Профессионально-трудовая реабилитация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-трудовая реабилитация



· Трудовая терапия

· Содержание и задачи профессиональной реабилитации

· Профессиональное образование

· Трудоустройство

Трудовая терапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содер­жащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нару­шенных функций, формирование компенсаторных навыков по са­мообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, вы­полнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и ре­абилитации, закрепляя эффект их воздействия.

Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рациональ­но подобранная, выступает как лечебный фактор, способствуя физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двига­тельных функций и нормализации общих физиологических пара­метров организма. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комп­лексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Требованием к организации трудотерапии:

- обеспе­чение многообразия трудовых процессов и постепенного их ус­ложнения,

- поддержание интереса к труду,

- психологический ком­форт,

- постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.

При организации трудотерапии необходимо учитывать ряд клинико-физиологических и социальных критериев: нозологию за­болевания, характер функциональных нарушений, состояние интеллектуально-мнестической сферы, уровень развития или сохран­ности профессионально-трудовых навыков, условия труда и быта.

С учетом указанных критериев трудовая терапия может играть роль общеукрепляющей терапии, восстановитель­ной (функциональной) терапии, производственной (профессио­нальной) трудотерапии.

Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Она организуется в стационарных лечебных учреждениях, интернатах, центрах социального обслуживания, реабилитационных центрах и проводится непосредственно на местах (например, в отделениях стационара) или в специально созданных трудовых мастерских либо специализированных цехах. Возможна организа­ция трудотерапии и на дому.

Производственная трудотерапия может рассматриваться не толь­ко как заключительный этап медицинской реабилитации, но и как одна из форм социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Она проводится в условиях специализированных про­мышленных предприятий или специализированных цехов обыч­ных предприятий. При этом основные задачи реабилитации со­стоят в выработке трудовых навыков, трудовой переориентации, подготовке и обучении новой профессии.

После Второй мировой войны в Великобритании, Канаде и ряде других стран получила развитие оккупациональная терапия (в переводе с английского языка «терапия повседневными занятиями») как ме­тод социально-бытовой и трудовой реабилитации. По своей сути оккупацио­нальная терапия совмещает в себе такие традиционные для нашей страны методы социальной реабилитации, как терапия занятостью и трудотерапия. Оккупациональная терапия - бо­лее широкое понятие, чем трудотерапия, и включает в сферу своей деятельности все виды активности. Она предполагает проведение индивидуально подобранных мероприятий по восстановлению соци­альных навыков, способности самостоятельно организовывать свой быт, досуг, содействие активным формам жизнедеятельности.

Оккупациональная терапия включает следующие сферы:

- продуктивную деятельность - профессиональную деятель­ность, оплачиваемую и общественную работу, учебу, родитель­ские обязанности, заботу о близких людях и др.;

- самообслуживание - проблемы соблюдения личной гигие­ны, одевания, приготовления и приема пищи;

- досуг - занятия физкультурой и спортом, музыкой, художе­ственным творчеством, рукоделием, садоводством, играми, раз­влечениями;

игру (детские игры считаются важной деятельностью для раз­вития знаний, навыков и установок, связанных с продуктивной деятельностью взрослых). По данным наблюдений Е. И. Холостовой, оккупа­циональная терапия позволяет:

- увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыках самообслуживания (например, в обра­щении с деньгами, планировании питания, приготовлении пищи);

- развить приемлемые навыки самостоятельного функциони­рования индивида, решения проблем и управления жизненными ситуациями;

- обеспечить средства и адаптирующее оборудование, компен­сирующие недостаточность функций;

- затормозить или предупредить дегенеративные эффекты ста­рения или функциональных затруднений;

- справиться с изменениями и утратами, сопутствующими по­жилому возрасту (найти ресурсы в социальном окружении; рас­познать и преодолеть депрессию);

- попутно обучить необходимым навыкам тех, кто ухаживает за больным.

Будучи междисциплинарной, оккупа­циональная терапия требует соединения усилий специалистов раз­ного профиля и различных ведомств.

Содержание и задачи профе6ссиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ори­ентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, тру­довое устройство или трудовую занятость.

Основная цель профессиональной реабилитации - обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить под­ходящую работу и тем самым способствовать его социальной инте­грации, достижению материальной независимости или повыше­нию доходов и возможности самообеспечения. Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреп­лены в ряде нормативных документов, основные из которых:

- Закон от 19.02.91 «О занятости насе­ления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

- Закон РФ «Об образова­нии» в редакции от 13.01.96

- Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;

- Постановле­ние Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инва­лидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;

- Приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специали­зированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов».

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабили­тации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указан­ных возрастных групп.

Основу разработки программы профессиональной реабилита­ции составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилита­ционной программы, включающая определение характеристик ин­тегральной реакции организма инвалида на трудовую деятель­ность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стра­тегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характе­ристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и опреде­ление развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

Профессиональное образование – одно из основных, наиболее проблемных направлений профессиональной реабилитации, первоначальным этапом которого является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, ре­жима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка тру­да, существующих учебных заведений и центров профессиональ­ной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального опти­мального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие дан­ных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой ма­териал содержится в описаниях профессий - профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подго­товки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрица­тельные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицин­ские противопоказания, положительные и отрицательные послед­ствия работы для человека), социально-экономические особен­ности профессии.

Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессио­нальной деятельности и в конечном итоге профессиональной при­годности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиоло­гические возможности и способности соответствуют определен­ной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуе­мый считается профессионально пригодным.

При изучении профессионального интере­са и склонностей человека следует учитывать, что многие ин­валиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психоло­гическая поддержка. Окончательное решение в выборе про­фессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотива­цию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.

После выбора будущей профессии планируется перечень воз­можных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реаль­ные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяюще­го использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как сле­дующем методе реабилитации должна решаться комплексная за­дача, в решении которой овладение специальными знаниями, уме­ниями, навыками будет сочетаться с формированием способно­стей к социально-психологической адаптации. В условиях рыноч­ной экономики необходимо, чтобы профессиональное образова­ние инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской дея­тельности, что будет служить обеспечению равенства возможно­стей инвалидов в плане занятости.

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и ин­валидам следующие возможности:

- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;

- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становить­ся невозможной или малопроизводительной;

- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.

При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профес­сии:

- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);

- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы - с трудовой реко­мендацией;

- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов - их общеобразовательная подготовка. Наличие сред­него и высшего образования значительно повышает конкуренто­способность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Трудоустройство. Трудовое устройство больных и инвалидов - заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованно­сти экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких социальных навыков, которые повышают вероятность трудоуст­ройства: поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с пред­ставителями официальных структур, осуществлять поисковые те­лефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обыч­ного производства (так называемые «защищенные»» рабочие мес­та), так и в условиях специально создаваемых предприятий. По­следние отличаются от обычных предприятий условиями финан­сирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производ­стве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителя­ми предприятий.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, но и помочь ему в психологической и физиологической адапта­ции к новым условиям работы и трудовому коллективу.

Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необхо­димые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Пред­приятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необ­ходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обес­печивает реализацию готовой продукции.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инва­лидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гаран­тированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессио­нальной помощи и психологической поддержки пока не прино­сит ощутимого эффекта.

По отношению к лицам с ограниченными возможностями при­нято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его со­стоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, лично­стным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым сани­тарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в слу­чае первоначального выхода на рынок труда).

На современном этапе с внедрением в практическую деятель­ность учреждений и организаций компьютерной техники возник­ла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных еди­ными унифицированными критериями, которыми могли бы пользо­ваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитацион­ных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования.

Основную компоненту разработанной технологии по форми­рованию индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида составляет комплексная экспертная система определе­ния потенциальных возможностей и потребностей инвалида в сочетании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциаль­ных профессиональных возможностей и присущих ему психоло­гических качеств. Справочник создан как составная часть программ­но-информационной системы обеспечения профессионально реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. про­граммно-информационной системы, составляющей основу еди­ного информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессио­нальной реабилитации.


ЛЕКЦИЯ 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.028 с.)