Тема 3. Формы и типы культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Формы и типы культуры.



1. Этническая и национальная культура.

Социология культуры – это дисциплина, исследующая социальные закономерности развития и формы культуры. Культура определяется как надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе его освоения в обществе, или как реальность личностного характера. Ориентация культуры на высокие ценности и ли низменные потребности позволяет выделить типы культур, включенных в единую для них социальную среду: общечеловеческая культура, национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культуры, поп-культура, культура оп-арта, культура эл-арта, культура окр-арта и квазикультура. Каждый вид культуры как социальное явление принадлежит определенной социальной группе и отображает её образ жизни. Например, в качестве специфической культуры может выступать так называемая «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей. Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.

Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтение в пище и др. а самым главным является чувство этнической идентичности – общей истории и культуры.

В отличие от этнической национальная культура, прежде всего, характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. Данный тип культуры воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, разделяемых населяющими её этносами. Поэтому этнические культуры формируют национальную культуру в рамках государства, а национальная, откладывает свои отпечатки на этнические культуры.

 

2.Элитарная, массовая и народная культура.

Американский культуролог Т.Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделяет три её уровня; понимая под культурой определенный образ жизни. Элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику. Круг её потребителей – критики и литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Она чаще всего сложна по содержанию и трудна для восприятия, так как рассчитана на узкий круг истинных ценителей искусства. Данная «высокая» культура создается представителями привилегированной части общества или по их заказу профессиональными деятелями. Создатели элитарной культуры стремятся к новаторству, самовыражению и высокохудожественному воплощению своих идей, с опорой на высокие образцы классики во всех видах искусства. Коммерческая выгода для них – не главное, но при этом возможно появление таких вещей, которые могут стать популярными и принести своим создателям немалый доход.

Одним из наиболее ярких духовных отцов элитарной идеи в развитии культуры считается выдающийся немецкий философ Ф.Ницше (1844-1900), сформулировавший концепцию «сверхчеловека».

К элитарной культуре, включающей изящное искусство, классическую музыку и литературу, относят фильмы Ф.Феллини, В.Тарковского, картины Пикассо, С.Дали, музыку Г.Малера, А.Шнитке.

Массовая культура появилась благодаря формированию массового производства и потребления. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации. Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности, – о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т.д. массовая культура становится средством стимуляции потребления, любой продукт становится ценным, если на него возрастает массовый спрос. Данная культура рассматривается как коммерческая, так как конечный продукт в ней выступают в качестве предметов, приносящих прибыль. Поэтому большую роль в массовой культуре играет рекламе. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые не требуют специальной подготовки аудитории. Она нацелена на эмоциональное восприятие, чаще всего имеет компенсаторный (развлекательный) план. Массовая культура ныне – способ существования современной культуры, в которой задаются новые формы инкультурации и социализации, разрабатывается новая система управления и манипулирования сознанием людей, их интересами и потребностями.

Народная культура создается творцами из народа, оставаясь безымянной, отражает духовные поиски народа, эпохи. Чаще всего представлена фольклорным материалом (мифы, сказки, поговорки, пословицы, легенды, песни, танцы), передающим последующим поколениям основы мировосприятия, самоопределения какого-либо народа.

В последнее время границы между элитарной и другими формами культуры стали размываться. Благодаря современным информационно-техническим возможностям произведения элитарной культуры становятся доступными более широким слоям населения. Многие художественные приемы и идеи элитарного искусства, перестав быть новаторскими, пополняют багаж культуры в целом, а народные традиции дают толчок для дальнейшего развития «высокого» и массового искусства.

 

3. Обыденная и специализированная культура.

Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе социализации, общего воспитания и повседневных социальных контактов. Этот тип культуры ориентирован на непосредственное обеспечение жизни человека. Она не получает институционального закрепления, охватывает небольшой мир человека, сферу межличностного общения. На данном уровне надстраивается новый жизненный опыт.

Специализированная культура возникает в процессе исторического развития, в результате разделения труда, когда в различных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. В рамках данной культуры люди проявляют себя как носители социальных ролей. Специализированная культура институционализирована. Ее составными частями являются наука, искусство, философия, право, религия и др.

Обычно выделяются несколько блоков в культуре, представленных как обыденной, так и специализированной культурой. В области хозяйственной культуры на специализированном уровне выступают экономика, торговля, финансы; на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство.

Политическая культура на специализированном уровне представляется государственной политикой, идеологией, управленческой работой; на обыденном уровне – межличностными отношениями между людьми.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденный – моралью, нравственностью, общественным мнением.

Функциональный блок, составляющий культуру познания, также представлен на различных уровнях. Так, специализированный уровень философской культуры представлен философскими системами тех или ученых; обыденный уровень – здравым смыслом и народной мудростью.

Специализированная научная культура – это профессиональная наука, обыденная – рациональные повседневные знания о мире.

Специализированная религиозная культура – это религиозные учения, ритуалы и церемонии; обыденная – верования людей. Такие же уровни имеют и более частные культуры, так, например, физическая культура имеет и профессиональный уровень – спорт, и обыденную физкультуру.

 

4. Маргинальная культура.

Маргинальная личность – это человек, который живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается найти свое место. Маргинальная личность является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать новые культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

К маргинализации приводят смешанные браки. Появляющееся в их результате потомство двукультурно по рождению. Люди, рожденные в смешанных браках, или наследуют обе культурные традиции, или стоят перед выбором определяющих традиций.

К маргинальности ведет утрата определенной культурной и социальной идентичности людей в результате социальных изменений. Любые реорганизации, меняющие социальный статус, роли людей, порождают напряженность, психические расстройства. Утрата прежних возможностей, привычной среды повышает озлобленность человека, рождает чувство зависти к более состоятельным слоям населения.

К маргинализации ведет процесс модернизации, который также может резко изменять конкретное социальное и культурное поля, к которым подключен тот или иной индивид. Модернизация может резко видоизменять механизмы социализации и набор культурных ценностей, что также может вызвать культурный шок. Контакт с иной реальностью также может вести к проблемам, ее непониманию.

Но маргинальность имеет и положительные стороны. Нередко она служит стимулятором для развития творческих способностей личности, помогает обогащению ее внутреннего мира. Совмещение элементов разных культур может привести к обогащению личности. Расширяется культурный кругозор человека – он узнает о существовании иных культурных ценностей, других религий и политических воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным.

Следует указать, что немногим маргиналам удается преодолеть свое психологически расколотое состояние. Им не всегда сопутствует успех, не всем удается освоить новую профессию на том же уровне профессионального мастерства, как прежнюю.

Большинство маргиналов так и остается в переходном состоянии.

В условиях интенсивного взаимодействия культур требуется знание о другой культуре, способность к адаптации к разной культурной среде.

 

Тема 4.Культура и природа.

1.Культура как внеприродный, биологически ненаследуемый способ жизнедеятельности человека.

Исследования культурологов показывают, что культура внебиологична, её нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вынести и построить, кроме как из природного. Поэтому и говорят о различии и единстве «природного» и «культурного». Культура понимается как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не само по себе, а в результате человеческой деятельности. Природа предшествует культуре и является источником её формирования, своеобразной «границей» жизнедеятельности человека относительно объективных условий существования. С развитием человеческого общества, форм и способов жизнедеятельности человека границы природы непрерывно раздвигаются.

Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая – это непосредственное потребление человеком природных ресурсов биологическим, естественным способом. Вторая – главная форма – преобразование природы, создание того, что отсутствует в готовом виде, так называемых артефактов, которые призваны обеспечивать как биологические потребности, так и потребности внеприродные – социальные. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более комфортной и удобной. Отношение в системе «природа – культура» могут быть различным. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять, но более распространенным стало прагматичное отношение к природе – покорение и подчинение её человеком.

Активное развитие данного подхода привело современную цивилизацию к экологическому кризису, поставившему под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

 

2.Мыслители о природе и культуре.

Человек как живое существо появился на нашей планете многие миллионы лет назад, но его первые культурные проявления имеют возраст не более полумиллиона лет. На этом огромном отрезке времени Н.А.Бердяев выделяет «4 периода в отношении человека к природе: 1)погружение человека в природу; 2) выделение из природы – противопоставление природы и борьба с ней; 3) обращение к природе для овладения ею; 4)восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой».

По мнению З.Фрейда, культура возникла как средство защиты человека от природы: «именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь объединились и создали культуру, которая, среди прочего, признана сделать возможной нашу общественную жизнь».

С философско-антропологической точки зрения, созданная трудом и мыслью человека искусственная среда, своеобразная система внебиологических культурных механизмов, может рассматриваться как «вторая природа, созданная человеком».

Неразрывную связь между культурой и природой раскрыл выдающийся русский мыслитель В.И.Вернадский. Учение Вернадского о «ноосфере», т.е. сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы, по сути дела, рассматривало мировую духовную и материальную культуру, которая возникла из растительного и животного мира («живого вещества») и в течение многих миллионов лет превратилось в геологический фактор, изменяющий лик планеты и ближайшего Космоса. С появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты.

Французский ученый Тейяр де Шарден трактовал ноосферу, как идеально «мыслящую» оболочку Земли. Она появилась в конце третичного периода наряду с уже существовавшими барисферой (ядро планеты), литосферой (ее твердая оболочка), гидросферой (водный покров), атмосферой (кислородный покров), стратосферой (верхние слои атмосферы) и биосферой (пленка органической жизни). Воплощением и создателем ноосферы стал человек как единственно разумное и мыслящее существо. По Тейяру, Земля в своей эволюции проходит 4 стадии: «преджизни» (литосфера), «жизни» (биосфера»), мысли (ноосфера) и, наконец «сверхжизни» (божественная сфера). Последняя стадия знаменует собой единение людей с Богом (богочеловечество), которому будут предшествовать слияние религии и опытной науки (изучающей природные феномены).

 

3.Взаимоотношение природы и культуры в национальном сознании.

В процессе становления культуры человек осваивал определенные территории, что было обусловлено расположением в тех или иных климатических поясах. Расселение человека по территории земного шара происходило постепенно от теплых климатических поясов к более суровым и холодным. Благоприятные климатические условия явились одной из предпосылок расцвета античной культуры. Напротив, освоение природы в условиях знойной Африки стало источником формирования древнеегипетской культуры, основанной на изнуряющем труде в системе поливного земледелия. С особенностями климата связаны древнейшие культы природных стихий в аграрных культурах Востока: в Египте – культ Солнца, культ воды – в Индии.

Ландшафт в истории культуры также играет большую роль в формировании культур определенного типа: горного или долинного. Культуры горные, как правило, более замкнуты (культура Тибета – ламаизм). Долинные или равнинные культуры, напротив, открыты к влиянию из вне. Например, русская культура, развивалась благодаря мирному или военному взаимодействию с представителями других культур, тюркских, татаро-монгольских, византийских и др. В древнем мире ландшафт определял границы распространения той или иной культуры. Горные реки, хребты, пастбища и рощи в Древней Греции являлись границами городов-государств – полисов, а в средневековой Европе границами королевств.

Ландшафт или пейзаж земли, на которой проживает народ, определяет его характер и темперамент нации. Н.А. Бердяев указывает: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразилось в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта».

Природой как естественным условием жизни человека определяется и содержание национальной мифологии и народного искусства. Героями фольклора становятся, как правило, тотемные существа того или иного народа. На Руси такими существами чаще всего были птицы, отсюда множество сказочных образов: Жар-птица, вещая птица Гамаюн, Феникс, птица мудрости Сирин, а также зайцы, волки, медведи и другие обитатели русского леса. Элементы флоры и фауны закрепляются в декоративно-прикладном искусстве, природа является не только предметом поклонения, но и становится источником вдохновения для деятелей культуры (В.Васнецов, И.Билибин, И. Репин и др.).

Природно-климатические и ландшафтные особенности местности определяют характер традиционного градостроительства и архитектуры (скатная крыша на Руси, открытые террасы в Греции, дом на сваях вблизи водоемов).

Специфическое человеческое отношение к природе возникает у человека тогда, когда он перестает воспринимать себя природным существом и становится культурным, то есть отделяет себя от природы, причисляет к социуму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.095 с.)