Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития карьеры женщин-менеджеров

Поиск

На пути продвижения женщин в сфере управления во всем мире всегда имеется ряд сложностей. В первую очередь сюда следу­ет отнести сложившиеся в развитых странах тендерные традиции. Имеется в виду библейское «мужчина в поте лица растить хлеб, а женщина в муках рожать детей...». Многовековая человеческая ис­тория традиционно объясняла род занятий женщин определен­ными свойствами женской натуры (мягкость, покорность, неда­лекость ума и т.д.), а род занятий мужчин — специфическими свойствами мужской натуры (сила, твердость, решительность, ум и т.д.). Поэтому считается, что ряд сфер деятельности, в том чис­ле и управленческая, являются преимущественно мужскими. Со­ответственно, к женщинам, которые имеют желание заниматься традиционно «мужским» занятием, будет настороженное отно­шение — а женщина ли это вообще (мужик в юбке и т.д.). Тем не менее история и ранее знала не мало примеров женщин, занимав­шихся мужским трудом: королев и императриц (Елизавета I, Ека­терина II), полководцев (Жанна д'Арк), математиков (Софья Ко­валевская) и т.д. На сегодняшний день 11 из 193 стран мира воз­главляют женщины. Вопрос в том, насколько эти женщины оста­вались женщинами в полном смысле этого слова.

Несмотря на все усилия феминисток, всеобщего равноправия достичь не удалось, и женщине в своей карьере всегда придется преодолевать чье-то подсознательное предубеждение, иногда даже свое. В России такое часто происходит, предубеждение мужчин против женщин, занимающих высокие должности, сформирова­но не только на основе библейских заповедей, но и господство­вавшего длительное время в нашем обществе убежденного неува­жения к женщине вообще и к ее труду в частности. Сути пробле­мы это не меняет.


На пути современных женщин часто встает так называемая команда «стариков», т.е. мужчин, давно занимающих управлен­ческие должности в конкретной организации, и в силу своего возраста и воспитания имеющих определенный взгляд на роли мужчин и женщин. Эта команда формируется на неформальной основе, на базе межличностных контактов и, пользуясь своими связями, старается продвигать в первоочередном порядке своих протеже, естественно, мужского пола. Поэтому мужчины в пер­вую очередь обеспечиваются новостями о вакантных должностях и возможностях продвижения.

В принципе, высшие менеджеры многих фирм признают необ­ходимость создания такой обстановки в сфере должностного про­движения, когда и мужчины и женщины имеют равные условия для административного роста. В ряде стран мира законодательно установлена доля управленческих должностей, которые должны занимать женщины. При организации подготовки управленцев необходимость создания равных возможностей продвижения всем группам работающих, в том числе и женщинам, является обяза­тельной составляющей всех учебных программ.

Однако сильны и традиции. До сих пор существуют убеждения, что женщина в силу черт своего характера не может быть хорошим управленцем, что она излишне эмоциональна, ее поведение не всегда логично, мышление не всегда последовательно и т. д. Подоб­ные утверждения часто характерны для мужских команд «стари­ков». При этом у значительной части работников-мужчин склады­вается впечатление, что равные возможности в продвижении для всех снижают вероятность их собственного должностного роста.

Но с течением времени положение начинает меняться. С при­ходом в управленческую элиту молодежи отношение к продвиже­нию женщин становится более терпимым, а деловая карьера жен­щин — более естественной (опирающейся исключительно на де­ловые качества). Этому способствует также и работа женских орга­низаций, отстаивающих свои права, и экономическое поведение молодых женщин, грамотных специалистов с хорошим образова­нием, вступающих в брак не девочками сразу после школьной скамьи, а женщинами в расцвете карьеры, с прочным материаль­ным положением.

19.2. Организационные моменты карьеры женщин-менеджеров

При организации подготовки женщин на управленческие дол­жности необходимо учитывать специфику этого процесса. В част­ности, при формировании целей такой подготовки учитывают несколько моментов.


1. Женщинам следует обратить внимание на развитие в себе чувства собственного достоинства как работника и менеджера. Программа такой подготовки должна исходить из постулата, что для женщины достижение высших позиций в бизнесе возможно так же, как и для мужчин. Однако здесь требуется специальная методическая помощь при выборе тактики своего поведения в социальном конфликте, возникающем в случае, когда женщина будет искать признания в коллективе, где доминируют мужчины.

2. Женщины должны сформулировать линию собственного по­ведения при разрешении межличностных конфликтов. При этом особое внимание следует уделить проблемам помощи в развитии профессиональных навыков в этой области и в подавлении соб­ственных негативных чувств по поводу конфликта. Традиционно женщины, сталкиваясь с конфликтом, с трудом подавляют свои негативные чувства по этому поводу либо же стремятся устра­ниться от его разрешения.

3. Женщины нуждаются в развитии чувства лидерства и долж­ны уметь создавать собственную управленческую команду, обла­дать навыками межличностного общения.

4. Отдельная подготовка женщин для управленческих должно­стей должна проводиться лишь на начальном этапе обучения. Зная, с какими сложностями они смогут столкнуться в последующем, женщины будут в состоянии соответствующим образом реагиро­вать на складывающуюся ситуацию. Вся основная профессиональ­ная подготовка контингента будущих менеджеров должна осуще­ствляться в совместных группах. Никаких дополнительных побла­жек в ходе обучения женщинам предоставляться не должно.

5. Чтобы качественно решать свои проблемы в борьбе за управ­ленческие позиции, женщины в ряде организаций вырабатывают свою собственную коммуникационную сеть. Целью создания та­кой сети является создание положения, когда любая женщина сможет быть частью системы по достижению карьерных целей, по получению любой необходимой в этих случаях информации и пе­редового опыта. В рамках этой сети женщины могут рассчитывать на понимание проблем, встающих перед ними, и на получение необходимых консультаций. Периодически в трудовых коллекти­вах должны проводиться собрания, посвященные проблемам карь­ерного роста с привлечением высшего руководства фирмы и спе­циалистов по продвижению персонала. На этих собраниях как индивиды, так и рабочие группы, в том числе и женские, выдви­гают своих кандидатов на первоочередное продвижение.

Специфика использования женщин на должностях менедже­ров хорошо показана в табл. 19.1, составленной с определенной долей юмора.

Можно сказать, что эти принципы: «Думай, как мужчина», «Действуй, как леди» и «Работай, как собака», как нельзя лучше


Таблица 19.1

Несколько рекомендаций для женщин-менеджеров [19]

 

Думай, как мужчина: • факты • мифо­ логия Удачливые люди продвигаются, используя свой ин­теллект, решительность, характер, навыки межлич­ностного общения, харизму и удачу. Ни одна из этих ха­рактеристик не связана с полом. Бизнес перенасыщен по­желаниями, не выдерживающими критики. Избегайте их. Некоторые из наиболее распространенных мифов таковы: «Мы всегда должны это делать следующим образом», «Это не хочет работать», «Мужчина хочет... женщина не может»
Действуй, как леди: • феми­ низм • сердеч­ ность Выберите свою индивидуальную линию поведения где-то между феминизмом и соблазнительностью и никогда не выходите за эти рамки. Вы должны быть и иметь все права, чтобы быть первой в бизнесе; вы не должны быть и не имеете права быть последней. Сердечность в работе с персоналом является, наверно, самым трудным аспектом присутствия женщины в бизнесе. Это потенциально ваш самый большой плюс и самый большой минус. Слишком мало сердечности — и вас не будут любить. Слишком много сердечности — и вас не будут принимать всерьез
Работай, как собака: • деловые проблемы • исправ­ ление ошибок Никогда не обращайтесь к боссу со своими проблемами. У него всегда хватает своих. Обращайтесь к нему с предложениями. Хорошие менеджеры любят говорить о решениях. Скажите: «Вот ситуация, в которой я нахожусь. У меня есть ряд соображений по этому поводу. Можете ли вы помочь мне их проанализировать?». Не чувствуйте себя виноватой, если вам не хватило пары часов, скажем, для ремонта раковины. Вашему боссу так же не хватает времени для этого. Однако не перебарщи­вайте с этим. Проще купить новую раковину, чем найти новую работу

описывают специфику женской карьеры. Таким образом, для ус­пешной карьеры женщина должна делать работу очень хорошо (так же или лучше мужчин), мыслить так же, как коллеги мужчи­ны (для рабочего взаимопонимания), но не забывать о своей жен­ской сути (выглядеть как женщина и действовать женскими мето­дами).


Контрольные вопросы

1. Как вы считате, нужно ли женщине делать деловую карьеру?

2. Какие наиболее сильные проблемы встают на пути женщин в их деловой карьере?

3. Какими методами можно и нужно преодолеть трудности, встающие перед женщиной, делающей деловую карьеру?

4. Какие виды карьеры вы лично считаете для себя наиболее предпоч­тительными? Почему?

5. Какие виды карьеры предпочли женщины из вашего окружения? Насколько они успешны?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.009 с.)