Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная и трудовая занятость молодежи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изменение положения молодежи в материальном производстве является важным показателем ее социального развития и фактором экономической самостоятельности. За годы реформ занятость молодежи в данной сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране. Результаты исследований В.И. Чупрова показывают, что эта тенденция сохраняется. Если в 1999 г. трудом в материальном производстве было занято 44,2 %, то в 2002 г. – 41,4 %, что значительно меньше, чем в среднем среди занятого населения (62,3 %). Особенно пострадал государственный сектор производства, где занятость молодежи за эти годы сократилась почти в 1,5 раза. Начиная с 1994 г., темпы оттока молодежи из госсектора существенно замедлились и составили около 6 % в год. В 1999 г. ее занятость в госсекторе равнялась 46 % и до 2002 г. практически не изменилась. Приток же молодежи в материальное производство с другими формами собственности составил по отношению к 1994 г. 29,4 %.
Как отмечает исследователь молодежных проблем Ю.А. Зубок, оценка молодежью престижа работы в государственном секторе ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. В то же время две трети молодых людей продолжают трудиться на государственных предприятиях. Причины противоречия находятся в стремлении молодежи к стабильности, которая чаще всего связывается с государственными предприятиями. Но в условиях низкой заработной платы, угрозы банкротства предприятий и скрытой безработицы, назвать ситуацию благоприятной и стабильной нельзя. Социально-экономические условия расходятся с ожиданиями молодых людей, поэтому только 24 % респондентов предпочли бы работу в госсекторе, если бы имели возможность выбора. Безусловно, престижность работы в частном секторе связана с более высокой оплатой труда, что позволяет молодежи, занятой в частной сфере становиться референтной группой для остальных. Тем самым создается мощный мотивационный стимул не только для изменений в структуре молодежной занятости внутри сферы распределения, но и для перемещения молодежи из сферы материального производства в другие сектора экономики.
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % – другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). Таким образом, подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более 2 % молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями, около 10 % занимаются малым бизнесом.
Увеличилась доля молодежи в сфере распределения и обмена (банковская, посредническая деятельность, оказание услуг, торговля и др.). В 2002 году по данным исследований В.И. Чупрова в ней было занято 20,9 % молодежи. Данная молодежная группа является важным резервом расширенного воспроизводства среднего класса в структуре общества. Большая часть молодежи, занятая в сфере распределении и обмена, работает в негосударственном секторе экономики: около 80 % из них выполняют работу по найму; 7,1 % владеют собственным бизнесом с привлечением наемного труда; 8 % занимаются мелким предпринимательством; 4,5 % – индивидуальной трудовой деятельностью. О высоком образовательно-квалификационном статусе молодежи, занятой в этой сфере, можно судить по тому, что больше половины молодых людей имеют среднее специальное образование и каждый четвертый – незаконченное высшее и высшее образование. Три четверти (65,8 %) оценивают уровень своей квалификации выше среднего и 24,6 % – как высший.
Экономические отношения в современном постиндустриальном обществе меняют характер высококвалифицированного труда, который все в большей степени становится интеллектуальным, творческим, внутренне мотивированным. Растет роль социальных контактов, доверия между работником и работодателем, взаимной солидарности и поддержки, культуры межличностных взаимодействий. Исследования российских социологов показывают, что мировые тенденции возрастания роли постматериальных ценностей идут в разрез с усилением индивидуалистических ориентаций российской молодежи. Падает ценность труда, как не обеспечивающего материальное благополучие молодежи. Исследование, проведенное новосибирскими социологами среди 1600 выпускников школ, показало, что лишь 8 % из них считают добросовестный труд средством материального благополучия. Большинство же уверены, что добиться успеха можно лишь благодаря власти и должности (81 %), участию в криминальных структурах (59 %), хищениям и коррупции (50 %).
Серьезной проблемой остается сужение сферы использования квалифицированного труда и, как следствие, отток молодежи из бюджетной сферы и массовых профессий (учителя, врачи, инженеры). Более половины молодых работают не по специальности, 17,8 % не имеют возможности повысить квалификацию, 30,1 % увеличить реальную зарплату и 30,5 % продвинуться по службе, более 41 % респондентов хотели бы сменить профессию и получить вторую специальность. В то же время проявляется противоположная тенденция: молодежь, занятая в государственном секторе, по уровню социального и профессионального статуса находится в более выгодном положении, чем работающая в частном секторе. Выполняемая работа чаще соответствует приобретенной профессии, выше уровень квалификации и удовлетворенность профессией, что является важной предпосылкой стабильности социально-профессионального положения данной группы молодежи.
Противоречиво протекает и процесс интеграции молодежи в сферу индивидуальной предпринимательской деятельности. Все меньшее количество молодых людей хотели бы заниматься коммерцией, уличной торговлей, снизилось стремление молодых людей работать на совместном предприятии или иностранной фирме. Уменьшилась доля молодежи, желающей создать собственное дело. Результаты исследований свидетельствуют, что такая неотъемлемая характеристика молодости, как готовность не только к стремительным переменам, но и к риску, отмечена сегодня лишь у пятой части молодых россиян. Более 60 % молодых респондентов предпочитают надежность и спокойствие, около 67 % молодых людей, попробовавших себя в роли частного предпринимателя испытали разочарование. Вероятно, такая ситуация связана как с несовершенством законов, коррупцией власти, бюрократическими препонами, так и с неустойчивым процессом становления личности «рыночного типа», готовой напряженно трудиться, рисковать, быть оптимистичной и стойкой при неудачах, способной к непрерывному обучению и повышению квалификации, обладающей профессиональной гибкостью и мобильностью.
Важным фактором экономической самостоятельности молодежи является уровень ее материального положения. Статистические данные, представленные в докладе «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2002): свидетельствуют о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы. За период с 1999 года уровень зарплаты молодежи в материальным производстве вырос в среднем в 1,9 раза. Хотя в 2002 году произошло некоторое сокращение доли остро нуждающихся, тем не менее, суммарная численность молодых людей, испытывающих постоянно, часто или время от времени материальные затруднения, равна примерно 80 %. Почти каждый второй (40 %) молодой человек, оценивая уровень своей жизни, отвечает, что едва сводит концы с концами или что заработанных денег хватает только на питание и недорогую одежду. Доля нуждающейся молодежи остается стабильно высокой. Нарушение прав молодежи. Обратимся к особенностям правового регулирования труда беременных женщин, т.к. именно в названной категории можно найти больше всего нарушений.
В соответствии с ч. 5 ст. 64 ТК РФ по требованию любого лица, которому отказано в приеме на работу, в том числе по требованию беременной женщины, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке. Кроме того, при необоснованном отказе в приеме на работу беременной женщине должностное лицо, на которое возложена обязанность приема на работу, может быть привлечено к уголовной ответственности.
Трудовой договор с беременными женщинами в целях охраны их здоровья не может заключаться только в случаях, указанных в законодательстве. Например, нельзя принимать на работу беременных женщин для выполнения труда вахтовым методом.
Беременность и период лактации, невынашивание и аномалии плода в анализе у женщин, планирующих деторождение, являются общими противопоказаниями к допуску к контактам с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а так же к приему на работу.
Беременным женщинам может быть отказано в приеме на работу по совместительству, если при рассмотрении этого вопроса будет выявлено, что дополнительная работа может повлечь за собой последствия, которые отразятся на состояние их здоровья.
Испытание при приеме на работу, допускаемое по соглашению сторон в целях проверки соответствия работников поручаемой работе, для беременных женщин не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).
Беременных женщин в целях охраны их здоровья по прежнему запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 259 ТК РФ). Следовательно, отказ этих женщин от выполнения перечисленных работ не может рассматриваться как нарушение ими дисциплины труда.
При решении вопроса об освобождении беременных женщин от ночных работ необходимо учитывать, что названные категории женщин не могут привлекаться к работе в ночное время и в тех случаях, когда на ночное время приходится только часть рабочего времени, например в вечерних сменах, заканчивающихся позже 22 часов.
Сохраняется в ТК РФ и норма, позволяющая беременной женщине при необходимости работать неполное рабочее время. Так, согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по просьбе беременной женщины работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Традиционно беременным женщинам при наличии у них соответствующего медицинского заключения облегчались условия труда: снижались нормы выработки, нормы обслуживания, либо осуществлялся их перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка. При рассмотрении судами исковых требований женщин, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в период беременности, они восстанавливаются судом на работе независимо от того, было ли работодателю известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела. При увольнении беременных женщин в случае ликвидации организации оказание им помощи в подыскании подходящей работы и трудоустройстве осуществляется органами государственной службы занятости населения в соответствии с действующим законодательством. Трудоустройство женщин, у которых срок трудового договора истек в период беременности, срок трудового договора продляется по их заявлению до наступления права на отпуск по беременности и родам. Эта норма дает дополнительную гарантию женщинам в период беременности. Работодатель в связи с этой нормой не может уволить женщину лишь на том основании, что истек срок трудового договора. К сожалению, в суровой действительности нашей жизни беременные женщины вынуждены ездить в командировки, работать сверх нормы и т.д. для того, чтобы удержаться на рынке труда. Тем самым рискуя не только своим, но и здоровьем будущего ребенка. Нередки случаи увольнения беременных женщин, что является незаконным, но в силу не знания своих прав женщины зачастую не обращаются в суд. Намечается и такая тенденция, согласно которой при устройстве на работу приоритет отдается мужчине. В силу того, что женщина может забеременеть: ей придется оплачивать декретный отпуск, пособие, к тому же она будет нетрудоспособной некоторое время. И всё это притом, что согласно ТК РФ и мужчины и женщины имеют равные права при трудоустройстве. Но наша действительность оказывается намного суровей, чем прописано в законе. Что же касается остальных категорий молодых людей, то как уже было сказано выше гос.сектор не привлекает молодежь, а устраиваясь в частные фирмы и компании существует риск ущемления прав. Рабочий день может быть ненормированным, условия труда несоответствовать заявленным требованиям, заработная плата ниже уровня выполняемой работы, обман фирм однодневок подстерегает на каждом шагу и наиболее уязвимыми к их уловкам как раз и оказываются молодые люди, ищущие «легких» денег за короткие сроки. Раскрытие преступлений, связанных с фирмами-однодневками, к сожалению, на сегодняшний день остается на низком уровне. И молодые люди всё чаще попадают в эту сеть, выбраться из которой не поможет даже государство.
Охрана труда молодежи. Ситуация на молодежном рынке труда довольно сложная. Заметно повысился интерес к работе в свободное от учебы время у молодежи, в том числе и у несовершеннолетних подростков. Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Участие в труде 14 – 15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отличается у 16 – 17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18 – 20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21 – 24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремиться уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21 – 24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способности и возможности с реальными трудовыми достижениями. К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений. Законодатель выделил специальные нормы, регулирующие охрану труда молодежи. Трудовое законодательство учитывает психофизиологические особенности организма и характера несовершеннолетних. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием. Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден правительством РФ от 25 февраля 2000 г. № 162. Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе. Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет – 3 кг; 15 лет – 3 кг; 16 лет – 4 кг. Для девушек 14 лет – 2 кг; 15 лет – 2 кг; 16 лет – 3 кг; 17 лет – 3 кг. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: для юношей 1) постоянно более 2-х раз в час; 2) при чередовании с другой работой до 2-х раз в час. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Например: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижении возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. За исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Расторжение договора с работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нормы выработки устанавливаются пропорционально (для этих работников) сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников в возрасте до 18 лет поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными актами могут утверждаться простейшие нормы выработки. При повышенной оплате труда заработная плата работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд несовершеннолетних допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время на которое сокращается производительность их ежегодной работы. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяется Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
Глава 2. Образовательный уровень работающей молодежи. 2.1 Молодежь в сфере высшего образования. Важнейшая проблема современного высшего образования – его эффективность, доступность и качественность для различных социально-демографических групп молодежи. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Одним из показателей уровня образования является численность студентов высших и средних специальных учебных заведений России. В 2002 г. наблюдалась положительная тенденция этого показателя Численность учащейся молодежи возросла за период с 1998 по 2002 г. на 42,5 % и составила 7,2 млн человек (или 21,6 %) в возрасте от 15 до 29 лет. Более чем в 1,5 раза увеличилось количество студентов вузов (на 57,5 %). Численность учащихся средних специальных учебных заведений выросла на 19,8 %. По данным Центра социологии молодежи ИСПИ РАН в структуре потребностей молодежи образование стоит на втором месте. При этом молодые люди стали ниже оценивать собственные возможности при поступлении в учебные заведения. Хотя в 2002 году доступность платных форм образования, по оценкам респондентов, несколько возросла (с 9,6 % в 1999 г. до 12,7 % в 2002 г.), для большинства молодых людей они остаются за пределами возможностей. Для 42,4 % молодых людей получение платного образования связано с необходимостью отказывать себе во всем и для 44,8 % недоступно вовсе. Таким образом, ориентация на те слои населения, которые способны к оплате услуг в сфере образования, приводит к ограничению возможностей получения образования молодежью из низкодоходных групп населения. Данная тенденция приводит к дальнейшему социальному расслоению, которое проявляется на этапе жизненного старта молодежи, и получает дальнейшее закрепление в стратификации социальной структуры российского общества. Важный показатель качества социализации молодежи – равные или неравные шансы на получение высшего образования в зависимости от места жительства и типа школы. Исследователи выделили следующие основные тенденции. Возрастает доля абитуриентов в высшие учебные заведения из крупных мегаполисов. Среди выпускников средних учебных заведений они составляют 25 % и их шансы поступить в вуз втрое выше, чем у выпускников – жителей области. С одной стороны, их стартовые позиции более выгодны: теснее связь с семьей, решены вопросы с питанием и жильем, легче определиться с местом будущей работы и жительства. В то же время они оказываются менее динамичной и самостоятельной группой, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. Соотношение абитуриентов из разных городов (крупных, средних, малых) несколько меняется в пользу последних. Возможно, это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и отделений государственных и коммерческих вузов. Иногородним студентам учиться гораздо сложнее, но с учетом неравенства шансов, те из иногородних, которые успешно преодолевают трудности конкурсного отбора, нередко оказываются лучше подготовлены и более мотивированы к последующей учебе. Продолжается дальнейшее сокращение доли студентов – жителей сельской местности. Их шансы поступить в вуз по сравнению с выпускниками городов в 10–12 раз ниже. Сказывается реальный разрыв в уровне и качестве довузовской подготовки. Усиливающийся разрыв в шансах на получение высшего образования для молодежи из разных типов поселения в перспективе угрожает воспроизводству кадров молодых специалистов в области. Сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ и возрос выпускников специализированных классов и гимназий. Этому способствует возрастание удельного веса специализированных школ, гимназий, классов с углубленным изучением отдельных предметов. Между общеобразовательными и специализированными школами резко усиливается разрыв в качестве образования, что предопределяет разные шансы на получение высшего образования и будущей специальности. Выбор вуза – это не только выбор места учебы, но и важный этап жизненного и профессионального самоопределения молодого человека. Как показало наше исследование, поведенное среди студентов СПбГУ, поиск профессиональной идентичности молодых людей связан как с личностными усилиями, ценностно-мотивационным выбором, так и влиянием окружения и объективной ситуацией самоопределения. Так, выбор профессии, мотивированный непосредственным интересом к изучению общественного мнения различных социально-демографических групп населения, выражен только у 26,0 % студентов факультета. Только каждый четвертый студент поступал на факультет с осознанной целью – получить знания по выбранной специальности. Мотивация внешнего характера – по совету родителей и знакомых зафиксирована у каждого второго (44,0 %) студента. Велика доля студентов с «аморфной» или ситуативной мотивацией, связанной с неопределенностью жизненных планов, с невозможностью реализовать имеющиеся жизненные цели, с более легким достижением своих целей. Совокупная доля мотивов данной группы достигает 37,7 % («проще поступить по сравнению с другими факультетами» (21,7 %), «было все равно куда поступать» (6,6 %), «не смог(ла) поступить на другой факультет» (9,4 %). Статусная мотивация («просто нужен диплом о высшем образовании») зафиксирована у каждого пятого студента (20,6 %). Отмечены также мотивы коммуникационной и развлекательной направленности – «познакомиться с интересными людьми», «весело провести студенческие годы» (25,7 %). Интересен тот факт, что начиная с третьего курса студенты восполняют недостаток актуальных знаний учебой на других факультетах и в других учебных заведениях города. Дополнительно учится каждый пятый студент университета. Половина ответивших (47,4 %) изучает европейские языки на курсах филологического факультета, более 27 % учится в бизнес-школе при экономическом факультете, 10,3 % – получают специальность «юриспруденция», 8,6 % посещают Открытые курсы при Европейском университете, учатся на психологическом факультете и журфаке (по 7 % ответивших), а также получают образование на бухгалтерских курсах (7 %) и даже в музыкальной школе (3,4 %). Исследование показало, что студенты предъявляют высокие требования к личности преподавателя и учебному процессу (наличию инновационных форм обучения), к возможности получить практические умения и навыки по избранной специальности. Более половины опрошенных студентов к числу очень эффективных форм обучения отнесли активные формы обучения (тренинги, дискуссии, ролевые игры), что в среднем в четыре раза превышает аналогичные данные по лекционным и семинарским занятиям. Студентами выделены также пять наиболее важных умений и качеств преподавателя университета: профессионализм (71,7 %), преподавательское мастерство (39,8 %), понимание студента (19,5 %), коммуникабельность (19,4 %), объективность (18,9 %). Для студентов идеал преподавателя университета – профессиональный, компетентный специалист, умеющий четко формулировать требования к предмету, сочетающий теоретическую подготовку с активной практической деятельностью, умеющий заинтересовать в своем предмете, обладающий преподавательским талантом, ораторским мастерством, творческим потенциалом, понимающий студентов, умеющий сотрудничать и выстраивать партнерские отношения со студентами на основе уважения к личности, общительный и доброжелательный, объективный и справедливый, интеллектуальный и эрудированный, обладающий харизмой и яркой индивидуальностью, с чувством юмора, ответственный, дисциплинированный, интеллигентный. Интересно отметить, что к себе студенты предъявляют гораздо более низкие требования. Традиционно также невелик интерес студентов как к процессу обучения, так и к получаемым знаниям. Вместе с тем, современная рыночная ситуация требует от будущего специалиста социальной активности, ответственности, целеустремленности, настойчивости. Формирование в студентах социальных качеств и профессиональной компетентности является одной из важнейших задач высшего учебного заведения, но резкое ухудшение экономического положения вузов тормозит этот процесс. В государственных вузах вводятся различные элементы платного обучения, в учебном процессе используются устаревшие программы и методы обучения, в связи с низкой оплатой труда к учебному процессу невозможно привлечь успешных практиков, отсутствует связь с производствами и организациями, являющимися лидерами в своей области, стареют фонды библиотек и материально-техническая база научных лабораторий, снижается трудовая мотивация работающего в высшей школе профессорско-преподавательского состава.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.104.106 (0.019 с.) |