Тема 5. Россия как тип культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Россия как тип культуры.



 

1. Россия: геополитические условия формирования.

Россия принадлежит к типу обществ, подверженных различным географическим и геополитическим влияниям. В.О.Ключевский, Н.О.Лосский много внимания уделяли географической обусловленности русской истории и культуры. О географической уникальности России, развивающейся на границах двух зон – степи и лесостепи говорил Л.Н.Гумилев. Степь воспринималась чаще всего в качестве угрожающего начала, местообитания Орды, готовой обрушиться на страну, вызвать разорение. Поэтому впоследствии после включения степи в состав российского государства она еще долго оставалась пространством, трудным для хозяйственного освоения; ее заселяли люди, искавшие вольной жизни. Многие исследователи говорят о «бинарности», «двоецентрии» русской культуры. Для русского философа В.Соловьева эти два противоположных начала символизируют Восток и Запад. Россия занимает пограничное положение между Западом и Востоком, а русская культура находится между восточной и западной. Отсюда ее «особость», отрицательная и положительная исключительность России по отношению к мировой цивилизации. Поэтому в течение многих столетий происходило взаимопроникновение черт обеих цивилизаций. Данный аспект специфики русской истории и культуры интересовал Н.А.Бердяева, а также был предметом исследования А.Тойнби, О.Шпенглера, П.Сорокина, Н.Я.Данилевского и др. Интересна в рамках этого вопроса точка зрения Г.В.Плеханова, который, исследуя особенности Петровской эпохи, отмечал, что в это время проходили «два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны».

Одна сторона – европеизация высшего слоя общества; другая – усиление «восточной деспотии» государства, приведшая к «закрепощению крестьян».

Воздействие со стороны запада и Востока носило неоднозначный характер, принимало нередко экстремальные формы, подвергая русский народ угрозе вытеснения и рассеяния. В этих условиях резко возросла роль консолидирующих структур – государства и религии, которые в России имели большое значение.

Смена климата научила русского человека цикличному ритму жизни, представленному сменой периодов кратковременного и напряженного труда, требовавшего полной самоотдачи, периодов отдыха, сопровождавшихся весельем и отдыхом. Отсюда формирование установки сознания и деятельности, получивших образное название «аврал», «навались всем миром». Непредсказуемость природных явлений не позволяла составлять план действий, работать размеренно и целенаправленно, поэтому склад ума и способ мышления русского человека определяется диалектичностью, интуитивностью, фатальностью и безысходностью. В его характере преобладает эмоциональность над рациональностью, а сердечность признавалась лучшим доводом по сравнению с рассудочными доводами.

Все эти черты складываются в особый тип культуры, отдающий приоритет диалектичности мировосприятия, символичности и образности форм выражения, синтезированности миропонимания.

 

2.Влияние православия на становление русской культуры.

Важнейшим культурным событием в жизни Древней Руси было принятие Князем Владимиром в 988г. христианства. Выбор религии во многом определил тесные экономические, политические и культурные связи Руси с Византией. Христианская религия способствовала идеологическому оформлению централизованной великокняжеской власти, так необходимой для сохранения целостности страны. Государственность в свою очередь выступила гарантом веры. С принятием христианства повысился международный авторитет страны, ее история стала развиваться в русле общеевропейской традиции.

Но русская церковь, принявшая византийское вероучение, была автокефальной. Результатом такого положения стали культурная замкнутость, локальная изолированность этой церкви от западноевропейской.

Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попытки реформации, так как оно утверждалось как окончательная истина. На этой почве утверждалось мессианское сознание – представление о данном от Бога особом предназначении России в истории человечества. Мессианские представления развивали впоследствии славянофилы, споры о предназначении России не утихают и ныне (например, СССР воспринимался форпостом прогрессивного человечества).

Главное, что дало Руси христианство, – письменность, книжная культура. Первые книги, появившиеся на Руси, – церковные тексты. Особой популярностью пользовался псалтырь. По нему чаще всего учились грамоте. При монастырях стали создаваться школы, библиотеки. Возникло историческое летописание, расцветали церковное зодчество и храмовая живопись, был принят первый правовой кодекс – Русская Правда.

Особенно важным было воздействие христианства на народную нравственность. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта: многоженством, кровной местью, варварским обращением с рабами. Она выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание людей понятие греха, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие к слабым.

 

3. Проблема цивилизационно-культурной идентичности России в истории русской мысли.

Судьба России становится центральной темой религиозно-философской мысли начиная с периода Крещения Руси. Представители Киевской митрополии, митрополиты Илларион и Никифор, а также мыслители – К.Туровский, Д.Заточник считали условием идентичности русской культуры духовное и нравственное обновление человека, достигаемое через принятие христианства. В «Слове и благодати» Илларион развивает идею спасения Руси одной Благодатью: «Господь спас Русь, приведя ее к познанию истины, и теперь это не безвестная земля, но земля русская, которая может надеяться на прекрасное будущее». В.Мономах видел восстановление русской культуры в прекращении междоусобиц и сохранении единства государства. Из «Поучения» В.Монамаха следует, что источником мирных отношений служат идея христовой любви и забота о единстве Русской земли.

Социально-политические и церковные реформы ХVIIв. Привели к противопоставлению трех позиций по вопросу национальной идентичности русской культуры, продолжавшиеся в спорах славянофилов и западников о предопределении России. Старообрядчество видело залог идентичности России в сохранении древних традиций, грекофильство – в церковных реформах, а «латинство» – в распространении западноевропейского опыта жизнедеятельности, светской науки и образования.

Основой философских споров мыслителей ХIХв. становится историческое предопределение России. Славянофилы (И.Киреевский, И.Аксаков, А.Хомяков) видели будущее России в самобытном пути ее развития и подчеркивали идею соборности как основу идентичности русской духовной культуры. Западники (Н.Станкевич, Т.Грановский) рассматривали будущее России в ее европейском варианте развития. Они были противниками революции и настаивали на реформах. Смысл русской истории – в становлении личностного начала. П.Чаадаев видел будущее России в ее становлении интеллектуальным центром объединяющем Запад и Восток.

4. Культурологическое знание в России.

Проблемы развития культуры активно осмысливались русскими философами. Важнейшим этапом становления российской философии культуры стали споры западников (К.Д.Кавелина, В.Г.Белинского, А.И. Герцена и др.) и славянофилов (А.С.Хомякова, братьев К.С. и И.С.Аксаковых и др.) во второй половине ХIХ в. Толчком к началу данных споров стало творчество П.Я.Чаадаева, которого интересовали общие и специфические проблемы культурного развития России.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в России появляется целая плеяда замечательных философов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др.). Главные темы их размышлений – религиозные, духовные основы различных типов культуры, философия искусства, осмысление особенностей русской культуры, ее сходства и отличия от культуры стран Европы.

К культурной проблематике обращались не только ученые-гуманитарии, но и другие исследователи. Так, К.Э. Циолковский активно трудился над разработкой не только космической теории, но и ее философии. Русский ученый В.И. Вернадский сформулировал законы планетарной этики, которые легли в основу научного направления, названного русским космизмом. О влияние космоса на биосферу земли и этногенез говорил также Л.Н.Гумилев.

Свои взгляды на процесс развития культуры имели многие русские деятели литературы. Ф.М.Достоевский пытался в своем творчестве примирить задачу личного духовного совершенствования человека с идеалом построения гармоничного общества на началах всемирной теократии. Развитую концепцию культуры создал также Л.Н.Толстой. Он искал ответы на фундаментальные философские вопросы – о смысле жизни, предназначении человека, специфике организации его внутреннего, духовного мира. Улучшение жизни писатель связывал с нравственным совершенствованием каждого человека.

События 1917 г. изменили ход отечественной истории и культуры. Сегодня Россия переживает «смутное время», так как современная социокультурная стадия является переходной. Многие исследователи склоняются к мысли, что ничто не способно подавить в нашем обществе ростки истинной культуры. Несмотря на то, что российский рынок заполонила массовая культура Запада, колонизации России не произойдет. Это лишь послужит мощным толчком для развития новых потенциалов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.006 с.)