Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самооценка с точки зрения карьерыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели изучения: • рассмотрение сущности и смысла самооценки; • анализ объектов самооценки; • определение сущности и особенностей индивидуальных характеристик личности; • анализ профессиональных методик, применяемых в практике оценки и самооценки. Первичным по отношению к моменту определения (вербализации, формулирования) жизненных и карьерных целей является некий подготовительный этап, связанный со сбором и анализом определенного вида информации. В первую очередь речь идет о самооценке и первичной профессиональной ориентации (выборе профессии). Для любого индивида будущая карьера должна начинаться с самооценки. При этом используются разнообразные методики, во многом дублирующие методы профессионального отбора. Они включают тестирование и собеседование, выполнение контрольных заданий и работ, анализ социально-экономических ситуаций и т.п. Однако этим они не исчерпываются. Сюда входит самостоятельный анализ и учет личностных черт характера, прогноз собственного поведения в критических ситуациях, анализ внешней по отношению к себе среды (непосредственного окружения и общества в целом), своих возможностей, личных ограничений и т.д. Индивид должен осуществлять эти мероприятия сам, но в некоторых случаях прибегать к помощи других, в том числе профессионалов. Термин «самооценка» может употребляться в разных значениях: 1) оценка значимости своей личности каждым индивидом; в бытовом плане это выражения типа «у него низкая самооценка», «человек себя не уважает» и т.д.; 2) процесс оценки именно индивидом (сам оцениваю); 3) процесс оценки именно себя самостоятельно или с чьей-то помощью. В случае карьеры имеют место и второе и третье значения, поэтому самооценка в целях управления карьерой — это оценка собственного потенциала или имеющегося человеческого капитала работника. Смысл самооценки — получение как можно более достоверной (адекватной) информации о физических, умственных, психофизиологических качествах индивида; имеющемся и необходимом уровне общеобразовательной и профессиональной подготовки; мотивации; возможностей, открывающихся перед ним на рынке труда;- своей конкурентоспособности по сравнению с другими претендентами, стремящимися к карьерному продвижению в данной сфере деятельности; достигнутого профессионального опыта, достатка, внутрисемейного климата и т.п. Самооценка должна проводиться как в начале карьерного пути, так и в ходе развития карьеры для коррекции имеющихся планов. Например, состояние здоровья в разных возрастных группах разное, соответственно выбор работ при ухудшении здоровья сужается, поэтому корректируются первоначальные цели и т.д. В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической деятельности. Б. Г. Генкин относит к нему здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование, профессионализм. Другие исследователи выделяют такие составляющие трудового потенциала, как квалификационный, психофизиологический, творческий, коммуникативный, нравственный, лидерский и потенциал к развитию [56]. В психологии в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимают как индивидуально устойчивые качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация -- это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей... (цит. по Немов Р. С. Психология: в 3 т. Т. 1 / Р. С. Немов. - М.: 1995. - С. 284). Таким образом, к личным качествам, подлежащим оценке и самооценке в целях управления карьерой, относятся: • психические (память, мышление, восприятие, эмоции и т.д.); • психологические (характер, тип темперамента, иные психологические характеристики); • интеллектуальные (уровень развития и возможности интеллекта, интеллектуальные способности); • физические (физические параметры индивида, состояние и перспективы здоровья, наличие талантов и т.д.); • нравственные (собственная система ценностей, этических и культурных норм, правил и ограничений, ее соотношение с общепринятой моралью). Весь инструментарий, предлагаемый специалистами для проведения тестирования, удобно разделить на несколько групп. 1. Методики изучения особенностей нервной системы («Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной системы», «Подвижность нервной системы» и др.). 2. Методики изучения и оценки особенностей ощущения (абсолютный порог зрительного и слухового ощущения, тактильное ощущение и др.). 3. Методики изучения и оценки особенностей восприятия («Компасы», «Шкалы приборов»). 4. Методики изучения и оценки особенностей памяти («Память на числа», «Оперативная память», «Память на образы», «Слуховая память», «Кратковременная память»). 5. Методики изучения и оценки особенностей внимания («Перепутанные линии», корректурная проба, «Красно-черная таблица», «Расстановка чисел», методика Мюнстерберга, «Числовой квадрат»). 6. Методики изучения и оценки особенностей мышления («Значение слов», «Комбинаторные способности», «Количественные отношения» и др.). 7. Методики изучения темперамента личности (тест Стреляу, методика «3-ФЛО»). 8. Методики изучения характера личности (методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, Пато-характерологический опросник и др.). 9. Методики исследования способностей и интеллекта («КОС-1», таблицы Равена).
10. Методики изучения мотивационной сферы и направленности личности (тест «Незаконченные предложения», методика «Дифференциально-диагностический опросник», «Карта интересов», «Ценностные ориентации» М.Рокича и др.). 11. Комплексные методики изучения личности (тест Р. Кеттел-ла, акцентуации характера (тест К. Леонгарда), методика личностного дифференциала и др.). 12. Проективные методы исследования личности (тест «Образ мира», «Автопортрет», тест «Рисунок семьи» и др.). 13. Методики диагностики некоторых психических состояний личности («Шкала тревожности» Дж. Тейлор, миннесотский многомерный личностный опросник и др.). Кроме личных качеств должны быть оценены реальные возможности достижения начального этапа карьеры (выхода на конкретный профессиональный рынок труда), среди которых можно указать: • профессиональные возможности (общие и специальные навыки, образование, профессиональная подготовка, опыт, деловые качества); • финансовые возможности (для получения необходимого образования, лицензий, открытия бизнеса, поддержания статуса и т.д.); • знакомства и связи (социальный капитал); • социальный статус на настоящий момент (личный, членов семьи или родительский) и т.д. Другая важная составляющая самооценки — формирование знания о собственных преимуществах и недостатках. Самооценка является комплексным заключением о том, идет ли человек по жизни адекватно своим возможностям или требуется определенная корректировка этого движения. Скажем, если при анализе своих навыков человек решает, что ему лучше всего заняться маркетингом и торговлей (а не финансами, к примеру), эта оценка поможет определить, какие знания ему нужно получить, в какой организации лучше работать, какие товары или услуги он будет предлагать. Короче говоря, правильная самооценка предполагает познание себя, определение преимуществ и недостатков и выработку мероприятий для устранения слабостей и недостатков и использования преимуществ. Существуют различные методики самооценки: самотестирование (диалог с самим собой), тестирование, поведение в контрольных ситуациях, деловые игры и т.п. Некоторые из них, достаточно простые, представлены в практикуме. Можно воспользоваться специальной литературой по тестированию или услугами специалистов в профориентационных организациях, психологических консультациях. Основная проблема самооценки сводится к качественности ее результатов, так как практически всегда в силу психологических причин самооценка обычного человека бывает неадекватной: завышенной или заниженной. Считается, что наиболее близка к реальности самооценка эффективного менеджера (управленца) как профессионала именно в этой области (понятно, что неэффективный менеджер себя оценивает тоже неадекватно). Оценка личности индивида другими людьми (непрофессионалами) может быть также неадекватной в силу злого умысла или каких-то предрассудков, устойчивых стереотипов сознания и т.д. Следует стремиться к минимизации искажений значений самооценки, в противном случае анализ, построенный на дефектной информации, не приведет к желаемому результату. Контрольные вопросы 1. Для чего нужна самооценка? 2. Знаете ли вы что-нибудь о себе такое, чего никогда не смогут определить никакие тесты? 3. Если вас когда-нибудь тестировали, каковы были ваши впечатления? 4. Каким образом можно оценить социальный капитал человека? Глава 14 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ Цели изучения: • рассмотрение общепринятых понятий «профессия», «специальность», «квалификация»; • анализ процедуры профессионального выбора; • составление алгоритма формирования успешной карьеры. 14.1. Понятие «профессия» Под профессией понимается определенный род общественно -полезной трудовой деятельности. Появление профессий обусловлено разделением и кооперированием труда в конкретных организационно-технических условиях. В пределах одной профессии может существовать несколько специальностей, под которыми понимают вид занятий, совокупность конкретных знаний и навыков [56]: например, профессия — экономист, специальность — банковское дело и т.д. Схема описания профессиональной деятельности, применяемая специалистами, позволяет описать любую профессию, исходя из нескольких характеристик [49]: целей труда, орудий и средств труда, степеней проблемности трудовых ситуаций, социально-психологических и эмоционально-волевых параметров. Цель труда. 1. Гностическая. Данная цель подразумевает не создание нового продукта, а оценку уже имеющегося (или его отдельных параметров и характеристик) какого-либо изделия, произведения искусства, поведения людей и т.д. Человек различает, оценивает, анализирует что-либо. 2. Преобразующая. Данная цель означает преобразование како а) организацию, упорядочение; б) оказание влияния, воздействование, обработка; в) перемещение, обслуживание. 3. Изыскательская. Цель труда подразумевает создание нового, Орудия и средства труда. 1. Внешние. Данные орудия и средства труда подразделяются: а) на ручные инструменты; б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транс в) автоматическое оборудование; г) приборы, измерительные устройства. 2. Внутренние, функциональные. Среди данных орудий и средств труда выделяют: а) речь: эмоциональную, выразительную; деловую, бесстраст б) поведение (мимику, жесты): эмоциональное, выразитель в) интеллектуальные средства. Степень проблемности трудовых ситуаций. 1. Низкая. Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций. 2. Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений. 3. Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода. Социально-психологические параметры. 1. Степень коллективности процесса. Коллективность процесса может быть: а) низкой (индивидуальный труд); б) высокой (коллективный труд). 2. Степень самостоятельности в организации работы. В соответ а) исполнителем; б) организатором собственной деятельности; в) организатором работы других людей. 3. Особенности трудового взаимодействия {контактов). Трудо а) количеству контактов: немногочисленные, многочислен б) типу партнера: посетители, клиенты, сотрудники, группа в) степени постоянства круга партнеров: постоянный, меня Эмоцинально-волевые параметры. 1. Характер ответственности. Выделяют два вида ответственности: а) повышенную: материальную, моральную, за жизнь и здо б) среднюю, обычную. 2. Работа в различных микроклиматических условиях. Работа может быть: а) в помещении; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях (в горах, под водой, под землей, в лесу и т.д.). 3. Факторы, вызывающие психическую напряженность. Можно выделить следующие факторы: а) риск для жизни; б) сложные, аварийные ситуации; в) общение с правонарушителями, психически больными и т.д.; г) четко заданный ритм и темп работы; д) физические нагрузки; е) длительное пребывание в одном положении; ж) ночные смены; з) специфические условия (температура, влажность, шум, виб На основании данной схемы любой может выбрать соответствующую своим ожиданиям профессию. Для понимания адекватности своих карьерных запросов следует разобраться также в понятиях «квалификация» и «профессионализм». Квалификация — это уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда. Понятно, что определение этой степени зависит от критериев оценки. В России существуют специальные справочники, содержащие квалификационные характеристики, например «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» и др. Профессионализм — это более обыденное понятие, чем квалификация, хотя также характеризует именно уровень умений того или иного человека. Например, в спорте давно разделяют любительский и профессиональный уровень. Точно так же можно говорить о любой работе, ее исполнении: на любительском или профессиональном уровне. Соответственно, это свидетельствует прежде всего о качестве и скорости исполнения. Планомерное пополнение армии работников — процесс сложный и многофакторный. Его исходным моментом является профессиональная ориентация, в первую очередь молодежи. Сейчас в России складывается единая система профессиональной ориентации, включающая три тесно связанных между собой элемента: 1) планомерную специальную подготовку молодежи к выбору профессии, в том числе через специализацию учреждений среднего образования и ознакомление с разными профессиями; 2) помощь в рациональном трудоустройстве выпускников школ или в направлении их на профессиональную подготовку; помощь лицам, желающим сменить предыдущую специальность; 3) профессиональные консультации, профессиональный от Специальной ветвью этой работы является помощь лицам, имеющим ограниченную трудоспособность, или инвалидам. Комп- лексное применение всех указанных мер позволит в конечном итоге более эффективно осуществлять управление в том числе и карьерными процессами в России. 14.2. Процедура профессионального выбора Для того чтобы начать профессиональную карьеру в какой-либо области, человек должен прежде всего оценить собственные профессиональные качества, в первую очередь склонность к какому-либо занятию и возможность им заниматься (соответствие личных качеств предполагаемой профессии). Узнать себя, уточнить желательное направление профессиональной деятельности помогают многочисленные тесты. Но хотя для публики существует специальная литература, лучше определять свои способности с помощью профессиональных психологов и специалистов в области профессиональной ориентации и профессионального отбора. Профессиональная ориентация для индивида — это возможность и способность индивида узнать о различных видах и способах труда (профессиях), умение ориентироваться в них и выбирать наиболее подходящие для своей трудовой деятельности. Смысл профессиональной ориентации состоит в том, чтобы предоставить индивиду варианты выбора конкретной профессии. В идеальном варианте планирования карьеры этап выбора профессии наступает после самооценки. Как показывают результаты социологических исследований, сегодня существует еще не слишком строгая процедура выбора профессии, но этот выбор отражает в первую очередь субъективные (свои и чужие) оценки престижности и доходности профессии на современном временном отрезке. Влияние же профориен-тационной работы, организуемой учебными заведениями, государством, службами трудоустройства, совершенно недостаточно. В этой связи представляется целесообразным разработка типовой процедуры выбора сферы деятельности и профессии, в ходе которой можно учесть как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на правильность этого выбора. Процедура профессионального выбора должна состоять, по мнению авторов, из двух этапов: а) выбора сферы профессиональной деятельности как пред б) выбор конкретного рода и вида трудовой деятельности — Выбор непосредственно рабочего места (и организации) определяется в каждый момент времени набором различных факто- ров, обусловлен двумя первыми этапами и будет периодически повторяться в течение всей трудовой жизни. В ходе выбора сферы профессиональной деятельности следует всегда учитывать два условия. 1. Собственные жизненные предпочтения, склонности, желания, выраженные в терминах «территория проживания», «уровень дохода», «социальный статус», «общественное признание», «необходимость и привлекательность своей семьи, детей», «этические нормы», «культурный уровень», «желаемый уровень и круг общения», «превалирующее желание осуществлять трудовую деятельность» (ради заработка, ради удовольствия, самостоятельно, под руководством, на какой промежуток времени) и т.д. 2. Свои стартовые возможности:
• собственные индивидуально-личностные характеристики (характер, темперамент, настойчивость, упорство и т.д.), способности, таланты, имеющийся уровень знаний, склонности к самостоятельной или несамостоятельной работе; • сопутствующие характеристики: территорию проживания, социальный статус (собственный и родительский), этические нормы, культурный уровень, наличие полезных общественных связей, финансовые возможности, негативные особенности и т.д. Итак, алгоритм формирования успешной карьеры включает следующие шаги: 1) определение собственных жизненных предпочтений, склонностей, желаний; 2) оценка своих стартовых возможностей; 3) выявление объективно существующих в обществе возможностей достижения жизненных предпочтений без учета собственных стартовых возможностей (через образование и профессиональные навыки, выгодный брак, личную преданность значимому лицу и т.д.); 4) определение реальных возможностей достижения жизненных предпочтений, исходя из собственных стартовых возможностей; 5) выбор профессии, если достижение жизненных предпочтений возможно только через самостоятельную трудовую деятельность. Выбор профессии — это один из этапов работы по планированию и управлению карьерой работника за весь период его трудовой деятельности. В практикуме представлены некоторые классические тесты, помогающие в профессиональной ориентации. В ходе процедуры непосредственного выбора профессии можно рекомендовать несколько шагов. 1. Оценить роль и место желаемой профессии в обществе — популярен ли и пользуется уважением людей труд работников этой профессии, как он оценивается материально, каков уровень заработка, других материальных и моральных благ, предоставляемых обществом и фирмами работникам этой профессиональной группы, каковы специфические права и обязанности, на них налагаемые и им предоставляемые, анализ отношения к сути пословицы «лучше быть первым на деревне, чем последним в городе» применительно к профессии, 2. Анализ, лучше всего специалистов, положения интересующих социально-профессионачьных групп на рынке труда (обычно печатается в деловых средствах массовой информации или специальных журналах). Можно использовать три этапа такого анализа: на сегодняшний день, на момент окончания учебного заведения (через 3 — 5 лет), на момент достижения пика профессиональной квалификации (через 10—15 лет). В ходе этого прогноза должны быть оценены потребность в представителях той или иной профессии, насыщенность рынка труда специалистами, экстенсивные и интенсивные возможности должностного и профессионального роста и т.д. Если индивид располагает возможностями для самостоятельного анализа, он может его осуществить. 3. Анализ «моды» на профессию, ее соответствия состоянию рынка труда сегодня и на перспективу, ее обоснованности, продолжительности, устойчивости с учетом личностных интересов претендента, вытекающий из семейных традиций, влияния школы и т.п. 4. Изучение профессиональных требований к работнику и личного соответствия этим требованиям:
• по образовательному уровню (в том числе знания языков), как общему, так и специальному;. • психофизиологическим показателям (склад характера, состояния здоровья, физической развитости, быстроты реакции, остроты зрения и т.п.); • потенциальным способностям к работе в коллективе (индивидуализм, коллективизм, способности к лидерству); • склонностям к той или иной сфере деятельности (например, отсев студентов-медиков после посещения морга), способностям к изучению того или иного комплекса предметов (способности к математике, к экономическому и социальному анализу и т.п.); • наличию специфических трудовых навыков и делового опыта; • в зависимости от возможности получения той или иной профессии в различных учебных заведениях и разными путями (сравнение учебных планов разных институтов, колледжей, авторитетности различных учебных заведений, специальностей и специализаций, оценка преподавательского состава, методики преподавания, технического учебного процесса, напряженности учебных планов, возможностей, предоставляемых разными заведениями, возможностей получения работы после процесса обучения и возможности дальнейшего профессионального развития). В заключение можно сказать, что вероятность того, что первый выбор работы, сделанный вами, окажется полностью правильным, составляет один шанс на миллион. А если вы решите, что он правилен, то скорее всего вы слишком ленивы. Из этих слов можно сделать следующие выводы: а) каждый человек должен проводить длительный и широкий б) методом «тыка» он, в конечном счете, может найти себе Таким образом, смысл индивидуального управления деловой карьерой заключается в том, чтобы найти то самое удовлетворяющее во всех отношениях место работы как можно быстрее и с минимальными издержками. Контрольные вопросы 1. Что по вашему мнению следует выбирать раньше: конкретную про-' фессию или сферу деятельности? 2. Приведите пример неудачного выбора профессии (рабочего места. сферы деятельности) вашими родственниками и последствий этого. 3. Можете ли вы добавить что-нибудь в алгоритм выбора профессии? 4. Каким образом вы выбирали свою первую работу? 5. Проанализируйте свои действия при выборе первой работы. Глава 15 ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ Цели изучения: • рассмотрение сущности и смысла организации и регулирования карьеры; • анализ некоторых организационных моментов формирования карьеры. Организация (организовывание) как процесс или управленческая функция рассматривается теорией менеджмента как особые предварительные действия, которые надо совершить менеджеру, чтобы в дальнейшем конкретный исполнитель мог хорошо выполнить порученную ему работу. Такими действиями могут быть, например, определение фронта работ, поиск инвентаря, распределение работы по исполнителям, составление расценок и т.п. Регулирование — функция, сходная с организационной, является следствием контроля, так как ее целью является исправление по ходу работы неточностей, ошибок и т. п. При индивидуальном управлении карьерой к конкретным организационным действиям могут относиться: выбор конкретного учебного заведения, решение вопроса с финансированием учебы и жизни в период обучения, выбор конкретного места работы, создание благоприятных карьерных ситуаций и т. п. К регулирующим действиям можно отнести корректировку избранной сферы деятельности, полученного образования и даже отношений, складывающихся на рабочем месте, не говоря о конкретных карьерных ситуациях. Рассмотрим некоторые моменты формирования деловой карьеры, которые можно отнести к процессам ее организации и регулирования. Образование или получение специальных и профессиональных знаний. Необходимым моментом деловой карьеры является образование. В соответствии с проведенным анализом собственной личности, возможностями, профессиональной ориентацией, поставленными жизненными и карьерными целями выбирается учебное заведение и форма обучения (очная, заочная и т.д.) и после поступления начинается процесс обучения. Уже в процессе профессионального обучения можно приступать к профессиональной деятельности, если есть такая возможность, если это не помешает учебе и не запрещено учебным заведением. Это имеет один несомненный плюс — к концу процесса обучения приобретается не только диплом, но и некоторый профессиональный опыт и стаж, что значительно повышает рейтинг на рынке труда по сравнению с лицами, не имеющими стажа. Конечно, бывают талантливые самоучки, иногда отсутствуют возможности получения очного системного образования (нет возможности уехать из родных мест и т.д.). В большинстве же случаев нет смысла тратить время на изобретение велосипеда. Образование можно получать в любой форме, в том числе и самостоятельно, но тогда необходимо позаботиться или о получении документов о необходимом образовании, или о создании такой профессиональной репутации, при которой никакие бумаги становятся не нужны. Самый сложный момент при выборе образования — это так называемые специальности, т.е. та профессия и квалификация, которые будут записаны в документе о получении образования. С точки зрения авторов на первом этапе следует стремиться к получению более широкого базового профессионального образования, с тем чтобы в дальнейшем быть более свободным в выборе специализаций. Например, базовое психологическое образование позволяет работать и психологом, и специалистом по связям с общественностью, а базовое образование по специальности «Связи с общественностью» такого выбора не предоставляет. Ориентация на рынке труда. Ориентация на рынке труда предполагает прежде всего умение разбираться в конъюнктуре, сложившейся на нем, и умение правильно определить свое место и цену. В конъюнктуре можно разобраться простым изучением информационных источников (газет, журналов и т.д.), причем имеет смысл изучить разделы и спроса и предложения в интересующем секторе рынка труда — это даст более полное представление о сложившейся ситуации. Кроме того, объявления о вакансиях передаются по телевидению, в телетексте и т.д. Определить собственную цену довольно сложно из-за нестабильности на рынке труда — за одну и ту же работу могут предлагать оплату, различающуюся в несколько раз при практически одинаковых исходных данных (требованиях к кандидату, графике работы и т.д.). На этом этапе полезно трезво оценить себя — свои плюсы и минусы, даже составить их список. Обязательно следует составить примерное резюме. При этом нужно придерживаться определенных правил: изложение должно быть кратким, четким, без излишних эмоций, корректным, содержать всю информацию, необходимую при принятии решения по получению вакантной должности. Существует определенный порядок подачи этой информации: сначала о соответствии деловых и личностных качеств работника требованиям организации, изложенным в объявлении, затем описание основных моментов трудовой биографии, после этого другие выигрышные деловые и личностные характеристики и, наконец, свои запросы, склонно- сти и планы на будущее. Учитывая, что данные, приведенные в резюме, будут проверяться в ходе беседы с работником службы кадров, а может быть, и по предыдущему месту работы, у людей знающих претендента, ход беседы, объем информации, который можно сообщить в ней, имена людей, у которых можно проверить качество предоставляемой информации, следует предварительно четко продумать. Резюме рассылается претендентом по фирмам, в которых он рассчитывает на возможность получения работы. Кроме того, следует знать, что, как правило, информацию о наилучших вакансиях не печатают в периодике, а отправляют в платные рекрутинговые конторы. Обязательно следует стать на учет в подобные организации, лучше сразу в нескольких. Рекрутинговые конторы, как правило, специализированы по различным сегментам рынка труда и занимаются квалифицированным подбором вакансий для клиентов. При устройстве на работу следует обращать внимание на такие факторы, как деловая репутация и известность фирмы, время ее работы на рынке, размер фирмы, личность и стиль управления начальника, отношения в коллективе, график работы, рабочие условия, заработная плата, возможности карьерного роста и принятая система менеджмента. Рассмотрим детально данные показатели. Известность фирмы дает некоторую уверенность в стабильности и возможности карьерного роста. Кроме того, на фирмах, известных на рынке, как правило, не только более высокая заработная плата, но, одновременно, и более высокие требования. Время работы фирмы на рынке говорит об уровне стабильности положения фирмы и намерениях ее учредителей (не фирма-однодневка). Размер фирмы позволяет определить возможности карьерного роста, а также рассчитывать в будущем на высокооплачиваемую должность. Имеет значение личность начальника — главы фирмы, если это небольшое предприятие, или личность вашего непосредственного начальника в крупной организации. Следует сразу попытаться понять, что это за человек, составить его примерный психологический портрет (в малой организации по ее лидеру зачастую можно судить о ее перспективах), кроме того, следует учитывать отношение к персоналу линейного руководителя. Существует множество таких руководителей, работать с которыми просто невозможно по ряду критериев. Отношения в коллективе можно оценить с первого взгляда, если есть определенный навык, но проще это сделать в течение испытательного срока. Бывает, что тип отношений, сложившихся в данном коллективе, оказывается неприемлемым для претендента. На первый взгляд может показаться, что можно работать по любому графику —- лишь бы это соответственно оплачивалось. В принципе, действительно можно, но существуют такие * графики, которые медленно подтачивают силы и лишают здоровья, особенно вкупе с неблагоприятными условиями труда. Заработная плата и условия карьерного роста говорят сами за себя, следует лишь сказать, что в современной России не модно следовать букве закона, поэтому заработную плату могут задерживать, облагать различными вычетами по поводу и без него и т.д. Обо всем этом следует поинтересоваться перед устройством на работу у сотрудников предприятия. Принятая в организации система менеджмента является важным фактором в том смысле, что перенос на российскую землю чисто американских, японских, европейских моделей менеджмента без их адаптации для использования в нашей стране приводит к неудовлетворенности работников системой управления и, как следствие, к снижению качества трудовой жизни и производительности труда. Следует внимательно проанализировать организацию по всем перечисленным пунктам, основываясь на своем первом впечатлении (которое зачастую может быть ошибочным) и на впечатлениях, полученных во время испытательного срока, и, если вас что-то не устраивает, лучше сразу уйти до появления больших проблем и поискать другое место. Развитие профессиональных навыков. Навык — это способность после обучения выполнять свою работу грамотно; умение читать, писать, говорить, организовывать, руководить, обосновывать решения, критиковать и учить. Бывает два типа навыков — функциональные и приобретенные в ходе трудовой деятельности. Функциональные навыки представляют собой важную основу любого дела. Сюда входят навыки письма, речи, чтения, организации, планирования, исследования, анализа, обучения, работы на машинах и механизмах и т.д. Функциональные навыки необходимы для большинства сложных и управленческих работ, на их базе формируются трудовые навыки, которые в каждой области деятельности или занятий бывают весьма специфическими. Например, бухгалтер должен обладать определенными базовыми навыками, такими как чтение, письмо, способность к анализу и т.д. Эти навыки нужны для любой специальности. Кроме того, бухгалтер нуждается в высоком уровне функциональных навыков: математической логики, системного анализа и т.д. Наконец, бухгалтер приобретает специальные навыки и знание методики, необходимые ему по непосредственной работе и не характерные для других областей деятельности (аудиторство, умение составить баланс доходов и расходов, провести инвентаризацию и т.п.). Таким образом, человек должен уметь точно определить и назвать свои навыки (функциональные и специальные) и подумать о тех, которые любит и не любит использовать, тех, в которых он — мастер, и тех, которыми едва владеет. Профессиональные навыки, которые человек знает, имеет и любит использовать — это то, что поможет ему быстро продвинуться как можно выше. Любую работу можно расчленить на операции и проанализировать для того, чтобы определить, какие навыки нужны для ее выполнения. Анализ навыков предполагает также анализ профессиональных возможностей. У выбранной работы и специальности должны преобладать те навыки, которые кандидату нравятся и которыми он хорошо владеет. При организации индивидуальной карьеры серьезное внимание должно быть уделено приобретению специфических профессиональных знаний и навыков. Причем если профессиональное «ноу-хау» играет важную роль, то наряду с этим имеется еще целый ряд навыков, которые человек должен развить в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.016 с.) |