «воспитание», «развитие») – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний. Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняя многообразные функции. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением. Как технология деятельности (без учёта временного фактора) культура выступает средством очеловечивания мира. Отсюда её функции: – адаптивная функция представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Задача данной функции состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве; – преобразовательная – культура побуждает человека создавать свой мир артефактов, обогащает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя; – функция трансляции социального опыта состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к другой. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма); – регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.; – познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества; – ценностная (аксиологическая) функция определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека; – коммуникативная функция – форма и процесс общения и связи – осуществляется с помощью языка и общения людей, а также специфических языков науки, искусства, техники. Культура несёт в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии и т.д.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности, способствует посредством этого развитию творческих способностей человека. Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.
3.Культура: этимология слова и история понятия. Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere – «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. «Пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека, поэтому надо у него развить разумную способность суждений, эстетическое чувство, способность жить в гармонии с природой, в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать на себя ответственность при принятии решений). В средние века складывается христианская культура, и культура понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, его постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом. В ХVII в. «культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то что возвышает человека». В ХХIII-ХIХ вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Немецкий просветитель И.Г.Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, через развитие науки и просвещенности. В данной трактовке культура синонимична «прогрессу». Карл Маркс рассматривал материальное производство как основу культуры общества, которое имеет связь со всеми сферами социальной жизни. Некоторые исследователи (А.Тойнби, О.Шпенглер) рассматривали общество и культуру как живой организм, в котором социальные институты являлись органами и частями тела, а социокультурные процессы – физиологическими. Культура подобно биологическому организму, проходит свой цикл от рождения до смерти. В ХХв. стали популярны иные воззрения, например антропологический функционализм: исследование культуры – это исследование того, как функционируют её составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Во второй половине ХХ столетия выдвигается идея равенства культур. Современные концепции культуры – «постклассическая модель» культуры – выражает разочарование в возможностях разума. Данная модель строится на следующих положениях: – ориентируется на повседневную жизнь человека; – культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; – характерны пессимизм, идея абсурдности; – приоритет отдается личному над общественным в жизни человека; – скептическое отношение к преобразованию мира; – понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через какое-то одно определение, полученное с помощью формально-логической процедуры.
4.Формы культуры. Любая культура многогранна и многолика, её содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, направленный на изучение типичных форм культуры, характеризующий её внутреннее строение как целостность. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия. Мифология – одна из ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражающие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Тотемическая мифология: люди верили, в родственную связь с животными, растениями, скалами, явлениями природы. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтон – земля): основанная на вере людей в могущественных существ с человеко-звериным обликом. Позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом. Мораль – форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (появляются табу – первые моральные запреты). Искусство – как форма культуры, возникла уже в первобытном обществе, отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. Первоначально все виды искусства были слитны, едины (синкретичны–соединены в единый процесс – обряд ритуал). Эпоха античности выделила отдельные виды искусства:танец, песня, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, литература, поэзия, киноискусство и т.п. Религия – форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с Богом, воплощающем в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на: монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного Бога); языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культуры); трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространения в мире выделяют: мировые религии (буддизм, христианство, ислам), имеющие широкое распространение; локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм). Право – форма культуры, направленная на деятельность государства по регулированию общественных отношений между людьми, на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению, всеми гражданами данного общества. Идеология – форма культуры, система жизненных, социально-культурных, политических идей, обобщающих отношение людей друг к другу, к обществу и миру. Наука – форма культуры, производящая новые знания о мире и человеке. Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н.э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания. Экономика – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение жизни человека в обществе в результате активноговоздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.009 с.) |