Сорокин П. Социальная и культурная динамика культуры. Спб. , 2000 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сорокин П. Социальная и культурная динамика культуры. Спб. , 2000



 

Ключевые слова: культура, аккультурация, этноцентризм, культурный релятивизм, культурная статика, культурная динамика, культурный комплекс, культурный ареал, культурное наследие, культурные универсалии, нормативная система культуры, культурные ценности, культурный лаг, доминирующая культура, субкультура, контркультура.

Методические рекомендации

1. Понятие культуры, ее функции.

При ответе на первый вопрос необходимо понимать, что в социологии разделяются понятия культуры и общества и воспринимаются как полярные. Этим разделением обращается внимание на то, что культура не только компонент общественной жизни, но и фактор объединения людей на основе общих ценностей, идей, верований, целей и др.

Культура, прежде всего через язык и систему знаний, задает человеку определенный способ видения мира. Все многочисленные различия между странами, нациями и народами сводятся, в основном, к различиям в системе культурных значений, которые выражаются в языке, традициях, обычаях, поведении, особенностях образа жизни людей. Мы не поймем человека, если не соотнесем его поведение с окружающей культурой. Даже биологические потребности (например, в пище) воспринимаются через призму культурных норм и традиций (они определяют время и место приема пищи, состав и способ ее приготовления и употребления и др.), не говоря уже о духовных. Все они результат усвоения человеком культурных норм.

В социологии (при самом общем подходе) отмечают три характерные особенности культуры:

  • Культура - это общеразделяемая система ценностей, символов и значений;
  • Культура – это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности; внегенетическая программа поведения формируется посредством усвоения человеком культурных ценностей и символов и поэтому овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животного;
  • Культура транслируется от поколения к поколению, люди берегут и умножают накопленные знания, умения, опыт и передают их последующим поколениям.

Существует множество определений культуры, связанных с различными подходами к такому многомерному явлению как культура. В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле слова культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

В социологическом понимании культуры важное значение приобретает определение ее функций. К функциям культуры относятся:

· Адаптивно-деятельностная функция;

· Функция производства новых знаний, норм, ценностей, значений;

· Функция накопления, хранения и передачи знаний, норм, ценностей, значений;

· Функция целеполагания;

· Коммуникативная функция

· Социализирующая функция

· Компенсаторная функция

· Игровая функция.

Главной функцией культуры является функция самосохранения и развития общества, передача духовного опыта человечества от поколения к поколению.

Понятие «культура» является основанием для ряда производных понятий.

Аккультурация – процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную культуру.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления как этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм – тенденция оценивать другие культуры через призму своей собственной. Культурный релятивизм провозглашает самобытность и ценность любой культуры. Наиболее оптимальный способ межгруппового и межкультурного восприятия и взаимодействия – сочетание черт как этноцентризма, так и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять и другие культуры.

 

 

Культурная статика.

Культурная статика описывает внутреннее строение культуры (совокупность базовых элементов и их сочетание) Рассматривая культуру как сложную систему, можно выделить ее базисные единицы – черты. Они бывают двух видов: материальные и нематериальные. Каждый из них создает определенную форму культуры: материальную и нематериальную (духовную). Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Специфика артефактов в том, что они не просто созданы человеком, но и несут в себе определенное символическое значение, выполняют значимые для общества и человека функции и представляют известную ценность для человека, группы, общества. Нематериальная (духовная) культура – это нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др. Они тоже результат деятельности людей, но созданы не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты культуры существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Орудия труда, дома и храмы существуют долго, а церемонии и обряды – только тогда, когда мы их совершаем.

Любой нематериальный объект культуры нуждается в материальном посреднике. Знание выражается через книги, обычай приветствия – через рукопожатие и/или произнесение определенных слов.

Некоторые элементы культуры существуют в одиночестве, другие создают культурный комплекс. Культурный комплекс – это совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанного. Например, появление плуга произвело революцию в земледелии, что, в свою очередь, изменило способ хозяйствования и образ жизни людей. Такое же значение имело изобретение паровой машины и книгопечатание. Введение званий и титулов вызвало к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, новые законы.

Культурные комплексы могут быть пространственными и временными. Под пространственным культурным комплексом понимается культурный ареал – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживаются общие черты: славянская культура и др. Границы культурного ареала не всегда совпадают с государственными границами.

Под временным культурным комплексом понимают культурное наследие. Культурное наследие – это часть материально и/или духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и переданная следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Заметьте, что не все, созданное руками и умом человека попадает в культурное наследие. Культурное наследие часто идеализируется, пользуется особым авторитетом, положительные стороны преувеличиваются, а отрицательные преуменьшаются или умалчиваются. Особо важное значение культурное наследие приобретает в периоды кризисов и нестабильности, оно может стать фактором сплочения нации.

В масштабах всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – своеобразные инварианты развития элементов культуры. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Американский антрополог Дж. Мэрдок в 1959 году выделил более 70 культурных универсалий – общих всем культурам элементов: язык, религия, мифология, возрастная градация, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадания, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и др. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности людей.

Базисные элементы культуры – обычаи, нравы, законы, ценности. Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что и как надо делать в определенных ситуациях. В нормативную систему культуры также входят манеры, этикет и кодекс, но не в качестве основных, а как дополнительные элементы, так как существуют они не в любом обществе в отличие от обязательных элементов. Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке выстраиваются базисные элементы нормативной системы, именно в этом порядке возрастает и степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Ценности не относятся к видам культурных норм и выполняют в ней особую функцию. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не являются прямым предписанием. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и др. Ценности не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей данного сообщества. Также ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, существует термин «ценностные ориентации». Этот термин описывает индивидуальное отношение к ценностям общества и группы и выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

 

3. Культурная динамика.

Культурная динамика – это средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение во времени и пространстве. Следует отметить, что культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению. Изменения в культуре происходят за счет конкретных изобретений и открытий (в широком смысле слова), а также за счет диффузии, т.е. распространения культурных черт с одной территории на другую, с соответствующей адаптацией к новым условиям. Социальный спрос при определенных условиях способствует изобретательской деятельности, социальный престиж стимулирует применение изобретений в обществе. Можно говорить о «нарастающей культуре», когда возникает больше новых элементов, чем исчезает старых.

Любая культура обладает селективностью, т.е. избирательностью в выборе ценностей другой культуры.

Культурные черты и модели распространяются с разной скоростью. Наиболее быстро распространяются материальные черты, потом внешнее поведение, и наиболее медленно – ценности. Относительно медленное продвижение или изменения одного аспекта культуры (например, запаздывание развития духовной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологий) называется культурным лагом. Это понятие ввел американский исследователь У. Огборн, который предположил, что ценностный мир человека не успевает приспособиться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, что порождает ряд социальных и нравственных проблем. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения еще не произошло.

Важным для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия - это процесс передачи культурных образцов от одного поколения другому через научение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры.

Культурная аккумуляция – процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию добавляется больше новых элементов, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающих ей определенную целостность. Дезинтеграция культуры связана, как правило, с социальной аномией (распадом прочной системы культурных и нравственных ценностей).

 

4. Формы и разновидности культуры.

Отвечая на этот вопрос темы, следует иметь в виду, что форм и разновидностей культуры очень много. Остановимся лишь на следующих. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три ее формы: элитарную, массовую и народную (фольклор).

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую, серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная культура трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Массовая культура создается профессиональными авторами. Она не выражает изысканных вкусов элиты или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступными для представителей всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Продукты массовой культуры понятны и доступны всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура обладает, как правило, меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие. Но это же приводит к тому, что образцы массовой культуры быстро теряют актуальность и выходят из моды, устаревают. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.

Народная культура создается анонимными авторами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки. Народную культуру иногда называют любительской, но не по уровню, а по происхождению, и коллективной. Она включает мифы, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Фольклор – еще одно название народной культуры. Фольклор локализован, то есть, связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

В социологии также используются такие понятия, как доминирующая культура, субкультура и контркультура. Доминирующей культурой называется совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных и др. – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Эти малые культурные миры называются субкультурами. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Она отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, внешним видом, обычаями. У каждого поколения и каждой социальной группы своя, более или менее ярко выраженная, культура. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Та субкультура, которая не только сильно отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями, называется контркультурой.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

  1. В чем, с точки зрения социологии, смысл понятия «культура»?
  2. Каковы функции культуры?
  3. Что такое аккультурация?
  4. В чем заключается смысл понятий «этноцентризм» и «культурный релятивизм»?
  5. Что входит в понятие «культурная статика»?
  6. Что входит в понятие «культурная динамика»?
  7. Что такое культурные универсалии?
  8. Какие элементы культуры относятся к базисным?
  9. Какие факторы являются главными в динамике культуры?
  10. Что такое «культурный лаг»?
  11. В чем состоят различия между элитарной, массовой и народной культурой?
  12. Что такое субкультура и контркультура?

Задания

    1. Классифицируйте указанные элементы культуры:
  Материальная культура Духовная культура Культурный комплекс
1. Фабрика      
2. Глобус      
3. Диспут      
4. Медаль      
5. Школа      
6. Карнавал      
7. Книга      
8. Кукла      
9. Часы      
10. Гостеприимство      
11. Дом      
12. Университет      
13.Церковь      
14. Автомобиль      
15. Банк      

 

2. Приведите примеры проявления этноцентризма в поведении отдельных людей, в средствах массовой информации, в рекламе.

3. Покажите на конкретных примерах, как проявляются культурные универсалии.

4. Какие произведения искусства Вы можете привести в качестве примеров элитарной, массовой и народной культуры?

5. Приведите примеры социальных групп, демонстрирующих контркультурные установки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.03 с.)