Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛК.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 г. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: —нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; —нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции пожилым гражданам гарантируется равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это—общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т. д. Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста в ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и использование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь. Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми, в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений. Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов президента, постановлений правительства РФ и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста. Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего, остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию. Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду международно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста является антиконституционным актом. Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Выход на пенсию—ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности. Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.). Это—один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых—пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по: —пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; —получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений; —оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию; —медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения; —обеспечению транспортными средствами и оплате проезда; —трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда; —пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; —получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи. Статья 27 Закона предусматривает судебную защиту прав и льгот ветеран. Обжалование решений в порядке гражданского судопроизводства предусмотрено почти во всех социальных законах. К специальному социальному законодательству относится и Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, ст. 15—об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16—об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20—об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21—об установлении квоты для приема инвалидов на работу и многие другие) не урегулирован, о законе необходимо говорить как действующем не в полном объеме и мало влияющем на социальную поддержку инвалидов и пожилых людей. Социальный аспект содержат «Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепляет права граждан пожилого возраста, в ней отмечается, что «граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения... Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях». В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи». В Законе четко определено, что «он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам». Таким образом, категория лиц, подпадающих под действие названного Закона, предельно очерчена. В соответствии со ст. 7 Закона получателями государственной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинами имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величины прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Законом определены порядок назначения государственной социальной помощи, ее размер и виды; указаны основания для прекращения оказания помощи; определен порядок обжалования. Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих, многие граждане старшего возраста относятся к числу получателей государственной социальной помощи. Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются и Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания в Российской Федерацию и от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Названные федеральные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Краткий анализ норм, содержащихся в данных законах, позволяет констатировать их общее соответствие нормам, содержащимся в Европейской социальной хартии. Рассмотренные выше законодательные и подзаконные акты в большей степени касаются социального аспекта в отношении лиц пожилого возраста, нежели другие. Следующий блок из числа общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей. Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г. «гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, наличия судимости». Согласно ст. 50 Закона граждане РФ вправе в установленном порядке «неоднократно получать профессиональное бесплатное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального увечья и (или) инвалидности». Определенную надежду на улучшение социального и физического самочувствия пожилых людей дает Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ. Он рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Пунктом 11 ст. 6 предусматривается создание льготных условий для занятий физической культурой инвалидов (среди которых немало лиц пожилого возраста). Вовлечению в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют и «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в соответствии со ст. 8 данного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка и пола, политических, религиозных и иных убеждений места жительства, имущественного положения, образования профессии и других обстоятельств. Статья 10 предусматривает, что «каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями». Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Согласно ст. 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям на доступ к государственным музейным, архивным фондам иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда РФ и находящиеся в музеях в РФ. Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Пожилые люди, как и все граждане РФ, при реализации прав на отдых и на свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях. При этом им предоставляется право на внутренний, выездной, въездной, социальный и самостоятельный туризм с предоставлением в ряде случаев определенных льгот по оплате туристской путевки и страхования при внезапном заболевании и от несчастных случаев. Лицам старшего возраста согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» общедоступны фонды библиотек. Что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры. Иметь нужную информацию. На основе проведения анализа следует отметить, что рассмотренные законодательства только в социальном аспекте не сможет создать полную картину жизнедеятельности пожилых людей в нашей стране. Необходимо обеспечить закрепленное законодательством право на их участие в процессах принятия решений на всех уровнях. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Кроме того, избирательные права граждан РФ определены целым рядом законодательных актов—Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента РФ», «О референдуме» и др. Эти Законы не содержат дискриминационных норм и ограничений для участия пожилых людей в политической жизни страны. На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политической репрессий», «О статусе военнослужащих» и другие). На дальнейшее повышение гарантий прав граждан пожилого возраста направлено и законодательство субъектов РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.008 с.) |