Родившиеся живыми по возрасту матери 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родившиеся живыми по возрасту матери



УДК 37.01

ББК 66.75

П 52

 

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. – 303 с.

 

Редакционная коллегия:

Проф. Камалдинова Э.Ш., проф. Родионов В.А. (МГСА) (ответственные редакторы); Коврижных Ю.В., Куприянова Г.В. (Минобразование России).

 

Государственный доклад содержит основные показатели положения российской молодежи и меры по реализации государственной молодежной политики за 2000-2001 годы.

 

ISBN 5-85085-779-6

 

© Министерство образования Российской Федерации, 2002

© Московская гуманитарно-социальная академия, 2002

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5

Часть 1. МОЛОДЕЖЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ................................ 9

РАЗДЕЛ 1. Особенности демографической ситуации..................................... 9

1.1. Основные тенденции развития демографического
потенциала общества....................................................................................... 9

1.2. Демографическое поведение молодежи..................................................... 14

1.3. Социальное становление молодой семьи.................................................... 19

РАЗДЕЛ 2. Состояние здоровья молодежи........................................................ 23

2.1. Основные показатели здоровья молодежи................................................ 23

2.2. Болезни, передаваемые половым путем: негативные
последствия распространения в молодежной среде.............................. 27

2.3. Потребление психоактивных веществ:
проблемы противодействия и профилактики.......................................... 32

РАЗДЕЛ 3. Правонарушения и преступность в молодежной среде.......... 40

РАЗДЕЛ 4. Молодежь в системе образования.................................................. 47

4.1. Модернизация системы образования как общенациональная задача 47

4.2. Молодежь в системе общего образования................................................ 48

4.3. Положение молодежи в системе профессионального образования... 52

4.4. Отношение учащихся к продолжению образования
и выбору профессии......................................................................................... 60

РАЗДЕЛ 5. Социально-экономическое положение и проблемы социальной мобильности молодежи....................................................................................................................... 66

5.1. Материальное положение молодежи......................................................... 66

5.2. Дифференциация молодежи по уровню благосостояния....................... 67

5.3. Занятость молодежи и молодежная безработица:
состояние и структура.................................................................................. 69

5.4. Трудовые приоритеты, потребительские ориентации и проблемы социальной мобильности молодежи.................................................................................. 77

РАЗДЕЛ 6. Жизненные стратегии и особенности духовного мира
молодежи....................................................................................................................... 84

6.1. Особенности ценностных ориентаций молодежи.................................. 84

6.2. Предпочтения молодежи в сфере культуры и искусства..................... 92

6.3 Средства массовой информации и информационные потребности молодежи 96

6.4 Роль и место религии в мировосприятии российской молодежи....... 102

РАЗДЕЛ 7. Особенности самореализации молодежи в сфере политики 106

7.1. Особенности гражданской позиции современной молодежи............ 106

7.2. Особенности этнической самоидентификации молодежи................ 110

7.3. Политическая активность современной молодежи............................. 117

РАЗДЕЛ 8. Социальные проблемы отдельных групп молодежи............ 126

8.1. Социальные проблемы молодежи в Вооруженных Силах
Российской Федерации................................................................................. 126

8.2. Положение молодежи в органах внутренних дел
Российской Федерации................................................................................. 132

8.3. Проблемы молодежи села............................................................................ 135

8.4. Социальные проблемы студенчества....................................................... 140

8.5. Положение молодых ученых........................................................................ 144

Часть II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ.............................................................................................. 149

РАЗДЕЛ 1. Международная практика и мировые тенденции в сфере молодежной политики........................................................................................................................................ 149

РАЗДЕЛ 2. Деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики............................................................................................ 169

2.1. Нормативная правовая база государственной молодежной
политики........................................................................................................... 169

2.2. Структура и полномочия органов управления государственной
молодежной политикой................................................................................ 173

2.3. Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Развитие массового молодежного спорта 175

2.4. Содействие занятости и предпринимательству молодежи............. 178

2.5. Развитие научного, художественного творчества молодежи, системы детского, молодежного и семейного отдыха............................................................ 179

2.6. Научное и информационное обеспечение государственной
молодежной политики.................................................................................. 189

2.7. Кадровое обеспечение государственной молодежной
политики.......................................................................................................... 192

РАЗДЕЛ 3. Решение жилищных проблем молодежи: задачи
и программные меры.............................................................................................. 199

3.1. Основные задачи решения проблем жилья для молодежи................... 199

3.2. Программные меры решения жилищных проблем в реализации государственной молодежной политики.................................................................................. 200

РАЗДЕЛ 4. Практика реализации государственной молодежной политики
в субъектах Российской Федерации................................................................. 206

4.1. Развитие нормативной правовой базы реализации государственной
молодежной политики в субъектах Российской Федерации.............. 206

4.2. Формирование и развитие системы социального
обслуживания молодежи............................................................................. 216

4.3. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи................... 223

4.4. Содействие занятости молодежи............................................................ 225

4.5. Организация отдыха и оздоровления молодежи................................... 227

4.6. Региональный опыт развития творчества молодежи......................... 229

РАЗДЕЛ 5. Участие молодежных и детских общественных объединений в реализации государственной молодежной политики......................................................... 231

5.1. Состояние молодежного и детского движения
в современной России.................................................................................... 231

5.2. Формирование новых подходов к развитию молодежного и детского
движения.......................................................................................................... 247

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА И РЕКОМЕНДАЦИИ.................. 254

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА............................. 290

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российское общество в последние 10-15 лет пережило глубокие экономические и политические трансформации, коренным образом изменившие уклад жизни и менталитет российского населения. Люди разных возрастных групп столкнулись с новыми реалиями.

Российская молодежь начала ХХI века, усваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, имеет дело с неоднозначным и противоречивым по результатам опытом их внедрения в современную практику.

Россия пытается прочно и всесторонне интегрироваться в процессы мирового развития. Это породило много проблем, которые необходимо осмысливать и учитывать во внутренней и внешней политике, в определении перспектив общественного и государственного развития, в формировании и социальном становлении молодого поколения россиян.

Многие проблемы молодежи оказались на обочине государственных интересов, не стали предметом специального внимания и их неотложного решения социальными институтами общества.

Молодежь, в первую очередь, должна освоить новую планетарную этику, новую систему ценностей и научиться жить на их основе.

В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить главной цели – процветанию великой России. В докладах Правительству Российской Федерации о положении молодежи анализировались происходящие в этой сфере процессы, излагались выводы и предложения.

Представленный материал подготовлен с учетом содержания предыдущих докладов. Основные тенденции, сложившиеся в начале 90-х годов ХХ века, проявляются и сейчас. Однако новые факторы, определяющие развитие государства, учет их воздействия на положение молодежи и реализацию государственной молодежной политики, определяют соотношение содержания данного доклада с пятью предыдущими.

Повышение эффективности государственной молодежной политики является необходимым элементом внутренней и внешней политики России на пути ее превращения в сильное и конкурентоспособное государство.

Мощный инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может иметь как конструктивную, созидательную направленность, так и деструктивное воздействие, способное нанести ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности, формированию ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.

Требуют неотложного рассмотрения ряд проблем, связанных с реализацией государственной молодежной политики на современном этапе. Среди них:

недостаточная разработанность нормативной правовой базы;

слабая скоординированность государственной молодежной политики с другими сферами государственной политики, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства;

ограниченность инфраструктуры учреждений и органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;

недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;

отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы и другие.

Государству не удается в достаточной мере мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах.

Особо следует отметить устойчивый взгляд общества на молодежь как социально пассивную, замкнутую в системе своих интересов и потребностей, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства.

С учетом этого, выдвигаются новые требования:

1. Поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений.

2. Дифференцированный и диверсифицированный подход к молодежи по социальным и возрастным группам.

3. Межведомственная кооперация и усилий.

4. Доступность минимума социальных услуг для молодежи.

5. Интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлечения ресурсов.

6. Утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.

7. Создание современной инфраструктуры молодежной политики.

8. Формирование современного единого информационного пространства.

9. Установление диалога с молодежью.

В сложившейся ситуации необходимо остановить негативные тенденции в молодежной среде, принять радикальные меры по качественному улучшению положения молодежи, воспитанию культуры здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма.

Если в краткосрочной перспективе эти меры не будут реализованы, то возникнет реальная угроза национальной безопасности России.

 

 

Государственный доклад "О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы" отражает развитие определенной сферы государственной политики, имеет аналитическую, информационную, управленческую и прогностическую функции. Доклад выявляет степень эффективности реализации государственной молодежной политики, деятельности уполномоченных органов по решению проблем молодежи в 2000-2001 годах.

Концепция государственного доклада утверждена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 22 мая 2001 г.

В процессе работы над докладом использованы поступившие в Департамент по молодежной политике Минобразования России в соответствии с решением Правительственной комиссии информационно-аналитические материалы МВД России, Минобороны России, Минюста России, Минсельхоза России, Минпромнауки России, МАП России, Минкультуры России, МПТР России, Минтруда России, Минздрава России, Минэкономразвития России, ФАПСИ России, Госкомстата России.

При подготовке государственного доклада использованы документы, научно-информационные материалы (доклады, нормативные правовые акты, целевые программы, затрагивающие решение проблем молодежи, аналитические записки) федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов по делам молодежи и реализации государственной молодежной политики 62 субъектов Российской Федерации, а также отчеты о научных исследованиях, выполненных по заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации.


 

Авторский коллектив:

Бабочкин П.И., д.ф.н., проф. (МГСА); Баринов С.В. (Минобразование России); Гришина Е.А., д.с.н., проф. (РГГУ); Давиденко С.М. (Минобразование России); Зубок Ю.А., к.с.н. (ИСПИ РАН); Камалдинова Э.Ш., д.ф.н., проф. (МГСА); Козлов А.А., д.соц.н., проф. (СпбГУ); Криворученко В.К., д.и.н., проф. (МГСА); Нехаев В.В., д.и.н., доц. (Ассоциация работников молодежной сферы); Новиков В.Г., к.э.н., ст.н.с. (РГАЗУ); Петрова Т.Э., д.с.н., проф. (Минобразование России); Родионов В.А., д.и.н., проф. (МГСА); Селиванов Л.И., к.с.н. (Минобразование России); Фещенко В.В., к.с.н. (Минобразование России); Чупров В.И., д.ф.н., проф. (ИСПИ РАН).

 

Редакционная коллегия:

Проф. Камалдинова Э.Ш., проф. Родионов В.А. (МГСА) (ответственные редакторы); Коврижных Ю.В., Куприянова Г.В. (Минобразование России).

 


 

Часть 1. МОЛОДЕЖЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

РАЗДЕЛ 1.
Особенности демографической ситуации

 

1.1. Основные тенденции развития демографического потенциала общества

 

На 1 января 2002 года численность молодых граждан России в возрасте 14-29 лет составила 36,0 млн человек, а доля молодежи от общей численности населения – 25%. Наиболее многочисленна возрастная группа 14-19-летних - 14,7 млн человек, граждан в возрасте 20-24 года - 10,9 млн, 25-29 лет – 10,4 млн человек. Численность молодых мужчин – более 18,2 млн, женщин – 17,8 млн человек. В условиях города на 1 января 2002 г. проживает более 26,5 млн молодых граждан в возрасте 14-29 лет, в сельской местности таковых около 9,5 млн.

Анализ статистических данных за последнее десятилетие показывает тенденцию неравномерного изменения численности молодежи в возрасте 14-29 лет. В начале 1991 года она составляла 33,3 млн, 1995 года – 32,7 млн, 1997 года – 33,4 млн, 1999 года – 34,7 млн, 2000 года – 35,1 млн, 2001 года – 35,6 млн человек, 2002 года – 36,0 млн человек. Рост численности молодежи, начавшийся в 1994 году, - следствие демографических волн (высокой рождаемости в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века).

В новое тысячелетие Россия вступила в условиях сокращения численности населения, которое сопровождается нарастанием кризисных явлений в демографическом развитии России.

За период с 1992 года население России уменьшилось на 4,4 млн человек, или 3%, и составило на 1 января 2002 года 144,0 млн человек.

Уменьшение естественного прироста населения обусловлено продолжающимся снижением рождаемости, высоким уровнем смертности и сокращением продолжительности жизни населения.

В основе снижения рождаемости лежит усиливающаяся репродуктивная ориентация молодежи на однодетную семью, что, с одной стороны, отражает адекватную реакцию населения на снижение уровня жизни, а с другой стороны, обозначает формирование и развитие у молодежи новых типов репродуктивного поведения, связанных не с ухудшением, а с изменением стиля и образа жизни, в частности, отношения к институту брака.

Кроме изменения репродуктивного поведения населения возрастает влияние на уровень рождаемости состояния репродуктивного здоровья женщин. За последние 10 лет наблюдается его значительное ухудшение, более чем в 6 раз возросла заболеваемость беременных анемией, на 40% увеличилось число поздних токсикозов, резко сократилось число нормальных родов до 30%, а в некоторых регионах до 25%.

Динамика изменений в этой сфере выражена весьма заметно (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Показатели воспроизводства

Годы Общий коэффициент рождаемости (на 1000 населения) Общий коэффициент смертности (на 1000 населения) Коэффициент естественного прироста (на 1000 населения) Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений)
2005 г. 10,3 15,4 -5,1 1,332
2010 г. 11,0 16,2 -5,2 1,375
2015 г. 10,4 16,5 -6,1 1,383

 

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2015 году составит:

Оба пола – 67,0 лет

Мужчины – 60,4 лет

Женщины – 74,1 лет

Миграционный прирост за период 2002-2015 гг. может составить от 1,5 до 2 млн человек.

В результате действия всех этих факторов прирост численности молодежи, который продлится до 2006 года, сменится резким ее сокращением.

Проблемы воспроизводства населения во второй четверти наступившего века и в последующие периоды станут еще острее. Согласно прогнозам, к 2016 году численность граждан моложе 18 лет в России может составить 25,3 млн человек. В итоге численность вступающих в трудоспособный возраст сократится почти в 2 раза и составит 1,3 млн человек против 2,5 млн в 2002 году. А численность выходящих за пределы трудоспособного возраста, соответственно, возрастет с 1,4 млн в 2002 году до 2,0 млн человек к 2016 году. Число выходящих за пределы трудоспособного возраста к 2016 году будет почти в 1,6 раза превышать число вступающих в трудоспособный.

Таким образом, протекающие демографические процессы во многом будут определять развитие социального потенциала страны в перспективе.

Сокращение численности детей, подростков и молодежи России приведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы работы с кадрами для народного хозяйства. В связи с постарением населения возникнет опасность серьезного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего молодежь), обострятся проблемы пенсий и социальных выплат, повысится нагрузка на систему здравоохранения. Все это создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступающих в самостоятельную жизнь.

Таким образом, необходимо использовать временную – относительно благоприятную - особенность в развитии ситуации до 2006 года, когда численность молодежи трудоспособного возраста будет незначительно повышаться. Осуществление инвестиций в охрану здоровья, в обеспечение образования, профессиональной подготовки молодежи может способствовать сохранению активной базы трудовых ресурсов, а значит и социально-экономическому развитию государства на дальнюю перспективу.

 

1.2. Демографическое поведение молодежи

 

На демографическое поведение молодежи влияет целый ряд факторов. Одним из факторов, оказывающих влияние на современные и будущие изменения в численности и структуре населения, является интенсификация перестройки демографического поведения населения.

В молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений, в сфере репродуктивных установок и поведения.

К позитивным тенденциям можно отнести демократизацию в системе семейных отношений, расширение форм демографического поведения, модернизацию сфер жизнедеятельности семей, внутрисемейную занятость и т.д.

По данным ряда исследований, значительная часть молодых отдает предпочтения эгалитарному (равноправному по статусу мужчин и женщин) типу семьи, сторонники авторитарной модели среди молодых составляют одну десятую часть.

Трансформируется отношение молодых к межнациональным бракам. Достаточная толерантность проявляется в отношении к межнациональным бракам как с гражданами России, так и гражданами других государств.

К негативным явлениям следует причислить дестабилизацию и деструкцию семейных отношений, деформацию репродуктивного поведения, прогрессирующее сокращение регистрируемой брачности и рост числа разводов; рост рождений у несовершеннолетних; формирование ориентации на бездетные и однодетные семьи.

Уже в 1996 году число браков в России впервые за последние 50 лет сократилось, составив 5,9 на 1000 человек населения (стабильный показатель составлял 7 на 1000 человек). В 1998 году он составил 5,8; в 1999 – 6,3; в 2000 – 6,2; в 2001 – 6,9 на 1000 человек.

Наиболее заметно снижение брачности в возрастной группе молодежи. Последние годы в ней отмечены интенсивным распространением нерегистрируемых сожительств - “неформальных браков”.

Результаты социологического исследования "Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2001 году" выявили, что наряду с признанием значимости зарегистрированного брака (58%), все большее распространение, особенно в студенческой среде, получает "гражданский брак" и "свободные отношения" (рис. 1).

По данным мониторинга “Московская семья – 2001”, по мнению каждого пятого, в разводе нет ничего страшного, а 16% женщин, преимущественно молодых, в возрасте до 29 лет полагают, что ребенка вполне можно родить и воспитать, не вступая в брак.

С этим явлением непосредственно связана и другая особенность репродуктивного поведения – рост числа внебрачных рождений. Их доля в общем числе родившихся в 1980 году составляла чуть более 10%, в 2000 году – 28%, а в 2001 году стала рекордно высокой и составила 28,8%. Число внебрачных рождений в сельской местности выше, чем в городе. Примечательный факт: из числа детей, рожденных вне брака, затем регистрируются по совместному заявлению родителей в 2000 году – 47%, в 2001 году – 47,6%, что свидетельствует о распространенности гражданских браков.

Рост численности детей, рожденных вне брака, рост разводов создают достаточные условия для увеличения удельного веса “материнских семей”, причем в молодом возрасте. Следствием этого становится не только уязвимость института семьи как такового, но и рост числа различных проблем, затрагивающих все стороны жизнедеятельности молодых граждан.

Вызывает обеспокоенность формирование у определенной части молодых людей ориентации на бездетность, аргументируемой тем, что наибольших успехов в достижении высокого экономического и профессионального статуса в современной ситуации добиваются бездетные семьи. Женщины среди основных причин нежелания иметь детей чаще указывают высокий риск рождения больного ребенка и возможное бесплодие одного из супругов (41,4% и 27,7%). Каждая пятая опрошенная молодая россиянка указала на угрозу потери места работы в случае рождения ребенка, оценивая это обстоятельство как серьезный барьер на пути устойчивого трудоустройства и достойного уровня жизни.

По данным исследования, проведенного в гг. Санкт-Петербурге и Туле, лишь пятая часть опрошенных молодых мужчин и женщин в возрасте 18-29 лет полагает, что каждая женщина должна стать матерью. По сравнению с другими возрастными группами это самый низкий уровень.

Сниженная мотивация к деторождению грозит опасностью утери социального смысла и значимости материнства и материнского поведения у современного поколения молодых женщин. Это может оцениваться как несформированное с детства социальное качество, которое в новом поколении молодых женщин даст еще более негативные последствия. Сегодняшняя ситуация с катастрофическим ростом числа “социальных сирот” - детей, которых бросили родители, - наглядное тому подтверждение.

Как свидетельствуют данные мониторинга репродуктивных установок населения ВЦИОМ, молодежь является лидером малодетных ориентаций. Если в общем массиве населения идеальное число детей в семье – 2,09, то в группе молодежи до 19 лет – 1,8. А ожидаемое число детей в семье в этой группе еще ниже – 1,58. Сравнительный анализ данных подтверждает наиболее выраженную ориентацию на однодетную модель семьи в молодежной среде.

Весьма показательной является ситуация на селе. В последние годы идет нарастание отрицательных репродуктивных установок у молодых работников сельхозпредприятий и фермеров, объясняемое резким ухудшением условий жизни и неопределенностью жизненных перспектив, тенденцией перехода многодетных сельских семей к нуклеарной семье.

На вопрос работникам сельхозпредприятий: "Сколько детей, кроме уже рожденных, вы собираетесь иметь?" - в 2000 году 54% респондентов ответили, что вообще не желают иметь детей (в 1999 году – 49%). Те же, кто хочет иметь детей (46%), по предполагаемой их численности распределились следующим образом: одного ребенка – 26% (против 31% в 1999 году), двух и более 20% (в 1999 году двух – 14,6%, трех и более детей – 4,4%).

Опрос позволил также выявить репродуктивные установки молодых сельских семей в зависимости от числа детей. Сдвиг в репродуктивном поведении молодых фермеров еще более выражен: 57% (против 47% в 1999 году) не желают больше иметь детей, 22% (16%) хотят иметь одного ребенка, 21% (37%) – двух и более детей.

Существенным фактором, влияющим на особенности демографического поведения молодежи в начале нового тысячелетия, стали последствия сексуальной революции. Резко усилились такие ее проявления, как все большая открытость сексуальной сферы, стирание двойного стандарта в половой морали (особенно среди девушек), терпимость к добрачным половым связям, коммерциализация секса, множественные сексуальные связи, ставшие практически нормой поведения молодежи, повышение толерантности к гомосексуальным контактам. Эти явления фактически стали атрибутом молодежной субкультуры.

По данным социологических исследований, проводившихся в последние 15 лет в различных субъектах Российской Федерации, установлены некоторые особенности этих явлений. У более чем 30% юношей и девушек сексуальный дебют происходит до получения паспорта - в 14-15 лет. Своеобразный "пик" такого дебюта приходится на период от 15 до 17 лет. Сексуальный опыт в этом возрасте приобретают более 40% сегодняшней молодежи. При этом 30-40% молодых людей меняют партнеров после каждого посещения дискотеки (особенно в сельской местности) или в среднем каждые 3-4 месяца в условиях крупных городов.

Наиболее свободными взглядами на эти вопросы отличаются юноши и девушки 16-18 лет (свыше 80%). Одновременно отметим, что по данным Госкомстата России, в 2000 году число прерванных беременностей (абортов) у женщин в возрасте до 15 лет составило 1,3 тыс., в группе женщин 15-19 лет - 213,1 тыс.

Изменения в сексуальном поведении усиливают трансформацию духовно-нравственных ценностей молодых, меняя взгляды на семейно-брачные отношения, развивая эгоистические потребности, снижая у них ответственность за сексуальные отношения, за создание семьи и рождение детей.

Важным фактором, влияющим на отказ современных молодых семей от рождения ребенка, является низкий уровень жизни и отсутствие в молодых семьях необходимых условий для полноценного выхаживания и развития ребенка. Фактически каждый третий убежден, что рождение ребенка значительно снижает уровень жизни семьи. В возрастной группе мужчин и женщин 18-29 лет более 50% считают, что лучше заводить ребенка, когда семья "встанет на ноги".

Анализ данных опроса молодых семейных пар работников сельскохозяйственных предприятий и фермеров (2000 г.) подтверждает зависимость отрицательных репродуктивных установок от резкого ухудшения условий жизни и неопределенности жизненных перспектив.

 


Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: "Укажите основные причины, по которым вы не хотите иметь детей или откладываете их рождение",
к числу опрошенных респондентов (в %)

Вариант ответа Работники сельхозпредпри-ятий Фермеры
Неуверенность в завтрашнем дне 54,7 53,1
Тяжелое материальное положение семьи 43,2 34,4
Нежелание ухудшить материальное положение 25,3 31,3
Плохие жилищные условия 19,3 21,9
Состояние здоровья 18,4 21,9
Взаимоотношения в семье 12,0 0,0
Отсутствие помощи по уходу за ребенком 8,8 6,3
Необходимость получения образования 8,2 15,6
Другое 7,5 9,4

 

Названные предпочтения в выборе молодых, мотивы отказа от рождения детей позволяют констатировать возрастающий отрыв современных ориентаций от российских традиций брачности и семейного образа жизни, как значимой жизненной ценности, и оценивать такое поведение как фактор, существенно ограничивающий процесс рождения детей в современных молодых семьях.

Большая подверженность молодых рискам в современном и будущем обществе требует гарантированной поддержки института молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности. Это должно распространяться на систематическую подготовку молодежи к семейной жизни; на стимулирование активности самой семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии; на формирование ответственности молодых за рождение детей, за осуществление родительских обязанностей; на полноценную социально-правовую защиту и поддержку молодой семьи в решении жилищных проблем, в обеспечении занятости, в повышении социально-профессионального статуса молодых тружеников, в формировании здорового образа жизни.

Решение обозначенных задач, в свою очередь, связано с необходимостью:

общей стабилизации рождаемости и укрепления семьи, в том числе путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации в обществе;

социальной защиты и поддержки семей в осуществлении ответственного родительства, в рождении, выхаживании, воспитании и развитии детей;

создания условий для активной самореализации молодежи, в том числе и в демографическом поведении.

 

1.3. Социальное становление молодой семьи

 

Институт молодой семьи, семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в современных условиях имеет свою специфику, характеризующуюся, во-первых, нестабильностью внутрисемейных отношений, освоением каждым членом семьи социальных ролей, своеобразием процесса становления; во-вторых, объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы, отсутствием опыта семейной и социальной жизнедеятельности.

Данные мониторингового исследования по положению молодой семьи, проведенного в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России" в 2001 году в 10 регионах России, позволяют дать достаточно обстоятельную характеристику социального портрета современной молодой семьи (рис. 2).

Ведущим фактором создания современной молодой семьи участники опроса считают любовь. Три четверти отмечают, что семью они создали под влиянием этого чувства. Данный фактор имеет положительную динамику изменения по сравнению с 2000 годом. Значимость других факторов за период между опросами практически не изменилась.

Немаловажную роль в сохранении и укреплении молодой семьи играет степень совпадения ожидаемого семейного счастья и его достижения в реальной семейной жизни. Более половины (64,1%) опрошенных молодых людей считают, что их надежды на семейное счастье либо вполне, либо скорее всего оправдались. Для остальных этот вопрос имеет неоднозначный ответ (таковых 20%).

 

Доминирующим фактором, приносящим удовлетворение в семейной жизни, выступает радость взаимопонимания, далее следует возможность обретения счастья благодаря наличию детей. Но значимость этого фактора снизилась, равно как и важность бытового комфорта. При этом усилилась значимость возможности оставаться в семье самим собой, что означает повышение роли личностных ценностей. Можно определенно констатировать тенденцию укрепления стабильности молодой семьи, ее готовности к преодолению трудностей во всех сферах социальной жизни.

В оценке возможностей воспитания детей в семье молодые считают наиболее существенным прокормить, одеть, обуть своих детей (более 60%) и дать хорошее образование (79% ответивших). В остальных вопросах, связанных с воспитанием, у большинства молодых различные ориентации. Более половины хотят уберечь детей от влияния преступного мира, более 45% - воспитать культурного, нравственного человека, более трети полагает актуальным воспитание трудолюбия, приучение к самостоятельности, независимости, нахождение с детьми общего языка и взаимопонимания, обеспечения им материального жизненного "старта". Практически по всем параметрам намерения молодых родителей согласуются с реалиями и потребностями времени.

Но достаточно тревожна картина реального осуществления процесса воспитания молодыми родителями. Основная часть тех, кто этим занимается, уделяет воспитанию ребенка в день до 5 минут (более 20%) или от 5 до 15 минут (16%).

В настоящее время одной из самых больших проблем является нестабильность браков. При этом наиболее значимым фактором, удерживающим молодых супругов от развода, является ответственность за будущее своих детей, а второе место занимает беспокойство за свое будущее. Менее всего молодых людей беспокоит мнение окружающих. Как свидетельствуют данные, социальный контроль в настоящее время практически не оказывает какого-либо влияния на семейные отношения и устойчивость молодой семьи.

Семейная жизнь в современной российской действительности стала многим, с одной стороны, приносить радость и удовлетворение, а с другой - вызывать напряженную обстановку, в которой проявляются моменты взаимного непонимания и отчуждения. Более всего членам молодой семьи приходится сталкиваться с ограничением личной свободы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.082 с.)