Динамика молодежной безработицы в 1992-2001 гг. (тыс. Чел. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика молодежной безработицы в 1992-2001 гг. (тыс. Чел. )



Годы Всего безработных Из них в возрасте, лет Всего безработных среди молодежи
до 20 20-24 25-29 абсолют­ное число в %
1992 октябрь           48,6
октябрь           43,4
октябрь           39,3
ноябрь           36,7
2000 ноябрь           38,2
2001 ноябрь           38,7

 

Высокий образовательный ценз не ограждает от безработицы. Безработица среди возрастной группы граждан моложе 21 года, из числа получивших профессиональное образование и профессию, существенно выросла и составляет 25-30%. Данная группа фактически выступает источником пополнения слоя специалистов с "нулевым статусом".

Основные изменения в структуре молодежной безработицы связаны с увеличением в ней доли молодых специалистов, имеющих профессиональное образование. До 50% выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования оказываются невостребованными. А именно у них весьма определенные социально-профессиональные представления и ожидания.

При исследовании Научно-методическим Центром по проблемам сельской молодежи характера занятости был сделан вывод, что молодежь на селе занята в основном трудоемким и малопривлекательным трудом. Так, по состоянию на 01.05.2000 г. в 50 субъектах Российской Федерации среди руководителей сельскохозяйственных организаций удельный вес лиц в возрасте до 30 лет составил лишь 1,9% (533 человек), на долю главных специалистов лиц до 30 лет приходится 6,7% (9921 чел), на долю специалистов – 12,4% (34417 чел.).

Как нестабильное может оцениваться и положение значительной части работающей молодежи. Более 2/3 получивших профессиональное образование молодых людей трудится не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом. Профессиональная деятельность многих из них осуществляется в неблагоприятных для здоровья и жизни условиях, в том числе с участием криминальных элементов. Отсутствие защищенности условий труда молодежи стало практически реальностью. Названные явления обосновывают необходимость принятия нормативных правовых актов по дополнительным гарантиям защиты трудовых прав начавшей трудиться молодежи.

Существенно меняется структура занятости молодежи на селе. В результате спада сельскохозяйственного производства увеличивается доля безработных молодых сельчан, причем непродуктивными оказываются попытки трудоустроиться в течение длительного времени, теряется квалификация, уверенность в себе. Следствием этого становится все большее распространение в сельской местности алкоголизма и сопровождающих его проявлений. Представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости" в части установления правового статуса сельских безработных, лиц, связанных с сезонной и временной работой, а также лиц, занятых в личных подсобных хозяйствах.

Сокращение доли работающей молодежи имеет весьма негативные последствия как для самой молодежи, так и для структуры рабочей силы в целом. Особую тревогу вызывает рост численности временно не работающих молодых людей. Среди них и те, кто не смог найти подходящую работу, и те, кто вообще не желает трудиться. Поиск и реализация адекватных форм работы с этой категорией молодежи выступает актуальной задачей государственной молодежной политики.

В молодежной среде значительно возрос удельный вес скрытой безработицы. При этом в 2001 году из всех молодых граждан, ищущих работу, 30% не могли ее найти более года. Причины этого явления, все более распространяющегося в России с начала 90-х годов, объясняются целым рядом факторов. И в первую очередь недостаточным вниманием органов государственной власти к управлению и регулированию сферы занятости, низкой эффективностью мер по обеспечению занятости молодых. При этом основную часть безработных составляет молодежь, не достигшая 25-летнего возраста, то есть получившая образование и профессию.

Можно выделить и некоторые особенности молодежной безработицы в России.

Во-первых, она возникла в результате прекращения финансирования ряда основных отраслей производства, преимущественного сокращения рабочих мест, обеспечивавших материальное производство и традиционно занимаемых молодыми.

Во-вторых, среди безработных третью часть составляет молодежь, не достигшая 25-летнего возраста (25-30%), то есть только получившая образование и профессию. В связи с ухудшением материального положения населения и понижением возраста первого трудоустройства подростки до 18 лет, по данным Минтруда России, составляют около 10% от общей численности безработной молодежи.

Среди безработных растет доля юношей и девушек, ни дня не проработавших по окончании школы или специального учебного заведения. В дореформенные времена перед выпускниками вузов и техникумов проблема трудоустройства по специальности вообще не стояла. А уже в октябре 1993 года направление на работу смогли получить только 54% специалистов, окончивших дневные отделения вузов, в следующем году - 53%, в 1997 - 47%, в 2000 - только двое из каждых пяти. Но реально на работу принималась лишь небольшая доля молодых специалистов, так как в связи с кризисом работодатели повсеместно лишились вакансий. Уже в 1996 году обозначилась тенденция хронической молодежной безработицы.

 

Таблица 26

 

Среднее время поиска работы безработными (месяцев)

  Всего по всем возрастам В том числе в возрасте, лет
до 20 20-24 25-29
октябрь 4,4 3,9 4,2 4,7
октябрь 7,4 5,7 6,9 7,5
октябрь 8,8 6,5 7,9 8,8
ноябрь 9,77 7,2 8,3 9,7
ноябрь 9,1 5,8 8,1 8,8
ноябрь 8,2 6,0 7,2 8,4

 

Налицо высокая продолжительность периода безработицы среди молодых. Это, по всей вероятности, следствие несовпадения профессиональных и материальных притязаний молодежи с конкретными предложениями рабочих мест и соответствующим им уровнем социальных благ. Длительная безработица среди молодежи имеет серьезные негативные последствия, ведет к деквалификации безработного, потере трудовых навыков, появлению неуверенности в себе, наносит большой моральный и психологический урон развитию личности. Наиболее тяжелые последствия, по мнению специалистов, влечет за собой безработица в течение 8 месяцев.

Это подтверждается и результатами социологических исследований. В разрезе разных поселений Европейской части России среднее время поиска работы в предкризисный период 1998 г. составляло у экономически активной молодежи до 11 месяцев. В наибольшей степени хронической безработицей в региональном разрезе охвачена сельская молодежь. Под ударом продолжительной безработицы находится молодежь преимущественно в том возрасте, когда наиболее интенсивно идут процессы социально-профессионального становления и молодые люди наиболее уязвимы для маргинализации.

Но положение и той части молодежи, которой повезло с трудоустройством, по-прежнему далеко от стабильного. Около 70% получивших профессиональное образование молодых людей трудится не по специальности. Около 60% заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе связана с криминалом, осуществляется в неблагоприятных, зачастую опасных психофизических условиях, без четкого ограничения рабочего времени.

В современных условиях требуется принятие эффективных мер, связанных с нарушением трудовых и социальных прав молодых работников, в первую очередь, на предприятиях частного сектора экономики. По данным опросов экспертов в сфере молодежных проблем, требования трудового законодательства по отношению к молодежи систематически нарушались, особенно в частном секторе.

 

Таблица 27

 

Выполнение молодежной части трудового законодательства РФ
предпринимателями (в % к ответам экспертов)

 

Тип предприятия Характер выполнения трудового законодательства Затруднились оценить
В основном Частично Не выполняют
Госпредприятия 21,8 35,5 25,8 16,9
Акционерные, кооперативные 8,9 26,6 26,6 37,9
Частные 6,5 20,2 42,7 30,6
Смешанные 5,6 26,6 28,2 39,5

 

Данные таблицы 27 объясняют факты нежелания большой части молодежи включаться в систематическую трудовую жизнь, следовать производственной дисциплине. Исследования показывают последовательный рост доли ориентированных не на труд, а на “умение делать деньги” посредством риска (15-20% опрошенных), путем конфликта (5-8%), с применением насилия (4-7%), путем нарушения общественных норм (4,4%).

Чрезвычайно актуальна проблема соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Масштабы, характер и типология их нарушений стабильно сохраняются на протяжении последнего десятилетия. Наиболее распространены нарушения, связанные с приемом на работу лиц моложе 21 года, не прошедших предварительный медицинский осмотр, с проведением испытаний при приеме на работу, с неустановленностью сокращенной продолжительности рабочего дня, с привлечением несовершеннолетних к ночным и внеурочным работам, с нарушением норм техники безопасности, с использованием их труда на запрещенных для них тяжелых работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию.

Снижение возраста начала трудовой деятельности, фактическое непризнание, несмотря на нормы российского законодательства, за 16-17-летними статуса безработных ведет к правовой незащищенности этой категории.

В этих условиях особую актуальность приобретает инициирование на федеральном и региональном уровнях ряда целевых программ, связанных с обеспечением временной, вторичной и постоянной занятости молодежи, с расширением сферы деятельности молодежных бирж труда, бизнес-инкубаторов и других учреждений в области профессиональной ориентации и подготовки молодежи, обеспечения вторичной занятости - подработок молодых граждан, организации общественных и временных работ молодежи, с формированием нормативно-правовой базы, гарантирующей создание дополнительных возможностей для решения обозначенных задач.

Не включенные ни в какие формы занятости, кроме досуга, представляя часто неполные или малообеспеченные семьи, характеризующиеся различными формами социальной девиации, самые молодые безработные попадают в "сети" криминальных структур. Крайне негативным следствием такого положения дел становится снижение у младшей группы молодежи ориентации на труд как важнейшей жизненной ценности, смещение отношения к труду как способу "делать деньги", в том числе и путем нарушения общественных норм. Несовершеннолетние из этого слоя постоянно находятся в ситуации неопределенности жизненного старта, социального риска и представляют тем самым серьезную угрозу стабильности общества.

Особого внимания требует решение вопросов, связанных с совершенствованием нормативной базы социально-правовой защиты молодых тружеников на предприятиях различных форм собственности.

 

 

5.4. Трудовые приоритеты, потребительские ориентации и проблемы социальной мобильности молодежи

Структурные преобразования в сфере производства, кризис его государственного сектора обусловили активность перераспределения молодежи в финансово-банковские структуры, в сферы посреднической деятельности, оказания услуг, сервиса, охраны, торговли, материально-технического снабжения и сбыта. За первую половину девяностых годов доля молодежи в этих областях возросла почти в 10 раз. В 2000-2001 годах в них занято почти 18% молодежи и тенденция роста, хотя и замедленными темпами, сохраняется.

Как можно оценить эту тенденцию? С одной стороны – положительно, поскольку расширяются формы занятости молодежи, причем преимущественно в негосударственном секторе. Это основной источник расширенного воспроизводства среднего класса в структуре общества. В развитых странах удельный вес молодежи в перечисленных сферах существенно выше. С другой стороны, стихийное развитие сферы услугпривлекло в нее самые разные категории молодежи и, прежде всего, тех, кто не сумел утвердиться в других областях. Подавляющее большинство из них и здесь заняли маргинальные позиции.

Отмеченный рост происходит за счет оттока молодежи из сферы материального производства, а потому вряд ли может быть в целом оценен как позитивный. Подобная тенденция ведет к гипертрофии распределительных отношений в ущерб социальным отношениям в производственной деятельности, а в молодежной среде - к распространению криминальных проявлений (рэкет, вымогательство, мошенничество).

Описанная ситуация имеет двойственный характер. С одной стороны, расширяется свобода выбора и усиливается индивидуализация, характерная для современного типа отношений, с другой - ослабляются силы коллективного контроля, разрушаются моральные основания отношений, без которых немыслима модернизация общества. Наибольшего противоречия эта ситуация достигла в сфере распределения, потребления и обмена.

Надежды на саморегулирование рынка в перераспределении молодежи между сферами производства пока не оправдываются по причине его несоответствия современному типу воспроизводства, для которого характерно возобновление не только экономических, но и этических механизмов регулирования. В России каждый второй молодой человек, причастный к бизнесу, признает, что вынужден нарушать закон. Молодежь фактически включена не в отношения распределения и обмена, которые должны быть мерой индивидуального вклада в совокупный общественный продукт, а в процесс, имеющий следствием воспроизводство у молодежи в ходе социального становления неверной мотивации. Распределение и обмен стали сферами повышенного риска.

Несмотря на то, что оценки возможностей самореализации молодыми людьми в сфере распределения выше, чем в материальном производстве, высокими их назвать нельзя. Даже среди молодых предпринимателей велика доля тех, кто не видит реальных путей решения своих жизненно важных проблем.

В этих условиях необходимость поддержки молодых предпринимателей, по существу осваивающих новую для россиян культуру производительной деятельности, становится приоритетной задачей в реализации государственной молодежной политики.

По данным Госкомстата России, в 2001 году в структуре занятого населения свыше 500 тысяч человек составляли молодые предприниматели, и проблема формирования у молодых побудительных мотивов прихода в предпринимательство, обретения независимости и свободы, возможностей активной профессиональной карьеры, воспитания ответственности и работоспособности в новых экономических условиях приобретает особую остроту.

В одном из исследований по обозначенным проблемам в 2000 году было изучено отношение учащихся и работающих молодых москвичей к самостоятельной предпринимательской деятельности. Оно позволило установить следующее.

1. Основными побудительными мотивами к занятию предпринимательством выступают как высокая степень неудовлетворенности своим материальным положением, так и наличие доходов существенно выше среднего уровня.

2. В качестве основных черт, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, молодые москвичи выделили профессионализм, коммуникабельность и волю.

3. Основные жизненные цели, которые преследуют потенциальные молодые предприниматели, – материальное благополучие, семейное счастье и возможность получения полноценного образования.

Вместе с тем, молодые люди осознают свою меру ответственности и чувствуют степень риска и опасности, которые будут их сопровождать. В установках будущих предпринимателей менее всего присутствует осознание той пользы, которую они принесут стране.

Даже эти данные выборочного исследования аргументируют потребность системного и неотложного решения значительного комплекса проблем, связанных с подготовкой молодых россиян к активному включению в предпринимательскую деятельность.

При определении приоритетных направлений в краткосрочной перспективе необходимо содействие самозанятости, расширение мер поддержки притока молодежи в сферу малого и среднего предпринимательства, создание банка данных открытой коммерческой информации, максимальное использование невостребованного технопарка предприятий путем его временной или постоянной передачи в аренду молодым предпринимателям на льготных условиях.

Решение задачи поддержки молодежи в процессе ее вхождения в цивилизованное предпринимательство предполагает преодоление таких трудностей, как высокие налоги, несовершенство нормативной правовой базы, неблагоприятная экономическая обстановка, сложный предпринимательский климат в России, нестабильность, инфляция и другое.

К 2001 году во многих субъектах РФ уже была сформирована нормативная база по данной проблеме (в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Коми, Татарстан, Мордовия, Тыва, Хакасия, Чувашской, Удмуртской республиках, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской областях и в других регионах).

Базовой нормой, согласно законодательным актам, признается правовое регулирование молодежного предпринимательства, реализация целевых программ в обозначенной сфере, поддержка молодежных общественных объединений, содействующих обеспечению занятости молодежи.

Системное и результативное решение задач возможно при концептуально обоснованном подходе к установлению взаимодействия органов власти на федеральном и региональном уровнях в решении задач адаптации молодежи к рыночным отношениям, в создании инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Пополнение среднего класса в стране за счет молодежи может быть позитивным при активной реализации позиции социального партнерства, при интенсивном стимулировании молодежной предпринимательской деятельности в производственной, научно-технической, инновационной сферах, в сфере оказания услуг населению. В свою очередь, это возможно при обогащении социального статуса молодых, то есть признании их самостоятельными субъектами деятельности в обозначенных сферах.

Именно в этом контексте требуется внесение корректив в регулирование занятости молодежи в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности, в формирование потребительских ориентаций, как уникального и интегрального показателя потребностей молодых граждан.

Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования позволили выявить зависимость содержания потребительских ориентаций молодежи от характера ее включенности и мобильности в сферах производственной и непроизводственной (распределение, потребление, обмена) деятельности.

В структуре потребительских интересов молодежи четко просматриваются три типа ориентаций. Первый тип включает в себя основные черты потребительских ориентаций среднестатистического жителя России. Они направлены на удовлетворение первоочередных потребностей молодых людей в продуктах питания, в одежде, в жилье (включая его обустройство) и могут быть охарактеризованы как ориентация на выживание. Такая ориентация характерна для большинства (от 60% до 75%) молодых россиян, особенно на этапе жизненного старта.

Второй тип можно отнести к потребительской идеологии среднего класса с некоторой степенью условности. Он отражает ориентацию молодых людей на относительно стабильный и обеспеченный образ жизни по российским стандартам: наличие аудио и видеоаппаратуры, собственной библиотеки, машины, получения для себя и своих детей элитарного образования. К этому типу потребительских интересов можно отнести около четверти молодых россиян. После августа 1998 года произошли заметные изменения. Понизился ранг тех потребностей, которые связаны с приобретением, включая аппаратуру, библиотеку, машину, и повысилась актуальность изыскания средств на учебу.

Третий тип ориентаций также можно отнести к стандартам среднего класса. Однако в России вложение средств в собственное дело, приобретение или строительство дачи, обустройство садового участка и приусадебного хозяйства доступно немногим. Подобные потребности правомерно выделить в особый тип потребительских ориентаций, рассчитанных на перспективу. Их структура мало изменилась за прошедшие два года.

Потребительские ориентации российской молодежи по уровню развития сильно отличаются от стандартов потребления, характерных для современных обществ. В них доминируют ориентации, направленные на удовлетворение самых элементарных потребностей выживания. Идентификации подавляющего большинства молодых людей в сфере потребления отстают от уровня потребительского сознания, присущего среднему классу, что не может не сказываться на его воспроизводстве. В структуре сознания той части молодежи, которая приближается к стандартам потребления среднего класса, присутствует некая неустойчивость, отсутствие должной ориентации на перспективу, стремления целенаправленно выстраивать собственную жизнь.

Потребительские ориентации молодежи, низко и высоко оценивающей свои потребности в труде, мало различаются по структуре. Лишь необходимость найти деньги на учебу, свою или своих детей, оказывается более актуальной у молодых людей с высоким уровнем потребности в труде. По остальным позициям они полностью совпадают с общим распределением потребностей молодежи, что свидетельствует об отсутствии значимой связи потребительских ориентаций с трудом.

Модели потребления молодежи с низким и высоким уровнем материального положения сильно различаются. У малообеспеченных молодых людей на первое место выдвигается проблема поиска денег на учебу, которая для них оказывается даже актуальнее, чем потребности в приобретении продуктов питания.

Следующую позицию в наборе первоочередных потребностей российской молодежи в одежде, в жилье и в его обустройстве занимает приобретение лекарств и такое характерное для молодежной субкультуры увлечение, как аудио и видеоаппаратура.

Другая по конструкции модель потребительских интересов у материально обеспеченной части молодежи. Она больше приближается к стандартам потребления среднего класса. На первостепенных позициях представлены более долгосрочные интересы: одежда, покупка и ремонт жилья, вложение средств в бизнес, приобретение престижной машины.

В сельском типе потребления молодежи более определенно прослеживается прагматическая ориентация на выживание. Вместе с тем, специфически сельские потребительские интересы, связанные с садоводством и обустройством приусадебного хозяйства, занимают в нем самые низкие позиции. Можно предположить, что молодежь изначально ориентирована на миграцию в город, и в этом противоречие между необходимостью жить и работать в деревне и общей системой потребительских ориентаций, характерных для современной российской молодежи. В условиях малого города возрастают тенденции воспроизводства молодым поколением нижнего слоя среднего класса, а в крупных городах - верхнего слоя.

Выборочные исследования, проведенные в 2000-2001 гг., полностью подтверждают обозначенную тенденцию.

На данном этапе развития российского общества доминирует тенденция воспроизводства молодым поколением преимущественно первичных потребностей, занимающих нижние уровни в диспозиционной структуре личности. Они составляют устойчивое ядро потребительских интересов всех групп молодежи, хотя и наполняются разным содержанием в зависимости от материальных условий жизни.

По данным исследований, может быть отмечен опережающий рост потребностей по сравнению с ростом уровня жизни молодежи. Среди ее значительной части доминируют первичные, элементарные потребности. Они не согласуются с необходимостью стимулирования социальной мобильности молодых. Их содержание не совпадает с международными стандартами качества жизни, не способствует формированию позитивных жизненных стратегий, а значит, реализации молодежи как стратегического ресурса во всех сферах общественного развития.

Определенные положительные тенденции, наметившиеся в отношении молодежи к труду, в росте ее профессионального уровня и мобильности в общественном производстве, являются важным условием наращивания социально-экономического потенциала молодых граждан в общественном воспроизводстве. Это может стать позитивным механизмом замедления оттока молодежи из материального производства в сферы распределения и обмена, одновременно повышения ее статуса, улучшения ее материального положения, роста культурных и духовных потребностей, снижения уровня социальной напряженности в молодежной среде.

Преодоление названных выше противоречий предполагает активизацию государственной молодежной политики на принятие мер по выравниванию шансов жизненного старта молодых людей – выходцев из различных социальных слоев, на расширение возможностей профессионального выбора и социального самоопределения, самореализации молодежи в различных сферах материального и духовного производства, сокращение расслоения по уровню оплаты труда молодых, сокращение нетрудовых доходов, укрепление связи потребления с трудом, соединение результатов труда с материальным положением и с потребительскими ожиданиями молодых людей, повышение гуманистической сущности потребления.


 

РАЗДЕЛ 6.
Жизненные стратегии и особенности духовного мира молодежи

 

Демократические процессы, развитие рыночных отношений, многопартийность в обществе, низкий уровень финансирования сферы образования, науки, культуры, напряженность межнациональных конфликтов определяли социальную ситуацию в стране. Социально-профессиональный статус молодежи, ее материальное положение и уровень жизни существенно влияют на формирование ее духовного мира, жизненных стратегий

Без прочной опоры на социальные и групповые ценности, существующие в коллективных представлениях людей, молодежи трудно обрести личностный смысл своего существования, определить цели, рассчитанные на ближайшую и отдаленные перспективы, выбрать адекватные действия в направлении этих целей.

Эффективность поиска ориентиров, которые могут составить основу самосознания молодого человека, зависит как от него самого, так и от конкретной жизненной ситуации.

 

6.1. Особенности ценностных ориентаций молодежи

 

По данным общероссийских опросов общественного мнения молодежи, проведенных в 2000-2001 гг. НИИ комплексных социальных исследований Санкт–Петербургского госуниверситета, большинство молодых людей при ответе на вопрос: "К какому типу поколений относится, на ваш взгляд, современная молодежь и Вы лично?",- оценили свое поколение как "равнодушное".

Таблица 28

 

№ п/п Тип поколения Оценка молодежи (%) Я сам (%)
  Надежд 16,8 38,6
  Романтическое 3,2 21,3
  Потерянное 17,3 4,5
  Равнодушное 33,6 7,7
  Циничное 19,3 5,4
  Прагматичное 19,7 16,8
  Отчаявшееся 6,0 4,2
  Скептическое 6,6 10,0
  Протестующее 11,8 9,5
  "Новейших русских" 9,1 2,7

 

Таблица 29

В системе основных жизненных ценностей ими выделены (в %):

любовь 44,2
семья 39,9
здоровье 34,6
работа 28,4
творчество 22,6
дети 14,4
уважение окружающих 13,5

 

С названными ценностями в определенной мере согласуется и оценка меры комфортности в современном обществе (в %).

Таблица 30

нуждаюсь в социальной защите 57,8
ощущаю себя комфортно 46,5
постоянно конфликтую с окружающими  
чувствую себя никому не нужным 6,8
другие ответы 6,7

 

Весьма объективно даны участниками опроса и оценки качеств своего поколения. Отвечая на вопрос: "Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи?" - они отметили следующие качества: независимость суждений – 59,3%; самостоятельность поступков – 41,7%; вера в будущее – 40,2%; прагматизм – 38,7%; образованность – 19,1%; патриотизм – 10,3%; гражданственность – 7,43%; духовность – 6,4%; способность к самопожертвованию – 3,9%.

Современные юноши и девушки выбирают в окружающем социуме рациональную тактику и стратегию поведения и общения. Более половины выбирает стандарт двойного поведения - одно жесткое, для деловых отношений, другое доброе, для близких себе людей (59,2%). Около трети считают, что лучше остаться простым человеком, поскольку в нашем мире нельзя добиться успеха, не искалечив себя (28,0%). Более 10% выбирает для себя линию поведения "волка-одиночки". Общая мотивация поведения современной молодежи вполне соответствует ее адекватному восприятию окружающего мира и соотношению понятий добра и зла. Молодежь в силу своих возрастных особенностей относит себя к наиболее привлекательной и престижной группе общества, она выступает не только как социальная группа, сохраняющая преемственность, но и как "генератор новых идей".

Несмотря на относительно сформированную регуляцию собственного поведения, современной молодежи свойственна довольно высокая личностная тревожность. На вопрос: "Испытываете ли Вы страх, беспокойство за свое будущее?" - от молодых людей были получены ответы: "часто" – 19,4%, "время от времени" – 60,1%, "не испытываю" – 20,5%. В неблагоприятных жизненных ситуациях она может быть фактором ее низкой социально-психологической адаптации к социуму.

 

Обобщение серии исследований НИИКСИ Санкт-Петербургского университета, проведенных в последнее десятилетие, свидетельствует о том, что у молодого поколения меняется направленность ценностных, жизненных ориентаций от социальной к индивидуальной. Проведенные исследования показали, что молодые люди, особенно высоко ценящие собственное достоинство, более склонны ориентироваться на образованного человека, профессионала, бизнесмена и вообще человека, "умеющего жить". Те же из них, кто тонко чувствует и высоко ценит национальное достоинство, оказались более ориентированными на тип образованного человека профессионала, на человека, "живущего судьбами своей страны", и гораздо меньше – на тип бизнесмена. Однако у большинства молодых людей в настоящее время на первом месте стоит проблема "выживания", окончания учебы и поиска работы. Можно определенно утверждать, что у молодежи уже начинает проявляться определенная основа нового гражданского самосознания, сочетающая необходимость соблюдения прав и законов государства с подлинно демократическими свободами личности, лишенными любых крайностей.

В то же время следует отметить, что мотивация деловой активности молодежи из финансово-экономической элиты отличается от общей тенденции и несет в себе в основном ориентацию на престижность, высокий уровень материального благосостояния, наличие капитала, статусные характеристики, профессионализм, известность в соответствующих кругах. При этом в их мотивации слабо проявляются такие существенные показатели, как гражданственность и патриотизм, характер и степень влияния их деятельности на экономическое развитие регионов и страны, благосостояние народа.

В интересах настоящего и будущего для общества существенное значение имеют жизненные планы молодежи.

Материалы выборочных исследований проблем молодежи (Белгородская область) позволили подтвердить сложную динамику перемен в их формировании. В активную взрослую жизнь вступают люди, характеризующиеся иным, нежели "взрослые" поколения, видением жизни, отношением к окружающим и обществу в целом. Это проявляется в специфике молодежных ценностей и жизненных установок. На первый план выдвигаются ценности индивидуалистического характера, связанные с практическим успехом и достижением личного благополучия.

 

Таблица 31

Ценности достижения личного благополучия (в %)

 

1. Деньги 35,3
2. Образование, профессия 31,4
3. Получить от жизни побольше удовольствий 20,7
4. Деловая карьера 19,6
5. Любовь 11,6
6. Секс 8,3
7. Мир (чтобы не было войны) 7,8
8. Семья 7,5
9. Действия ради будущего России 4,5
10. Идеалы, вера 2,7

 

Приоритеты своих личных целей молодые люди определяют следующим образом (в %):

Таблица 32

1. Семейное счастье 69,4
2. Сделать карьеру 48,9
3. Богатство 34,1
4. Быть свободным и независимым в своих решениях и поступках 28,8
5. Иметь возможность реализовать свой талант и способности 27,2
6. Стать квалифицированным специалистом 25,0
7. Принести пользу человечеству и своей стране 15,6
8. Покой и возможность ни во что не вмешиваться 7,5
9. Власть 5,4
10. Слава 2,8

 

Полученные данные позволяют сделать ряд выводов о типичных проявлениях общественного сознания молодежи.

1. Молодые люди сегодня достаточно четко осознают факт социальной дифференциации в молодежной среде, наличие групп с различными, нередко противоположными интересами, ценностями и жизненными ориентирами. Молодой человек как бы разделяет себя и окружающих.

2. Молодые люди ценят значение счастливой семейной жизни, но проявляется это в основном в применении к себе, то есть в индивидуальном плане.

3. Молодежь устойчиво рационально ориентируется на богатство и деловую карьеру. Возможность их достижения связывается с получением хорошего профессионального образования и наличием условий для самореализации.

4. В оценке молодых людей стабильной остается значимость такой ценности, как свобода. Она воспринимается ими как должное.

5. Коллективные ценности все чаще отходят на второй план. Молодые люди значительно меньше думают об интересах страны и общества.

6. Абсолютное большинство молодых людей по-прежнему не имеют идеалов и веры или склонны так считать.

7. Следует отметить относительную стабильность жизненных ценностных установок молодых людей. При отдельных изменениях в структуре ценностей за 3-4 прошедших года каких-либо принципиальных изменений умонастроений молодежи не произошло.

Жизненная стратегия большинства молодых граждан конструируется с учетом обозначенных особенностей. В повседневном проявлении она чаще проявляется ситуативно и противоречиво.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.096 с.)