Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Молодежь в российском обществе

Поиск

1. На 1 января 2002 года численность молодых граждан России в возрасте 14-29-и лет составила 36,0 млн человек. Доля молодежи от общей численности населения составляет 25%. Численность молодых мужчин - более 18,2 млн, женщин - более 17,8 млн человек. Существенны численные различия городской и сельской молодежи. В условиях города проживает более 26,5 млн молодых граждан, в сельской местности – около 9,5 млн.

Уже в 2004 году не произойдет омоложения трудоспособного населения страны. Российские проблемы смертности имеют четко выраженную молодежную составляющую и характеризуются сверхсмертностью в трудоспособном возрасте.

Социальные, неестественные причины смертей в молодом возрасте становятся серьезнейшей социальной проблемой и, соответственно, требуют к себе исключительного внимания.

Таким образом, в начале третьего тысячелетия в стране существенно меняется поло-возрастная и социальная структура общества, что создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы возрастет социально-экономическая нагрузка на граждан, только вступающих в самостоятельную жизнь. Одновременно возникнут новые проблемы: сложности комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур; возникновение дефицита рабочей силы; трудности формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал государства; уменьшение объемов подготовки квалифицированных кадров в образовательных профессиональных учреждениях; усиление демографической нагрузки на трудоспособное население и многие другие.

Интенсивная перестройка демографического поведения населения становится существенным фактором социального самочувствия и роли молодежи в воспроизводстве общества.

2. Сокращение числа браков происходит в условиях демографических изменений, благоприятных для брачности. Наиболее заметно снижение брачности в возрастной группе молодежи. Последние годы отмечены интенсивным распространением среди молодежи нерегистрируемых сожительств - "неформальных браков". Одновременно растет число рождений у женщин самого юного возраста.

Репродуктивные установки молодежи не имеют однозначной характеристики, они в известной мере отражают доминирующие в обществе взгляды и традиции. Подавляющее большинство молодых хотело бы создать семью и родить детей при условии наличия всех необходимых для этого условий.

Негативные тенденции последнего десятилетия - резкое увеличение удельного веса семей с одним родителем, внебрачная рождаемость, высокий уровень разводимости - объективно требуют выполнения женщиной практически всех родительских обязанностей и это существенно влияет на формирование репродуктивной мотивации молодых женщин.

Состояние репродуктивного здоровья молодых, определяющего здоровье потомства и жизнеспособность будущего поколения, выступает существенным фактором демографического развития.

3. Вопросы сохранения здоровья нового поколения приобретают особую остроту в условиях социально-демографического кризиса. Динамика состояния здоровья молодежи дает основание прогнозировать ухудшение ситуации.

Молодежная группа зачастую превосходит старшее поколение по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения. Омоложение контингента употребляющих табак, алкогольные напитки, токсические, наркотические и другие психоактивные вещества, зависимость этих процессов от нарастания масштабов лоббирования табака и алкоголя, незаконного оборота и распространения наркотиков в начале нового тысячелетия проявляются как устойчивая тенденция.

Ускоренными темпами происходит наркотизация в молодежной и детской среде. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 1,5 раза выше, чем среди взрослого населения.

Дифференцированный подход, концентрация основных антинаркотических мероприятий целесообразны в возрастном интервале от 14 до 20 лет, в первую очередь через скоординированные действия всех социальных институтов, медицинских учреждений, осуществляющих лечение и реабилитацию от наркозависимости, правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотических веществ, органов управления образованием и органов по делам молодежи по профилактике и предупреждению использования алкоголя, наркотиков, табака.

Организация профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией требует формирования особой инфраструктуры (служб информационной, консультативной помощи, развития психолого-педагогических служб и особенно наркологических служб), решения организационных, материально-технических, кадровых проблем ее функционирования.

Особую значимость приобретает корректировка нормативных моделей молодежной субкультуры, устранение привлекательности наркомании в представлениях молодежи, вытеснение мифов ценностями здорового, созидательного, развивающего образа жизни, активная информационная работа в этой сфере.

Чрезвычайно важно максимальное использование ресурсов детских и молодежных общественных объединений, реализация социальными службами многообразных программ, ориентированных на включение самой молодежи в процессы освобождения от наркозависимости.

Социальная составляющая охраны здоровья молодежи должна быть приоритетом государственной политики, а обеспечение гарантий каждому молодому гражданину на медицинскую помощь и обслуживание, активизация профилактических мероприятий, лечебно-диагностической помощи в сохранении здоровья в снижении травматизма, противодействие курению, алкоголизму, наркомании, формирование здорового образа жизни следует осуществлять как важнейшие направления государственной молодежной политики.

4. Гарантированная поддержка института семьи, в первую очередь молодой, во всех сферах жизнедеятельности должна распространяться и на систематическую подготовку молодежи к семейной жизни, стимулирование активности семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии, на формирование ответственности молодых за рождение детей, осуществление родительских обязанностей. Полноценная социально-правовая защита и поддержка молодой семьи в решении жилищных проблем, в обеспечении занятости, в повышении социально-профессионального статуса молодых тружеников, в формировании здорового образа жизни следует определять как важнейшее направление государственной молодежной политики.

5. Сохраняют актуальность ряд проблем в сфере образования, нерешенность которых отрицательно сказывается на положении детей и молодежи.

Модернизация высшего образования в последние годы была ориентирована на активизацию взаимодействия образовательных структур с производственной сферой, на приближение образовательных услуг к потребителю, на создание учебно-производственных центров.

В ряде регионов России осуществляются целевые программы и отдельные мероприятия по поддержке учащейся молодежи.

Среди совокупности проблем поддержки современного студенчества целесообразно выделить необходимость:

совершенствования действующего законодательства РФ в части гарантированной защиты прав молодежи на получение среднего и высшего профессионального образования, на создание необходимых условий для осуществления образования, развития, отдыха и оздоровления студенчества;

организации инфраструктуры социальных служб защиты, поддержки, информационной и консультативной помощи студентам;

разработки и осуществления эффективных механизмов активизации студенческого самоуправления;

обеспечения представительства интересов студентов в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления;

активизации участия студентов в молодежных, студенческих общественных объединениях, создания условий для их взаимодействия с управленческими структурами вузов и образовательных учреждений среднего профессионального образования;

проработки и принятия мер по содействию и обеспечению временной занятости студентов, трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Массовый отток из сферы науки и высоких технологий молодых и средневозрастных квалифицированных специалистов, сопровождаемый резким старением и выбытием по возрасту высококвалифицированных, опытных научных кадров делает реальной угрозу утраты преемственности между поколениями российских ученых, значительно снижает эффективность их труда, ведет к появлению элементов распада научных школ и кадрового потенциала науки в целом.

6. В ходе реформирования экономики заметно ухудшились условия для последовательного роста социально-экономического потенциала, социальной мобильности молодого поколения и возможности для использования их в целях успешного социального развития общества.

Наибольшие изменения экономического статуса молодежи связаны с ее материальным положением.

Прирост зарплаты в 2001 году полностью поглощен ростом цен и стоимости коммунальных услуг. Этим обусловлено и значительное расслоение молодежи по уровню зарплаты в профессиональной структуре материального производства. Он находится на низкой отметке и граничит с прожиточным минимумом. Названное явление устойчиво сохраняется с середины 90-х годов.

Самые низкие зарплаты у молодых рабочих в сельском хозяйстве и в легкой промышленности, несколько выше среди транспортных рабочих и строителей. Наименее устойчивое положение в группе промышленных рабочих.

Расслоение молодежи происходит преимущественно по формам собственности, по доступности источников жизнеобеспечения (работы, зарплаты), по материальному и имущественному основаниям, по распределению в различных сферах социально-профессиональной деятельности, по возможностям реализации своих прав, по принадлежности к силовым структурам.

Различия по формам собственности, по материальному положению, по типу поселения заметно влияют на возможности молодых людей в повышении квалификации, в улучшении жизненного уровня, в коммерческой деятельности и в социальном продвижении. Практически по всем перечисленным показателям, кроме повышения квалификации, возможности самореализации у молодых людей в госсекторе значительно ниже, чем в частном секторе производства.

Различаются возможности самореализации молодежи и в региональном разрезе. Реализовать свои способности и интересы молодым людям в сельской местности значительно труднее, чем городе.

Структура занятости в сельских регионах существенно уступает по качественным характеристикам занятости городской молодежи. Отсюда неравенство жизненного старта молодежи и социальная предопределенность его направленности.

Таким образом, расслоение молодежи по уровню жизни усиливает необходимость дифференцированного подхода в реализации молодежной политики с учетом стратификации.

7. Реформирование жилищной политики, приватизация жилищного фонда, снижение темпов ввода жилья, ухудшение качества содержания жилищного фонда существенно усложнили механизмы решения молодежью жилищных проблем.

По данным Госкомстата РФ, в 2000 году по сравнению с 1998 годом численность получивших жилье молодых семей снизилась более чем на 5700. Количество же молодых семей, стоящих на очереди, в этом же году составило почти 277 тысяч.

Повсеместно нарушается действующее законодательство РФ в части внеочередного предоставления жилья выпускникам образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семьям с детьми-инвалидами, молодым инвалидам, гражданам, вернувшимся после прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ, вернувшимся из мест отбывания уголовного наказания и другим.

Существенно обострились проблемы решения жилищных проблем среди молодых офицеров Вооруженных СилРФ, сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

В связи с этим при реализации государственной молодежной политики должны быть решены следующие приоритетные задачи:

1 Формирование нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья.

2. Создание на федеральном и региональном уровнях организационной инфраструктуры и механизмов государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем.

3. Разработка и реализация федеральной целевой, региональных целевых программ (подпрограмм) по решению задач приобретения (строительства) жилья молодыми семьями.

4. Обеспечение мер государственной поддержки инициатив молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

Но, несмотря на трудности, в последние годы произошли определенные позитивные изменения в жилищных и бытовых условиях молодежи. Во многих субъектах РФ внедряются региональные механизмы решения жилищных проблем для молодежи.

8. К началу 2000 года структура занятости молодежи на предприятиях различных форм собственности в материальном производстве претерпела некоторые изменения. Заметно сокращается включенность молодежи в материальное производство.

К началу XXI века в полтора раза сократилась занятость молодежи в государственном секторе производства. При наличии возможностей выбора лишь треть молодежи, занятой в материальном производстве, предпочитает работу на государственном предприятии или в учреждении.

Возможности выбора места работы для сельской молодежи еще более ограничены.

Поиск новых форм стимулирования и социальной защиты начавшей трудиться молодежи в условиях возрождения материального производства, повышения внимания к предприятиям этой сферы целесообразно рассматривать как приоритетное направление государственной молодежной политики.

В крупных городах России имеет свою специфику отраслевая структура молодежной занятости. Наибольший удельный вес в составе занятой молодежи имеют работающие в сфере бизнеса, обслуживания и торговли (почти треть), далее - работающие в промышленности и группе отраслей строительства, транспорта, связи (одна пятая часть) и затем - в бюджетной сфере.

Интенсивный отток молодежи из материального производства в сферы распределения и обмена отразился на ее потребительских ориентациях. Наиболее распространены в молодежной среде три типа ориентации. Удовлетворение первоочередных потребностей молодых людей в продуктах питания, в одежде, в жилье фактически выступает ориентацией на выживание. Другая группа ориентации связана с установкой на стабильный и обеспеченный образ жизни по российским стандартам (около четверти молодых россиян). И третья группа связана с вложением средств в собственное дело или приобретением товаров, рассчитанных на длительную жизненную перспективу.

На современном этапе доминирует тенденция воспроизводства молодым поколением преимущественно первичных потребностей.Они составляют устойчивое ядро потребительских интересов всех групп молодежи, хотя и наполняются разным содержанием в зависимости от материальных условий жизни.

К 2000 году тенденция расширения сферы занятости молодежи в негосударственном секторе сохраняется несмотря на нестабильную занятость, высокую текучесть, отсутствие гарантированных условий совмещения труда и профессионального образования, на преобладание неквалифицированных работ. В итоге уменьшение удельного веса молодых работников в государственном секторе, отток их в коммерческую сеть, в систему малого бизнеса делает нестабильным и низким социальный статус молодых в сфере занятости.

9. В сфере занятости в России в наименьшей степени представлена возрастная группа 16-17 летних граждан, до четверти от работающих молодых людей составляют 18-19-летние. Максимальное число (почти три четверти) имеющих полную занятость приходится на лиц в возрасте от 25 до 29 лет.

В 2000 году сохранялась тенденция роста числа несовершеннолетних, занятых в экономике. Число работающих в возрасте 15-17 лет в 2000 году существенно возросло.

Но в этот же период значительно сокращено финансирование занятости несовершеннолетних и молодежи. Следствием этого становится и рост числа безработных в возрасте 16-17 лет. Данная возрастная группа менее всего конкурентоспособна на рынке труда.

Негативным следствием такого положения дел становится снижение у несовершеннолетних ориентации на труд как важнейшую жизненную ценность, смещение отношения к труду как способу "делать деньги", в том числе и путем нарушения общественных норм. Молодые люди из этого слоя постоянно находятся в ситуации неопределенности жизненного старта, социального риска и представляют тем самым серьезную угрозу стабильности общества.

Широкое распространение в 2000-2001 гг. получает совмещение учебы с трудовой занятостью. Подрабатывают (чаще в коммерческих организациях, чем в государственных) до 25% учащихся, хотя потребность в подработке у них гораздо выше (более 40% желающих).

Актуальной является проблема соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Масштабы, характер и типология их нарушений на протяжении последнего десятилетия стабильно сохраняются. Наиболее распространены нарушения, связанные с приемом на работу лиц моложе 21 года, не прошедших предварительный медицинский осмотр, с проведением испытаний при приеме на работу, с неустановлением сокращенной продолжительности рабочего дня, привлечением несовершеннолетних к ночным и внеурочным работам, нарушением норм техники безопасности, с использованием их труда на запрещенных для них работах, в том числе и тех, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию.

10. Основные изменения в структуре молодежной безработицы связаны с увеличением в ней доли молодых специалистов (до 21 года), имеющих профессиональное образование. До 50% выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования оказываются не востребованными. Данная группа фактически выступает источником пополнения слоя специалистов с "нулевым статусом". А именно у них уже есть определенные представления и ожидания о своем месте в социально-профессиональной структуре.

Более 2/3 получивших профессиональное образование молодых людей трудится не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом.

Существенно меняется структура занятости молодежи на селе. В результате спада сельскохозяйственного производства увеличивается доля безработных молодых сельчан, причем непродуктивными оказываются попытки трудоустроиться в течение длительного времени, теряется квалификация, уверенность в себе. Следствием этого становится все большее распространение в сельской местности алкоголизма и сопровождающих его проявлений.

Названные явления обосновывают необходимость принятия нормативно-правовых актов по дополнительным гарантиям защиты трудовых прав начавшей трудиться молодежи.

Требуется принятие эффективных мер, связанных с нарушением трудовых и социальных прав молодых работников, в первую очередь на предприятиях частного сектора экономики (в части нарушения законодательства по охране труда, по вопросам найма, увольнения и оплаты труда молодых граждан, продолжительности рабочего времени и времени отдыха).

Снижение возраста начала трудовой деятельности, фактическое непризнание за 16-17-летними статуса безработных ведет к правовой незащищенности этой категории.

В этих условиях важно инициировать на федеральном и региональном уровнях ряд целевых программ, связанных с обеспечением временной, вторичной и постоянной занятости молодежи, с расширением сферы деятельности молодежных бирж труда, бизнес-инкубаторов и других учреждений в области профессиональной ориентации и подготовки молодежи, обеспечения "вторичной" занятости - подработок молодых граждан, в организации общественных и временных работ молодежи; формирование соответствующей нормативно-правовой базы, гарантирующей создание дополнительных возможностей для решения обозначенных задач.

11. Особого внимания требует решение вопросов, связанных с социально-правовой защитой молодых тружеников на предприятиях различных форм собственности. В этих условиях необходимость поддержки молодых бизнесменов, по существу осваивающих новую для россиян культуру предпринимательской деятельности, становится приоритетной задачей в реализации государственной молодежной политики.

По данным исследований, основными побудительными мотивами к занятию предпринимательством выступают как высокая степень неудовлетворенности своим материальным положением, так и наличие доходов существенно выше среднего уровня. Молодые люди осознают свою меру ответственности, чувствуют степень риска и опасности. Но в установках будущих предпринимателей менее всего присутствует осознание той пользы, которую они принесут стране.

Потребность системного и неотложного решения значительного комплекса проблем, связанных с подготовкой молодых россиян к активному включению в предпринимательскую деятельность, следует признать приоритетом в стимулировании экономической активности молодежи.

12. Определенным показателем повышения социального статуса молодежи выступают новые формы связи между ее включенностью в сферу производства, результатами труда и ее социальной мобильности.

Существенное значение в этом приобретает повышение качества профессиональной подготовки молодежи, гарантирование условий для проявления ее социальной мобильности.

Почти 70% молодежи в материальном производстве имеют достаточный уровень профессионального образования, что свидетельствует о постепенном наращивании ее воспроизводственного потенциала. Повышение уровня образования и профессиональной подготовки молодежи в материальном производстве имеют региональные и отраслевые аспекты и проблемы, что следует учитывать при осуществлении молодежной политики.

За последнее десятилетие опережающий рост выпуска специалистов из вузов страны составил 158,3%. Рост числа специалистов с высшим профессиональным образованием не всегда сопровождается повышением качества их подготовки. Соответствующий анализ подтверждает, что чем выше показатели уровня квалификации, тем устойчивее социально-профессиональное положение молодых людей, а значит и возможности повышения уровня их социально-профессионального статуса. За 2001-2002 годы во всех профессиональных группах заметен рост оценки молодежью уровня своей квалификации, престижа и степени удовлетворенности собственной профессией.

Но в большинстве молодежных групп отмечается усиление разрыва между профессией, приобретенной молодым человеком, и фактически выполняемой им работой.

13. В 2000-2001 гг. сохраняется рост заболеваемости особо опасными болезнями (заболеваемость злокачественными новообразованиями, активным туберкулезом, болезнями, передаваемыми преимущественно половым путем, психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ).

Динамика распространенности болезней, передаваемых половым путем, наиболее тревожна и по всем основаниям может быть отнесена к острейшим молодежным проблемам. Взрывной рост числа больных становится стабильным фактором риска для состояния репродуктивного здоровья молодежи.

Названные явления ухудшают качественные показатели состояния здоровья в каждом новом молодом поколении. Они характеризуют падение потенциала и качества здоровья будущего поколения россиян, а значит создают опасность разрушения интеллектуального и социального потенциала молодежи.

14. Демократизация культурной жизни предполагает расширение свободного доступа к культурным ценностям. Но общество и, прежде всего, молодежь, столкнулись с ограничением возможностей в сфере культуры.

Глубокое социально-экономическое расслоение не позволяет в достаточной мере обеспечить культурные запросы молодежи.

Духовное воспроизводство в начале тысячелетия отражает сосуществование двух процессов – преемственности традиционных ценностей молодыми людьми и становление новых либеральных идентичностей, характерных для современного общества.

Сопровождающие процесс реформирования российского общества последствия оказались противоречивыми и обнаружились в многообразном ее расслоении по различным основаниям: богатые – бедные, коренные - мигранты, "наши" - чужие, элита - "плебс", лидеры - аутсайдеры, счастливчики - отверженные, демократы – национал - патриоты и т.д.

В современной молодежной субкультуре, особенно в сфере досуга, преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными формами самостоятельной культурно-творческой деятельности.

Названные проблемы актуальны для научного анализа, в том числе для изучения современных социальных процессов, в которых контрастно проявляются существенные расхождения духовного и рационального самосознания у значительной части современной молодежи.

В контексте реализации государственной молодежной политики сегодня исключительно актуальна задача целесообразного воздействия на молодежную субкультуру в целях обогащения ее потенциалом содержательного, созидательного творческого развития личности молодого человека в противовес широко распространенным ориентациям гедонистического характера.

В этой связи неоднозначна роль средств массовой информации.

15. Каждый третий зритель в стране – это молодой человек, ребенок. Однако детская и молодежная проблематика сегодня находится вне творческих и производственных интересов и рамок абсолютного большинства теле- и радиокомпаний.

Засилье на экранах сцен насилия и жестокости, реклама разрушительного образа жизни фактически становятся маркированным ориентиром для превращения детской и молодежной субкультуры в контркультуру.

Молодые граждане, не обладающие властью, деньгами, опытом защиты своих прав, не могут выразить свое мнение через СМИ. Актуальна проблема обеспечения доступности молодежных и детских общественных объединений СМИ, их участия во влиянии и корректировке информационной политики СМИ в интересах детей и молодежи требует неотложного решения.

Исключительно актуальной является задача формирования целостной стратегии информационного обслуживания детей и молодежи, совершенствования нормативной базы, предусматривающей отдельный порядок регистрации детских и молодежных изданий, установления более жестких правовых и экономических санкций за нарушение ими условий регистрации, введения в практику специальной процедуры экспертной оценки детских и молодежных изданий на соответствие информационной продукции социально-педагогическим, художественным и эстетическим требованиям, а также требованиям безопасности здоровья, нравственного и духовного развития молодого поколения.

16. Важным последствием этапа реформирования общества стала выработка подхода, при котором в решении социальных проблем человека доминирует опора на его собственные силы. Исследования свидетельствуют: молодежь гораздо быстрее людей среднего и пожилого возраста воспринимает правила формирующейся рыночной экономики.

Для преодоления дестабилизирующего влияния обозначенных тенденций на общественные процессы требуется современная, отвечающая запросам XXI века, государственная молодежная политика, ориентированная на содействие интересов общества и жизненно важных интересов и потребностей различных групп молодежи.

Необходимость решения обозначенных противоречий требует усиления акцентов на проектно-превентивный характер осуществления молодежной политики, перехода к инвестиционному характеру реализации государственной молодежной политики. Ее осуществление должны решать две взаимосвязанные функции.

Во-первых, компенсаторную, связанную с восполнением обществом и государством низкого в современных условиях социального статуса молодежи – неравенство социального положения, неравных стартовых возможностей - и созданием гарантированных условий реализации ею прав и потенциальных возможностей.

Во-вторых, инновационную, связанную с содействием развитию созидательного потенциала молодежи, со становлением ее социальной субъектности. Механизмы ее реализация требуют включения молодых граждан в деятельность различных институтов общества и государства на основе осознанного выбора, позитивной мотивации и сознательной конструктивной деятельности.

17. Значительная часть молодежи демонстрирует негативное отношение к органам власти, подчеркивая опасность коррумпированности и криминализации всех ветвей.

Стабильно незаинтересованным является и отношение молодежи к политическим партиям. Подобное распределение политических предпочтений сохранялось на протяжении последних лет.

18. В контексте социально-политических процессов последнего десятилетия стало заметно проявляться развитие этнического самосознания молодежи. Для молодых представителей ряда республик российская и региональная идентичность все более соединяется с этнической. Практически половина молодых считает себя в большей степени россиянами. По национальным группам идентификация имеет значительные отличия.

Отношение молодежи к религии в первые годы XXI века развивается в общем контексте эволюции ее ценностных ориентаций и мировоззренческих приоритетов. Широкое распространение иррационализма, оккультизма, нетрадиционных религиозных культов способствует противоречивости отношения молодых к религии.

В последние годы при активном участии молодежи активизируется взаимодействие религиозных организаций с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе.

19. В 2000-2001 годы сохранялись достаточно острые социальные проблемы молодежи, усугубляющиеся в отдельных группах.

Многие из них затрагивают интересы воинской молодежи (молодого пополнения Вооруженных Сил, младших офицеров, молодых сотрудников органов внутренних дел, служащих внутренних войск МВД РФ).

Требуют неотложного решения такие проблемы, как целесообразное регулирование социального состава молодых воинов, улучшение их допризывной подготовки к военной службе, совершенствование социальной защиты их прав и законных интересов.

Без должного внимания к решению обозначенных вопросов органами государственной власти невозможно формирование нового поколения защитников Отечества.

Серьезного улучшения в рамках реализации государственной молодежной политики требует работа с молодыми инвалидами. Актуально решение следующих проблем:

улучшение пенсионного обеспечения инвалидов военной службы, получивших инвалидность при прохождении военной службы по призыву;

совершенствование законодательной базы в части гарантийного решения проблем молодых инвалидов в области занятости, обучения, переквалификации;

развитие реабилитационной индустрии, позволяющей инвалидам различных заболеваний адаптироваться к условиям среды;

формирование сети учреждений, помогающих адаптироваться молодым инвалидам к среде жизнедеятельности;

создание системы страхования на случай инвалидности.

Сохраняющееся снижение численности сельской молодежи в структуре общей численности молодежи России – характерная черта 2000-2001 гг. После окончания учебного заведения в родном селе хотела бы жить и работать лишь одна пятая часть выпускников. Образовательные планы сельской молодежи тесно увязаны с перспективной миграции в город.

Низкая конкурентоспособность сельской молодежи, неразвитость рабочих мест на селе, сокращение объема работ и спада производства продукции ведут к снижению ее доли на рынке труда.

В сложившихся условиях необходимо совершенствовать нормативную правовую базу по гарантированному решению актуальных социальных проблем молодежи села.

20. Существенно осложнилось в последние годы положение молодой семьи. Оно характеризуется нестабильностью внутрисемейных отношений, объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы молодежи, отсутствием у нее опыта семейной и социальной жизнедеятельности.

В настоящее время в Российской Федерации не ведется государственная статистика, отражающая основные параметры жизнедеятельности молодой семьи (домохозяйств, членами которых являются граждане в возрасте до 30 лет). Молодые граждане высказываются за необходимость принятия специальных законодательных актов, направленных на поддержку молодой семьи в целях повышения ее социального статуса, государственную поддержку в решении острых социально-демографических проблем.

21. Одной из самых тревожных проблем последних лет является криминализация молодежной среды.

Повышенный энергетический потенциал, неопределенность переходного этапа социализации, низкий социальный статус, ощущение социального неравенства, сложности самоутверждения в мире взрослых выступают основными причинами повышенной возрастной девиантности молодежи. Незнание правовых и социальных норм поведения в значительной степени предопределяет активность девиации.

Необходимым условием противодействия криминализации в молодежной среде может стать реальный прорыв в решении социально-экономических проблем молодежи и общества, целенаправленная работа по привлечению молодежи к занятию общественно-значимыми видами деятельности; создание в стране сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации; активизация в этой работе роли детских и молодежных общественных объединений. Целесообразно развитие федеральных и региональных программ преодоления роста молодежной преступности посредством создания новых и поддержки действующих социальных структур и институтов, обеспечивающих вовлечение молодежи в различные виды физической, творческой, интеллектуальной, благотворительной, общественной деятельности.

22. Данные и выводы государственных докладов о положении молодежи, а также докладов, которые в самое последнее время появились в ряде субъектов Российской Федерации и существенно уточняют картину положения молодежи в стране, свидетельствуют о следующих тенденциях:

на протяжении последнего десятилетия наблюдается стремительное падение рождаемости. Подавляющая часть молодежи ориентирована на рождение в семье не более одного ребенка. Возрастает и количество разводов в молодых семьях (до 500 на 1 тысячу браков). Таким образом, следует ожидать в будущем значительное абсолютное уменьшение численности молодых россиян (тогда как в соответствии с общемировой тенденцией к 2010 году люди в возрасте до 30 лет смогут составить около 60% населения земного шара);

в условиях демографического кризиса состояние здоровья молодежи становится стратегической проблемой. По данным Минздрава России, общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%. Современные молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Уровень психических заболеваний каждые десять лет возрастает на 10-15%. За последние 5 лет количество молодых наркоманов возросло примерно в 3,5 раза, постоянно растет число регулярно курящих молодых людей;

расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам существенно возросло. Объединенная возрастными особенностями российская молодежь не представляет собой единой группы по базовым социальным параметрам. Доля молодых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.02 с.)