Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение норм регулирующих обработку и защиту персональных данных работника

Поиск

Лица, виновные в нарушении норм регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, несут юридическую ответственность (ст. 90 ТК РФ). Юридическая ответственность указанных лиц предусмотрена за виновное поведение, которое проявляется в их действиях или бездействии.

Лица, виновные в нарушении норм регулирующих обработку и защиту персональных данных работника привлекаются к следующим видам юридической ответственности:

1) дисциплинарной;

2) материальной;

3) гражданско-правовой (устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 139 ГК РФ за причинение убытков в результате получения незаконными методами информации, составляющей служебную и коммерческую тайну);

4) административной (ст. 5.39, 13.11, 13.12 и 13.14 КоАП РФ);

5) уголовной (ст. 137 и 140 УК РФ).

  1. Сверхурочные работы.

Работодателю предоставлено право в порядке, установленном ст. 99 ТК, привлекать работников к сверхурочной работе.

Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Следовательно, сверхурочной признается только работа, производимая по инициативе работодателя. Если работник по собственной инициативе остался на работе по окончании рабочего дня (смены), такая работа не признается сверхурочной. Не является сверхурочной работа, если она компенсирует недоработку в течение рабочего дня, например при выходе на работу с опозданием.

В соответствии со ст. 99 ТК установлен различный порядок привлечения работников к сверхурочной работе:

♦ в четко определенных случаях привлечение к сверхурочной работе допускается работодателем с письменного согласия работника;

♦ в четко определенных случаях привлечение к сверхурочной работе производится работодателем без согласия работника;

♦ в других (остальных) случаях привлечение к сверхурочной работе производится работодателем с письменного согласия работника с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

С письменного согласия работника он может быть привлечен к сверхурочной работе:

♦ при необходимости закончить начатую работу, если ее невыпол­нение может повлечь порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

♦ при производстве временных ремонтных и восстановительных работ, невыполнение которых может вызвать прекращение работы значительного числа работников;

♦ для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. Без согласия работника привлечение к сверхурочной работе допускается:

♦ при производстве работ, необходимых для предотвращения или устранения последствий катастрофы, производственной аварии, стихийного бедствия;

♦ при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

♦ при производстве работ, необходимость которых обусловлена вве­дением чрезвычайного или военного положения, а также неотлож­ных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Во всех остальных случаях привлечение к сверхурочной работе тре­бует письменного согласия работника и учета мнения профсоюзного органа.

Число сверхурочных часов для каждого работника не должно пре­вышать 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

Запрещено привлекать к сверхурочным работам беременных жен­щин и несовершеннолетних. Только с письменного согласия и при отсутствии запрещения по медицинским показаниям к сверхурочным работам могут быть привлечены: женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет; инвалиды; работники, имеющие детей-инвалидов; работники, осуществляющие уход за больным членом семьи по меди­цинским показаниям (ст. 259 ТК). При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхуроч­ных работ.

В соответствии со ст. 152 ТК компенсация за работу в сверхурочное время производится в денежном форме в повышенном размере либо, по желанию работника, путем предоставления ему дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

  1. Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Признаки коллективного трудового спора:

1) особый субъективный состав (его коллективный характер);

2) особый предмет разногласий (законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников).

Для того, чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры по их характеру можно разделить на два вида:

1) по поводу установления или изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-партнерских соглашений;

2) по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители.

Представителями работников являются органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные ор-ганы, образованные на собраниях (конференциях) работников и уполномоченные ими.

Представители работодателей – это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров. В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (в настоящее время – Федеральная служба по труду и занятости), и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия определены ст. 407 ТК РФ.

Днем начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начинать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора в соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ состоит из следующих этапов:

– рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап);

– рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

  1. Стороны социального партнерства и их представители.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).

Представителями работодателя являются руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей установлены федеральным законом «Об объединениях работодателей».

  1. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету по правилам Трудового кодекса РФ.

1. Необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена ТК в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (членов семьи погибших), выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также разработки мер по устранению причин производственного травматизма.

2. Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник получил травму, острое отравление, тепловой удар, ожог, поражение электрическим током или другое повреждение здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть. Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. 227-231 ТК.

2.1. В соответствии со ст. 227 ТК расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя в течение рабочего времени на территории организации или вне ее территории, либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды, перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте; при следовании к месту командировки и обратно; при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая, и др.

Обязанность по организации расследования обстоятельств несчастных случаев и профессиональных заболеваний возложена на работодателей (ст. 228 ТК).

♦ В соответствии со ст. 229 ТК для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В ее состав включаются специалист по охране труда, представители работодателя, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссию возглавляют работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии помимо указанных выше лиц включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов. Возглавляет комиссию, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствующих случаях в состав комиссии включаются представители Ростехнадзора России или представитель органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор.

Пострадавший работник вправе принимать личное (или через представителя) участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая. В случае смерти пострадавшего по требованию его родственников в расследовании несчастного случая может принимать участие их доверенное лицо.

В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя — физического лица принимает участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе из организации, где такие специалисты имеются.

♦ Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом осуществляется комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления заявления.

♦ В ходе расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего и делает соответствующие выводы.

2.2. По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавше-му необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работника (не менее одного дня) либо его смерть, согласно ст. 230 ТК оформля-ется акт о несчастном случае на производстве по форме H-1 в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого по-страдавшего отдельно. В этом акте должны быть подробно изложе-ны обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда.

Если комиссия при расследовании несчастного случая на про-изводстве установила, что грубая неосторожность работника спо-собствовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа ко-миссия определяет степень вины работника в процентах.

Акты о производственном травматизме составляются по опреде-ленной форме. Формы этих документов: Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1); Акт о расследовании группового несча-стного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом); Заключение государственного инспектора труда утверждены постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

Несчастные случаи, не связанные с производством (смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденные в установленном порядке медицинской организацией или правоох-ранительными органами; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, и др.), также подлежат расследованию и оформляются актом установленной формы.

Содержание акта должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование. При согласии с выводами комиссии акт утверждается работодателем и заверяется его печатью. В трех-дневный срок после утверждения акта работодатель обязан один экземпляр указанного акта выдать пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — родственникам погибшего.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия решений, направленных на устранение причин травматизма и предупреждение возможных несчастных случаев на производстве.

Акты по форме Н-1 регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, установленной Минтрудом России. Оформленные актами несчастные случаи включают-ся в статистический отчет организации о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.

Вторые экземпляры актов о несчастных случаях вместе с материалами расследования хранятся по месту работы пострадавшего в течение 45 лет.

2.3. Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляют органы федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК).

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд (ст. 231 ТК).

При выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителя другого органа государственного надзора.

По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора труда.

2.4. Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, например несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы) и в других организациях предусмотрены Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с Зако-ном о страховании Фондом социального страхования РФ за счет средств, формируемых из страховых взносов работодателей. Этот вред возмещается в виде:

✓пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

✓страховых выплат — единовременной и ежемесячных — застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

✓оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда (работодателем). Моральный вред возмещается в денежной форме.

Непосредственно причинителем вреда (работодателем, а не страховщиком) решаются вопросы возмещения вреда, причиненного гражданам повреждением их здоровья, когда с ними заключался гражданско-правовой договор, в соответствии с которым на работодателя не возлагалась обязанность уплачивать взносы с вознаграждения или авторского гонорара, полагающихся за выполненную работу. В этих случаях вопрос решается в соответствии с гражданским законодательством (гл. 59 ГК).

  1. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

Специальные правила по охране труда женщин (гл. 41 ТК РФ) включают следующие меры.

1. Запрещается применение труда женщин на тяжелых ра-ботах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК РФ).

2. Запрещаются переноска и передвижение женщинами тя-жестей, превышающих установленные предельные нормы.

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 для женщин установлены следующие предельные нор-мы: 10 кг при чередовании с другой работой (до двух раз в час), а если работа связана с постоянным в течение смены подъемом и перемещением тяжестей – 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кгм; с пола – 875 кгм. В массу груза включается тара и упаковка. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

3. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовя рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ).

4. Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ст. 262 ТК РФ).

Особые гарантии и льготы, установленные для беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей, включают следующие правовые меры:

– беременным женщинам запрещаются ночные, сверхурочные работы, работы в выходные, нерабочие праздничные дни и командировки (ст. 259 ТК РФ);

– беременные женщины и женщины, имеющие детей до 12 лет, не должны привлекаться к дежурствам на производстве после окончания рабочего дня в выходные и праздничные дни;

– при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы;

– беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Для решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя (ст. 254 ТК РФ);

– расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам;

– женщины, имеющие детей до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ);

– женщинам, имеющим детей до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через каждые три часа длительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух детей такого возраста перерыв устанавливается не менее часа. Эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются в размере среднего заработка (ст. 258 ТК РФ).

В целях охраны труда женщин в ТК РФ содержатся нормы, предусматривающие следующие дополнительные отпуска:

а) по беременности и родам;

б) по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

в) дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми (лицам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет; имеющим ребенка инвалида до 18 лет; одинокому родителю, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет).

Специальные правила по охране труда лиц с семейными обязанностями (гл. 41 ТК РФ):

– одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами;

– работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается;

– гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

  1. Выходные пособия.

Выходное пособие представляет собой денежную сумму, которая выплачивается работнику при прекращении трудового договора в случаях и размерах, предусмотренных законом, коллективным договором либо трудовым договором. Основания прекращения трудового договора, предполагающие выплату выходного пособия, перечислены в ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в некоторых иных статьях ТК РФ. Размеры выходного пособия разнятся в зависимости от основания увольнения работника.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). За сотрудником, увольняемым по указанным основаниям, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Орган службы занятости может принять решение сохранить выплату среднего месячного заработка и в течение третьего месяца - при условии, что работник в 2-недельный срок обратится в этот орган и не будет им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 84 ТК РФ, работнику полагается выходное пособие в размере среднего месячного заработка в случае, когда действие трудового договора прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, исключающего возможность продолжения работы. Причем выплата осуществляется при условии отсутствия вины сотрудника в нарушении указанных правил.

На выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка может рассчитывать работник, увольняемый в связи с возникновением определенных обстоятельств, не зависящих от воли сторон и препятствующих продолжению трудовых отношений. К числу таких обстоятельств, согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ, относятся:

- призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);

- восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эти обязанности (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);

- признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Кроме того, ч. 3 ст. 178 ТК РФ аналогичный размер выходного пособия предусмотрен при увольнении, обусловленном отказом работника от продолжения трудовых отношений в связи с соответствующим изменением определенных сторонами условий трудового договора, т.е. в случае:

- отказа сотрудника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);

- отказа сотрудника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);

- отказа сотрудника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), причем в данном случае речь идет об изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

Для отдельных категорий работников установлены особые правила выплаты выходного пособия. Согласно ст. 296 ТК РФ, при прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата размер выходного пособия будет равен 2-недельному среднему заработку.

Если работодатель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, случаи выплаты выходного пособия и его размеры при прекращении трудового договора с работником определяются трудовым договором (ст. 307 ТК РФ).

В соответствии со ст. 292 ТК РФ работнику, заключившему трудовой договор на срок до 2 месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором.

Женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории РФ, выплачивается выходное пособие в размере 2-месячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) мужа в другую местность Российской Федерации или бывшего СССР, сделать это должен финансовый орган воинской части по месту службы мужа.

Особые правила выплаты выходных пособий предусмотрены для судей при выходе либо удалении в отставку. Согласно п. 3 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в таких случаях выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 6-кратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности.

В ч. 4 ст. 178 ТК РФ предусмотрена возможность установления в коллективных или трудовых договорах других случаев выплаты выходных пособий, а также повышения их размеров.

В коллективном договоре размеры выходных пособий могут быть дифференцированны в зависимости от выслуги лет либо продолжительности стажа работы в данной организации.

Законами отдельных субъектов Российской Федерации установлена выплата выходных пособий определенным категориям работников при увольнении в связи с выходом на пенсию. Так, согласно п. 3 ст. 31 Закона Псковской области от 20.02.2002 N 175-оз "Об образовании в Псковской области", одной из социальных гарантий для педагогических работников образовательных учреждений является выплата единовременного выходного пособия в размере 60 000 руб. при увольнении из областного образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию и наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.

Выходное пособие, являясь компенсационной выплатой, связанной с увольнением работника (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), относится к числу доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, что предусмотрено п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

  1. Комиссия по трудовым спорам: понятие, порядок орг


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.018 с.)