Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медико-социальной реабилитацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· Международные правовые документы по проблемам людей с ограниченными возможностями · Обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями на государственном уровне Международные правовые документы по проблемам людей с ограниченными возможностями. Формирование политики в отношении инвалидов имеет свою мировую историю. Длительное время права инвалидов являются объектом пристального внимания ООН и других международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИС и др.). Основное направление, которое прослеживается в развитии политики, - это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов. В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечается, что инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.В этом определении инвалидность имеет не столько медицинское, сколько социальное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства. Все международные документы условно можно разделить на двебольшие группы: касающиеся прав человека вообще, а значит, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и отдельно касающиеся прав инвалидов. Любой из этих документов не содержит положений, ограничивающих инвалидов с физическими или умственными недостатками в каких бы то ни было правах, предназначенных для людей других социальных категорий. К основополагающим документам мирового сообщества в отношении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свойства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «все равны перед законом и имеют право на защиту против любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности». Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации. Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о социальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам. Конвенция о правах ребенка включает статью о защите ребенка от всех форм физического и психологического насилия. В ней отмечается, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Таким детям должен быть обеспечен доступ к услугам в области медицинского обслуживания, образования, профессиональной подготовки, улучшения здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также доступ к средствам отдыха. Признание международным сообществом за инвалидами равных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инвалиды представляют собой социальную группу, имеющую определенные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Именно этому посвящена вторая группа международных документов, нацеливающих государства на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их медико-социальной реабилитации. Место программного документа в этой группе занимает Декларация о правах инвалидов, принятая в 1975 г. В данном международном документе подчеркивается, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначенные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, - это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права. Инвалиды имеют право на социально-медицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество. Для этого декларация впервые за всю историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие права: - на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь; - на профессиональную подготовку и трудоустройство; - на различные виды социального обслуживания; - на экономическое и социальное обеспечение; - право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на всех стадиях экономического и социального планирования; - право на квалифицированную юридическую помощь; - право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к информации, содержащейся в настоящей декларации. Права инвалидов с умственными недостатками на медико-социальную реабилитацию отражены в Декларации о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Согласно декларации умственно отсталое лицо имеет право на медицинское обслуживание и лечение, удовлетворительный жизненный уровень, на образование, обучение и восстановление способности к труду в равной степени с другими людьми. 1981 г. был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом инвалидов под лозунгом «Полное участие и равенство». С целью привлечения внимания правительств и общественности к проблеме инвалидов в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа действий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. Она нацеливает страны на полное участие инвалидов в общественной жизни, на их развитие и равенство. Три рабочие задачи программы посвящены профилактике инвалидности, медико-социальной реабилитации инвалидов и расширению их прав на равные возможности и повышение качества жизни. В 1983 г. принята резолюция о мерах по осуществлению всемирной программы действия защиты инвалидов. 1984-1993 гг. были объявлены Десятилетием инвалидов, в течение которого предусматривалось осуществить положения этой программы. В 1987 г. состоялось глобальное совещание экспертов в Стокгольме по оценке хода осуществления Всемирной программы действий и внесены важные замечания по ее реализации. В 1990 г. принята Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития детей. На основе опыта, приобретенного в течение Десятилетия инвалидов, и ряда международных документов, касающихся прав инвалидов, в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН были сформулированы Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Хотя правила и не вводятся принудительно, они могут стать общими международными стандартами, если их примет большинство государств, стремящихся уважать международные законы. Правила предполагают наличие глубокой моральной и политической мотивации со стороны государства к созданию равных возможностей для инвалидов. Стандартные правила стали основным международным документом, фиксирующим базовые принципы медико-социальной реабилитации инвалидов. В них даны конкретные рекомендации государствам по принятию необходимых мер для полного участия инвалидов в общественной жизни. Стандартные правила включают современные понятия инвалидности, профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и обеспечения равных возможностей. В них обращается внимание на то, что «процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи», он «включает в себя широкий круг мер и деятельности по реабилитации». Реабилитация понимается как достижение инвалидами оптимального физического, психического и социального уровня деятельности, а также обеспечение равных возможностей. Это означает «процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность, информация, становятся доступными инвалидам». В 1994 г. была разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее, которая предусматривает механизм реализации целей, отраженных в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В программе затронуты вопросы искоренения нищеты инвалидов, расширения их полезной занятости и сокращения безработицы, социальной интеграции инвалидов. В 1999 г. на Ассамблее Международной реабилитации в Лондоне принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремление создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обеспечить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества». Хартия предлагает рассматривать «инвалидность как одно из многообразных проявлений человеческой жизни, так как 10 % жителей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности». Она нацеливает на то, «чтобы каждый инвалид получал реабилитационное обслуживание для оптимизации психического, физического и функционального состояния с целью достижения возможности ведения самостоятельного образа жизни». Европейский союз в декабре 2000 г. провозгласил Хартию основных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества». В Европе в мае 2001 г. Европейская комиссия приняла предложение провозгласить 2003 г. годом инвалидов для того, чтобы повысить информированность общественности о правах инвалидом на защиту от дискриминации и на полное и равное пользования своими правами. Изменившиеся социально-политические условия создают предпосылки для осмысления и понимания, что социальная защите инвалидов является не узковедомственной, а общегосударственной проблемой, затрагивающей интересы всего общества. Основные принципы политики в решении проблемы инвалидности, разработанные международным сообществом, сводятся к следующим положениям: 1. правительство ответственно за внедрение системы, которая работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности; 2. государство должно обеспечивать инвалидам возможность достигнуть одинакового по сравнению с согражданами уровня жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участии в общественной жизни; 3. за инвалидами должны быть признаны права и обязанности граждан данного общества. В настоящее время ООН разработаны стандарты, которые позволяют оценивать политику каждой страны в отношении инвалидов. Основными формализованными критериями такой оценки выступают: - наличие официально принятой политики в отношении инвалидов; - наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов; - координация национальной политики по отношению к инвалидам; - наличие судебных и административных механизмов реализации прав инвалидов; - наличие неправительственных организаций инвалидов; - доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, образование, создание семьи, неприкосновенность частной жизни, собственности, а также политических прав; - наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов; - доступность для инвалидов физической и информационной среды. Обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями на государственном уровне. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества. Государство и общество должны стремиться к равнодоступности в отношении инвалидов на всей территории страны независимо от места их проживания. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, получения общего и профессионального образования, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета реальных потребностей. Инвалиды и их организации должны быть активными партнерами в этом процессе. Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется на разных уровнях. Первый уровень- это учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций. Второй уровень - государственный: юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и Правительства Российской Федерации. Сюда относится также деятельность Министерство социального развития и здравоохранения, Министерства образования и науки и т.д., а также подведомственных учреждений. Третий уровень - деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов федерации. На этом уровне в зависимости от потребностей формируется организационная структура службы и осуществляется непосредственное медико-социальное обслуживание инвалидов. Кроме государственных учреждений в формировании и реализации социальной политики в отношении инвалидов участвует неправительственный сектор. К нему относятся различные коммерческие и общественные организации, например Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, различные благотворительные фонды и ассоциации, группы самопомощи и другие гражданские инициативы. Современная социальная политика по отношению к лицам, имеющим инвалидность, предусматривает два основных направления: 1. С точки зрения общественных, государственных проблем - изменение общественного мнения к проблеме инвалидности, формирование среды жизнедеятелвности, создание системы медико-социальной реабилитации и рационального трудоустройства, обеспечение гражданского равенства. 2. С точки зрения отдельного индивида - обеспечение индивидуальных потребностей в медицинских, психологических, социальных и других реабилитационных мероприятиях, направленных на достижение максимально возможного личного и социального статуса. Для эффективного решения многочисленных проблем инвалидов необходимо формирование системы реабилитации инвалидов на федеральном и региональном уровнях, оптимальное функционирование которой может осуществляться лишь на базе единых организационно-правовых и методических основ. В России к законодательным документам, имеющим особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов и касающихся правовой защиты интересов, относятся Конституция РФ, принятая в 1991 г., и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г. Конституция РФ и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Конституция служит основным законом государства, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал важным документом, направленным на усиление социальной защиты инвалидов с позиций современной концепции инвалидности. Согласно закону под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия их компенсации ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных возможностей для участия в жизни общества. Законом определены основные направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов и органы, ответственные за ее исполнение; разработаны меры по совершенствованию медико-социальной экспертизы и созданию государственной службы реабилитации инвалидов, обеспечению гарантий по предоставлению льгот инвалидам и созданию оптимальных условий жизнедеятельности, соблюдению прав на образование, труд, отдых и медико-социальную помощь. Определены также права и льготы общественных организаций инвалидов. В результате работы, проведенной федеральными органами исполнительной власти при участии общественных организаций инвалидов, во исполнение закона к настоящему времени принят ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. К наиболее важным постановлениям, защищающим инвалидов с социально-экономической точки зрения, можно отнести следующие: · о порядке признания граждан инвалидами; · о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; · об утверждении перечня заболеваний, дающих право на получение дополнительной жилой площади; · об обеспечении жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг; · о предоставлении инвалидам автотранспортных средств. Ряд документов касается развития медико-социальной помощи инвалидам: · о государственной службе медико-социальной экспертизы; · о классификации критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы; · об образовании межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов; · примерное положение о реабилитационном учреждении; · об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации. Разработаны нормативно-правовые документы, закрепляющие права инвалидов на обучение, досуг и получение информации: · о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и вне государственных образовательных учреждений; · о мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и др. Согласно закону особые права инвалидам предоставляются во всех жизненно важных областях: здравоохранении, социальном обеспечении, реабилитации, образовании, занятости. В настоящее время Россия проходит путь от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию инвалида политическим и полноценным гражданином страны.
ЛЕКЦИЯ 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.01 с.) |