Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические проблемы карьеры молодых специалистовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Некоторые молодые специалисты начинают свой трудовой путь с осознанным намерением — не соблюдать никаких этических правил на пути к успеху, что является одним из принципов личной карьерной политики «успех любой ценой». Это вполне закономерно — поколение, вступающее сегодня в жизнь, воспринимало этические нормы в 1990-е гг., как раз в момент их отсутствия по исторически обусловленным причинам у многих, в том числе у их родителей и учителей. Перед большинством современных работников необходимость соблюдения этических правил возникает тогда, когда они сталкиваются с какой-то новой проблемой, решение которой основано на применении понятий «хорошо» и «плохо». Рассмотрим несколько подобных ситуаций. Этика как экономический личностный интерес. Рассмотрим ситуацию. Когда молодой специалист, работающий в фирме, производящей высокотехнологичную продукцию, получил предложение занять более высокую должность в конкурирующей организации, то его работодатель сделал попытку сохранить его на занимаемой должности. Беседуя с этим специалистом, его начальник сделал упор на морально-этические аспекты этой проблемы: надо уважать интересы фирмы, где его поставили на ноги, несмотря на связанные с этим затраты. Ответ молодого человека был: «Лояльность и этика имеют свою цену, и, как я полагаю, новый руководитель заплатит мне эту сумму». Легко критиковать этого молодого специалиста за избранный им лексикон и своеобразную этику, но он выразил сущность свободного рынка труда. Разве не так сегодня поступают спортивные менеджеры, покупая и продавая профессиональных футболистов? Дефицитные ресурсы, которыми являются эти специалисты, должны перетекать к покупателю, который, с одной стороны, может за них заплатить полную стоимость, а с другой — будет их использовать наилучшим образом. К тому же следует учитывать и временный характер этих ресурсов (состояние здоровья, старение полученных знаний и т.д.). Согласно такой этике только соответствие требованиям нынешнего начальника создает для работника возможность поддерживать выгодную цену на свою индивидуальную рабочую силу. Не все разделяют такое понимание сути рынка труда. Способность платить может лишь отражать интерес владельца свободных средств, а не желание владельца ресурса его продать, а также стремление или нежелание самого специалиста быть проданным. Большинство может не видеть тесной связи между «этикой», возможностью получать прибыль и личным интересом. Этика и законность. Когда говорят, что нужно запретить пропаганду насилия, что нельзя продавать сигареты, потому что они вредят здоровью, то в ответ слышат от занимающихся этим менеджеров, что они действуют в рамках закона. Для этих бизнесменов закон является критерием при принятии решений: если общество решит, что то, что они делают, является неэтичным, то обязанностью государства является законодательное оформление этого факта. При отсутствии законодательного акта эти бизнесмены делают то, что не запрещено. Между тем уже давно в развитых странах ведется дискуссия о так называемой социальной ответственности бизнес-организаций. В настоящее время достаточно распространенной является точка зрения, что для того, чтобы иметь возможность продавать свой продукт, бизнес-организация должна быть не только законопослушной, но и социально ответственной, т. е. соблюдать все неписанные правила человеческого общежития: не лгать, воровать, убивать или наносить вред любым способом, не портить окружающую среду, экономно использовать все ресурсы и т.п. В глобальном информационном пространстве такие факты неизбежно выходят наружу, что может полностью уничтожить компанию. Этика как правило принятого поведения. Безусловно, общество формирует ряд правил, определяющих поведение его членов. Такие правила могут базироваться на религии (библейские заповеди), на господствующей идеологии (пресловутый «кодекс строителей коммунизма»), на национальных обычаях (отношение к гостю на Кавказе), на кастовых или групповых правилах («кодекс чести джентельмена» в Англии) и т.п. Однако эти правила прису- щи поведению лишь части всего общества — иногда большей, иногда меньшей. Кроме того, они часто противоречат как друг другу, так и общепринятым нормам поведения (например, запрет на курение у староверов и широкое распространение табака среди остального населения). Нет никакого инструментария, заставляющего распространить эти нормы в принудительном порядке на все население. Подобные попытки кончаются провалом, например развал режима талибов в Афганистане. Однако существуют некие устоявшиеся или общепринятые поведенческие стереотипы, хотя они не все обязательно являются правильными или глубокоэтичными. Выражение «все так делают» еще сегодня узаконивает тот или иной способ действия. Среди менеджеров и политиков существует точка зрения, что если большинство людей предпочитает определенный способ деятельности, значит, он нормален независимо от того, что говорят эксперты. Молодой специалист, выбирая собственную линию поведения в организации, может опираться на то, как ведет себя его руководитель, каковы порядки и обычаи в организации в целом, или даже шире — в отрасли или регионе, но не на универсальные правила, единые в обществе (за исключением правил, закрепленных законодательно). Каждый молодой специалист испытывает давление со стороны окружающих и их поведения как доминанты для своего собственного. Как показывают исследования, результат парадоксален: большинство молодых специалистов соглашаются, что поведение окружающих не соответствует лучшим критериям и не может служить примером при оценке их собственного поведения. Но в то же время они подчеркивают, что поведение их руководителя и окружающих является причиной того, что сами они поступают не всегда этично. Вывод прост: поведение высшего управленческого персонала должно быть этичным и соответствующим действующим законам, ибо оно является примером для менеджеров среднего и нижнего уровня и всех работников организации. Недопущение цинизма в суждениях. Молодой специалист, стремящийся быть этичным, должен делать для людей и общества больше, чем ему диктует собственный экономический интерес, больше, чем определяют рамки закона, больше, чем ему диктуют национальные, религиозные, семейные принципы, больше, чем безоговорочно слушаться своего начальника. Он должен пропустить все это через фильтр своей субъективной оценки и сделать для себя выводы о том, что же является правильным. Проводя подобную оценку, этот специалист должен удержать себя от юношеского максимализма и цинизма. Многие люди часто используют применительно к отношениям с другими людьми сравнительно более слабую мотивацию и неэтичное поведение, чем ожидают от других по отношению к себе. Временами это может перерасти в цинизм. Так, у пришедшего на фирму молодого человека может сложиться впечатление, что в своих специальных вопросах он разбирается гораздо лучше, чем окружающие. И только со временем он понимает, что это не так. Молодой специалист проще, чем старый производственник, может пойти на финансовые приписки, использование в личных целях инструмента и имущества фирмы и т. п. Часто это делается под лозунгом «это не мое личное, и ничего плохого не будет, если я так сделаю». Иногда так поступают от недомыслия, не учитывая, как это может повлиять на карьеру. С возрастом и приобретением опыта работы с людьми это проходит. Человек начинает выказывать большую заинтересованность в результатах работы своего подразделения и организации в целом, понимая, что от этого зависит собственная репутация, доходы, карьера. Еще М.Вебер отмечал, что чем моложе человек, тем циничнее он судит о людях, чем он старше, тем больше оптимизма он высказывает относительно других. Цинизм поощряет неэтичное поведение, опираясь, например, на такую точку зрения, как «почему другим можно, а мне нельзя?». Те молодые специалисты, которые'действуют по принципу «все так делают», как правило, на практике убеждаются в обратном. Если же часть из них остается при начальных убеждениях, то это, как правило, разрушительно действует на их карьеру. Права и обязанности специалиста и его отношение к выполняемой работе. Решая для себя вопросы лояльности к организации и этичности того, что он делает, молодой специалист начинает задумываться о том, настолько ли этичны фундаментальные ценности его работы. Такая оценка бывает весьма болезненной для молодых специалистов, ибо, приходя в организацию, они вынуждены корректировать собственные ожидания. Насколько самостоятельна их работа? Какова предоставляемая им свобода действий? Каковы возможности достижения ими поставленных целей? Каким авторитетом пользуется занимаемая ими должность? Каковы их обязанности не только перед организацией, но и перед обществом? Результаты подобной оценки как положительные, так и отрицательные, могут оказать влияние на дальнейшую судьбу специалиста. Открытое недовольство деятельностью организации может заставить окружающих его сотрудников посчитать этого специалиста нелояльным к целям и методам организации и в дальнейшем сказаться на его карьере. Если же он смолчит о том, что ему не понравилось, и в дальнейшем будет подниматься по служебной лестнице, то на определенном этапе сможет изменить внут-риорганизационные порядки. Но насколько это будет этично? Да и со временем человек притирается к внутриорганизационным порядкам, и совсем необязательно, что он будет стремиться что-то менять. Человеческое общение обычно приводит к тому, что индивидуальные оценки сближаются и вырабатывается единая общеорганизационная оценка, единое понимание целей и задач организации, своих прав и обязанностей перед фирмой и т.д. Такая тенденция может принести пользу индивиду (в части становления его карьеры), но отнюдь не всегда является полезной для общества. Не существует какого-либо универсального способа поведения человека в подобной ситуации. Наверное, если разница в понимании целей и методов работы организации велика, то лучше уйти с этой работы. Таким же выходом может быть и переход в другое подразделение, в другой коллектив. Если же человек, несмотря на первоначальные отрицательные оценки, решает остаться в коллективе, то его задача сводится к тому, чтобы добиться баланса между обязанностями по отношению к организации и сохранением чувства независимости в суждениях. Такой подход, с одной стороны, позволяет работнику проявить себя в организации, а с другой — стать эффективным для организации специалистом. Контрольные вопросы 1. Назовите специфические черты процесса должностного перемещения и роста у молодых специалистов. 2. В чем сущность и причина стрессовых ситуаций у молодых специалистов? 3. Каково значение грамотного и тактичного наставника? 4. Какие рекомендации можно дать молодым специалистам по планированию карьеры и по реализации этих планов? 5. Что из необходимого профессионального багажа по определению отсутствует у молодого специалиста? Глава 19 СПЕЦИФИКА КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИН Цели изучения: • анализ причин специфики карьерных процессов у женщин-менеджеров; • рассмотрение организационных моментов подготовки женщин на управленческие должности; • изучение рекомендаций поведенческого характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.008 с.) |