Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карьера в жизни специалиста. Жизненный путь и социальный статус инженера.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При подготовке третьего вопроса следует проанализировать роль карьеры в жизни специалиста, жизненный путь и социальный статус инженера. В советский период единственным способом продвижения в профессий бот переход от собственно инженерной карьеры в управленческую. Этот путь был весьма логичени реально в коллективах так и происходило: выдвигались те, у кого на предыдущих этапах работы были большие успехи в деятельности по сравнению с другими коллегами. Однако система качеств, составляющих основу инженерного таланта, не является основой для успешной деятельности в рамках управленческой карьеры. Поэтому выдвижение талантливого инженера на управленческую работу не предполагает и не способствует совершенствованию его мастерства. Более того, как правило, на этом пути его инженерная: карьера заканчивалась, в то время как управленческая могла и не состояться. Жизнь в: рамках предприятия других групп инженеров, с одной стороны, менее творчески одаренных, но с другой - более организованных и склонных к последовательному внедрению в практику новых идей была не продумана. Это находило выражение в том, что единственной и ведущей формой морального и материального поощрения являлось продвижение вверх по служебной лестнице. Сближение оплаты высоко квалифицированного, менее квалифицированного и неквалифицированного труда инженеров, техников и рабочих подрывало основу материальной заинтересованности инженеров, не склонных к управленческой деятельности. Происходил процесс бюрократизации умственного труда, на промышленных: предприятиях, в сельском хозяйстве, в строительстве инженеров, экономистов, вообще служащих специалисток стали называть "инженерно-управленческим персоналом". На это ориентировали должностные обязанности специалиста, составленные ведомствами. Все служащие на предприятии были включены в иерархическую систему управления в соответствии с должностной структурой; Даже в НИИ устанавливалась жесткая должностная иерархия, регламентирующая труд научного работника. Перемещение выпускников технических вузов имеет несколько устоявшихся и ставших традиционными направлений /О.В.Крыштановская 1989/ или типов карьеры: 1. Управленческий, административно-хозяйственный. 2. Собственно инженерная деятельность с продвижением по квалификационным ступеням. Перемещение в рабочий класс. 1.Управленческий тип карьеры"; Использование дипломированных инженеров к качестве постоянного источника управленцев имеет в нашей стране давнюю традицию. Коммунистическая партия, придя к власти, столкнулась с задачами не только политического свойства, но и с серьезнейшими экономическими проблемами, для решения которых требовалась передача всех ответственных постов в промышленности в руки преданных членов, большевистской: партии. Началось постепенное сращение партийного и государственного аппарата и создание особой социальной группы, в функции которой входило управление как обществом в целом, так и в первую очередь народным хозяйством, экономикой. Эта социальная группа пополнялась двумя основными способами. Благодаря селекционной работе вузов, где уже на первых курсах из массы студентов (обычно к 3-му курсу) выделялся слой общественников-активистов, в, значительной степени состоящий из будущих профессиональных комсомольских работников. Иначе говоря, комсомол /ВКСМ/ осуществлял первичный отбор лиц, годных для: дальнейшей управленческой карьеры.Важным каналом перемещения специалистов: с инженерными дипломами на управленческую должность являлась ответственная работа на крупных промышленных предприятиях. Хозяйственная деятельность рассматривалась в этом плане как проверка способностей руководителя, как своеобразная школа, прохождение которой служит гарантией дальнейшего успеха на номенклатурном поприще. К 1987 г. среди наиболее перспективных хозяйственных руководителей, обучающихся в Академии народного хозяйства инженеров насчитывалось более 85%. Доля дипломированных инженеров, среди министров, председателей и заместителей председателей республиканских сонетов: министров: в 80-е годы превышала 75%. Рекордные темпы штамповки инженерных кадров, развитие высшей школы в сторону резкого повышения, начиная с 50-х г.г. удельного веса технарей в объеме студенчества следует рассматривать не как причину процветаний технократия, а как следствие процесса сращивания партийного и государственного аппаратов и формирования производственно-административной элиты. Несомненно, что превращение этого канала социальной мобильности в бесперебойно действующий механизм, наложило немалый отпечаток на стиль управления страной, на характер принимаемых в СССР политических решений. Так техническая интеллигенция, превратившись в резерв пополнения власти (от низовых звеньев местного управления до высшего эшелона), изменила свое положение в политической системе советского общества. Лишь та ее часть, которая была "отбракована" для номенклатурно-аппаратной и административно-хозяйственной работы, вынуждена была работать по своей фактической специальности на производстве. Конечно, канал пополнения номенклатурной элите дипломированными инженерами никогда не был слишком широким. Однако, несмотря на скромные цифры поставок инженерных кадров в управленческий аппарат СССР, их- относительный вес следует признать настолько большим, что игнорирование этого процесса означало бы искажение реальной картины социально-профессиональных перемещений в нашей стране. 2. Инженерная карьера. Специалисты, которые по каким-либо причинам не удовлетворяли требованиям высшего отбора в привилегированный правящий номенклатурный класс, образовывали иной слой технической интеллигенции. Отличия этого слоя инженеров-производственников от инженеров-аппаратчиков заключались как в их статусных характеристиках, так и в содержании труда и конечно другом уровне доходов. Социальный диапазон профессии инженера определялся дистанцией, отделявшей низший квалификационной слой рядовых работников НИИ и конструкторских бюро предприятий от высшего звена хозяйственных руководителей, не входивших, тем не менее, в номенклатуру КПСС. По характеру труда внутри инженерного корпуса можно было выделить две группы-: I) инженеров-разработчиков (или инженеров в узком смысле слова) и 2) инженеров-организаторов или хозяйственных руководителей разных уровней. Для первой группы' была характерна преимущественно горизонтальная, а для второй - преимущественно вертикальная карьера (социальная мобильность). Линейная структура инженеров-разработчиков имеет в качестве своих этажей квалификационные категории: инженер HI категории - инженер II категории (старший инженер) - инженер I категорий (ведущий инженер) - главный специалист. Структурная" вертикаль карьеры инженеров-организаторов была представлена должностной иерархией: мастер - начальник цеха - главный специалист или заместитель директора на промышленном предприятии, или руководитель группы - заведующий сектором - заведующие отделом или лабораторией - заместитель директора в учреждении. Особо важно отметить, что карьерная" цепочка обрывалась наверху на должностях заместителя директора предприятия или учреждения. Директором мог быть назначен уже лишь человек, входящий в. номенклатурную элиту КПСС т.е. сделавший успешную партийно-номенклатурную карьеру. Поэтому, кстати, непременным условием такой карьеры, было, разумеется, вступление в члены КПСС. Инженер или любой другой специалист, не вступивший в КПСС практически не имел шансов, занять руководящий пост выше заместителя директора предприятия или учреждения. Горизонтальная карьера инженера могла осуществляться только в рамках функциональной структуры инженерной профессии, которая состояла из следующих подгрупп специалистов: конструкторов, механиков, электриков, проектировщиков. Такие горизонтальные перемещения могла быть связаны либо со сменой специальности, либо со сменой места работы в поисках более удовлетворительных условий труда. Помимо официально утвержденных цепочек вакансий, имелись переходы, которые также могли рассматриваться работниками как повышение т.е. вертикальная мобильность. Это перемещения: сотрудников научно-исследовательских учреждений промышленности оинженерных на научные должности, что было связано с ростом их зарплаты: как правило на 20-50 руб. в месяц (в масштабе цен до 1991 г. это пара недорогой обует, 5-15 кг. колбасы и т.п.) По сложившейся традиции вид труда или место работы обладал тем большим престижем, чем дальше он отстоял от процесса непосредственного создания материальных благ (хотя при этом декларировалось, что "руки рабочих создают все богатства на свете" и даже "... дают движенье планете"). Отсюда следовало, что работа на заводе мене престижна, чем работа в научно-исследовательском или проектно-конструкторском учреждении Подтверждением этого факта было распределение выпускников высших технических учебных заведений (ВТУЗов). По негласному обычаю оно осуществлялось следующим образом: «отличников» - в научные институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ), «троечников» - на заводы и фабрики. Но и на заводе статус специалистов и их рабочих мест заметно рознились в зависимости от того, работал ли специалист непосредственно в цеху или в отделах административных подразделений, в заводоуправлении. В таком случае вертикальной мобильностью могло считаться перемещение рабочего места из цеха в контору, с более комфортными условиями. Неоправданно короткая дистанция должностного роста ИТР (инженерно-технических работников) порождала еще одну проблему - массовый переход лиц с дипломами со средним техническим образованием на инженерные должности, что дополнительно снижало квалификационный уровень и престиж инженерного труда. Главной причиной этого явления была низкая оплата и отсутствие возможностей карьерного роста. Техники имели всего одну ступень карьерного роста. Постепенно несовпадение групп «техников по образованию» и «техников по должности» стало настолько значительным, что в массовом сознании эта должность стала восприниматься как временное место работе молодых людей в промежутке между двумя попытками поступления в институт. Наконец одним из основных направлений карьеры дипломированных инженер-ров является их перемещение в рабочий класс. Долгое время этот процесс расценивался как, безусловно, положительный. Действительно, работа со сложной техникой требует более высокого образовательного и культурного уровня рабочих. Но такой уровень должен обеспечиваться специально предназначенными для этого учебными заведениями -профессионально-техническими училищами и техникумами. Высшая техническая школа имеет иную задачу - выпуск специалистов для интеллектуального обеспечения производства. Кроме того, вызывает сомнения и утверждения, что внедрение автоматики усложняет труд рабочего. Из мировой практики следует как раз обратное: рабочие теряют квалификацию, их труд становится более монотонным, роботоподобным, алгоритмизированным. Исчезает необходимость индивидуального мастерства и накопления опыта работы (0. В. Крыштановская 1989).
Вопросы для самоконтроля
Задания
- дореволюционной России на рубеже Х1Х-ХХ в.в. - раннего советского периода 30-х-40-х г.г. ХХ в. - позднего советского периода 70-х-80-х г.г. ХХв. - постсоветской России на рубеже ХХ-ХХ в.в. Обоснуйте сформулированные вами особенности типичного российского инженера этих 4 культурно-исторических периодов.
- мотивы получения студентами высшего образования, в частности высшего инженерно-технического образования - представление студентов о своей будущей профессиональной деятельности и карьере - систему жизненных ценностей и приоритетов студентов, в частности студентов технического вуза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.012 с.) |