Распределение реальных способов проведения свободного времени у самарской молодежи в 1993-2001 гг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение реальных способов проведения свободного времени у самарской молодежи в 1993-2001 гг.



(На вопрос: "Что чаще всего Вам удается или приходится делать в свободное время?" – можно было дать не более трех вариантов ответа)

Удается чаще всего в свободное время
Смотреть телевизионные передачи или видео
Проводить время с друзьями
Проводить время с мужем (женой)
Заниматься домашним хозяйством
Проводить время с детьми
Слушать музыку
Читать книгу, журнал, газету
Отдохнуть на природе
Работать или подрабатывать
Учиться, узнавать новое
Заниматься спортом
Сходить на дискотеку
Заниматься садом, огородом
Заниматься на компьютере - -

 

Характерно, что на первом месте по популярности (примерно для 30-40% молодых людей) стабильно находился такой массовый вид досуга, как просмотр телевизора или видео.

К наиболее часто используемым способам проведения свободного времени относятся: общение с друзьями, супругом (супругой), детьми, ведение домашнего хозяйства. Определенная часть молодых людей в свободное время работает или подрабатывает (около 15%), то есть практически не имеет досуга.

В целом, в реальной структуре видов досуга молодежи в 90-е годы происходили незначительные изменения. Увеличилась доля молодежи, отдающая предпочтение семейным ценностям, межличностному общению. Уровень использования организованных способов проведения свободного времени по-прежнему невысок. Данные молодежного мониторинга показали, что такие способы проведения свободного времени, как посещение театров оперы и балета, симфонических концертов, драматического театра, не характерны для молодежи.

Проблема удовлетворенности досугом является острой, однако в ней есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой – ограничения финансового характера.

В современных социально-экономических условиях услуги социально-культурной сферы, как правило, оказываются на платной основе. Возможным решением данной проблемы может стать сохранение в системе образования необходимого минимума элементов эстетического воспитания, досуга в системе внешкольной работы; развитие центров досуга, рассчитанных не только на элитные группы, но и на массового пользователя.

 

6.3 Средства массовой информации и информационные потребности молодежи

Деятельность средств массовой информации оказывает непосредственное влияние на сознание и поведение молодых людей.

За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения.

С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя, телезрителя и радиослушателя. С другой, в условиях нерегулируемой социально-экономической ситуации, неподкрепленности кадровым потенциалом обнаружились негативные явления в информационной среде.

Из программ как обшероссийских, так и региональных телерадиокомпаний практически исчезли передачи научно-популярного характера, сократилось количество образовательных программ, культурологических передач для юношества и молодежи.

В эфире, периодических изданиях появилось большое количество материалов, отмеченных агрессией, бездуховностью, жестокостью. В этот период на телеэкранах, в эфире четко обозначилась экспансия зарубежной аудио-, видео- и кинопродукции.

Ведущая роль в осуществлении стратегии единого информационного пространства для молодежной аудитории принадлежит государственному телерадиовещанию. Практическая реализация мер по созданию Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) позволила объединить усилия Российского телевидения (РТР), канала "Культура", региональных телерадиокомпаний по развитию основных направлений молодежного вещания. Создан постоянно обновляющийся бюллетень молодежных программ, с тем, чтобы телерадиокомпании могли обмениваться эфирными материалами. Основные направления молодежного Вещания ВГТРК отражают следующие проблемы: молодежная политика в регионах; социальные проблемы молодежи; армия и военно-патриотическое воспитание; история, традиции; учеба, спорт, досуг, увлечения молодежи.

За последние 10 лет возникли тысячи негосударственных телерадиокомпаний, почти в 600 городах есть местное телевидение.

В молодежном информационном пространстве резко возросло влияние частных региональных радиокомпаний. В настоящее время зарегистрировано 652 таких радиокомпании.

В условиях расширения телевещания радио не только не потеряло аудиторию, но получило перспективу ее развития. Радиовещание пошло дальше телевидения в плане дифференциации программ, рассчитанных на молодых слушателей. Информационное, художественное вещание составляют в их программах, как правило, не более 15-20% общего эфирного времени, остальное время занимают в основном музыкально-развлекательные программы.

В настоящее время возросла потребность в законодательных актах, которые бы регулировали соотношение новостных, развлекательных, культурно-просветительных (отечественных и зарубежных) программ не только радио, но и телевидения.

Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации ФС РФ поддержали предложения телевизионного сообщества о выделении средств из федерального бюджета, начиная с 2000 г., на поддержку социально значимых программ электронных СМИ. МПТР России в 2000 г. впервые использовало для поддержки программ подростковой и молодежной направленности систему грантов. Первостепенное значение придается программам и передачам патриотического и правового, образовательного характера, посвященного социальным проблемам - профилактике наркомании, преступности. Всего Министерством выделено 85 грантов на сумму 64 млн рублей, 14 грантов выделено региональным телерадиокомпаниям. Проекты, рассчитанные непосредственно на молодежную аудиторию, получили 31 грант, на их реализацию выделено свыше 50 млн рублей.

Работу по поддержке социально значимых программ для молодежи МПТР России проводит во взаимодействии с МВД России, Минобразованием России, Правительственной комиссией по русскому языку. В 2001 году на поддержку социально значимых программ планировалось направить 270 млн 900 тыс. рублей. В связи с тем, что вещательная политика региональных телерадиокомпаний, адресованная молодежи, требует развития и совершенствования, представляется важным, чтобы фонды поддержки социально значимых программ телевидения и радио были созданы и на уровне регионов. Без финансовой поддержки из региональных бюджетов трудно рассчитывать на развитие местного телерадиовещания.

Реализация средствами массовой информации функций формирования мировоззрения молодежи предполагает открытость и доступность информации. Своевременными в этой связи являются поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина МПТР России и Минсвязи России представить предложения о введении единого почтового тарифа на доставку прессы. Данная мера, безусловно, позволит снизить подписные цены на периодические издания и расширит число их читателей, в том числе и молодежи.

В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 млн экземпляров ежемесячно.

Тематически и жанрово юношеская и молодежная пресса за последнее десятилетие стала разнообразнее, значительно более дифференцированной с учетом пола и возраста читателей, появились газеты и журналы для семейного чтения, рассчитанные как на подростков, юношей и девушек, так и их родителей.

Вместе с тем, на современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания развлекательного характера. (Их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75% от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий).

Кроме того, в изданиях, адресованных непосредственно юношеству и молодежи, мала доля публикаций, непосредственно затрагивающих возрастные и социальные проблемы этой категории граждан страны, особенно это касается изданий для подростков 14-15 лет. Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера.

Вместе с тем, в объемных изданиях для старшеклассников, молодежи обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные, нравственные проблемы современного общества.

Бывшие молодежные издания в своей массе стали изданиями вневозрастными, публикуемые материалы ориентированы на читателей разных возрастов.

Все большую остроту приобретает проблема информационной незащищенности несовершеннолетних. Безудержно растет число периодических изданий, использующих в коммерческих целях материалы сексуального характера. В ряде таких журналов, как "COOL", "COOL- GIRL", 16-Ровесник, "Молоток" идет прямое злоупотребление интересами молодых. Сотни тысяч читателей указанных изданий вовлечены в оборот печатной продукции сексуального характера. Распространение подобного рода изданий противоречит Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г.

Практически не используется потенциал районных и городских газет в работе с молодежью. Только в Федеральный реестр включено 1990 газет, которые получают в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке районных (городских) газет" средства из федерального бюджета. В 2000 г. на эти цели было направлено 170 млн руб. А ведь эти газеты занимают первое место среди периодических изданий как по степени доступности населению, так и по степени доверия населения к информации, которая в них печатается.

В последнее десятилетие получила развитие подростковая самодеятельная пресса. Эта пресса существует официально, включена в систему средств массовой информации, конкурентоспособна, часто выпускается на хорошем полиграфическом уровне, дает навыки журналистского мастерства школьникам и студентам, и самое главное, позволяет высказывать подросткам свое мнение, отношение к происходящему. Например, в одной только Свердловской области разовый тираж таких изданий составляет около 800 тысяч экземпляров.

Однако проблема привлечения подростков, молодежи к чтению гораздо сложнее и не может быть решена локально проведением разовых конкурсов и финансовых вливаний в периодические издания. Исследования показывают, что значительная часть молодежи ставит чтение газет и журналов на 7-8 место в списке своих предпочтений после телевидения (лидер досуга), прослушивания аудиозаписей, чтения книг.

Представляется необходимой разработка целостной государственной программы в области чтения, в том числе периодических изданий. Частью этой программы могла бы стать политика государственного протекционизма в выпуске книг, обращенных к молодому поколению, стимулирования молодежных СМИ к жанровому и тематическому разнообразию публикаций.

В условиях возрастания роли средств массовой информации в формировании общественного мнения, развития воспитательных, образовательных функций, возможностей прессы, телерадиовещания возникает потребность в специальном изучении информационной среды, которую создали современные средства массовой информации для молодежи, социальных последствий их деятельности. Такого мониторинга сегодня нет, его отсутствие не позволяет оптимально выделить приоритеты вещателей в целях создания социально ориентированного телерадиовещания для молодежи.

Действующее законодательство в сфере средств массовой информации недостаточно регулирует вопросы информационной безопасности, защиты морального, нравственного, умственного и физического развития молодежи и несовершеннолетних на страницах прессы, в передачах телевидения и радио, в Интернете. Ощущается острая необходимость в регулировании времени транслирования таких программ, запрете показа телепрограмм, способных нанести вред их воспитанию и развитию.

Следует отметить недостаточную степень информированности редакций периодических изданий, телерадиокомпаний о мерах, предпринимаемых на федеральном и региональном уровне по решению актуальных проблем государственной молодежной политики. Решению данной проблемы могла бы способствовать координация работы пресс-служб министерств, ведомств, общественных организаций, участвующих в реализации молодежной политики.

Регулярное взаимодействие органов по делам молодежи и СМИ в регионах Российской Федерации осуществляется по-разному.

В большинстве регионов Российской Федерации (Белгородская, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области, Москва, Санкт-Петербург, Удмуртская, Чувашская Республики) в региональных печатных и электронных СМИ регулярно издаются молодежные приложения (страницы, полосы, передачи), публикуются пресс-релизы, проводятся пресс-конференции. В ряде регионов Российской Федерации (Вологодская, Калужская, Костромская, Магаданская, Самарская области, Санкт-Петербург, Республики Дагестан, Татарстан, Чувашская Республика) при участии органов по делам молодежи издаются специализированные детские и молодежные печатные и электронные издания. В ряде регионов России соучредителями подобных изданий выступают детские и молодежные общественные объединения. Для реализации вышеперечисленных целей и задач в регионах Российской Федерации создается молодежная корреспондентская сеть в региональных СМИ (Вологодская область), формируется система регулярных печатных и электронных молодежных изданий на муниципальном уровне (г.Санкт-Петербург), практикуется поддержка таких изданий в образовательных учреждениях (Магаданская область).

Яркой приметой сегодняшнего дня является стремительное освоение ресурсов сети Интернет и использование ее возможностей для взаимного информирования молодежи и общества органами по делам отдельных субъектов Российской Федерации (Самарская область, Чувашская Республика).

В большинстве регионов Российской Федерации на телевизионных и радиоканалах имеются как отдельные молодежные передачи, так и специализированные программы, студии (учебная студия детского телевидения при Калужском областном информационном центре; "Сироп", "Такая фишка" - на Магаданском телевидении; Авторское молодежное телевидении в Оренбургской области; молодежный радиоканал в Республике Дагестан; молодежный спортивный и музыкальный телеканал в Самарской области; телепередача “Студент online” в Санкт-Петербурге). Нередко возможности телевидения используются для социальной рекламы: так, в Костромской и Самарской областях под эгидой органов по делам молодежи создаются социальные рекламные ролики (по поддержке молодых инвалидов, молодых семей).

Для полноценного информационного обеспечения в регионах России при участии органов по делам молодежи информационно-аналитические и пресс-центры создаются как на региональном, так и на муниципальном уровнях: в г.Москве наряду с Московским молодежным пресс-центром аналогичные структуры имеются и в округах; в Белгородской и Самарской областях молодежные пресс-центры и информационные агентства действуют в районах. Содействуют наиболее полному информационному обеспечению молодежи и общества общественные Ассоциации детской и юношеской прессы (Архангельская, Вологодская, Пензенская области), создаваемые общественными объединениями пресс-центры (в Белгородской области - пресс-центр областного Союза студентов).

Обобщение и пропаганда опыта СМИ по наиболее полному информационному обеспечению молодежи и общества в регионах Российской Федерации осуществляется посредством организации и проведения региональных конкурсов на лучшую публикацию на страницах печати и теле-, радиопрограмму, освещающую проблемы молодежи и реализации государственной молодежной политики (Калужская, Оренбургская, Орловская области, Республики Дагестан, Чувашия). Подобные конкурсы, а также фестивали детской, юношеской и молодежной прессы (“Голос моря” в Архангельской области, “СМИ в третьем тысячелетии” в Костромской области, “Алтын калэм (“Золотое перо”) в Республике Татарстан) являются не только стимулом дальнейшего развития взаимодействия СМИ и органов по делам молодежи, но и поиска, отбора и профессионализации кадров молодых журналистов. В этих целях в Костромской области организуется летний специализированный лагерь для молодежи и подростков - юных журналистов - “Телецентр”. В Чувашской Республике в рамках таких конкурсов и фестивалей в духе времени появилась номинация “Молодежный интернет-сайт Чувашии”.

Таким образом, взаимодействие органов по делам молодежи со средствами массовой информации в вопросах освещения молодежных проблем и формировании мировоззрения молодых людей может и должно стать одним из приоритетных направлений работы.

В федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)" развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей определены одним из приоритетных направлений ее реализации.

Правительственная комиссия по делам молодежи на своем заседании 16.02.2001 г. признала необходимым создание системы эффективного освещения представителями центральных и региональных СМИ проблем молодежи и практики реализации государственной молодежной политики, организацию в российских регионах общественных фондов поддержки социально значимых программ и периодических изданий, в т.ч. по вопросам молодежной политики. Таким образом, можно считать, что реформируемое российское общество и государство выдает своеобразный социальный заказ молодежным и молодым журналистам на активизацию их социального и творческого потенциала.

 

6.4 Роль и место религии в мировосприятии российской молодежи

 

Отношение молодежи к религии на рубеже тысячелетий развивается в контексте эволюции ее ценностных ориентаций и мировоззренческих приоритетов.

Сложность и противоречивость современной религиозной ситуации в России подтверждается неоднозначной ориентацией молодежи. По данным ряда исследований, российская молодежь менее религиозна, чем представители других возрастных групп. И в то же время, количество "абсолютных атеистов" среди молодежи становится все меньше. Но ее религиозность - скорее поверхностная, конформистская: есть желание быть как все, называться верующими, соответствовать стереотипу духовности, распространяемому в современном обществе средствами массовой информации, время от времени отмечать религиозные церковные праздники, соблюдать некоторые обряды. Вместе с тем очевидно, что предрасположенность к религии в молодежной среде преобладает над прежней установкой на атеизм, а значит, молодое поколение, вступающее в жизнь на пороге XXI века, может оказаться и действительно оказывается более восприимчивым и лояльным к религиозной идеологии.

Темпы роста численности православных вдвое превышают общее увеличение количества верующих, причем это происходит во всех возрастных группах. Постепенно осуществляется переход от аморфного состояния "просто веры" и "просто христианства" к конфессиональной определенности. Таким образом, в современной России доля неверующих сокращается обратно пропорционально возрасту и социальному времени – чем дальше (в будущее), тем меньше самых молодых респондентов относит себя к неверующим, что указывает на снижение престижа атеизма.

На субъективный возрастной фактор накладывается влияние объективного, а именно временного (темпорального) фактора, характеризующего изменение духовной атмосферы, в которой воспитывается подрастающее поколение.

Самому юному поколению свойственно обращение к религии (сознательное, бессознательное), происходящее путем изменения мировоззрения от неверия к вере, обнаруживаясь в условиях, когда ничто не препятствует формированию веры еще в детском возрасте, одновременно с пробуждающимся сознанием.

По данным исследований, проведенных в Белгородской области, почти 87% опрошенных молодых людей относятся к религии как явлению общественной жизни положительно, значительная часть опрошенных молодых людей считает себя людьми верующими (46,7), 13,3% - эволюционируют от неверия к религиозной вере, 26,7% опрошенных отнесли себя к категории колеблющихся. Число атеистов незначительно и составляет 3,3% опрошенных.

Около 90% молодежи оценивают свое отношение к православию как положительное. Это говорит о высоком авторитете Русской православной церкви в молодежной среде. На вопрос о том, что привлекает молодежь в православии, на первое место опрошенные поставили этические мотивы (общечеловеческий характер основных ценностей и заповедей), на второе – философско-религиозные (истинность учения) и на третье – религиозные мотивы (возможность спасти свою душу от зла и греха).

В Республике Мордовия одной из значимых ценностных ориентаций молодежи в настоящее время является религиозная. На вопрос: "Считаете ли вы себя верующим?" - 9,5% опрошенных ответили: "Я верующий, стараюсь соблюдать религиозные обряды и традиции", 64,2% ответивших считают себя верующими, но не соблюдают религиозных обрядов и традиций и 4,4% опрошенных назвали себя неверующими.

Почти треть молодых граждан в возрасте до 29 лет считают, что религия необходима для поддержания высокой морали, и только 1,8% молодежи отмечают необходимость религии для развития демократии, соблюдения прав человека. Подобное распределение ответов свидетельствует о преобладании нравственного понимания религии, помогающей выстоять в трудной жизненной ситуации.

В ходе исследований выяснилась еще одна особенность распределения верующих среди молодежи. Наименьшее число верующих молодых людей наблюдается в семьях с наименьшим средним доходом на одного члена семьи. Так, в группе с доходом 1500 до 3000 рублей на одного члена семьи число неверующих молодых людей составляет 24,5%, а в группе со средним доходом до 500 рублей на одного члена семьи – 35,2%.

Значительная разница наблюдается в отношении к религии среди мужчин и женщин. Среди женщин число неверующих составляет 19,8%, а среди мужчин – 32,2%.

В Белгородской области неохристианские конфессии, а также "традиционные" и неопятидесятники состоят почти на 100% из верующих в возрасте от 16 до 30 лет. Эти конфессии обновляются за счет модернизации своих миссионерских программ и упрощенной (популяризированной) богослужебной практики с большим количеством песен и танцевальной музыки, направленных в основном на использование активности молодежной аудитории. Значительную активность проявляют слушатели "Свидетелей Иеговы", где число молодежи не опускается ниже 75% от общего числа участников.

Доля молодежи среди православных верующих составляет около 50%. Примерно такая же процентная доля молодежи характерна и для католической церкви.

Следует отметить, что в последние годы растет число религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных.

 

 

Деятельность религиозных организаций, представляющих традиционные для России конфессии (в первую очередь православие, иудаизм и ислам), относительно прозрачна для общества. В последние годы активизируется их взаимодействие с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе, осуществляются совместные проекты, в которых активное участие принимает молодежь.

Вместе с тем, сохраняется острота проблем, связанных с активным вовлечением российской молодежи в нетрадиционные религиозные объединения, зачастую ориентированные на разрушение традиционной духовной культуры россиян.

Однако, несмотря на продолжающийся кризис традиционных норм и ценностей, наблюдается стремительное развитие многообразия религиозной жизни. Новые религиозные группы создаются благодаря активной, и, в основном, молодой части населения со сравнительно высоким уровнем образования, еще находящейся в поиске целей и жизненных ценностей. Вопрос только в том, на то что будет направлена ее активность.


 

РАЗДЕЛ 7.
Особенности самореализации молодежи в сфере политики

Социальная самоидентификация молодых людей находится в непосредственной связи с процессом социальной интеграции и становления гражданственности этой социально-демографической группы.

Самоотождествление молодого поколения с обществом выражается через преемственность и воспроизведение в своей среде всей совокупности социокультурных ценностей.

Политическая самореализация определяется реальным участием в социально-политических процессах в стране, в том числе - в расстановке политических сил в обществе через участие в голосовании. Голосованию предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах.

Исследования свидетельствуют, что в полной мере реализуют свои избирательные права менее трети российской молодежи.

Формальные возможности российской молодежи реализовать свой потенциал в политике достаточно высоки. Доля молодежи составляет 24% в составе электората. Число молодых избирателей увеличивается, особенно за счет группы 18-19-летних, поскольку первое участие в выборах традиционно выступает значимой формой обретения статуса взрослого. Как свидетельствуют итоги выборов, реальных возможностей для практического осуществления политического выбора по средством голосования у молодых россиян мало. В то же время, многие из них не воспользовались правом голоса, продемонстрировав политический нигилизм.

Молодежный электорат раздроблен, политические ориентации и предпочтения выражены слабо и неопределенно, что делает его удобным объектом для манипулирования со стороны тех, кто контролирует СМИ. В последнее время для этих целей все чаще используется Интернет.

Политическая жизнь в современном российском обществе реально не является пространством для самореализации широких слоев молодежи.

 

7.1. Особенности гражданской позиции современной молодежи

По данным многолетних исследований Центра социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, во всех возрастных когортах чаще всего участники опроса называли своей Родиной Россию. Это характерно для большинства регионов. При этом ежегодно увеличивается число россиян, ориентированных в своей государственной самоидентификации на край, где они родились и живут.

Основная масса участников опроса, отвечая на вопрос о государственной самоидентификации, относит себя к россиянам. При этом различаются понятия малая (республика, край, область, где человек живет) и большая родина. Во всех возрастных группах молодежь чаще идентифицирует себя с большой Россией, чем с малой родиной.

По данным исследований Российского независимого института социальных и национальных проблем, на протяжении всех последних лет неизменными лидерами общественного мнения россиян, и в том числе молодежи, являются две идеи, которые, по оценкам населения, могли бы вдохновить людей и сплотить их во имя общей цели. Это идея единения народов России в целях ее возрождения как великой державы и идея укрепления страны как правового государства. С 1996 года по настоящее время стабильно высока (более 40%) доля молодежи, которая видит в качестве идейного стержня развития российского общества идею возрождения России как великой державы. Идея усиления России как правового государства за этот период также приобрела новых сторонников: если в 1996 году ее одобряли 39,5% молодежи, то в конце 2001 года уже 42,6%.

Среди других возможных вариантов национальной идеи в последние годы среди молодежи, как показывают исследования, одновременно развиваются две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, это почти пятикратное увеличение сторонников идеи противостояния Западу и опоры России на собственные силы (с 3,3% в 1996 году до 15,5% в 2001 году). С другой стороны, некоторый рост доли тех, кто считает, что в качестве национальной идеи могла бы выступать идея сближения с Западом, вхождения России в общеевропейский дом (с 17,0% в 1996 году до 22,2% в 2001 году). Среди российской молодежи все более актуализируется идея включения России в процессы международной интеграции, но при условии сохранения ею независимости и самостоятельности.

В целом же в конце 2001 года иерархия оценок молодежью тех идей, которые могли бы выступить в качестве национальной идеи, выглядела следующим образом. Лидирующие позиции, как и прежде, занимают идеи единения народов России в целях ее возрождения как великой державы (44,9%) и укрепления России как правового государства (42,6%). На третьем и четвертом местах со значительным отрывом следует идея объединения народов для решения глобальных проблем человечества (27,5%) и идея сближения с Западом, вхождения России в общеевропейский дом.

Идея укрепления России как правового государства как стратегическая цель приобретает в молодежной среде все большую популярность (таблица 35).

Таким образом, иерархия идей, способных, по мнению молодежи, возродить Россию, претерпела за последние годы существенные изменения. В 2001 г. на первое место вышла идея укрепления страны как правового государства.

Если учесть, что в последние годы обращения в суд молодежь считает наиболее эффективным способом воздействия на власть, то вырисовывается тенденция, в соответствии с которой для подъема России, укрепления ее позиций в мире, для улучшения жизни населения необходимо в первую очередь построить правовое государство. Молодежь высказывается определенно за этот путь.

 

Таблица 35

 

"Какая идея сегодня могла бы, по мнению молодого поколения, вдохновить людей", ранги

 

 
Идея укрепления России как правового государства
Идея единения народов России в целях ее возрождения как великой державы
Идея объединения народов для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Идея сближения с Западом, вхождение России в общеевропейский дом
Идея индивидуальной свободы, приоритета интересов личности над интересами государства
Идея противостояния Западу, опоры на собственные силы
Идея объединения всех славянских народов
Идея национальной уникальности, особой исторической миссии русского народа
Возвращение к социалистическим идеалам и ценностям
Идея очищения общества через православную веру

 

При переходе от выбора стратегических приоритетов развития России, ее национальной идеи к тем конкретным задачам, которые должна в первоочередном порядке решать власть, среди различных групп молодежи наблюдаются во многом совпадающие представления. На первые места среди этих задач выходят те, которые непосредственно вытекают из цели - укрепления России как правового государства. Так, 61,9% молодых граждан считают, что первоочередной задачей нынешней власти во главе с Президентом РФ должно быть окончание военных действий в Чечне, 37,9% - преодоление коррупции в органах государственной власти, 30,1% - наведение порядка во власти и реорганизация государственного аппарата. Одной из наиболее актуальных, с точки зрения молодежи, задач власти является также преодоление бедности и нищеты в стране.

Исследование группой ИМА отношения населения России к государственной символике показывает, что лучшее знание российского флага продемонстрировали молодые люди. Среди 14-24-летних правильный ответ дала почти половина (47%), неверный ответ (или отсутствие ответа) – 12%. Для молодых людей (14-24 года) такие символы российской государственности, как герб и флаг, стоят на первых местах среди всех символов России, таковыми их называют 41% и 40% соответственно. Гимн существенно уступает – его указали лишь 21% респондентов этой группы. Символы советского государства (красная звезда, советский герб, красное знамя, серп и молот, мавзолей Ленина) не являются символами страны для молодежи: в группе 14-24-летних вышеперечисленные символы назвали от 6% до 12% респондентов. Молодежь, которая не "впитала" прежних норм отношения к государственной символике, имеет представление о гораздо более свободных образцах использования символики (например, в США), не однозначна в своих оценках: существенная часть молодых россиян считает, что использование государственных символов на одежде, предметах быта, сувенирах не только допустимо, но и улучшает отношение к символике. Молодежь и старшее поколение находятся на разных полюсах и по уровню информированности о государственной символике, и по отношению к ней вообще. Молодежь (в проведенном исследовании от 14 до 24 лет) лучше, чем другие группы населения, знает символику и в целом к современной символике демонстрирует наиболее позитивное отношение.

Но по данным всероссийского мониторинга социального развития молодежи, проведенного Институтом социально-политических исследований РАН, социально-экономические трансформации в стране бросают вызов таким фундаментальным понятиям, как гражданственность, патриотизм, долг (таблица 36).

 

Таблица 36

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.201 (0.046 с.)