Часть II. Деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II. Деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики.



В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики: федеральный, региональный и муниципальный со спецификой ее реализации. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативная правовая база.

За десятилетний период реализации сложились определенныетенденции в развитии государственной молодежной политики.

1. Совершенствуется нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики.

В условиях рассогласования процессов законотворчества в области молодежной политики на федеральном и региональном уровнях, в целях концептуального обновления основ реализации государственной молодежной политики с учетом преобразований российского общества в 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи (протокол №4 заседания от 05.12.2001 г.) одобренаКонцепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.

2. Интенсивно идут процессы, связанные с институциональным обеспечением государственной молодежной политики. Они вбирают в себя две группы явлений: формирование органов по реализации молодежной политики на государственном и муниципальном уровнях и формирование учреждений по работе с молодежью. В последние годы появились новые технологии осуществления государственной молодежной политики в условиях рыночной экономики. Развивается сеть учреждений социального обслуживания молодежи, молодежных центров занятости, подростково-молодежных клубов, оздоровительно-образовательных учреждений; увеличивается их финансирование.

Около 100 специализированных молодежных служб занимаются оказанием услуг в сфере профессионального самоопределения и трудоустройства молодежи (Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ханты-Мансийский АО и др.). В качестве основных организаторов временных работ для студенческой молодежи выступают молодежные биржи труда, штабы студенческих отрядов. В субъектах Российской Федерации функционируют более 900 социальных служб органов по делам молодежи, более 2000 социальных учреждений различной ведомственной подчиненности, более 1350 клубов по месту жительства, реализующих социальные программы федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Потребность в их деятельности огромна, их работу надо приблизить к молодому человеку, к месту его проживания, учебы и работы.

3. Нарастает процесс формирования кадрового корпуса молодежной политики. В настоящее время подходы к подготовке специалистов по работе с молодежью становятся все более многообразными. Решением Правительственной комиссии по делам молодежи намечена система мер по оптимизации действий в этом направлении. Утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дополнительной к высшему профессиональному образованию квалификации "работник сферы молодежной политики". В стадии разработки находятся проекты государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в области государственной молодежной политики.

4. Совершенствуется механизм программно-целевого подхода. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1075 утверждена ФЦП "Молодежь России (2001-2005 годы)". Идеология программы сохранена и базируется на следующих исходных принципах: социальное инвестирование; инновационное развитие; инициатива и самореализация.

В программе нашли отражение реальные проблемы молодого поколения. С учетом потребности их решения приоритетными направлениями деятельности на федеральном уровне определены: поддержка общественно значимых молодежных инициатив, общественно-полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие экономической самостоятельности граждан в реализации их права на труд; оказание социальных услуг для молодежи; профилактика правонарушений, обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых россиян, их воспитания, образования и развития.

На данном этапе реализации программы важнейшими являются две следующие задачи: включение в реализацию программы всех субъектов Российской Федерации (около 40% из них еще не имеют собственных соответствующих программ поддержки молодежи); большее внимание оказанию помощи молодежи в сельской местности и молодежи, работающей в производственной сфере.

Однако поставленные в программе и реализуемые в практической деятельности задачи не вполне соотнесены с масштабностью этих проблем молодежи. Достижение заметного прогресса в их решении при ограниченных ресурсах и кратких сроках исполнения проблематично. В последние годы реалистичность в достижении целей программы обеспечивается более широким включением субъектов Российской Федерации в ее осуществление.

В 2000-2001 гг. активизировалась работа федеральных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи и координации действий в этом процессе. Среди значимых мер выделяется принятие государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".

5. Усиливается координация действий в сфере государственной молодежной политики. Практически все федеральные органы исполнительной власти в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи. Главным механизмом является реализация ими социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, включение в региональные социальные программы подпрограмм, разделов по работе с молодежью.

Вопросы образования, труда и занятости, охраны здоровья и здорового образа жизни, досуга и отдыха, обустройства жилья, рождения и воспитания детей требуют консолидации усилий различных федеральных министерств и ведомств. В этих целях в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации была образована Правительственная комиссия по делам молодежи под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко.

6. На современном этапе развития российского общества воспитание гражданственности и патриотизма является важнейшим условием возрождения России как великой державы. Более систематизированной становится государственная поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной, которая ведется при содействии органов по делам молодежи в 25 территориях, где проходили боевые действия, и в 17 территориях тыла. Разработан проект положения об организации работы поисковых объединений и организаций на территории Российской Федерации.

В условиях ограниченности ресурсов для развития физической культуры и спорта органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями проводят такие популярные соревнования среди подростков, как турнир юных футболистов на приз клуба "Кожаный мяч", соревнования по кик-боксингу, соревнования по борьбе, автоспорту, баскетболу и другим традиционным видам спорта.

7. В прошедшее десятилетие органы исполнительной власти проводили работу по поддержке социальных, образовательных и исследовательских программ и мероприятий молодежных и детских общественных объединений, направленных на развитие научного и технического творчества, создание условий для реализации творческого потенциала молодежи. Наибольшее признание среди них получили Российская образовательная программа "Юность. Наука. Культура" (Межрегиональная детская научная общественная организация "Интеллект будущего"), программы "Уроки из космоса", "Заочное аэрокосмическое образование" (Всероссийское аэрокосмическое общество "Союз"), Российская научно-социальная программа "Шаг в будущее" и другие.

8. Удалось увеличить число детей, подростков и молодежи, участвовавших в летней оздоровительной кампании. В 2001 году отдохнуло 9 млн человек. Это произошло благодаря увеличению числа стационарных лагерей, доли малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей и молодежи. Реализация федеральной целевой программы"Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996-2002 гг. позволила организовать отдых для более 120 тысяч детей из всех субъектов Российской Федерации.

9. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на 01.01.2002 года в Российской Федерации зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. 52 молодежных и детских общественных объединений входили в состав Федерального реестра объединений, пользующихся государственной поддержкой. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены 2-4% молодых людей. Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности. В целом, не менее чем в 50% субъектов Российской Федерации существует сформированная правовая основа государственной поддержки общественных объединений. В ряде регионов она находится в стадии формирования.

10. Противоречие между активизацией практических действий органов исполнительной власти по осуществлению целевых программ и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности осуществления государственной молодежной политики на современном этапе.

11. Помимо низкого уровня ресурсного обеспечения в государственной молодежной политике особую значимость приобрела специфическая чувствительность молодежи к стилю действий властей. Наиболее приемлемая для молодежи стратегия осуществления государственной молодежной политики - осуществление партнерства в решении проблем молодежи и общества - не получила заметного развития и распространения.

Таким образом, для активизации государственной молодежной политики необходима реализация следующих комплексных мер.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.005 с.)