ТОП 10:

Понятие социального института. Типология институтов.



Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода скрепы, опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903).

Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям; в зависимости от важности тех или иных функций некоторые из них занимали в системе социальных институтов ведущее положение. В жизни общества по мере его развития лидировали те или иные социальные институты: вожди племен, совет старейшин, церковь государство и т.д. В Новом и Новейшем времени в качестве ведущих выступают институты государства, семьи, образования и другие.

Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение определенных целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции как элементов тех или иных социальных систем.

В соответствии с выполняемыми функциями выделяют два основных типа социальных институтов:

1. Реляционные социальные институты, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам: пол, возраст, образование, профессия.

2. Регулятивные социальные институты, определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей и санкции при выходе за эти границы.

Социальные институты образуются в различных сферах общественной жизни в целях закрепления в них социально признанных норм и правил. Поэтому выделяют типы социальных институтов по сфере применения:

  • институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности индивида и общества в целом, процесса производства и распределения благ;
  • институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство и воспитание членов общества;
  • политический институт, функцией которого является установление согласия между индивидами, социальными группами, коллективами и этносами;
  • культурные институты, обеспечивающие сохранение и передачу духовных ценностей;

· здравоохранение, обеспечивает полноценное физическое и психическое развитие людей;

· религия, удовлетворяет потребность людей в понимании норм морали и смысла жизни.

 

2. Семья и брак. Функции семьи в обществе.

Проблемы института семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Семья – малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семья основывается на браке. Брак – исторически определенная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют следующие формы семьи. Наиболее распространенной является нуклеарная семья, которая состоит из взрослых родителей и зависящих от них детей. В отличие от неё расширенная семья включает в себя родственников мужа или жены, живущих вместе с ними.

Семьи можно подразделять на многодетные (от трех детей и более), среднедетные (двое детей), малодетные (один ребенок) и бездетные.

Можно выделить три основных типа семьи:

  • Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость жены от супруга, функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей, признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
  • Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных объективных экономических причин. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, так как наряду с правом на равное участие в общественном труде, женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
  • Эгалитарная семья (семья равных). Для этого типа характерно: справедливое, пропорциональное распределение домашних обязанностей между членами семьи, обсуждение проблем и совместное принятие решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются: репродуктивная – связана с деторождением, воспроизводством населения; воспитательная – включает целенаправленное влияние родителей или других членов семьи на поведение детей; хозяйственно-экономическая – необходимость в совместном ведении домашнего хозяйства; рекреационная – восстановление жизненных сил, организация досуга, укрепление здоровья; коммуникативная – реализует потребность людей в общении; регулятивная – первичный уровень социального контроля.

Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

 

3. Образование как социальный институт. Специфика инженерного образования.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народохозяйственных проблем.

Образование как социальный институт представляет собой сложную структурную систему, включающую различные уровни функционирования: дошкольное образование, школьное образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, переподготовка и повышение квалификации специалистов, аттестация научных кадров.

Образование выполняет следующие функции:

экономическую – формирование социально – профессиональной структуры общества, подготовка и повышение квалификации работников, необходимых для материального производства;

  • социальную – условие воспроизводства и развитие социальной структуры общества, выступает средством социальных перемещений;
  • культурную – использование обществом накопленных результатов образования для формирования личности, развития ее творчества, способствует социализации личности.

Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производственным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производственного труда. В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия студентов в решении конкретных научно-производственных задач, участие в научно-исследовательской и проектно-конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица, предложенная В.И. Добреньковым,

«Социальные институты в индустриальных обществах»

Социальный институт Основные функции Группы и организации Ценности Роли Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение священного писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение ее заветов, полонение Богу Священник, раввин, верующий, проповед-ник, христианин, миссионер, пророк, новообра-щенный Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип призумпции невиновности Милицио-нер, юрист, судья, защитник, надзиратель Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило простого большинства, право голоса Президент, депутат, лоббист, кандидат Один человек – один голос, голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство Рабочий, предприни-матель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламода-тель Максимали-зация прибыли, «клиент всегда прав», упорный труд
Образование Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость Преподава-тель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей
Наука Освоение окружающей среды Местные, государствен-ные, региональные, национальные и межнациональ-ные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Ученый, исследова-тель, техник, администра-тор Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные
Здраво- охранение Излечение больных, уход за умирающими Больницы, аптеки, страховые компании Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик Не эксплуати-ровать пациентов, оказывать самую качествен-ную медицин-скую помощь
Армия Защита от врагов, отстаивание национальных интересов Сухопутные войска, ВВС, флот, береговая охрана, национальная гвардия Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам Солдат, новобранец, военнослу-жащий, офицер, пленный, шпион Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы
Средства массовой информации Распространение массовой информации, формирование общественного мнения, освещение событий Телевизионные сети, радиостанции, издательства Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати Журналист, директоор последних известий, автор, редак-тор, издатель Информация должна быть точной, объектив-ной, оперативной и полезной

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений? В чем его суть?
  2. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?
  3. Как развивались представления о социальном институте в истории?
  4. В чем заключается предмет институциональной социологии?
  5. Охарактеризуйте основные признаки социального института.
  6. Дайте характеристику различным типам социальных институтов.
  7. В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?
  8. Каковы критерии структуры социального института?
  9. В чем, по Вашему мнению, состоит актуальность института образования?
  10. Выскажите Вашу точку зрения на роль института семьи в современном обществе.
  11. Раскройте основные функции социальных институтов.

 

Темы рефератов

  1. Социальные институты в современном обществе.
  2. Роль бюрократии в социальном управлении.
  3. Понятие семьи как социального института.
  4. Основные формы брака.
  5. Виды и формы досуга молодежи.
  6. Соотношение понятий «быт» и «образ жизни».
  7. Пути и средства формирования здорового образа жизни.
  8. Образование как социальный институт.
  9. Система образования в Западной Европе и США.
  10. Сравнительный анализ форм образования в России с западной системой образования.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.006 с.)