Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содействие занятости и предпринимательству молодежи.

Поиск

На современном этапе развития России остро встает проблема занятости молодежи. В рамках временного трудоустройства несовершеннолетних граждан обозначена категория в возрасте от 14 до 16 лет Вместе с тем, осталась не востребованной молодежь в возрасте от 16 до 18 лет.

Механизм реализации временных работ не позволяет осуществить оплату общественных работ студентам дневного отделения в свободное от учебы время, а также производить доплаты бригадирам, работающим с подростками. Не предусмотрена возможность выплаты частичной компенсации накладных расходов молодежным организациям, занимающимся трудоустройством молодежи.

Ликвидация программы “Молодежная практика” отрицательно сказывается на трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

В связи с этим для более полного и эффективного обеспечения занятости подростков и молодежи необходимо:

определить возможность оплаты труда несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и оплату труда бригадиров и студентов дневного отделения, работающих в летний период за счет средств федерального бюджета;

возобновить действие программы “Молодежная практика” по обеспечению занятости молодых граждан, не имеющих опыта работы;

разрешить частичную компенсацию молодежным общественным объединениям и учреждениям, осуществляющим взаимодействие с территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения, накладных расходов в размере до 20% от объема выполненных договоров;

определить механизм взаимодействия территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения с молодежными общественными объединениями, государственными и иными учреждениями (молодежные биржи труда, учебные заведения и др.), занимающимися трудоустройством молодых людей, с целью реализации следующих мероприятий: организация ярмарок вакансий и учебных мест для молодежи, профессиональное обучение и профессиональная ориентация молодежи, организация временного трудоустройства молодых граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Одной из форм решения проблемы занятости молодежи являются студенческие отряды, которые имеют почти полувековую историю и обширный опыт участия в создании экономического потенциала страны.

Трудовая деятельность студенческих строительных отрядов способствует повышению качества профессиональной подготовки специалистов. Педагогическими студенческими отрядами реализуются программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми. Крайне важно, что педагогические отряды занимают центральное место в кадровом обеспечении процессов отдыха и оздоровления детей и подростков, являются основным источником для комплектования педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений.

При том, что наблюдается рост активности студентов, участвующих в движении студенческих отрядов, оно испытывает ряд существенных трудностей. Практически вся нормативно-правовая база деятельности студенческих отрядов, разработанная в советский период, пришла в нпротиворечие с действующим законодательством.

Разнообразие, разноведомственность отрядов создают значительные проблемы для координации их деятельности. Не уделяется должного внимания построению системы студенческого самоуправления. Значительные сложности для координации и интеграции движения студенческих отрядов создает отсутствие единого информационного пространства.

Важной проблемой является то, что многие студенческие отряды действуют как бригады наемных рабочих, в которых утрачены былые патриотические и воспитательные традиции. Утеряна одна из наиболее ярких традиций студенческих отрядов – проведение ежегодных региональных фестивалей студенческих отрядов.

Все это обусловливает необходимость принятия постановления Правительства Российской Федерации о поддержке движения студенческих отрядов, которое должно определить место студенческих отрядов в экономической жизни государства, обозначить порядок формирования и координации руководства деятельности отрядов.

В последние годы наметился устойчивый рост выпуска специалистов учреждений профессионального образования (начального, среднего, высшего). Современные молодые специалисты знакомы с новейшими технологиями, владеют навыками менеджмента и маркетинга, способны применять в работе эффективные информационные средства.

Однако свои профессиональные возможности по выбранной специальности реализует менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 40%), либо регистрируются в качестве безработных (до 10%). При этом большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

незаинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений требований к квалификации работников на рынке труда;

кадровая политика большинства российских организаций ориентирована в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

отсутствие у большинства выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

За последние годы принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Введена контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Определен временный порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов для системы начального профессионального образования. В некторых образовательных учреждениях созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками. В ряде субъектов Российской Федерации принимаются меры комплексного регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы. С участием международных организаций реализуется ряд проектов в указанной области и др.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создаст условия для реструктуризации кадрового состава организации, профессионального и социального развития молодых специалистов, снизит уровень социальной напряженности на рынке труда.

Основной чертой российского предпринимательства является молодежный возраст его участников. По данным ряда исследований, состав предпринимателей малого и среднего бизнеса приближается к 30 годам.

Главными трудностями, мешающими предпринимательству, стали высокие налоги, несовершенное законодательство, неблагоприятная экономическая обстановка, нестабильность, инфляция.

Поддержка молодежного предпринимательства в значительной степени необходима самому государству, с тем, чтобы в последующем иметь возможность опереться на цивилизованный средний класс.

Для содействия и поддержки молодежи в сфере цивилизованной предпринимательской деятельности требуется создание условий, активизирующих творческий и деятельностный потенциал молодежи в предпринимательстве, осуществление комплекса мер по следующим направлениям:

нормативное правовое обеспечение развития молодежного предпринимательства, направленное на создание благоприятных нормативно-правовых условий для образования и предпринимательской деятельности молодежи;

создание инфраструктуры, обеспечивающей деятельность молодежи в предпринимательстве, и поддержка уже функционирующей инфраструк­туры в регионах Российской Федерации (бизнес-инкубаторов, центров деловой информации для молодежи, центров развития предпринимательства в сфере ремесел и народных промыслов, центров правовой, экономической безопасности, учебно-консультационных центров и др.), обеспечивающей весь спектр услуг в области содействия и поддержки участия молодежи в предпринимательстве, в том числе по обучению молодежи основам цивилизованного предпринимательства;

финансово-инвестиционное обеспечение, облегчающее решение вопросов кредитования молодых предпринимателей, финансово-кредитная поддержка создания молодежных кредитных кооперативов, микрокредитования, гарантирования и страхования;

развитие интереса молодежи к самостоятельной предпринимательской деятельности, разработка и поэтапное внедрение мотивационных механизмов, создание учебных предприятий и студенческих производств;

формирование информационно-статистических массивов по малому предпринима­тельству: сбор, обработка и актуализация информации, ведение тематических баз данных в рамках основных направлений развития молодежного предпринимательства;

международное и межрегиональное сотрудничество, состоящее из поиска партнеров для взаимовыгодного сотрудничества в приоритетных направлениях деятельности, разработка и реализация проектов совместной деятельности с региональными организациями, с государствами-участниками СНГ и зарубежными странами в рам­ках международных проектов по содействию и поддержке молодежи в предприниматель­стве.

10. Таким образом, анализ положения молодежи и реализации государственной молодежной политики в 2000-2001 годах позволяет сделать следующие рекомендации.

Решительное продвижение вперед в решении проблем молодежи предполагает более широкое сочетание возможностей федерального и регионального уровней при уточнении объема компетенции и ответственности органов государственной власти на каждом из них. В этой связи первоочередной задачей является определение приоритетов государственной молодежной политики и разработка федерального закона о государственной поддержке молодежи в Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации об основах региональной государственной молодежной политики.

На организационно-управленческом уровне поставлены задачи налаживания координации в сфере молодежной политики, повышения роли органов по делам молодежи в межотраслевом регулировании, укрепления структур по координации деятельности в сфере государственной молодежной политики при главах администраций при организационном обеспечении их деятельности органами по делам молодежи.

Представляется целесообразной разработка, принятие и реализация региональных программ "Молодежь" и рассмотрение взаимосвязи их реализации с осуществлением федеральной целевой программы "Молодежь России". В рамках реализации отдельных направлений программ необходимо смещение акцентов с проведения мероприятий на обеспечение деятельности специализированных институтов реализации государственной молодежной политики.

Необходимо продолжить линию по формированию органов по делам молодежи, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. Целесообразно установление вертикали в управлении государственной молодежной политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по делам молодежи.

Молодежная политика государства должна интегрировать ресурсы из разных источников для концентрации на нескольких ключевых направлениях: обеспечение учебной и трудовой занятости молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка общественно значимых инициатив различных групп молодежи, детских и молодежных общественных объединений; организация отдыха и оздоровления молодежи; профилактика экстремизма и правонарушений в молодежной среде; информационное обеспечение; поддержка научных исследований.

Считаем необходимым проработать вопрос о внесении дополнений в федеральную целевую программу "Молодежь России" с учетом инвестиционной составляющей и НИОКР

Необходимо исключение остаточного принципа финансирования молодежной политики и ввести принцип долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики, введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку молодежных и детских общественных объединений; осуществление финансирования наиболее важных мероприятий государственной молодежной политики из федерального бюджета при специальных мерах защиты таких ассигнований по их объему и порядку представления.

Одним из приоритетов молодежной политики в области занятости остается создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи, доступных для молодых людей – особенно в депрессивных регионах – и располагающих всеобъемлющей и постоянно обновляемой информацией о возможностях в сфере труда и занятости, а также создание временных рабочих мест для старшеклассников и учащихся профессиональных учебных заведений.

Представляется целесообразным консолидировать усилия Минобразования России и Минтруда России в реализации межведомственной программы "Трудоустройство выпускников" и создать в каждом федеральном округе межрегиональные ресурсные информационные центры для молодежи, обеспечивающие молодежь комплексной информацией по вопросам труда, обучения, досуга.

Возрастают потребности молодых людей в специальном профессиональном консультировании и психологической помощи. Именно в этом направлении должно идти дальнейшее развитие системы социальных служб для молодежи. Пока число этих служб не соответствует потребностям времени, а их роль в поддержке молодых людей на этапе жизненного самоопределения, перехода к самостоятельной жизни проявляется в крайне узких пределах.

Необходимо расширить сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать нормативы их обеспечения. Ведущее значение имеет формирование системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках государственной молодежной политики.

Для усиления эффективности государственной молодежной политики государству необходимо мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Задача заключается в создании условий для развития молодежной инициативы в регионах, стимулировании добровольчества, объединении усилий государственных органов и общественных институтов воспитания молодежи, развитии студенческого и ученического самоуправления, инициировании создания советов молодых специалистов в организациях и на предприятиях.

Необходимо разработать меры по регулярному освещению в СМИ положения молодежи в Российской Федерации, инициатив молодежных и детских общественных объединений, хода реализации государственной молодежной политики.

Следует поддержать инициативу Минобразования России о проведении ежегодных Всероссийских фестивалей молодежных инициатив, приуроченных ко Дню молодежи, с целью демонстрации передового опыта, инновационных программ молодежной политики и широко освещать мероприятия в центральных средствах массовой информации.

Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне, укреплении материально-технической базы органов по делам молодежи и их учреждений. Актуальна потребность в расширении материальной базы для работы с молодежью и более рациональном использовании имеющейся материальной базы учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и туризма.

Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, создание межведомственных кадровых центров в федеральных округах, подключение кадровых работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение программ подготовки специалистов сферы молодежной политики.

 


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.009 с.)