ТОП 10:

Карьера в жизни специалиста. Жизненный путь и социальный статус инженера.



При подготовке третьего вопроса следует проанализировать роль карьеры в жизни специалиста, жизненный путь и социальный статус инженера.

В советский период единственным способом продвижения в профессий бот переход от собственно инженерной карьеры в управленческую. Этот путь был весьма логичени реально в коллективах так и происходило: выдвигались те, у кого на предыдущих этапах работы были большие успехи в деятельности по сравнению с другими коллегами. Однако система качеств, составляющих основу инженерного таланта, не является основой для успешной деятельности в рамках управленческой карьеры. Поэтому выдвижение талантливого инженера на управленческую работу не предполагает и не способствует совершенствованию его мастерства. Более того, как правило, на этом пути его инженерная: карьера заканчивалась, в то время как управленческая могла и не состояться. Жизнь в: рамках предприятия других групп инженеров, с одной стороны, менее творчески одаренных, но с другой - более организованных и склонных к последова­тельному внедрению в практику новых идей была не продумана. Это нахо­дило выражение в том, что единственной и ведущей формой морального и материального поощрения являлось продвижение вверх по служебной лестни­це. Сближение оплаты высоко квалифицированного, менее квалифицирован­ного и неквалифицированного труда инженеров, техников и рабочих подрывало основу материальной заинтересованности инженеров, не склонных к управлен­ческой деятельности. Происходил процесс бюрократизации умственного труда, на промышленных: предприятиях, в сельском хозяйстве, в строи­тельстве инженеров, экономистов, вообще служащих специалисток стали называть "инженерно-управленческим персоналом". На это ориентировали должностные обязанности специалиста, составленные ведомствами. Все служащие на предприятии были включены в иерархическую систему управле­ния в соответствии с должностной структурой; Даже в НИИ устанавливалась жесткая должностная иерархия, регламентирующая труд научного работника. Перемещение выпускников технических вузов имеет несколько устоявшихся и ставших традиционными направлений /О.В.Крыштановская 1989/ или типов карьеры:

1. Управленческий, административно-хозяйственный.

2. Собственно инженерная деятельность с продвижением по квалифика­ционным ступеням. Перемещение в рабочий класс.

1.Управленческий тип карьеры"; Использование дипломированных инженеров к качестве постоянного источника управленцев имеет в нашей стране давнюю традицию. Коммунистическая партия, придя к власти, столкнулась с задачами не только политического свойства, но и с серьезнейшими экономическими проблемами, для решения которых требовалась передача всех ответственных постов в промышленности в руки преданных членов, больше­вистской: партии. Началось постепенное сращение партийного и государ­ственного аппарата и создание особой социальной группы, в функции кото­рой входило управление как обществом в целом, так и в первую очередь народным хозяйством, экономикой. Эта социальная группа пополнялась двумя основ­ными способами. Благодаря селекционной работе вузов, где уже на первых курсах из массы студентов (обычно к 3-му курсу) выделялся слой общественников-активистов, в, значительной степени состоящий из будущих профессиональ­ных комсомольских работников. Иначе говоря, комсомол /ВКСМ/ осуществлял первичный отбор лиц, годных для: дальнейшей управленческой карьеры.Важным каналом перемещения специалистов: с инженерными дипломами на управленческую должность являлась ответственная работа на крупных промышленных предприятиях. Хозяйственная деятельность рассматривалась в этом плане как проверка способностей руководителя, как своеобразная школа, прохождение которой служит гарантией дальнейшего успеха на номенклатурном поприще. К 1987 г. среди наиболее перспективных хозяй­ственных руководителей, обучающихся в Академии народного хозяйства инженеров насчитывалось более 85%. Доля дипломированных инженеров, среди министров, председателей и заместителей председателей республи­канских сонетов: министров: в 80-е годы превышала 75%. Рекордные темпы штамповки инженерных кадров, развитие высшей школы в сторону резкого повышения, начиная с 50-х г.г. удельного веса технарей в объеме студен­чества следует рассматривать не как причину процветаний технократия, а как следствие процесса сращивания партийного и государственного аппаратов и формирования производственно-административной элиты. Несомненно, что превращение этого канала социальной мобильности в бесперебойно действующий механизм, наложило немалый отпечаток на стиль управления страной, на характер принимаемых в СССР политических решений. Так техническая интеллигенция, превратившись в резерв попол­нения власти (от низовых звеньев местного управления до высшего эшелона), изменила свое положение в политической системе советского общества. Лишь та ее часть, которая была "отбракована" для номенклатурно-аппаратной и административно-хозяйственной работы, вынуждена была работать по своей фактической специальности на производстве. Конечно, канал пополнения номенклатурной элите дипломированными инженерами никогда не был слишком широким. Однако, несмотря на скромные цифры поставок инженерных кадров в управленческий аппарат СССР, их- относительный вес следует признать настолько большим, что игнорирование этого процесса означало бы искажение реальной картины социально-профессиональных перемещений в нашей стране.

2. Инженерная карьера. Специалисты, которые по каким-либо причинам не удовлетворяли требованиям высшего отбора в привилегированный правящий номенклатурный класс, образовывали иной слой технической интеллигенции. Отличия этого слоя инженеров-производственников от инженеров-аппаратчиков заключались как в их статусных характеристиках, так и в содержании труда и конечно другом уровне доходов.

Социальный диапазон профессии инженера определялся дистанцией, от­делявшей низший квалификационной слой рядовых работников НИИ и конструкторских бюро предприятий от высшего звена хозяйствен­ных руководителей, не входивших, тем не менее, в номенклатуру КПСС.

По характеру труда внутри инженерного корпуса можно было выделить две группы-: I) инженеров-разработчиков (или инженеров в узком смысле слова) и 2) инженеров-организаторов или хозяйственных руководителей разных уровней. Для первой группы' была характерна преимущественно горизонтальная, а для второй - преимущественно вертикальная карьера (социальная мобильность).

Линейная структура инженеров-разработчиков имеет в качестве своих этажей квалификационные категории: инженер HI категории - инженер II категории (старший инженер) - инженер I категорий (ведущий инженер) - главный специалист.

Структурная" вертикаль карьеры инженеров-организаторов была представ­лена должностной иерархией: мастер - начальник цеха - главный специа­лист или заместитель директора на промышленном предприятии, или руководитель группы - заведующий сектором - заведующие отделом или лабораторией - заместитель директора в учреждении. Особо важно отме­тить, что карьерная" цепочка обрывалась наверху на должностях замести­теля директора предприятия или учреждения. Директором мог быть назна­чен уже лишь человек, входящий в. номенклатурную элиту КПСС т.е. сделавший успешную партийно-номенклатурную карьеру. Поэтому, кстати, непременным условием такой карьеры, было, разумеется, вступление в члены КПСС. Инженер или любой другой специалист, не вступивший в КПСС практически не имел шансов, занять руководящий пост выше заместителя директора предприятия или учреждения.

Горизонтальная карьера инженера могла осуществляться только в рамках функциональной структуры инженерной профессии, которая состояла из следующих подгрупп специалистов: конструкторов, механиков, электриков, проектировщиков. Такие горизонтальные перемещения могла быть связаны либо со сменой специальности, либо со сменой места работы в поисках более удовлетворительных условий труда.

Помимо официально утвержденных цепочек вакансий, имелись переходы, которые также могли рассматриваться работниками как повышение т.е. вертикальная мобильность. Это перемещения: сотрудников научно-исследовательских учреждений промышленности оинженерных на научные должности, что было связано с ростом их зарплаты: как правило на 20-50 руб. в месяц (в масштабе цен до 1991 г. это пара недорогой обует, 5-15 кг. колбасы и т.п.)

По сложившейся традиции вид труда или место работы обладал тем большим престижем, чем дальше он отстоял от процесса непосредственного создания материальных благ (хотя при этом декларировалось, что "руки рабочих создают все богатства на свете" и даже "... дают движенье планете"). Отсюда следовало, что работа на заводе мене престижна, чем работа в научно-исследовательском или проектно-конструкторском учреждении Подтверждением этого факта было распределение выпускников высших техни­ческих учебных заведений (ВТУЗов). По негласному обычаю оно осуществля­лось следующим образом: «отличников» - в научные институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ), «троечников» - на заводы и фабрики. Но и на заводе статус специалистов и их рабочих мест заметно рознились в зави­симости от того, работал ли специалист непосредственно в цеху или в отделах административных подразделений, в заводоуправлении. В таком случае вертикальной мобильностью могло считаться перемещение рабочего места из цеха в контору, с более комфортными условиями.

Неоправданно короткая дистанция должностного роста ИТР (инженерно-технических работников) порождала еще одну проблему - массовый переход лиц с дипломами со средним техническим образованием на инженерные должности, что дополнительно снижало квалификационный уровень и престиж инженерного труда. Главной причиной этого явления была низкая оплата и отсутствие возможностей карьерного роста. Техники имели всего одну ступень карьерного роста. Постепенно несовпадение групп «тех­ников по образованию» и «техников по должности» стало настолько значи­тельным, что в массовом сознании эта должность стала восприниматься как временное место работе молодых людей в промежутке между двумя попыт­ками поступления в институт.

Наконец одним из основных направлений карьеры дипломированных инженер-ров является их перемещение в рабочий класс. Долгое время этот процесс расценивался как, безусловно, положительный. Действительно, работа со сложной техникой требует более высокого образовательного и культурного уровня рабочих. Но такой уровень должен обеспечиваться специально предназначенными для этого учебными заведениями -профессионально-тех­ническими училищами и техникумами. Высшая техническая школа имеет иную задачу - выпуск специалистов для интеллектуального обес­печения производства. Кроме того, вызывает сомнения и утверждения, что внедрение автоматики усложняет труд рабочего. Из мировой практики следует как раз обратное: рабочие теряют квалификацию, их труд становится более монотонным, роботоподобным, алгоритмизированным. Исчезает необ­ходимость индивидуального мастерства и накопления опыта работы (0. В. Крыштановская 1989).

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социально-психологическая адаптация личности? Конкретизируйте это понятие для лиц, занимающихся инженерно-технической деятельностью.
  2. В чем специфика социальной активности специалиста-инженера?
  3. Сформулируйте основные компоненты такого явления как интеллигентность.
  4. Что такое социализация личности и в чем ее своеобразие применительно к инженерам?
  5. Что такое вертикальная и горизонтальная карьера, чем, как правило, обусловлен ее выбор?
  6. Что такое Я-концепция и особенности ее формирования у инженеров.
  7. Охарактеризуйте такое явление как технократизм. В чем его положительные и отрицательные стороны?
  8. Как изменяется профессиональная деятельность инженера в условиях глобализации?
  9. Что такое индивидуальный стиль жизни человека и каковы его проявления у представителей современных инженерных профессий?
  10. Какие изменения претерпевает в современных условиях процесс профессиональной подготовки инженерно-технических работников?
  11. Что предполагает требование гуманизации инженерной деятельности?

 

Задания

  1. Дайте характеристику типичного инженера:

- дореволюционной России на рубеже Х1Х-ХХ в.в.

- раннего советского периода 30-х-40-х г.г. ХХ в.

- позднего советского периода 70-х-80-х г.г. ХХв.

- постсоветской России на рубеже ХХ-ХХ в.в.

Обоснуйте сформулированные вами особенности типичного российского инженера этих 4 культурно-исторических периодов.

  1. Продумайте и разработайте свою систему вопросов, позволяющих определить:

- мотивы получения студентами высшего образования, в частности высшего инженерно-технического образования

- представление студентов о своей будущей профессиональной деятельности и карьере

- систему жизненных ценностей и приоритетов студентов, в частности студентов технического вуза.

  1. Пользуясь помощью людей, имеющих значительный опыт инженерно-технической и конструкторской деятельности, составьте психологический портрет успешного представителя конкретной инженерной профессии.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.125 (0.008 с.)