Социально-экономическое положение и жизненные приоритеты работающей молодежи в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое положение и жизненные приоритеты работающей молодежи в современной России.



СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Глава 1.Положение молодежи на рынке труда.

Демографическое положение молодежи.

Прежде чем говорить о социальном положении молодёжи на рынке труда, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные учёные считают, что возрастные границы периода молодости условны, и их можно определить интервалом от 13–14 лет до 29–30 лет. Однако молодость – не столько этап жизненного цикла, сколько определённый социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI в. в молодёжной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, чётко характеризуют положение российской молодёжи в обществе.

Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям. Главной причиной ухудшения здоровья молодёжи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия – некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений, плохая экология и др.

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся неустойчивы.

Безусловно, молодёжь как социальная группа имеет свои особенности. Они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодёжной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации проявляются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

На данный момент молодёжь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14–30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Первая – это молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, её представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Вторая категория – молодые люди 18–24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Третья, в возрасте от 25 до 30 лет, молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определённый опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведёт к тяжёлым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).

Нарушение прав молодежи.

Обратимся к особенностям правового регулирования труда беременных женщин, т.к. именно в названной категории можно найти больше всего нарушений.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 64 ТК РФ по требованию любого лица, которому отказано в приеме на работу, в том числе по требованию беременной женщины, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке. Кроме того, при необоснованном отказе в приеме на работу беременной женщине должностное лицо, на которое возложена обязанность приема на работу, может быть привлечено к уголовной ответственности.

 

Трудовой договор с беременными женщинами в целях охраны их здоровья не может заключаться только в случаях, указанных в законодательстве. Например, нельзя принимать на работу беременных женщин для выполнения труда вахтовым методом.

 

Беременность и период лактации, невынашивание и аномалии плода в анализе у женщин, планирующих деторождение, являются общими противопоказаниями к допуску к контактам с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а так же к приему на работу.

 

Беременным женщинам может быть отказано в приеме на работу по совместительству, если при рассмотрении этого вопроса будет выявлено, что дополнительная работа может повлечь за собой последствия, которые отразятся на состояние их здоровья.

 

Испытание при приеме на работу, допускаемое по соглашению сторон в целях проверки соответствия работников поручаемой работе, для беременных женщин не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).

 

Беременных женщин в целях охраны их здоровья по прежнему запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 259 ТК РФ). Следовательно, отказ этих женщин от выполнения перечисленных работ не может рассматриваться как нарушение ими дисциплины труда.

 

При решении вопроса об освобождении беременных женщин от ночных работ необходимо учитывать, что названные категории женщин не могут привлекаться к работе в ночное время и в тех случаях, когда на ночное время приходится только часть рабочего времени, например в вечерних сменах, заканчивающихся позже 22 часов.

 

Сохраняется в ТК РФ и норма, позволяющая беременной женщине при необходимости работать неполное рабочее время. Так, согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по просьбе беременной женщины работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

 

Традиционно беременным женщинам при наличии у них соответствующего медицинского заключения облегчались условия труда: снижались нормы выработки, нормы обслуживания, либо осуществлялся их перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка.

При рассмотрении судами исковых требований женщин, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в период беременности, они восстанавливаются судом на работе независимо от того, было ли работодателю известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела.

При увольнении беременных женщин в случае ликвидации организации оказание им помощи в подыскании подходящей работы и трудоустройстве осуществляется органами государственной службы занятости населения в соответствии с действующим законодательством. Трудоустройство женщин, у которых срок трудового договора истек в период беременности, срок трудового договора продляется по их заявлению до наступления права на отпуск по беременности и родам. Эта норма дает дополнительную гарантию женщинам в период беременности. Работодатель в связи с этой нормой не может уволить женщину лишь на том основании, что истек срок трудового договора.

К сожалению, в суровой действительности нашей жизни беременные женщины вынуждены ездить в командировки, работать сверх нормы и т.д. для того, чтобы удержаться на рынке труда. Тем самым рискуя не только своим, но и здоровьем будущего ребенка. Нередки случаи увольнения беременных женщин, что является незаконным, но в силу не знания своих прав женщины зачастую не обращаются в суд. Намечается и такая тенденция, согласно которой при устройстве на работу приоритет отдается мужчине. В силу того, что женщина может забеременеть: ей придется оплачивать декретный отпуск, пособие, к тому же она будет нетрудоспособной некоторое время. И всё это притом, что согласно ТК РФ и мужчины и женщины имеют равные права при трудоустройстве. Но наша действительность оказывается намного суровей, чем прописано в законе.

Что же касается остальных категорий молодых людей, то как уже было сказано выше гос.сектор не привлекает молодежь, а устраиваясь в частные фирмы и компании существует риск ущемления прав. Рабочий день может быть ненормированным, условия труда несоответствовать заявленным требованиям, заработная плата ниже уровня выполняемой работы, обман фирм однодневок подстерегает на каждом шагу и наиболее уязвимыми к их уловкам как раз и оказываются молодые люди, ищущие «легких» денег за короткие сроки. Раскрытие преступлений, связанных с фирмами-однодневками, к сожалению, на сегодняшний день остается на низком уровне. И молодые люди всё чаще попадают в эту сеть, выбраться из которой не поможет даже государство.

 

Охрана труда молодежи.

Ситуация на молодежном рынке труда довольно сложная. Заметно повысился интерес к работе в свободное от учебы время у молодежи, в том числе и у несовершеннолетних подростков.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

Участие в труде 14 – 15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отличается у 16 – 17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18 – 20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21 – 24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремиться уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

Именно в возрасте 21 – 24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способности и возможности с реальными трудовыми достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Законодатель выделил специальные нормы, регулирующие охрану труда молодежи. Трудовое законодательство учитывает психофизиологические особенности организма и характера несовершеннолетних. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием.

Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден правительством РФ от 25 февраля 2000 г. № 162. Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе. Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет – 3 кг; 15 лет – 3 кг; 16 лет – 4 кг. Для девушек 14 лет – 2 кг; 15 лет – 2 кг; 16 лет – 3 кг; 17 лет – 3 кг. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: для юношей 1) постоянно более 2-х раз в час; 2) при чередовании с другой работой до 2-х раз в час. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Например: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижении возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. За исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Расторжение договора с работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нормы выработки устанавливаются пропорционально (для этих работников) сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до 18 лет поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными актами могут утверждаться простейшие нормы выработки.

При повышенной оплате труда заработная плата работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд несовершеннолетних допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время на которое сокращается производительность их ежегодной работы. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяется Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

 

Глава 2. Образовательный уровень работающей молодежи.

2.1 Молодежь в сфере высшего образования.

Важнейшая проблема современного высшего образования – его эффективность, доступность и качественность для различных социально-демографических групп молодежи. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Одним из показателей уровня образования является численность студентов высших и средних специальных учебных заведений России. В 2002 г. наблюдалась положительная тенденция этого показателя

Численность учащейся молодежи возросла за период с 1998 по 2002 г. на 42,5 % и составила 7,2 млн человек (или 21,6 %) в возрасте от 15 до 29 лет. Более чем в 1,5 раза увеличилось количество студентов вузов (на 57,5 %). Численность учащихся средних специальных учебных заведений выросла на 19,8 %.

По данным Центра социологии молодежи ИСПИ РАН в структуре потребностей молодежи образование стоит на втором месте. При этом молодые люди стали ниже оценивать собственные возможности при поступлении в учебные заведения. Хотя в 2002 году доступность платных форм образования, по оценкам респондентов, несколько возросла (с 9,6 % в 1999 г. до 12,7 % в 2002 г.), для большинства молодых людей они остаются за пределами возможностей. Для 42,4 % молодых людей получение платного образования связано с необходимостью отказывать себе во всем и для 44,8 % недоступно вовсе. Таким образом, ориентация на те слои населения, которые способны к оплате услуг в сфере образования, приводит к ограничению возможностей получения образования молодежью из низкодоходных групп населения. Данная тенденция приводит к дальнейшему социальному расслоению, которое проявляется на этапе жизненного старта молодежи, и получает дальнейшее закрепление в стратификации социальной структуры российского общества.

Важный показатель качества социализации молодежи – равные или неравные шансы на получение высшего образования в зависимости от места жительства и типа школы. Исследователи выделили следующие основные тенденции.

Возрастает доля абитуриентов в высшие учебные заведения из крупных мегаполисов. Среди выпускников средних учебных заведений они составляют 25 % и их шансы поступить в вуз втрое выше, чем у выпускников – жителей области. С одной стороны, их стартовые позиции более выгодны: теснее связь с семьей, решены вопросы с питанием и жильем, легче определиться с местом будущей работы и жительства. В то же время они оказываются менее динамичной и самостоятельной группой, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи.

Соотношение абитуриентов из разных городов (крупных, средних, малых) несколько меняется в пользу последних. Возможно, это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и отделений государственных и коммерческих вузов. Иногородним студентам учиться гораздо сложнее, но с учетом неравенства шансов, те из иногородних, которые успешно преодолевают трудности конкурсного отбора, нередко оказываются лучше подготовлены и более мотивированы к последующей учебе.

Продолжается дальнейшее сокращение доли студентов – жителей сельской местности. Их шансы поступить в вуз по сравнению с выпускниками городов в 10–12 раз ниже. Сказывается реальный разрыв в уровне и качестве довузовской подготовки. Усиливающийся разрыв в шансах на получение высшего образования для молодежи из разных типов поселения в перспективе угрожает воспроизводству кадров молодых специалистов в области.

Сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ и возрос выпускников специализированных классов и гимназий. Этому способствует возрастание удельного веса специализированных школ, гимназий, классов с углубленным изучением отдельных предметов. Между общеобразовательными и специализированными школами резко усиливается разрыв в качестве образования, что предопределяет разные шансы на получение высшего образования и будущей специальности.

Выбор вуза – это не только выбор места учебы, но и важный этап жизненного и профессионального самоопределения молодого человека. Как показало наше исследование, поведенное среди студентов СПбГУ, поиск профессиональной идентичности молодых людей связан как с личностными усилиями, ценностно-мотивационным выбором, так и влиянием окружения и объективной ситуацией самоопределения. Так, выбор профессии, мотивированный непосредственным интересом к изучению общественного мнения различных социально-демографических групп населения, выражен только у 26,0 % студентов факультета. Только каждый четвертый студент поступал на факультет с осознанной целью – получить знания по выбранной специальности. Мотивация внешнего характера – по совету родителей и знакомых зафиксирована у каждого второго (44,0 %) студента. Велика доля студентов с «аморфной» или ситуативной мотивацией, связанной с неопределенностью жизненных планов, с невозможностью реализовать имеющиеся жизненные цели, с более легким достижением своих целей. Совокупная доля мотивов данной группы достигает 37,7 % («проще поступить по сравнению с другими факультетами» (21,7 %), «было все равно куда поступать» (6,6 %), «не смог(ла) поступить на другой факультет» (9,4 %). Статусная мотивация («просто нужен диплом о высшем образовании») зафиксирована у каждого пятого студента (20,6 %). Отмечены также мотивы коммуникационной и развлекательной направленности – «познакомиться с интересными людьми», «весело провести студенческие годы» (25,7 %).

Интересен тот факт, что начиная с третьего курса студенты восполняют недостаток актуальных знаний учебой на других факультетах и в других учебных заведениях города. Дополнительно учится каждый пятый студент университета. Половина ответивших (47,4 %) изучает европейские языки на курсах филологического факультета, более 27 % учится в бизнес-школе при экономическом факультете, 10,3 % – получают специальность «юриспруденция», 8,6 % посещают Открытые курсы при Европейском университете, учатся на психологическом факультете и журфаке (по 7 % ответивших), а также получают образование на бухгалтерских курсах (7 %) и даже в музыкальной школе (3,4 %).

Исследование показало, что студенты предъявляют высокие требования к личности преподавателя и учебному процессу (наличию инновационных форм обучения), к возможности получить практические умения и навыки по избранной специальности. Более половины опрошенных студентов к числу очень эффективных форм обучения отнесли активные формы обучения (тренинги, дискуссии, ролевые игры), что в среднем в четыре раза превышает аналогичные данные по лекционным и семинарским занятиям. Студентами выделены также пять наиболее важных умений и качеств преподавателя университета: профессионализм (71,7 %), преподавательское мастерство (39,8 %), понимание студента (19,5 %), коммуникабельность (19,4 %), объективность (18,9 %). Для студентов идеал преподавателя университета – профессиональный, компетентный специалист, умеющий четко формулировать требования к предмету, сочетающий теоретическую подготовку с активной практической деятельностью, умеющий заинтересовать в своем предмете, обладающий преподавательским талантом, ораторским мастерством, творческим потенциалом, понимающий студентов, умеющий сотрудничать и выстраивать партнерские отношения со студентами на основе уважения к личности, общительный и доброжелательный, объективный и справедливый, интеллектуальный и эрудированный, обладающий харизмой и яркой индивидуальностью, с чувством юмора, ответственный, дисциплинированный, интеллигентный.

Интересно отметить, что к себе студенты предъявляют гораздо более низкие требования. Традиционно также невелик интерес студентов как к процессу обучения, так и к получаемым знаниям.

Вместе с тем, современная рыночная ситуация требует от будущего специалиста социальной активности, ответственности, целеустремленности, настойчивости. Формирование в студентах социальных качеств и профессиональной компетентности является одной из важнейших задач высшего учебного заведения, но резкое ухудшение экономического положения вузов тормозит этот процесс. В государственных вузах вводятся различные элементы платного обучения, в учебном процессе используются устаревшие программы и методы обучения, в связи с низкой оплатой труда к учебному процессу невозможно привлечь успешных практиков, отсутствует связь с производствами и организациями, являющимися лидерами в своей области, стареют фонды библиотек и материально-техническая база научных лабораторий, снижается трудовая мотивация работающего в высшей школе профессорско-преподавательского состава.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.135 с.)