Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивид как Субъект управления карьеройСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели изучения: • определение необходимости индивидуального управления карьерой; • анализ основных управленческих действий индивида в отношении карьеры; • рассмотрение основных факторов индивидуального принятия карьерных решений. Почему человек так стремится управлять своей карьерой? По мнению специалистов это стремление обусловлено огромным значением карьеры для его жизнедеятельности. Карьера выступает в роли своеобразного контекста трудовой жизни человека, структурируя последовательностью определенных ступеней его трудовой опыт, который составляет более чем существенную часть жизненного опыта. Благодаря этому профессиональная жизнь, да и жизнь вообще, приобретает вид развития, упорядоченного этими процессами. Таким образом, карьера выстраивает сам путь человеческого развития, внося определенность в трудовую жизнь, ориентируя человека во времени и пространстве, делая для него отчетливым прошлое, осмысленным настоящее и ожидаемым будущее [15]. В природе человека заложено стремление к безопасности через уменьшение неопределенности, структурированию жизненного (социального) пространства, и карьера играет в этом не последнюю роль. Не менее важную роль успешная карьера играет и при удовлетворении так называемых высших потребностей — в самореализации и самоуважении. Именно поэтому так важно понимать, что карьера в своем глубинном понимании делается не только на работе, но и в семье и обществе. Индивид как субъект управления по отношению к своей карьере обладает наибольшими полномочиями. Он сам индивидуально осознает и структурирует социальное пространство и достаточно свободно осуществляет выбор в каждой жизненной и карьерной ситуации. Например, одна и та же должность в одной организации для разных индивидов будет иметь разную (индивидуально осознанную) ценность: для одного это будет предел мечтаний, для другого — головная боль. Таким образом, индивид самостоятельно определяет карьерные цели и пути их достижения, сам расставляет приоритеты. Общими ограничениями для него при этом являются заданные параметры внешней среды (состояние государства и общества (территории), если невозможно изменить страну проживания) и генетически заданные характеристики индивида, которые также не подлежат заметной коррекции (например, генетический дефект внешности заячью губу можно убрать хирургическим путем, а национальность (социальный дефект) изменить фактически нельзя, но можно скрыть, и т.д.). Все остальные параметры, т.е. те, которые могут быть реально изменены для достижения поставленных им карьерных целей, ограничениями являются только до тех пор, пока не будут индивидом более или менее изменены или переосмыслены. Основные управленческие действия индивида в отношении своей карьеры относятся ко всему процессу и сводятся к целепо-лаганию, планированию, мотивации, организации, регулированию и контролю, которые периодически повторяются или не повторяются в зависимости от особенностей индивида и развития его карьеры. Целеполагание должно быть выделено особо как первоначальный и наиболее важный элемент планирования. От адекватности формулировки целей напрямую зависит карьерная линия. Сравните, например, следующие цели: «Получить высшее образование» и «Получить диплом о высшем образовании». Вторая формулировка предполагает массу вариантов реализации данной цели, не связанных с обучением. Карьерное планирование включает в себя разработку оперативных, среднесрочных и перспективных планов развития карьеры, подробных и не очень подробных в зависимости от навыков субъекта планирования. Мотивация как управленческое действие при управлении карьерой может быть направлено индивидом как на себя, так и на окружающих. Направленная на себя мотивация (личная или самомотивация) — это процесс сближения внутренних мотивов с внешними стимулами, сопровождающими ту или иную ступень карьеры (карьерную позицию). При изменении мотивации необходимо корректировать цели и карьерные планы. Внешняя мотивация — это процесс предложения индивидом себя как носителя карьеры потенциальным работодателям или лицам, тем или иным образом влияющим на его карьеру, таким образом, при котором они захотят или посчитают необходимым помогать индивиду в карьерном росте. Организация как управленческое действие представляет собой поиск и приобретение необходимых ресурсов, создание ситуаций и совершение необходимых мероприятий или непосредственных действий для выполнения составленных планов и достижения поставленных целей. Рис. 5.1. Факторы принятия карьерных решений Регулирование как управленческое действие направлено на исправление фактического результата в случае, если он отличается от запланированного, или тех или иных действий, состояний или положений, которые признаются индивидом ошибочными. Контроль как управленческое действие представляет собой сравнение того, что есть, с тем, что должно быть (фактического результата с идеальным результатом или образом конечной цели). В карьере контролю подвергаются как карьерные достижения, так и сам карьерный процесс. Таким образом, в процессе управления карьерой индивид самостоятельно определяет и формулирует жизненные и карьерные цели, определяет сроки и пути их достижения, мотивирует себя (дополнительно или в какие-то моменты времени) и окружающих на их достижение, организует необходимые ресурсы, действия и ситуации для этого, контролирует соответствие/несоответствие заданных параметров фактическим и регулирует эти несоответствия. Перед совершением каждого управленческого действия индивид принимает управленческое решение, основанное на анализе ситуации и факторов внешней и внутренней среды (рис. 5.1). Факторы внешней среды формируют окружение индивида и влияют на него постоянно или в определенные моменты времени, а факторы внутренней среды, присущие непосредственно индивиду, могут меняться во времени по мере изменения самого индивида. Степень важности каждого фактора для конкретного индивида и в конкретные моменты времени может быть различна. Обычно чем более свободен человек внутренне, тем большую роль при принятии управленческих решений играют внутренние факторы. Контрольные вопросы 1. Почему необходимо управлять своей карьерой? 2. Каким образом можно осуществлять управление своей карьерой? 3. Приведите примеры самомотивации носителя карьеры. 4. Какой вид карьеры для вас наиболее привлекателен? 5. Смогли бы вы сделать несколько карьер? РАЗДЕЛ II ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ Глава 6 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ И КАРЬЕРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ Цели изучения: • определение понятий «персонал организации» и «кадры организации»; • анализ основных видов деятельности по управлению персоналом и карьерными процессами в организации; • уточнение организационных моментов управления карьерными процессами; • рассмотрение нетрадиционных форм развития карьеры работников в организации. 6.1. Управление персоналом и карьерными процессами в организации Под персоналом организации в современной экономике понимают обычно совокупность лиц, обязавшихся выполнять или выполняющих какие-либо работы (функции) для организации и связанных с нею трудовыми отношениями. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ) трудовые отношения подлежат оформлению через заключение трудового договора (контракта) между работником и работодателем. Термин «персонал» заимствован из английского языка. Ранее для тех же целей в России использовали термин «кадры». Между тем специфика возникновения и применения последнего термина такова (революция, армия, партийная работа), что его уместно использовать только в отношении очень специфичной группы работников конкретной организации: наиболее квалифицированной, успешной, лояльной, которая является ее основой. В состав персонала организации входят все категории работников вне зависимости от места нахождения и фактического исполнения ими в данный момент своих непосредственных обязанностей. Они мо- гут быть в командировке, отпуске, выполнять государственные обязанности, болеть, учиться, но все равно входят в численный состав персонала предприятия. Персонал-менеджмент, или управление персоналом, является функциональной разновидностью менеджмента (внутрифирменного управления), выделившейся в результате непрерывного и объективного разделения труда. Он представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе. Таким образом, персонал как объект управления представляет собой именно совокупность работников, являющуюся одним из основных факторов (ресурсов) деятельности современной организации наряду с материальными, финансовыми, информационными и временными. Однако на конкретном рабочем месте непосредственное управление каждым работником в производственном процессе осуществляет его непосредственный руководитель. Следовательно, в качестве основных элементов деятельности в рамках персонал-менеджмента необходимо рассматривать политику подбора и найма персонала, обеспечение его профессиональной карьеры, мотивацию сотрудников, формирование корпоративной культуры, управление конфликтами и т.д. Дальнейшая детализация позволяет выделять целые комплексы взаимосвязанных видов деятельности по управлению персоналом [63]. 1. Определение потребности в рабочих, специалистах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности и текущего состояния организации. 2. Анализ рынка труда и управление занятостью. 3. Правовое обеспечение трудовых отношений. 4. Привлечение, отбор, наем и адаптация персонала. 5. Оценка и аттестация работ и работников. 6. Планирование и реализация карьеры сотрудников организации, в том числе организация обучения и повышения квалификации работников. 7. Обеспечение оптимальных условий труда (в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы): охрана, психофизиология, эргономика и эстетика труда. 8. Наблюдение за организацией производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между объемами деятельности и численностью персонала различных групп. 9. Управление производительностью труда. 10. Разработка систем мотивации эффективной деятельности, 11. Организация непроизводственной обратной связи в организации, в том числе изобретательской и рационализаторской деятельности работников. 12. Участие в проведении коллективных переговоров между представителями работодателей и работников. 13. Разработка и осуществление социальной политики предприятия. 14. Управление производственными и социальными конфликтами и стрессами. Объем работ по каждой из этих функций зависит от установок собственников или топ-менеджмента конкретной организации на взаимодействие с наемными работниками, от размеров и территориальной расположенности организации, характеристик ее деятельности, ситуации на экономических рынках, в том числе рынке труда, квалификации персонала, применяемых технологий, социально-экономической обстановки и т. п. Выполнение этих функций может быть возложено на отдельное подразделение или специалиста, а также на линейных руководителей. Таким образом, к основным видам деятельности по управлению карьерными процессами в организации можно отнести: 1) привлечение, отбор и наем (прием) персонала; 2) оценку работ и работников, аттестацию рабочих мест и работников; 3) планирование и реализацию карьеры сотрудников организации, в том числе организацию обучения и повышения квалификации работников; 4) организацию должностных и квалификационных перемещений работников в организации и за ее пределами. Процессы, которые при этом следует планировать и регулировать, приведены на рис. 6.1. В правой части рисунка показаны базовые этапы индивидуальной карьеры за весь период трудовой деятельности. Они характеризуют тот путь, который проходит каждый работник. Однако в силу различных обстоятельств (протекции, таланта, склонности к администрированию и т.п.) отдельные индивиды в рамках конкретной фирмы могут перемещаться через несколько ступеней сразу или, наоборот, застрять на длительный срок на каком-то должностном этапе (из-за наличия сильных конкурентов, застоя в развитии организации, отсутствия вакантных должностей и т.п.). Слева показаны процессы, подлежащие планированию и организационному регулированию в рамках фирмы. В средней части перечислены процессы, происходящие в организации и подлежащие административному регулированию на различных этапах ее функционирования. Тщательный анализ рис. 6.1 позволяет сопоставить запросы, имеющиеся у работников в карьерной области, с направлениями деятельности организации в Рис. 6.1. Сопоставительная модель деятельности по управлению карьерными процессами сфере работы с персоналом. При проведении комплекса этих мероприятий должны быть задействованы как функциональные кадровые службы, линейные менеджеры и высшее руководство фирмы, так и сами работники. Ряд направлений этой работы (например, консультации по карьере) требует привлечения профессионалов. Трудности, с которыми сталкиваются организации при управлении карьерными процессами, обычно связаны с двумя тенденциями. Во-первых, это игнорирование (осознанное или неосознанное) изменений на рынке труда, в результате чего снижается качество планирования. Во-вторых, это игнорирование индивидуальных карьерных предпочтений работников, на которых составляются карьерные планы организации. Факторы, в целом влияющие на управление карьерными процессами в организации и подлежащие обязательному учету при управлении карьерными процессами, в современной интерпретации можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: 1) местонахождение организации, территориальные границы 2) законодательство страны (международное законодательство); 3) экономические условия в границах деятельности; 4) научно-технический прогресс, его состояние и темпы развития; 5) рынок труда. К внутренним факторам относятся: 1) цели организации; 2) организационная культура, в том числе основополагающие коллективные ценности; 3) инновации, их место и отношение к ним организации; 4) профессиональный характер работы и условий труда; 5) характеристики коллектива или рабочей группы (в том числе их возможности и подходы к ним через индивидуальные и личные вкусы, интересы и особенности личностей и групп); 6) стиль руководства. Кроме исполнения и правового соответствия конечных результатов деятельности организации критериями эффективности деятельности по управлению персоналом можно считать также качество трудовой и личной жизни работников, их удовлетворенность собой, делом, условиями труда, отсутствие нарушений дисциплины и бессмысленных жалоб, показатели текучести, конструктивные конфликтные действия. Управление карьерой какого-либо работника требует и от этого работника, и от организации (если она поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению с рутинной профессиональной деятельностью) усилий. Принципиальная схе- ма взаимодействия организации и работника, разработанная специалистами по управлению персоналом, представлена на рис. 6.2. Преимущества участия организации в управлении карьерой своих работников вытекают из нескольких предпосылок.
1. По мере развития экономики окружающая среда становится все более неопределенной, поэтому организация должна предпринимать постоянные усилия по адаптации к ней путем постоянных инноваций в своей деятельности. 2. Работники организации представляют собой решающий фактор основной деятельности организации, так как в конечном счете эффективность всех инноваций ограничивается способностью персонала организации их освоить. 3. К постоянному освоению инноваций может быть готов только тот работник, который постоянно находится в процессе развития, как личностного, так и профессионального. 4. Управление процессами развития работников дает возможность организации расширить и упорядочить контролируемую сферу деятельности, снизить уровень неопределенности среды. Все это побудило руководство многих организаций начать создавать формальные системы управления развитием карьеры своих работников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры (рис. 6.3), которая носит непрерывный повторяющийся характер [78]. Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон: работника, его руководителя и службы управления персоналом. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры. Руководитель выступает в качестве наставника сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени и т.д. Служба управления персоналом осуществляет общее управление карьерными процессами в организации и профессионально консультирует заинтересованные стороны.
Одна из главных задач управления карьерными процессами — обеспечение соответствия уровня профессионального развития отдельного работника и уровня его должности (выполняемой работы). Это взаимодействие требует выполнения ряда задач: • достижения взаимосвязи целей организации и отдельного работника; • обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного работника с целью учета его специфических потребностей; • обеспечения открытости процесса управления карьерой; • устранения «карьерных тупиков», в которых возможности для развития работника практически отсутствуют; • формирования наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста; • изучения карьерного потенциала сотрудников; • обеспечения обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистических ожиданий; • определения путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужное время и в нужном месте. Любой человек планирует свое будущее, основываясь на личных потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу. Говоря о развитии деловой карьеры, необходимо постоянно помнить о мероприятиях, направленных на поддержание мотивации работника. К ним относятся: 1) систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно 5 — 7 лет (желательно сделать престижным или выгодным перемещение вниз в организационной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры); 2) обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние на срок до 5 лет); 3) активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм; 4) систематическое развитие организационной деятельности, поддержание ценности обучения и творческого подхода; 5) реализация новых форм организационного взаимодействия (например, беседа начальника и подчиненного, неформальное общение администрации с персоналом на рабочих местах — развитие производственной демократии и т.д.). Хотя перечисленные мероприятия во многом носят общеорганизационный характер и являются элементом соответствующей организационной культуры, они вместе с тем составляют предмет заботы каждого руководителя. Перемена труда означает не простое чередование его видов, а развитие трудового потенциала личности в процессе работы. Это явление, создавая широкую перспективу трудового и социального продвижения, должно стать важным элементом управления персоналом предприятия. Более или менее длительное прикрепление человека к тому или иному виду малосодержательного труда надо заменить поэтапной системой продвижения. Организовать эту систему следует таким образом, чтобы основная масса молодежи начинала бы с простых и относительно менее развитых видов труда, а затем переходила к более содержательным его видам в соответствии с обнаруженными склонностями. Для этого необходимо спланировать основные типы трудового продвижения и отработать его механизм. Таким образом, повышение трудового потенциала работника и изменение содержательности его труда могут быть достигнуты путем продвижения по ступенькам профессионально-квалификационной лестницы. Принципиальное решение этой социальной проблемы заключается в следующем: за счет усиления внутренней мобильности кадров добиваются сокращения «внешней» мобильности, т. е. текучести кадров. Располагая объективными данными о престиже различных профессий, службы управления персоналом должны определять на перспективу, какие из них следует замещать новичками, а какие — пополнять за счет внутренних перемещений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.015 с.) |