Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лк. 7. Нормативно-правовые основы реабилитации инвалидов в рф.

Поиск
Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, намного выше потребности в медицинском и социальном обслуживании, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством. Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: 1. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. 2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. 3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). 4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам. Каждый инвалид нуждается в реабилитации, которая позволила бы ему восстановить и поддерживать способность к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, сформирование утраченные навыки независимого существования, самообслуживания. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Основными принципами реабилитации инвалидов являются: ♦ государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной, социальной реабилитации; ♦ приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий; ♦ общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов; ♦ многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении; ♦ государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов. Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая учитывает индивидуальные потребности инвалида и разрабатывается с его участием. Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. По действующему положению индивидуальная программа реабилитации инвалида по любому разделу реабилитации разрабатывается сроком на один год. Реабилитация инвалидов включает в себя: ♦ медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования; ♦ профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства; ♦ социальную реабилитацию инвалидов. Социальная реабилитация в свою очередь включает следующие направления: 1.Социально-средовая ориентация – система и процесс определения структуры наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функции инвалида с целью подбора на этой основе общественной семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации среды к его психофизиологическим возможностям. 2.Социально-бытовая адаптация – система и процесс определения и подбора оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов. 3.Социально-психологическая реабилитация – процесс восстановления (формирования) способности инвалида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, а также владение навыками общения.// 4.Социокультурная реабилитация. Включает в себя комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в интересах инвалидов и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, с использованием средств культуры, искусства, творчества. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, обеспечивающих корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.   Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 года провозглашает страну социальным государством, главной задачей, которого является создание равных возможностей для всех членов общества. Это подразумевает проведение социальной политики, направленной на признание за каждым человеком права на такой жизненный уровень (включая одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также права на социальное обеспечение в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости или вдовства. Данный подход закреплен и в статье 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) Общие права инвалидов сформулированы в Декларации «О правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г: - «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»; - «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»; - «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»; - «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»; - «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации». Приняты фундаментальные законодательные акты, регламентирующие оказание помощи инвалидам и в России. В июле 1992г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют федеральные законы от 10 декабря 1995 года №195 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В Федеральном Законе №195 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, утвержденный 24 ноября 1995 г. за № М 181, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона: Первое — это наличие у инвали­дов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвиже­ния; на специализированные жи­лищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть актив­ными участниками всех тех процес­сов, которые касаются принятия решений относительно их жизнеде­ятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглаша­ет создание специализированных государственных служб: медико-соци­альной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систе­му обеспечения относительно неза­висимой жизнедеятельности инва­лидов. Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида. Правовой основой формирования данной программы являются выше названный Федеральный закон, а также ряд нормативных документов, принятых в целях реализации этого закона: - «Положение о признании лица инвалидом» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965); - «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965); - «Примерное положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида» (утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14). Права инвалида на реабилитацию регулируются также и другими правовыми актами, основными из которых являются: - Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (от 22 марта 1996 г.); - Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г.); - «Примерное положение о реабилитационном учреждении» (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. № 21/ 417/515). Помимо федеральных законов существуют также региональные документы, направленные на социальную защиту людей с ограниченными возможностями.   ЛК.8. Технологии социального консультирования и социальной терапии в работе с пожилыми людьми. Социальное консультирование - не только интегральная часть социальной терапии в других направлениях и видах социальной работы, но и самостоятельная технология социальной работы. Консультативные встречи специалиста с объектом работы могут быть информативными: клиент или посредник получают полезную социально-правовую, психолого-педагогическую, медико-социальную информацию. Такое консультирование может быть и заочным – по телефону или переписке. Консультант может действовать как посредник, связывая клиентов с органами власти, учреждениями и службами для решения их проблем. Выделяют также социономическое (социально-психологическое) направление и методику консультирования, цель которого – налаживание отношений клиента с окружающими людьми путём активизации его социофункциональных ресурсов. Такие консультации помогают объекту расширить представления о себе, своей ситуации и возможностях, принять ответственность за происходящее с ним. При диагностике применяют интервью, терапию проводят в форме бесед с элементами когнитивной терапии и моделирования ситуаций. В общении с клиентом соблюдают правила поведения, содействующие внедрению. Необходимы мимикрия, - ориентация на нормы и ценности объекта и безотказность, - умение удовлетворить нужды клиента возможными путями, не отказывая ему. Включение клиента в процесс консультирования обеспечивается приёмами конфронтации и самоконфронтации. Социальная терапия как технология социальной работы входит в систему общих технологических процедур социальной работы, наравне с диагностикой, профилактикой, адаптацией, реабилитацией, коррекцией, социальной экспертизой, консультированием и др. общими технологиями социальной работы. Социальная терапия может выступать в нескольких ипостасях: - как метод «социального лечения»; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство массовой коммуникации. В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет следующие функции: - лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). При этом основными задачами социальной терапии являются: - исправление, коррекция поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждение личности. По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна. Одним из часто используемых в индивидуальной терапии методов является исповедальный метод. Он предполагает общение социального работника и клиента в ситуациях «один на один». Основной его целью является устранение психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод терапии доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных исследований. В индивидуальной терапии используется также метод самовоспитания, включающий самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я», использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, использование полученных результатов в повседневной жизни, общении и деятельности. Этот метод был заимствован из психоаналитической практики, и был приспособлен к потребностям социальной работы последователями неофредистского направления (К. Хорни и др.). Групповая терапия - это стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Оптимальное количество участников группы - 6-8 человек; продолжительность занятий - от 1,5 часов в неделю. С.В. Тетерский выделяет такие виды групп, как учебные, основная цель которых получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем и т.д.; психотерапевтические; группы совместной деятельности, отличающиеся занятием одним делом, например, спортом, посещением театров с последующим обсуждением и т.д.; родительские; мужские и женские и др. В.Н. Макаревич, в зависимости от целей и задач, выделяет два основных вида групп: 1) группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели; ) внутренне направленные группы, то есть созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем. Внутренне ориентированные группы также подразделяются на два вида: - группы социализации, нацеленные на нормальное развитие своих членов; группы ресоциализации, и терапии, где основная цель - коррекция отклонений, возникших в результате каких-либо нарушений социализации и социально-психологическая терапия последствий этих нарушений. Наиболее часто в группах проводится дискуссионная терапия. Как правило, ее динамика протекает через следующие ключевые этапы: ) знакомство членов группы; ) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; ) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; ) нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы, ) соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью; ) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; ) анализ динамики развития внутригрупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника; ) коррекция отношений, закрепление достижений; ) обсуждение результатов терапии, подведение итогов; ) рефлексия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.011 с.)