Предмет трудового права России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет трудового права России.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Предмет трудового права России.

Трудовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского частного права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе труда, характеризующуюся особым предметом, методом и принципами правового регулирования.

Предмет любой отрасли права составляют однородные общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Предмет трудового права

Трудовое право по сравнению с другими отраслями группы отраслей частного права обладает определенными особенностями, в частности:

• сочетание норм материального и процессуального права;

•отношения между участниками регулируемых отношений строятся на двух уровнях: индивидуальном и коллективном.

Предмет трудового права составляют общественные отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда (выполнения работы), а также иные тесно связанные с ними отношения.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Если трудовой договор не будет заключен или вместо трудового договора стороны заключат договор гражданско-правового характера, но будет установлено, что в конкретных взаимоотношениях между работником и работодателем присутствуют сущностные признаки трудового отношения, то отношения между работником и работодателем будут признаны трудовыми с соответствующим применением к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Помимо трудовых отношений, в предмет трудового права входят и другие тесно связанные с ними общественные отношения, в частности:

• отношения по трудоустройству и занятости;

• отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у работодателя;

• отношения по материальной ответственности сторон трудового договора;

• отношения по социальному партнерству;

• отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства;

• отношения по рассмотрению трудовых споров.

 

Особенности метода правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Метод показывает, как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется регулирование общественных отношений.

Метод трудового права – комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и связанных с ними отношений.

Комплексный характер метода трудового права состоит в сочетании публично-правовых и частно-правовых компонентов.

Основные особенности метода трудового права:

1) равенство сторон трудового отношения при заключении трудового договора и подчинении работника в процессе трудовой деятельности правилам внутреннего трудового распорядка;

2) основание возникновения трудовых отношений двусторонний акт – трудовой договор;

3) многообразие способов установления прав и обязанностей сторон (законами и подзаконными актами, коллективными договорами и соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором);

4) специфичность защиты трудовых прав (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, государственный надзор и контроль, самозащита) и обеспечение исполнение работником обязанностей (дисциплинарная и материальная ответственность).

Признаки метода трудового права с точки зрения способов установления норм трудового права:

• сочетание централизованного и локального регулирования;

• сочетание государственного и договорного регулирования;

• участие представителей работников в установлении норм трудового права;

• единство и дифференциация правового регулирования;

• сочетание императивного и диспозитивного регулирования.

 

Принципы трудового права.

Принципы трудового права – основные положения, общие начала и идеи, выражающие сущность трудового права. Принципы трудового права закреплены в ст. 37 Конституции РФ и в Трудовом кодексе РФ.

Принципы трудового права общие начала и идеи, выражающие сущность отрасли.

Отраслевые принципы (характерны только для трудового права, ст. 2 ТК РФ).

Основные принципы трудового права закреплены в ст. 2 ТК РФ:

1. свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

3. защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

5. равенство прав и возможностей работников;

6. обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

7. обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

8. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

9. обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

10. сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

11. социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

12. обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

13. установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля их соблюдения;

14. обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

15. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

16. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

17. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

18. обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

Источники трудового права.

Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками трудового права, а их совокупность – трудовым законодательством.

Нормативные правовые акты относятся к самым распространенным и значимым источникам трудового права. Как уже отмечалось, они различаются по своей юридической силе и соответственно по месту в системе источников.

1. Конституция РФ провозглашает базовые права человека в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. К их числу относятся:

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- право на защиту от безработицы;

- право на отдых (ст. 37).

Кроме перечисленных прав, ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Помимо закрепления основных трудовых прав и принципов трудового права, нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы источников трудового права. Так, ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Для трудового права это положение очень важно, поскольку значительная часть прав человека - это трудовые права, такие как право на труд, право на отдых, на объединение и т.д. Эти права и механизм их реализации нашли отражение как в международных пактах, декларациях, так и в многосторонних международных договорах - конвенциях Международной организации труда. Признание их непосредственно действующими на территории РФ - свидетельство интеграции России в международное сообщество и доказательство ее приверженности общегуманистическим идеалам.

Конституция РФ (ст. 72) относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

2. Трудовой кодекс является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 3 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.

Трудовой кодекс определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.

3. Наряду с Трудовым кодексом в сфере трудового права действуют другие федеральные законы. В их числе надо назвать:

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 20.04.1996 N 36-ФЗ, который установил механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы;

Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", предусматривающий порядок формирования специального трехстороннего органа, задачами которого являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения, проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики и т.д.

Нормы трудового права содержатся и в других федеральных законах. Так, Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусматривает права профсоюзов по представлению и защите интересов работников на коллективных переговорах, при разрешении коллективного трудового спора, при осуществлении локального регулирования и правоприменения.

Ряд федеральных законов предусматривает особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Например, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает более льготные условия труда для работников, вынужденных трудиться в суровых климатических условиях.

Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" предусматривает особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с детоксикацией, техническим обслуживанием, уничтожением химического оружия.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет условия привлечения к работе на территории РФ иностранных граждан. Примеры можно продолжить.

Все названные законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

4. Для трудового права имеют значение некоторые федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" среди мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, предусматривает запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11). Запрещение забастовок может быть предусмотрено указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

5. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, являются подзаконными нормативными актами и не должны вступать в противоречие с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государственной службы (в частности, порядок подготовки и проведения аттестации государственных гражданских служащих, порядок исчисления стажа, определения размера денежного содержания и др.). Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине.

6. Постановления Правительства РФ, как правило, направлены на конкретизацию соответствующего закона или на регулирование отдельных элементов трудового правоотношения, а также осуществление дифференциации в трудовом праве. Приведем некоторые примеры:

- Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий";

- Постановлениями Правительства РФ утверждено определенное количество уставов и положений о дисциплине;

- большое количество постановлений Правительства РФ принимается по охране труда. Ими утверждаются положения о различных федеральных надзорах, перечни опасных и вредных работ, правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 утверждено и Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

7. Последнее место в иерархии федеральных актов занимают ведомственные акты. Они принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах, регистрируются в Министерстве юстиции РФ и публикуются для общего сведения. Среди них особое место занимают акты Министерства труда и социального развития РФ, которые устанавливали некоторые условия труда (например, режим рабочего времени и времени отдыха для работников отдельных отраслей экономики), определяли типовые нормы труда, утверждали единый тарифно-квалификационный справочник, квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Кроме этого Минтруд России принимал акты нормативного толкования - разъяснения, обязательные для правоприменителей.

8. Муниципальные правовые акты. Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, в трудовом праве действуют акты, принимаемые в установленном законом порядке органами местного самоуправления и работодателем.

Решения представительных органов муниципальных образований в сфере труда принимаются обычно по вопросам установления условий труда для работников муниципальных предприятий, заключения трудового договора с руководителем муниципального предприятия, содействия занятости.

9. Локальные нормативные акты. Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников.

Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определенного срока (до трех лет), процедура принятия локальных актов не установлена, они могут быть как срочными (с указанным сроком действия), так и постоянными (без указания срока действия).

10. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

С начала 90-х гг. в субъектах РФ принято значительное число законов и иных нормативных актов в сфере трудовых отношений, однако они не имеют сколько-нибудь существенного значения для упорядочения трудовых отношений и выполняют функцию вспомогательного регулятора.

По характеру осуществляемого правового регулирования принимаемые субъектами РФ нормативные акты можно разделить на четыре категории:

1) законы, осуществляющие опережающее правовое регулирование;

2) акты, законодательные и подзаконные, направленные на конкретизацию положений федерального законодательства с учетом региональных особенностей рынка труда, организации трудовой деятельности, климатических условий и т.п.;

3) акты, повышающие уровень трудовых прав и гарантий работников;

4) нормативные акты, регламентирующие общественные отношения, имеющие исключительно региональное значение.

Таким образом, все трудовое законодательство можно привести в определенную систему:

1. Федеральные законы, конституционные и обычные текущие законы (Конституция, Основы законодательства об охране труда, ТК, Закон "О занятости", "Коллективных договорах и соглашениях).

2. Ратифицированные государством международно-правовые акты о труде – договоры и конвенции Международной Организации Труда (МОТ). На сегодняшний день МОТ приняла 75 конвенций. Наша страна ратифицировала лишь 50 конвенций, а действуют сейчас только 44.

3. Нормативные указы Президента, которые обычно предусматривают дополнительные меры по защите прав граждан.

4. Постановления Правительства РФ, которые принимаются по самым разнообразным вопросам.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти, так называемые ведомственные акты, которые могут носить внутриведомственный характер, так и межведомственный характер (Постановления Министерства Труда и социального развития, Министерства финансов и экономики РФ).

6. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ – трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов и РФ (как правило, предусматривают дополнительные льготы для работников).

7. Акты органов местного самоуправления, которые за счет собственных средств устанавливают трудовые нормы.

8. Соглашения по социально-трудовым вопросам. Это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемые на уровне Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии, территории.

9. Коллективные договоры и другие локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно в организации и действующие в отношении работников данной организации (Уставы, Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании и др.).

10. Акты бывшего Союза в части, не противоречащей Конституции, законодательству РФ (ст. 4).

11. Нормы трудового права могут содержаться в нормативных актах, относящихся в целом к другим отраслям права.

 

Право стороны трудового правоотношения – это закрепленная в законе, ином нормативном правовом акте, содержащем нормы трудового права, или договоре возможность для стороны требовать от обязанной, в том числе виновной, стороны положительных действий по выполнению нормативных правовых актов в сфере труда и условий трудового договора, недопущения нарушений субъективного права или его восстановления в случае нарушения.

Основные субъективные права работника и работодателя, установленные ТК РФ, определяются, конкретизируются и детализируются ведомственными и локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Юридическая обязанность в трудовом правоотношении – это предписанная нормами трудового права мера должного поведения обязанной стороны в интересах управомоченной стороны (субъекта), обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Обязанность устанавливается всегда там, где есть субъективное трудовое право. Юридическая обязанность – это не действие, а всего лишь его необходимость. Свойствами обязанности в трудовом правоотношении являются:

– необходимость совершать активные положительные действия в пользу управомоченной стороны, чтобы не допустить нарушения ее прав;

– необходимость для обязанной стороны вести себя установленным образом;

– необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами трудового права;

– возможность применения государственного принуждения к обязанной стороне в случае неосуществления ею требуемых законом или договором обязательных действий или совершения действий, которые запрещены ТК РФ.

Таким образом, в системе отношений, регулируемых трудовым правом, трудовые отношения являются центральным звеном. Иные непосредственно связанные с трудовыми отношения обусловлены их существованием. В подавляющем большинстве случаев прекращение трудовых отношений приводит к прекращению и других отношений, входящих в сферу трудового права, и, наоборот, возникновение трудовых отношений порождает и иные непосредственно связанные с ними отношения, регулируемые трудовым правом.

Основанием возникновения трудового правоотношения является заключение трудового договора, который предполагает двустороннее волеизъявление (соглашение): работника – поступить на работу к данному работодателю, а работодателя – принять его на работу.

Однако иногда возникновение трудового правоотношения возможно только при наличии сложного юридического факта. Так, согласно ст. 16 ТК РФ, в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

– избрания на должность;

– избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

– назначения на должность или утверждения в должности;

– направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

– судебного решения о заключении трудового договора.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

 

Содержание и форма трудового договора.

Содержание трудового договора это совокупность его условий, определяющих права и обязанности сторон, а также сведений о сторонах договора.

В ст. 57 ТК РФ закрепляется обширный перечень вопросов и условий, подлежащих согласованию между работником и работодателем, которые должны составлять содержание трудового договора. Все условия, которые могут согласовываться сторонами в трудовом договоре, подразделяются на три основные группы:

1. Данные, которые должны быть указаны в трудовом договоре (ч. 1 ст. 57 ТК РФ):

• фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

• сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя –физического лица;

• идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

• сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

• место и дата заключения трудового договора.

2. Условия, обязательные для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ):

• место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

• трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наимено

• дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;

• условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

• режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

• компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

• условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

• условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;

• другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3. Дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности (ч. 4 ст. 57 ТК РФ):

• об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

• об испытании;

• о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

• об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

• о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

• об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

• об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из анализа ст. 57 ТК РФ видно, что условия, содержащиеся в ч.ч. 1 и 2 указанной статьи, обязательно должны быть согласованы сторонами в трудовом договоре. В качестве дополнительной гарантии прав работника в случае, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, предусмотренные ТК РФ, законодатель установил специальное правило, в соответствии с которым такие трудовые договоры не являются незаключенными и не подлежат расторжению. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

 

Дисциплина труда и трудовой распорядок: понятия, способы обеспечения, виды нормативных правовых актов.

Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 189 ТК РФ).

Как правовая категория дисциплина труда выступает в четырех аспектах.

1. Как один из основных принципов трудового права – обеспечение исполнения обязанности соблюдать дисциплину труда.

2. Как элемент трудового правоотношения (обязанность работника по трудовому правоотношению подчиняться дисциплине труда данного производства, правилам внутреннего трудового распорядка).

3. Как фактическое поведение, то есть уровень соблюдения всеми работниками в конкретной организации дисциплины труда (этот уровень может быть высоким, средним или низким).

4. Как институт трудового права (система правовых норм, регулирующих внутренний трудовой распорядок, обязанности работника и работодателя, устанавливающих меры поощрения за добросовестный труд и меры ответственности за нарушения дисциплины труда, а также порядок их применения).

Дисциплина труда различается в субъективном и объективном смысле.

Дисциплина труда в объективном смысле – совокупность норм права, направленных на поддержание определенного правопорядка в организации.

Дисциплина труда в субъективном смысле – неуклонное исполнение работником своих обязанностей по трудовому договору и правил внутреннего трудового распорядка.

Основные понятия и направления государственной политики в области охраны труда.

В широком смысле охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 290 ТК РФ).

В узком смысле охрана труда – это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Содержание охраны труда. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1) нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

2) правила государственного управления охраной труда;

3) право работника на охрану труда и его гарантии;

4) нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

5) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

6) специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.

В ст. 210 ТК сформулированы основные направления государственной политики в области охраны труда, которые конкретизированы в нормах, регулирующих охрану труда. Они включают в себя:

♦ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

♦ принятие и реализацию нормативных актов в области охраны труда, а также федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

♦ государственное управление охраной труда;

♦ государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

♦ содействие общественному контролю за охраной труда;

♦ государственную экспертизу условий труда;

♦ расследование и учет несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний;

♦ установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

♦ защиту законных интересов работников, пострадавших от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей (на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний);

♦ установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

♦ участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

♦ проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда и разработку (внедрение) безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной, и коллективной защиты работников и др.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране тру­да проводится за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов РФ, внебюджетных источников в порядке, установленном за­конодательством. Оно может осуществляться также за счет доброволь­ных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование указанных мероприятий работодателями (за ис­ключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работники не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК).

Охрана труда является элементом трудового отношения работника с работодателем. Заключив трудовой договор, обе стороны приобретают широкий комплекс взаимных прав и обязанностей, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий трудовой деятельности.

 

Формы оплаты труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.13 с.)