Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Должностные перемещения работниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели изучения: • рассмотрение сущности и видов должностного перемещения работников; • изучение разновидностей и методик продвижения работников; • анализ способов и возможностей дисциплинарных перемещений работников. 11.1. Виды должностного перемещения работников Перемещения работников — это объективный процесс. Согласно исследованиям социологов в среднем за период трудовой карьеры человек меняет шесть-восемь мест работы. Перемещением называется переход работника в организации с одной должности на другую. Увольнение работника или перевод его в другую организацию является специфическим видом перемещения. Перечислим основные функции перемещения работников с одного рабочего места на другое. Перемещение можно себе представить: а) как мероприятие, направленное на обеспечение и поддер б) внесение поправок в неправильный подбор работников на в) дисциплинарное средство поощрения или наказания; г) служебное продвижение; д) элемент профессионального обучения. В любом случае это перемещение будет элементом карьерного развития, продолжая линию карьеры конкретного работника вне зависимости от того, насколько это было запланировано. При этом перемещения могут быть (рис. 11.1): • в рамках одной организации и за ее пределы; • квалификационные, должностные и в рабочем пространстве — без роста должностного статуса; • в различных направлениях организационной иерархии: вверх (продвижение), вниз (понижение), горизонтально (на одном должностном уровне), по диагонали вверх и вниз; • по инициативе работника и по инициативе администрации. Рис. 11.1. Разновидности перемещений работника должна выполнять. Рассмотрим подробнее виды перемещений, выделенные на базе функций, которые они выполняют по отношению к предприятию или переводимому работнику. Перемещение как мероприятие, направленное на обеспечение и поддержание нормальной организационно-производственной деятельности предприятия. Политика внутрифирменных перемещений работников представляется эффективным и рациональным средством преодоления трудностей, обусловленных нехваткой в нужный момент рабочих требуемой квалификации и опыта. Для осуществления правильной политики перемещений необходимо разработать балансы занятости по профессиям и уровню квалификации. В чем заключается такой баланс? На предприятии работает некоторое количество работников, относящихся к определенным тарифным разрядам. В то же время все работы, осуществляемые в рамках технологического процесса, дифференцированы по степени сложности и отнесены к соответствующим разрядам работ. Идеальное положение имеет место в том случае, когда каждый работник выполняет работы того разряда, который был присвоен ему на основании его квалификации, например рабочий, имеющий шестой разряд, выполняет работы шестого разряда и т.д. Однако на практике такое идеальное положение дел оказывается маловероятным. К тому же такое положение отнюдь не является эффективным и рациональным, поскольку работник может и даже обязан выполнять работы на один, а то и на два разряда ниже или выше того, который ему присвоен. Тем не менее установление баланса квалификации работ и занятого персонала в соответствии с производственной программой предприятия необходимо. В то же время нет ни одного предприятия, на котором разряды соответствующих производственной программе работ полностью соответствовали бы личным разрядам имеющегося персонала. Такое положение приводит к ряду отрицательных последствий. В одних подразделениях существует избыток работников с высоким личным разрядом, которые вследствие недостатка работ соответствующей квалификации вынуждены постоянно выполнять работы на один, два и даже на три разряда ниже. Это приводит к снижению заработков у рабочих-сдельщиков, поскольку их труд оплачивается в соответствии с разрядом работ, а не с их личным разрядом. В то же время и рабочие-повременщики в соответствии с их собственными разрядами часто вынуждены выполнять работы выше или ниже их квалификационных возможностей. Без соответствующей компенсации в обоих случаях это приводит к недовольству. В то же время на той же фирме, но в другом подразделении можно обнаружить нехватку работников высокой квалификации. В силу этого сложные работы в этом цехе выполняют рабочие, не подготовленные к ним, в результате чего значительно возрастает процент брака. Другим следствием такого положения является то, что в подразделениях, располагающих чересчур большим числом занятых высокой квалификации, которые не обеспечены соответствующими работами, имеет место искусственная блокировка повышения разрядов, заключающаяся в задержке присвоения более высоких разрядов по мере повышения рабочим своей квалификации. Подразделения же, испытывающие недостаток рабочих высокой квалификации, сплошь и рядом слишком быстро и незаслуженно, как бы по необходимости, присваивают своим рабочим высокие разряды или осуществляют набор новых работников извне, привлекая их искусственно завышенными разрядами. Это вызывает недовольство у людей, повышение разряда которых искусственно заблокировано, и может служить деморализующим фактором для тех, кто незаслуженно получает более высокие разряды. В приведенных случаях составление баланса, в котором реально существующее в рамках предприятия распределение работников с учетом их квалификации сравнивается с реально необходимым, открывает большие возможности для внутриорганизацион-ного перемещения рабочей силы, которое выполняло бы функцию поддержания нормальной организационно-производственной деятельности фирмы. Это не единственная возможность использования профессионально-квалификационного баланса. Он может служить также основой для перспективного планирования работы по повышению квалификации персонала. Рассмотрим простой пример. Фирме в ближайшее время предстоит изменение ассортимента выпускаемой продукции или даже производственного профиля. В ее распоряжении имеется полная информация о количественной структу- ре работ разной сложности, которые предстоит выполнять. На этом этапе внимание руководителей фирмы сосредоточено на техническом и материальном обеспечении (машины и оборудование, техническая оснастка, снабжение и т.д.), а также на обеспечении необходимыми капиталовложениями и их реализацией. Об обеспечении необходимыми кадрами обычно думают в неопределенной форме. Эта проблема становится актуальной только в момент начала выпуска новой продукции. На этом этапе выясняется, что фирме не хватает рабочих определенных профессий или определенных разрядов. В связи с этим в срочном порядке набирают новых работников, непродуманно переводят и перемещают их с одной должности на другую и т.д. Такой горячий период в работе кадровых служб хорошо знаком многим кадровикам. Однако он знаком не только им, но и начальникам производственных цехов, мастерам и бригадирам. А ведь заранее имея новое производственное задание и данные технологии, можно было бы достаточно точно определить будущую потребность фирмы в работниках разных профессий и квалификации. Базируясь на этих данных, можно было бы заранее запланировать и осуществить соответствующее обучение, набор и перемещение работников. Перемещение как внесение поправок в неправильный подбор и расстановку работников по рабочим местам. Даже при условии применения самых современных методов отбора кандидатов на конкретные рабочие места невозможно избежать ошибки. Только само выполнение нанятым возложенных на него обязанностей гарантирует получение полной информации, позволяющей судить о правильности первоначального решения. Что же следует делать в том случае, если факты убеждают нас в неправильности сделанного нами выбора? Следует ли уволить вновь принятого работника? Иногда это оказывается единственно возможным выходом, но порой имеет смысл рассмотреть вопрос о возможности использования этого работника на другом вакантном месте, на котором его обнаружившиеся недостатки не будут иметь существенного значения. В этом случае перевод на другое рабочее место или на другую должность носит характер внесения корректив в первоначально неправильно осуществленный подбор работника.. Перемещение как элемент профессионального обучения. Каждая организация должна заранее предусмотреть возможность того, что в определенный момент со своих постов могут уйти работники, занимающие важные должности или рабочие места. Следовательно, если фирма не хочет допустить возможных нарушений своей организационной или производственной деятельности, то она должна иметь в своем распоряжении определенное количество людей, которые могли бы в любой момент занять освободившееся место, т. е. располагать резервными кадрами. Для подготовки таких кадров необходимо как время, так и продуманная система обучения. Одним из элементов такой системы обучения может быть последовательный перевод работников с места на место. Этот метод, с одной стороны, способствует расширению знаний и умения работника, приобретению навыков, необходимых ему для предусматриваемого для него на будущее места, с другой стороны, он дает возможность проверить на практике способность данного работника справиться с выполнением предстоящих обязанностей. В первом случае работника переводят на другую должность, чтобы он ближе познакомился с работой на конкретном месте, во втором же случае работника временно переводят на место другого работника, находящегося в отпуске, заболевшего на длительное время и т.д. Так, например, если мастер заболел или находится в отпуске, то работнику, которого в будущем собираются сделать мастером, можно временно доверить выполнение его обязанностей. Разумеется, в этот период за работником необходимо тщательно наблюдать и контролировать его работу. Сделанные на основании этого выводы могут быть положены в основу программы дальнейшего обучения данного работника. Перемещение как служебное продвижение. Несколько иной проблемой является повышение. Политика повышения во внутрифирменной кадровой политике занимает особенно важное место. Повышение в должности, являющееся наиболее распространенной разновидностью поощрения, проявляется в различных формах: для рабочих — это повышение разряда, приобретение профессии более высокой квалификации, административный рост; для специалистов — главным образом повышение в должности или в окладе без смены специальности. В процессе этой работы необходимо придерживаться нескольких правил: во-первых, повышение должно базироваться на учете разносторонних способностей кандидата; во-вторых, окончательное решение о назначении на новую должность или повышении должно приниматься только после детального обсуждения кандидатуры линейным руководством, в коллективе, а по необходимости и в вышестоящих инстанциях. Существует несколько способов продвижения работников: 1) повышение квалификации работающих непосредственно на рабочих местах; 2) направление на учебу и повышение квалификации с отрывом от производства; 3) повышение заработной платы при выполнении работником прежних обязанностей; 4) представление работнику лучшей по характеру работы без увеличения заработной платы, но и без ее снижения; 5) последовательное повышение должностного статуса занятых; 6) стажировка у квалифицированных работников и работа на основных операциях по всему технологическому циклу; 7) правильно организованное периодическое моральное и материальное поощрение работников по результатам их труда. При этом должна быть выбрана форма продвижения, позволяющая добиться от исполнителей максимальной производственной отдачи. Как правило, речь идет о рациональном сочетании всех названных направлений этой работы. По данным авторов, наивысшая квалификация по рабочим специальностям достигается за 6 — 9 лет стажа. Большинство же работников получает пя-тый-шестой разряд (при восьмиразрядной сетке), что занимает 4 — 5 лет, а затем останавливается в росте. Согласно другим исследованиям эти процессы протекают приблизительно так же. Основной причиной должностного роста со сменой профессии является завершение обучения в вечерних и заочных вузах и техникумах. По данным исследований самый большой процент продолжающих учебу в высших и средних специальных заведениях составляют работники, выдвинутые на руководящую работу и получившие продвижение в должности (до 85 % в сумме). Среди всех продвинувшихся специалистов доля тех, кто повышал квалификацию с отрывом от производства или самостоятельно в последние 3 года перед выдвижением, составляет две трети, а среди выдвинутых на руководящую работу — до 80 %. Фактический ход продвижения специалистов на предприятиях показывает, что ведущее место среди вызывающих его факторов занимает совокупность знаний и навыков, приобретенных в ходе их участия в сложившихся формах производственного процесса. Однако не все специалисты, чьи знания и интеллект получают при аттестации высокую оценку, растут в должности и, наоборот, часть работников, оцениваемых неудовлетворительно, продвигается в должности. Слабо происходит и процесс выдвижения молодых специалистов. По полученным авторами данным возраст таких работников среднего звена, как мастера, начальники участков, смен, руководители групп, бюро, лабораторий, цехов, отделов, за последние 5 лет вырос на 1,0 — 2,5 года. Все это свидетельствует о том, что наличие наиболее существенных в условиях научно-технической революции качеств рабочей силы, объективно отвечающих стоящим перед фирмой экономическим и социальным задачам, не всегда достаточно для продвижения. Для того чтобы правильно организовать продвижение работников, необходимо иметь четкую программу его осуществления, содержащую: а) принципы политики продвижения кадров; б) анализ каналов повышения в должности при сопутствую в) описание способов отбора и оценки кандидатов на повы г) критерий и методы отбора работников в резерв на занятие д) порядок их подготовки и переподготовки. Исходя из результатов исследований в этой области, следует обратить внимание на существование на отдельных фирмах известного парадокса. Он заключается в том, что фактически на предприятии имеются возможности повышения работников, однако по их представлениям такой возможности для них не существует. Каковы причины этого? Дело в том, что когда на фирме возникает та или иная вакансия, линейные администраторы начинают думать главным образом о ее замещении со стороны, о приеме на освободившееся место нового работника. В то же время на самом предприятии имеется много претендентов, которые могли бы в результате повышения занять это вакантное место. Таким образом, отсутствие перспектив повышения сплошь и рядом является не столько результатом реально существующей объективной ситуации, сколько плодом порочной кадровой политики.
Политика первоочередного продвижения по службе собственных работников должна привести к такой ситуации, при которой со стороны будут набираться люди лишь на освобождающиеся низшие должности, тогда как занятие более высоких должностей должно в максимальной мере обеспечиваться за счет повышения старых работников. Продвижение может создать определенную цепочку перемещений, охватывающую несколько претендентов (рис. 11.2). Наконец, считается, что нужно обратить внимание работников на некоторые важнейшие правила, которые необходимо соблюдать при переводе с одной должности на другую или с одного рабочего места на другое. Прежде чем принять решение о переводе работника с одной должности на другую или с одного рабочего места на другое, необходимо провести тщательный анализ его пригодности к занятию новой должности или нового рабочего места. Руководство должно быть должным образом осведомлено о том, как намеченный к переводу на новую должность или на новое рабочее место работник относится к этому переводу. Прежде чем осуществить перевод на новую должность или на новое рабочее место, с переводимым работником необходимо провести беседу, в ходе которой следует поставить его в известность о мотивах принятого решения. После согласия работника необходимо ввести его в новую должность или на новое рабочее место в соответствии с существующими правилами. 11.2. Дисциплинарные перемещения работников Перемещение как дисциплинарное средство поощрения или наказания. В данном случае поощрение не имеет в виду повышение или продвижение. Речь идет о такой перемене рабочего места или должности, которая не связана с изменением позиции в формальной иерархии, но благодаря которой работник получает явные личные выгоды в форме, например, другого режима или условий труда, более интересной ему лично работы и т.д. В этом случае перевод окажется вознаграждением или поощрением. Наоборот, если за те или иные провинности или проступки работника переводят на более тяжелую работу или с более трудными условиями труда, перемещение явится наказанием. Такое перемещение должно быть, в первую очередь, законным и правильно оформленным, иначе у работника возникает возможность оспорить такое перемещение в суде и выиграть процесс. Вопросы дисциплинарного воздействия на работников регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) (разд. VIII «Трудовой распорядок, дисциплина труда»). Согласно ТК РФ к дисциплинарным взысканиям относятся замечания, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; другие дисциплинарные взыскания могут быть предусмотрены федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников, не допускается. На практике такое понижение является для работника обычно более мягким, чем увольнение из организации с соответствующей записью в трудовой книжке. Увольнение работников (перемещение за пределы организации). Расторжение договора о найме — явление столь же частое, как и прием на работу. Количество увольнений в организации обычно равно количеству приемов на работу новых работников. Увольнение работников может носить разный характер. С правовой точки зрения можно выделить несколько видов расторжения трудового договора: 1) на основании предварительного заявления о расторжении со стороны работника (заявление об увольнении по собственному желанию по разным причинам); 2) на основании инициативы работодателя (ликвидация или прекращение деятельности организации, сокращение численности работников, дисциплинарные нарушения работников и т.п.); 3) с момента истечения срока (исполнения работ), на который договор был заключен. Поскольку в России срочные трудовые договоры повсеместно распространены в меньшей степени, чем бессрочные, то и первые два вида встречаются значительно чаще. С точки зрения управления организацией увольнение может рассматриваться как одно из наиболее серьезных средств воздействия, находящихся в распоряжении руководителя, которое может быть использовано как последнее средство. Увольнение работника является по сути дела правовой формой расторжения взаимных отношений между подчиненным и его начальником. Оно сводится к тому, что с точки зрения руководителя может быть сформулировано следующим образом: «не вижу дальнейших возможностей работать с находящимся у меня в подчинении работником». Эту ситуацию можно трактовать также и по другому: как свидетельство признания неудачи воспитательного процесса, организуемого каждым руководителем в отношении своих подчиненных. С этой точки зрения средства воздействия, которые предоставлены в распоряжение руководителя, можно рассматривать в качестве инструментов воспитания. Использование увольнения как воспитательной функции зависит от выполнения нескольких условий: • от того, в какой мере уволенный работник сделает для себя необходимые выводы из факта увольнения на следующем месте работы; • того, в какой мере неуволенные работники сделают для себя необходимые выводы из факта увольнения этого работника; • способа и характера мотивировки увольнения; • способа проведения заключительной беседы с увольняемым работником; • от способа формулирования характеристики на увольняемых работников. Так же как при приеме на работу, с увольняемым работником необходимо провести соответствующую беседу. Разумеется, такая беседа должна проводиться в соответствии с конкретной ситуацией. Ее содержание и форма будут зависть от формы расторжения трудовых отношений и причин увольнения данного работника. Увольняемый работник должен оставить организацию в полном убеждении, что его увольнение последовало в результате глубокого делового анализа и справедливого решения (лучше всего — его собственного). Соответственно, у уволенного не должно остаться негативных чувств по отношению ни к организации, ни к тому, кто непосредственно увольнял (сообщал об увольнении и т.д.). Из практики следует, что пренебрежение элементарными человеческими нормами в завершающем аккорде отношений с работником может привести к крайне негативным последствиям вплоть до личной мести организации или ее представителям. В идеале беседа с увольняемым работником должна помочь ему проанализировать собственное поведение и сделать надлежащие выводы относительно своих рабочих качеств и областей их применения, оставив при этом глубокую убежденность в хорошем отношении к нему лично как к человеку. Контрольные вопросы 1. Каковы плюсы и минусы перемещений работников как инструмента работы с персоналом? 2. Каковы возможности администрации по наказанию недисциплинированных работников? 3. Может ли должностное перемещение служить инструментом поощрения работника? 4. В чем заключаются основные проблемы процедуры увольнения работника не по его желанию? 5. В чем заключаются проблемы должностных перемещений на государственной службе?
РАЗДЕЛ III ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.009 с.) |